Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.
Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реабилитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразовательного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
3) дети, оставшиеся без попечения родителей по разным причинам, в силу разных обстоятельств;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-психологической поддержке и защите своих прав.
В первую группы входят дети, как правило, имеющие проблемы в умственном развитии и соответственно проблемы в обучении, вызванные тем или иным умственным дефектом. К этой же группе также относятся дети-инвалиды и дети, имеющие различные хронические заболевания. Чаще всего с этими детьми в школе работают психологи, логопеды, медицинские работники.
Вторую, самую многочисленную группу составляют дети из так называемых неблагополучных семей. В этих семьях родители (или один из родителей) пьют, употребляют наркотики, занимаются тунеядством, проституцией; устраивают на квартире притоны, торгуют детьми, передают их своим собутыльникам; надолго оставляют детей одних дома без еды; жестоко обращаются с ними.
В третью подгруппу входят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (как правило это дети тех родителей, в отношении которых рассматривается вопрос о лишении родительских прав; когда родители в бегах, находятся в заключении или психиатрической лечебнице). Дети попадают в эту группу вследствие смерти родителей или лишения, (ограничения) их родительских прав, что встречается гораздо чаще - примерно от 80 до 95 процентов случаев. Это воспитанники центров реабилитации, приютов и детских домов
Четвёртую подгруппу составляют в основном дети из бедных, многодетных, приёмных, опекунских семей, где факторами риска являются причины экономического, демографического и педагогического характера, а также сложности адаптации детей к новым условиям обучения и проживания.В отношении каждой «группы риска» необходимо подбирать свои технологии сопровождения, учитывающие её актуальную проблематику.
Заместитель директора по воспитательной работе не может в одиночку изменить сложившуюся ситуацию с деструктивными явлениями в подростковой среде, но умелое управление всеми участниками системы воспитательно-профилактической работы позволяет ее совершенствовать, а главное помогать детям, оберегать их от несчастий.
Заключение
Существует ряд причин появления детей с девиантным поведением.
Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как воспитывать своих детей, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, недостаток контроля с их стороны, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.)
Так же со стороны образовательного учреждения можно выявить ряд причин влияющих на воспитание «трудного ребёнка»: неумение, а часто и не желании учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию.
Учащийся в условиях традиционно организованного образовательного процесса не имеет достаточных возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. В большинстве учебных учреждений проводятся различные культурно массовые и спортивные мероприятия, акции, существуют кружки, секции, общественные организации, включая школьное самоуправление. Однако дети «группы социального риска» (из неблагополучных семей) крайне редко бывают включёны в эту деятельность.
Учебная дезадаптация может иметь следующие стадии: ( МНЕ сделать схему.. к приложению)
| ||
Стадии дезадаптации | Формы девиантного поведения |
|
Учебная декомпенсация | Неподчинение детей, критика действий взрослых Отрицательное отношение к учёбе Ношение «вызывающей одежды, причёсок, украшений |
|
Школьная дезадаптация | Нарушение правил поведения в школе срывы уроков Прогулы, отказ от выполнения заданий Курение Грубость, сквернословие |
|
Социальная дезадаптация | Хулиганство Раннее начало половой жизни Драки, нанесение телесных повреждений Употребление алкоголя, пьянство Унижение других Проба наркотиков, токсикомания Побеги из дома |
|
Криминализация среды | Следование воровским законам Воровство Вымогательство, рэкет, шантаж Употребление наркотиков |
|
|
|
|
******************************
1.2. Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в деятельности общеобразовательного учреждения
Обострение кризисных процессов, нарастание социальной напряженности порождают негативные процессы во всех слоях общества, но особенно в среде подрастающего поколения. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных, родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений.
Проблемы современного ребенка могут быть различного свойства, они могут проявляться в семье, школе, колебаться от незначительных до весьма тревожных отклонений, связываемых и с детской беспризорностью, и с жестоким обращением родителей, и с принадлежностью ребенка к группе риска.
Право ребенка на получение образования, закрепленное Законом "Об образовании"{88), на первый взгляд дает возможность всем без исключения учащимся пройти курс обучения в общеобразовательном учреждении с получением гарантированного стандарта знаний и умений,
Образовательное учреждение всегда, во все времена, несла ответственность как за качество обучения, так и за воспитание своих учеников. Все дети перед системой образования были равны, и если возникали проблемы появления "педагогического брака", то они решались довольно эффективно с помощью дополнительных мер, таких как воздействие на родителей или подключение авторитета детских общественных организаций.
Социальная нестабильность нашего общества сегодня, связанная с переходом на новые экономические отношения, не могла не отразиться на системе образования. Прежние основы образования в современных условиях утратили свою актуальность. Органы управления образованием, учебные заведения и сами педагоги повсеместно переориентировались на работу со способными детьми.
Под идеей сохранения потенциала страны школа все силы стала отдавать наиболее одаренным и обучаемым ученикам, тогда, как менее способные и менее дисциплинированным ученикам школа начала отказывать в сотрудничестве. Испытывая на себе психологическое воздействие учителей, среди первичных коллективов, не конкуренты способным детям подростки начинают чувствовать свою ненужность, перестают посещать общеобразовательное учреждение и в конце концов школа, найдя любой удобный предлог, оставляет их за своими стенами, превращая тем самым в отверженных, аутсайдеров.
Радикальные изменения в этом вопросе произошли после выхода Указа Президента о "Национальном плане действий в интересах детей до 2000 года". В этой ситуации особое значение стали приобретать региональные законодательные и административные акты, а также программы, направленные на решение социальных проблем детей.
Признание уникальности развивающейся личности, ставшее отправной точкой сегодняшней школьной педагогики и психологии, показало, что в основе как социально одобряемого, так и асоциального поведения лежит индивидуальный опыт каждой личности, ее установки, ценности, система отношений к себе и социуму. Следовательно, без обращения к индивидуальным особенностям личности каждого ребенка невозможно обойтись даже на этапе профилактики отклоняющегося, делинквентного поведения. Еще более очевидна необходимость учета индивидуальных особенностей в процессе реабилитации.
Понятие "'реабилитации" начало развиваться в двадцатых годах нашего столетия. Его нынешнее определение представляет собой результат деятельности многих наук, таких как психология, медицинская психология и социология. Такие ученые, как А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, С.Г. Шацкий, нх практическая деятельность были направлены на помощь и поддержку детям, которые находились в сложной ситуации: беспризорные, дети-сироты и т.д. (129; 207). Эти ученые доказали, что таких детей можно вернуть, приспособить к условиям нормальной жизни, т.е. реабилитировать. С позиции системно-деятельностного подхода, разработка которого представлена исследованиями Л.А. Беляевой, О.С. Газман, Б.С. Гершунско-го и др., социальный принцип разрабатывает знания о социально-педагогической реабилитации, ее специфике. Вопросами реабилитации занимается не только педагогика (62;66). Также занимается изучением этого вопроса психология, медицина, социология, философия и многие другие.
В медицинской психологии реабилитацию понимают как систему различных мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой работоспособности. Этим определением пользуются в своей работе педагоги, психологи, врачи в построении программ реабилитации, имеющих целью восстановление личного и социального статуса человека (Е.В.Шухова).
Социология определяет реабилитацию как активную функцию общества по отношению к личности. Выделяют различные аспекты процесса реабилитации, такие как социально-педагогический и медико-педагогический. Можно говорить о сложной, двойственной природе процесса реабилитации. С одной стороны реабилитация это процесс рассматриваемой обществом (социумом), с другой стороны это объект воздействия одной из узкопрофессиональной отраслей человеческого (общественного) знания - медицины (213).
Социально-педагогический аспект реабилитации включает в себя меры, позволяющие решать вопросы воспитания, обучения и всестороннего развития личности, имеющей те или иные девиации в поведение. Результатом такой деятельности должна являться благоприятная тенденция к освоению профессиональных навыков, жизни в обществе в целом.
Медико-педагогический аспект реабилитации включает меры, направленные на укрепление или восстановление утраченного здоровья, применяемые в процессе обучения и воспитания.
Несмотря на специфические особенности наук, изучающих процесс реабилитации, все они придерживаются единых основополагающих подходов к этому вопросу. Нельзя представить решение данной проблемы без рассмотрения такого принципа как природосообразность. Подтверждается идея Я. А. Коменского, что семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы.
Принцип культуросообразности выражается в престиже общечеловеческих ценностей культуры. Он предполагает учет в социальном воспитании ценностей и норм национальных, этнических, региональных культур.
Принцип культуросообразности позволяет рассматривать как личные, так и общечеловеческие ценности: человек, как самоценность; семья, как естественная среда существования; труд, как основа жизнедеятельности.
Все эти принципы связаны между собой. Реальное их существование есть воплощение в различные стили взаимоотношений и социально-педагогическую деятельность*, адаптация, реабилитация, благотворительность и др. В современных концепциях психологов и педагогов (А.Р. Маллер, Н.М. Назарова, В.К. Лосев, В.В. Луньков и др.) понятие "реабилитация" рассматривается как "восстановление определенных функций", "возвращение" к жизнедеятельности путем формирования потребностей и интересов ребенка (173).
Анализ педагогических подходов к понятию "реабилитация" дезадаптированных детей раскрывается в трудах Т.А. Власовой, Л.П. Носковой, М.С. Певзнер и др., которые представляют "реабилитацию" как психолого-педагогический процесс воздействия на больного, труднообучаемого или трудновоспитуемого ребенка, с целью коррегирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности.
В связи с перечисленными подходами к понятию "реабилитация" выделяют виды реабилитации.
1 .Социально-медицинская - включает в себя восстановительную терапию, протезирование, стационарное и санаторно-курортное лечение. Обеспечение медико-социального патронажа различных групп.
2.Социально-психологическая - включает в себя повышение уровня психического здоровья, оптимизацию внутрисемейных отношений, информирование о потенциальных возможностях личности, ориентирование на самореабилитацию личности и семьи, обучение родителей приемам работы с детьми, содействие подросткам в адаптации к новым условиям.
Методы: ролевое проигрывание; сюжетно-ролевая игра; психодрамма; метод проблемной ситуации; деловая игра; консультирование; беседа; тренинги; семейное консультирование; наблюдение; психодиагностика.
Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением