Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:28, курсовая работа
Цель исследования: определить содержание работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде;
Задачи исследования:
1.На основе анализа психолого-педагогической и социально-педагогической литературы определить основные категории и понятия исследования: алкоголизм, подростковая среда
2. Определить причины и факторы алкоголизма в подростковой среде
3. Рассмотреть историю происхождения алкоголизма в подростковой среде;
4. Рассмотреть диагностику уровня дезадаптации подростков, употребляющих алкоголь;
5.Определить особенности социально – педагогической деятельности по профилактике алкоголизма в подростковой среде.
Введение 3
Определение понятия алкоголизм в подростковой среде. История происхождения алкоголизма. …………………………………………………............................................5
Причины и последствия алкоголизма в подростковой среде………………….……….7
Особенности детского алкоголизма……………………………………………………........................................10
Связь алкоголизма с пьянством………………………………………………………………………………...11
Социально-педагогическая работа с детьми, склонными к употреблению алкоголя..............................................................................................................................12
Диагностика уровня дезадаптации подростков употребляющих алкоголь…………..............................................................................................................17
Программа социально-педагогической деятельности по профилактике алкоголизма в подростковой среде……………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………………26
Федеральное агентство по образованию и науки РФ
Сочинский государственный университет
Социально-педагогический факультет
Кафедра социальной педагогики и педагогики
начального
образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социальна педагогика»
на тему:
Профилактика
алкоголизма в подростковой
среде
Выполнил:
студент 3 курса
очной формы обучения
группы 09 - СП
Трубачев Д. В.
Научный руководитель
к.п.н., доцент Мушкина
Ирина Анатольевна
Сочи, 2010г.
Оглавление
Введение
Актуальность исследования: особую тревогу вызывает приобщение подростков к пиву, которое, по сути, является алкогольным напитком. Широкая реклама пивных напитков в СМИ, доступность приобретения пивных напитков в каждом киоске, приобщает учащихся к употреблению этого напитка. Можно наблюдать такую картину, что школьники в большую перемену покупают пиво, пьют его и «закусывают» сигаретой. При составлении в динамике показателей болезненности и заболеваемости алкоголизмом подростков можно получить представление если не о распространенности алкоголизма среди подростков, то об «алкогольных проблемах» подростков.
За период с 1991 по 2000 г число впервые выявленных подростков, больных алкоголизмом, увеличилось почти в 1,5 раза – с 7,6 до 10,5 на 100 тыс. подростков. Следует учитывать, что зависимость от алкоголя формируется достаточно медленно, поэтому для подростков большое значение имеет показатель употребления алкоголя с вредными последствиями. Находящийся под наблюдением у наркологов контингент злоупотребляющих алкоголем подростков увеличился с1991 по 2000 г на 23,6 % (с 663,1 до 819,8 на 100 тыс. подросткового населения).
О том, что ситуация с распространением алкоголизма в подростковой среде крайне неблагоприятная, свидетельствуют появление и рост числа алкогольных психозов среди подростков.
Наибольшее число впервые диагностированных подростков со сформировавшейся зависимостью от алкоголя было выявлено в 2000 г в Республике Карелия (37,7), Республике Коми (35,1) и Вологодской областях (34,4) процентов, где показатель превышает среднереспубликанский в 3,2 раза. Наибольшее число злоупотребляющих алкоголем подростков отмечается в тех же регионах.
Таким образом,
проблема алкоголизма среди подростков
традиционно остается актуальной, несмотря
на широкое распространение новых форм
зависимости от наркотиков и других психоактивных
веществ. [ 6 стр. 26]
Цель исследования: определить содержание работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде;
Задачи исследования:
1.На
основе анализа психолого-
2. Определить причины и факторы алкоголизма в подростковой среде
3. Рассмотреть
историю происхождения
4. Рассмотреть
диагностику уровня
5.Определить особенности социально – педагогической деятельности по профилактике алкоголизма в подростковой среде.
Объект исследования: лица подросткового возраста, склонные к употреблению алкоголя.
Предмет исследования: содержание организации социально – педагогической деятельности по профилактике алкоголизма в подростковой среде;
База исследования: МОУ гимназия №15
им. Н. Н. Белоусова г.Сочи
Глава 1
Теоретические
основы организации
социально-педагогической
деятельности по профилактике
алкоголизма в
подростковой среде
Алкоголизм – это злоупотребление алкоголем.
Принято выделять: бытовое пьянство (ситуационно обусловленное злоупотребление алкоголем без проявления признаков привыкания), хронический алкоголизм, алкогольные психозы (острые, например, белая горячка; хронические, например, алкогольный бред ревности, Корсаковский психоз, хронический алкогольный галлюциноз). Развитие алкоголизма на фоне какого - то иного психического заболевания (например, шизофрении) описывается как вторичный , или симптоматический алкоголизм. К числу признаков хронического алкоголизма относят снижение количественного контроля, регулярность употребления возрастающих доз спиртного, исчезновение рвотного рефлекса (в ответ на приём высоких доз алкоголя). Постоянные мысли об алкоголе, питьё «в одиночку» (вне компании собутыльников), изменение картины опьянения: удлинение стадии возбуждения, расслабление и глубокий сон к концу опьянения. При систематическом приёме алкоголя возможно появление алкогольной депрессии с суицидальными попытками. При хроническом алкоголизме по мере привыкания к алкоголю усугубляется проявления абстиненции, возникает психическая и физическая зависимость от приёма алкоголя (болезненная потребность в алкоголизации с целью избежать явлений психического и физического дискомфорта, возникающих при воздержании от алкоголя) , постепенно появляются патологические изменения во внутренних органах, нарушения обмена веществ, поражения периферических нервов, функциональные органические изменения в центральной нервной системе. Параллельно нарастает социальная и психическая деградация, появляются алкогольная эпилепсия и алкогольные психозы. Особую тревогу вызывает наблюдающаяся во всём мире тенденция к «омоложению» этой болезни, возникновение её симптомов в подростково - юношеском возрасте.[12 стр.26]
Еникеев понимает понятие «алкоголизм» как (от араб. alkohl – примочка для глаз)– 1) вид отклоняющегося поведения, социальная патология, заболевание, вызванное систематическим употреблением алкоголя (алкогольные психозы), проявляется в абстиненции – психической и физической зависимости от приема алкоголя;
2) социальная
патология, состоящая в
Алкоголизм – форма девиантного поведения, которая характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности. Алкоголизм, как правило, сопутствует детской беспризорности и безнадзорности. [ 9 стр.26]
Алкоголь – это вещество наркотического действия. [ 3 стр. 26]
Употребление спиртных напитков началось свыше восьми тысяч лет назад. Открытие арабским химиком и врачом Альбуказисом Коза этилового спирта – продукта брожения различных растительных веществ – повлекло за собой распространение и употребление этого вещества.
Изобретение водки относят к VI в., и оно приписывается монахам-бенедиктинцам, которые распространили этот напиток во всей системе существующих монастырей.
На Руси употребление спиртных напитков началось с момента создания Киевского государства и было развито среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда, но приготовление и продажа спиртных напитков находились в руках князей и высших сословий.
Ни робкие начинания Ивана Калиты по предупреждению народного пьянства, ни потопление кабатчиков в Волхове Василием III, ни жесткие постановления Стоглавого собора при Иоанне Грозном и запреты на торговлю спиртным Бориса Годунова, ни уничтожение кабаков Екатериной II, ни возникновение обществ трезвости и антиалкогольного движения не привели ни к исчезновению спиртных напитков, ни к исчезновению самой проблемы алкоголизации населения.
Этому способствовал ряд причин. Во-первых, пьянство как социальное явление отвлекает народ от существующих в обществе проблем. Во-вторых, торговля спиртным приносила и приносит ощутимую прибыль государству. Производство алкоголя всегда было и остается одной из ведущих отраслей промышленности и экспорта любой страны.
Производство и потребление алкоголя в нашей стране постоянно растет. Так, по расчетам статистиков, в 1980 г. По сравнению с 1950 г. Оно выросло в 10,4 раза. И это без учета «домашних вин», самогона и других спиртосодержащих жидкостей, потребление которых, по мнению социологов, составляет 100 % к алкоголю, произведенному государством. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя свыше 8 литров на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых. Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков.
Вообще
само слово «алкоголь» трактуется как
химическая мельчайшая очищенная пыль,
порошок.
Причины и последствия алкоголизма в подростковой среде
1.Алкоголь как показатель неблагополучия семьи
Нравственно-эмоциональная
сторона семейных отношений –
важнейшее условие
2. Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков – усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, самостоятельности. Внутренняя духовная ограниченность, неумение проявить себя в школьном коллективе обуславливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в средствах самоутверждения. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия.
3. Алкоголь как реклама. Привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. Социологи США утверждают, что для подростков, проводящих до 5 часов у телевизора, примеры пьющих кино- и телегероев – наиболее действенная форма вовлечения в пьянство. Ими подсчитано, что в самых популярных программах, идущих в Америке с 20.00 до 23.00 за каждый час показывают в среднем 7 случаев употребления алкогольных напитков. При этом положительные герои прикладываются к рюмке в 5 раз чаще, чем отрицательные. Такая статистика у нас не проводилась. Однако когда смотришь некоторые сериалы по телевидению, например про «Ментов», то можно удивляться, как работают эти специалисты, если у них выпивка на работе происходит систематически.
4. Алкоголь как времяпрепровождение. В связи с резким уменьшением числа внешкольных детских и юношеских учреждений, падением престижа деятельности общественных организаций, завышенной платой за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение музыке, танцам и т. д.)большинство подростков испытывают избыток свободного времени. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки. Круг активной социальной жизни ограничивается проблемами и интересами алкогольной компании, в которой иногда можно встретить лиц, ранее судимых, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Новый член такого микроколлектива почти обречен на прохождение обязательной программы, начинающейся с хулиганских действий в состоянии опьянения, заканчивающейся нередко серьезными правонарушениями.
Информация о работе Профилактика алкоголизма в подростковой среде