Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:18, научная работа
Цель моего исследования: теоретически обосновать и разработать систему профилактики алкоголизма среди подростков образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор литературы по проблеме профилактики алкоголизма среди подростков.
2. Подобрать и апробировать диагностические методики по изучению методов профилактики алкоголизма у подростков.
3. Разработать комплекс мероприятий по профилактике алкоголизма среди подростков
Введение
3
1.
Теоретическая часть
7
1.1
Исторические закономерности развития алкоголизма
8
1.2
Причины и мотивы употребления алкоголя
12
1.3
Факторы, приводящие к риску алкоголизма среди подростков
14
2.
Практическая часть
16
2.1
Профилактика подросткового алкоголизма.
16
2.2
Констатирующий эксперимент
16
2.3
Разработка программы действий по профилактике алкоголизма среди подростков в образовательном учреждении
21
2.4
Повторный констатирующий эксперимент
22
Заключение
24
Список использованных источников
25
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Белоярский многопрофильный техникум» (ГБОУ СПО СО БМТ)
Торгово-экономический цикл
Проект
Тема: «Система профилактики подросткового алкоголизма в ОУ»
Исполнитель: Бакушина Ирина Николаевна
студентка гр. К-44 «Коммерсант в торговле»
624030, Свердловская обл., Белоярский район,
п. Белоярский, ул. Заводская, д. 8 кв. 3
Руководитель: Белозерова Галина Валентиновна
Председатель Ученического профкома
624030, Свердловская обл., Белоярский район,
п. Белоярский, ул. Мира, д. 11 кв. 4
р.п. Белоярский, 2011
Содержание
| Введение | 3 |
1. | Теоретическая часть | 7 |
1.1 | Исторические закономерности развития алкоголизма | 8 |
1.2 | Причины и мотивы употребления алкоголя | 12 |
1.3 | Факторы, приводящие к риску алкоголизма среди подростков | 14 |
2. | Практическая часть | 16 |
2.1 | Профилактика подросткового алкоголизма. | 16 |
2.2 | Констатирующий эксперимент | 16 |
2.3 | Разработка программы действий по профилактике алкоголизма среди подростков в образовательном учреждении | 21 |
2.4 | Повторный констатирующий эксперимент | 22 |
| Заключение | 24 |
| Список использованных источников | 25 |
Введение
Сегодня ни для кого не секрет, что в нашей стране широко распространено употребление алкоголя в молодежной среде. Согласно статистическим данным, употребляют спиртные напитки 82% людей в возрасте 12-22 лет. Средний возраст, в котором молодежь приобщается к вредоносному зелью, составляет 10-12 лет, но с каждым годом этот возраст все уменьшается – дети пробуют алкогольные напитки уже в начальных классах. Часто это происходит под присмотром родителей на семейных праздниках, где хоть капельку дурманящего напитка да попробуют, а наливают им сами родители.
Нередко подростки начинают пить, когда попадают в новую компанию, где это своего рода тест на вшивость – «не хочешь пить – значит, не будешь с нами». Ребята хотят быть такими «как все», поэтому, чтобы не быть белыми воронами, пьют. Через некоторое время спиртное становится необходимой частью отдыха, покоя и веселого настроения. Потом возрастают дозы потребляемого, потому что первоначальный объем выпитого кажется недостаточным. Таким образом, алкоголь становится неотъемлемой частью жизни и вовлекается во все жизненно важные процессы молодого организма.
Подростковый алкоголизм формируется в возрасте от 13 до 18 лет, именно в этот период у многих подростков развивается первая стадия заболевания. Вот несколько критериев, по которым ставится диагноз раннего алкоголизма (I стадия):
1) появление индивидуальной психической зависимости (алкоголизация становится главным интересом в жизни, начинают пить 2-3 раза в неделю, нередко в одиночку);
2) повышение толерантности к спиртному;
3) утрата рвотного рефлекса;
4) утренняя анорексия (отсутствие аппетита);
5) палимпсесты (частичная утрата памяти) опьянения.
А это ведь совсем еще дети! И представьте, что с ними будет дальше? Что будет с будущим нашей страны?
Но о чем можно говорить, когда практически каждый ребенок может купить пиво, различные энергетики и джин тоники, которые в основном и предпочитают подростки и молодежь. Продавцы, не задумываясь, продают – им главное сбыть спиртное, нужна дополнительная выручка. И нет никакой ответственности за свои действия. Здоровье в прямом смысле слова пропивается детьми, которые порой еще и не понимают, какой серьезный урон они наносят своему несформировавшемуся организму. Особенно это касается девушек – большую силу приобретает женский алкоголизм.
Я думаю, каждый видел молодую маму с коляской и бутылкой пива или беременную девушку с банкой джин-тоника в руке. И это «безобидное» занятие может нанести непоправимый вред ее будущему ребенку – употребление алкоголя способно привести к отклонениям в развитии плода, к уродству и аномалиям у ребенка. Например, неполное развитие коры головного мозга, умственная отсталость, врожденные пороки сердца. И чему в будущем такая мамаша сможет научить свое чадо?
Цель моего исследования: теоретически обосновать и разработать систему профилактики алкоголизма среди подростков образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор литературы по проблеме профилактики алкоголизма среди подростков.
2. Подобрать и апробировать диагностические методики по изучению методов профилактики алкоголизма у подростков.
3. Разработать комплекс мероприятий по профилактике алкоголизма среди подростков
Объект исследования: психологические и физиологические особенности развития подростков, лежащие в основе употребления алкоголя.
Предмет исследования: профилактика алкоголизма среди подростков.
Метод исследования:
Основным методом исследования в данной работе выбрана анкетная форма опроса. При этой форме опроса респондент отвечает наиболее правдиво, так как анкетирование – это тайное изучение мнений, где респондент неизвестен, и нельзя обнаружить его фамилию, таким образом, гарантируется полная анонимность.
Актуальность темы:
До недавнего времени алкоголизм как научная проблема существовала только на медико-биологическом уровне. В настоящее время увеличилось число исследователей, которые рассматривают влияние социально-психологических факторов на отношение человека к алкоголю.
В данном исследовании мы не только узнаем отношение сегодняшней молодежи к употреблению алкогольных напитков, но и разработаем систему профилактических мер борьбы с подростковым алкоголизмом.
Рабочая гипотеза: «Лучшая методика борьбы с алкоголизмом – профилактика».
Предполагается, что употребление алкогольных напитков молодёжью, влияет на их эмоциональную устойчивость, и наоборот. Те молодые люди, которые более эмоционально стабильны, негативней относятся к спиртному, чем те, кто эмоционально неустойчив.
Несмотря на ухудшение материального положения молодежи, очень низкую стипендию и не высокую зарплату, подорожание спиртных напитков и жизни в целом, по моему мнению, количество спиртного употребляемого молодыми людьми не уменьшилось.
Предполагается также, что существует взаимосвязь между потреблением алкогольных напитков и наличием высоких нравственных ценностей у молодого поколения.
По моему мнению, даже молодое поколение, то есть сегодняшние студенты и молодежь в целом, не верят в возможность искоренить пьянство, таким образом, считая, что трезвость общества это иллюзия.
Социальная среда, условия жизни порождают предпосылки для формирования у молодежи потребности в искусственных средствах воздействия на свое субъективное состояние.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования состоит в изучении видов, способов, методов профилактики алкоголизма среди подростков и их практическом применении с целью повышения эффективности профилактики.
1. Теоретическая часть
Алкоголизм – хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков, проявляющееся в физической и психической зависимости от алкоголя, ведущее к социальной и психологической деградации личности.
Алкоголизм как заболевание впервые подробно описал в середине 19 в. шведский врач Магнус Гусе, хотя само оно известно с древности. Согласно «Международной классификации болезней» Всемирной Организации Здравоохранения, алкоголизм – это состояние (психическое и обычно также физическое), возникающее в результате потребления алкоголя и характеризующееся постоянной или периодической потребностью в нем. Алкоголиком в полном смысле слова считается человек, для которого алкоголь стал столь же необходимым компонентом жизнедеятельности, как вода и пища. Больной алкоголизмом готов на все ради получения алкоголя, несмотря на отрицательные последствия его потребления для себя и окружающих.
Распространение алкоголизма в обществе является одним из симптомов социального неблагополучия. С одной стороны, люди ищут «отдушину в бутылке», когда не находят места в жизни, чувствуют разлад между собой и окружающим миром. С другой стороны, чрезмерное потребление алкоголя само по себе ведет к маргинализации индивида, его выключению из нормальной жизни. Поэтому алкоголизм есть и следствие, и причина социального неблагополучия. Само по себе потребление алкогольных напитков, как правило, не относится к девиантному поведению (за исключением мусульманских стран). Таким образом, термин «алкоголизм» имеет два основных смысла: это и болезнь индивида, связанная с его личными особенностями, и социальная патология, связанная с развитием общества в целом.
Исследованием алкоголизма занимаются представители многих наук – медицины, психологии, социологии, экономики, криминологии.
1.1 Исторические закономерности развития алкоголизма
Опьяняющие напитки известны человечеству со времен первобытности. Их потребление чаще всего было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Однако уже в древности появилось как чисто бытовое потребление алкоголя, так и злоупотребление им.
Бытовое изготовление вина впервые получило широкое распространение, видимо, в древнем Египте. В 7–3 вв. до н.э. виноделие распространилось во всех странах, где вызревал виноград.
Уже в античных обществах известны как болезненное пристрастие к вину, так и государственные меры по ограничению потребления вина, вплоть до введения полного запрета. Например, Ликург, законодатель Спарты, приказал уничтожить все виноградные лозы; некоторые правители древности и средневековья вводили сметную казнь за пьянство. В Афинах разрешалось пить только вино, разбавленное тремя частями воды. Порицалось употребление вина, разбавленного водой лишь наполовину, и уж тем более неразбавленного. Пристрастие к неразбавленному вину считалось одним из главных признаков, отличающих цивилизованного человека от «дикого» варвара. Гиппократ называл пьянство добровольным сумасшествием.
Впрочем, до открытия технологии изготовления спирта (это сделали арабы в 9 в., в Европе она получила распространение лишь с 13–15 вв.) сами спиртные напитки были относительно слабыми, что сильно сдерживало распространение алкоголизма. Поэтому в древнем мире и в средние века алкоголизм существовал только как индивидуальное заболевание, но не как социальная патология.
Социальной патологией алкоголизм в Западной Европе стал лишь в эпоху нового времени. Известно, например, что в 18 в. среди английских бедняков самое широкое распространение получил дешевый джин. Чтобы остановить распространение пьянства, государства Западной Европы начали ужесточать контроль за качеством спиртного и повышать его цену за счет специальной наценки (акциза).
В средневековой России широко употребляли пиво и вино («Веселие на Руси есть пити»). Поскольку эти пьянящие напитки были слабыми, то они долгое время не порождали особых проблем. Лишь в 15 в. появляется технология выгонки хлебной водки, быстро вытеснившей все другие алкогольные напитки. С 1474 производство и продажа всех алкогольных продуктов в России ставится под жесткий контроль: государство либо отдавало производство алкоголя на откуп (чтобы торговать спиртным, надо было в счет будущей прибыли сначала внести в казну большую сумму), либо облагало производителей высокими налогами, либо само выступало как монопольный производитель и продавец спиртного. Принадлежащие государству кабаки стали обогащать казну, в народе получило широкое распространение подпольное самогоноварение. В результате к 19 в. пьянство стало «национальной традицией».
Информация о работе Система профилактики подросткового алкоголизма в ОУ