Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа

Описание работы

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

Содержание

Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реа­билитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразова­тельного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Девиации диплом 1.doc

— 841.00 Кб (Скачать)
>2) дети из неблагополучных семей;

3) дети, оставшиеся без попечения родителей по разным причинам, в силу разных обстоятельств;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-психологической поддержке и защите своих прав.

В первую группы входят дети, как правило, имеющие проблемы в умственном развитии и соответственно проблемы в обучении, вызванные тем или иным умственным дефектом. К этой же группе также относятся дети-инвалиды и дети, имеющие различные хронические заболевания. Чаще всего с этими детьми в школе работают психологи, логопеды, медицинские работники.

Вторую, самую многочисленную группу составляют дети из так называемых неблагополучных семей. В этих семьях родители (или один из родителей) пьют, употребляют наркотики, занимаются тунеядством, проституцией; устраивают на квартире притоны, торгуют детьми, передают их своим собутыльникам; надолго оставляют детей одних дома без еды; жестоко обращаются с ними.

В третью подгруппу входят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (как правило это дети тех родителей, в отношении которых рассматривается вопрос о лишении родительских прав; когда родители в бегах, находятся в заключении или психиатрической лечебнице). Дети попадают в эту группу вследствие смерти родителей или лишения, (ограничения) их родительских прав, что встречается гораздо чаще - примерно от 80 до 95 процентов случаев. Это воспитанники центров реабилитации, приютов и детских домов

Четвёртую подгруппу составляют в основном дети из бедных, многодетных, приёмных, опекунских семей, где факторами риска являются причины экономического, демографического и педагогического характера, а также сложности адаптации детей к новым условиям обучения и проживания.В отношении каждой «группы риска» необходимо подбирать свои технологии сопровождения, учитывающие её актуальную проблематику.

Заместитель директора по воспитательной работе не может в одиночку изменить сложившуюся ситуацию с деструктивными явлениями в подростковой среде, но умелое управление всеми участниками системы воспитательно-профилактической работы позволяет ее совершенствовать, а главное помогать детям, оберегать их от несчастий.

Заключение

Существует ряд причин появления детей с девиантным поведением.

Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как воспитывать своих детей, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, недостаток контроля с их стороны, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.)

Так же со стороны  образовательного учреждения можно выявить ряд причин влияющих на воспитание «трудного ребёнка»: неумение, а часто и не желании учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию.

Учащийся в условиях традиционно организованного образовательного процесса не имеет достаточных возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. В большинстве учебных учреждений проводятся различные культурно массовые и спортивные мероприятия, акции, существуют кружки, секции, общественные организации, включая школьное самоуправление. Однако дети «группы социального риска» (из неблагополучных семей) крайне редко бывают включёны в эту деятельность.

Учебная дезадаптация может иметь следующие стадии: ( МНЕ сделать схему.. к приложению)

 

Стадии

дезадаптации

Формы девиантного поведения

 

Учебная

декомпенсация

Неподчинение детей, критика действий взрослых

Отрицательное отношение к учёбе

Ношение «вызывающей одежды, причёсок, украшений

 

Школьная

дезадаптация

Нарушение правил поведения в школе срывы уроков

Прогулы, отказ от выполнения заданий

Курение

Грубость, сквернословие

 

Социальная

дезадаптация

Хулиганство

Раннее начало половой жизни

Драки, нанесение телесных повреждений

Употребление алкоголя, пьянство

Унижение других

Проба наркотиков, токсикомания

Побеги из дома

 

Криминализация среды

Следование воровским законам

Воровство

Вымогательство, рэкет, шантаж

Употребление наркотиков

 

 

 

 

************************************************************

1.2. Условия  социально-педагогической  реа­билитации подростков девиантного поведения в деятельности общеобразовательного учреждения

Обострение кризисных процессов, нарастание социальной напря­женности порождают негативные процессы во всех слоях общества, но особенно в среде подрастающего поколения. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных, родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений.

Проблемы современного ребенка могут быть различного свойства, они могут проявляться в семье, школе, колебаться от незначительных до весьма тревожных отклонений, связываемых и с детской беспризорностью, и с жестоким обращением родителей, и с принадлежностью ребенка к груп­пе риска.

Право ребенка на получение образования, закрепленное Законом "Об образовании"{88), на первый взгляд дает возможность всем без исклю­чения учащимся пройти курс обучения в общеобразовательном учреждении с получением гарантированного стандарта знаний и умений,

Образовательное учреждение всегда, во все времена, несла ответственность как за каче­ство обучения, так и за воспитание своих учеников. Все дети перед системой образования были равны, и если возникали проблемы появления "педагогического брака", то они решались довольно эффективно с помощью дополнительных мер, таких как воздействие на родителей или подключение авторитета детских общественных организаций.

Социальная нестабильность нашего общества сегодня, связанная с переходом на новые экономические отношения, не могла не отразиться на системе образования. Прежние основы образования в современных условиях утратили свою актуальность. Органы управления образованием, учебные заведения и сами педагоги повсеместно переориентировались на работу со способными детьми.

Под идеей сохранения потенциала страны школа все силы стала отдавать наиболее одаренным и обучаемым ученикам, тогда, как менее спо­собные и менее дисциплинированным ученикам школа начала отказывать в сотрудничестве. Испытывая на себе психологическое воздействие учителей, среди первичных коллективов, не конкуренты способным детям подростки начинают чувствовать свою ненужность, перестают посещать общеобразо­вательное учреждение и в конце концов школа, найдя любой удобный предлог, оставляет их за своими стенами, превращая тем самым в отвер­женных, аутсайдеров.

Радикальные изменения в этом вопросе произошли после выхода Указа Президента о "Национальном плане действий в интересах детей до 2000 года". В этой ситуации особое значение стали приобретать региональ­ные законодательные и административные акты, а также программы, направленные на решение социальных проблем детей.

Признание уникальности развивающейся личности, ставшее от­правной точкой сегодняшней школьной педагогики и психологии, показало, что в основе как социально одобряемого, так и асоциального поведения лежит индивидуальный опыт каждой личности, ее установки, ценности, система отношений к себе и социуму. Следовательно, без обращения к индивидуальным особенностям личности каждого ребенка невозможно обойтись даже на этапе профилактики отклоняющегося, делинквентного поведения. Еще более очевидна необходимость учета индивидуальных особенностей в процессе реабилитации.

Понятие "'реабилитации" начало развиваться в двадцатых годах на­шего столетия. Его нынешнее определение представляет собой результат деятельности многих наук, таких как психология, медицинская психология и социология. Такие ученые, как А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, С.Г. Шацкий, нх практическая деятельность были направлены на помощь и поддержку детям, которые находились в сложной ситуации: беспризорные, дети-сироты и т.д. (129; 207). Эти ученые доказали, что таких детей можно вернуть, приспособить к условиям нормальной жизни, т.е. реабилитировать. С позиции системно-деятельностного подхода, разработка которого представлена исследованиями Л.А. Беляевой, О.С. Газман, Б.С. Гершунско-го и др., социальный принцип разрабатывает знания о социально-педагогической реабилитации, ее специфике. Вопросами реабилитации за­нимается не только педагогика (62;66). Также занимается изучением этого вопроса психология, медицина, социология, философия и многие другие.

В медицинской психологии реабилитацию понимают как систему раз­личных мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой работо­способности. Этим определением пользуются в своей работе педагоги, психологи, врачи в построении программ реабилитации, имеющих целью восстановление личного и социального статуса человека (Е.В.Шухова).

Социология определяет реабилитацию как активную функцию об­щества по отношению к личности. Выделяют различные аспекты процесса реабилитации, такие как социально-педагогический и медико-педагогический. Можно говорить о сложной, двойственной природе про­цесса реабилитации. С одной стороны реабилитация это процесс рассматриваемой обществом (социумом), с другой стороны это объект воз­действия одной из узкопрофессиональной отраслей человеческого (общественного) знания - медицины (213).

Социально-педагогический аспект реабилитации включает в себя меры, позволяющие решать вопросы воспитания, обучения и всестороннего развития личности, имеющей те или иные девиации в поведение. Результа­том   такой  деятельности   должна  являться   благоприятная  тенденция   к освоению профессиональных навыков, жизни в обществе в целом.

Медико-педагогический аспект реабилитации включает меры, на­правленные на укрепление или восстановление утраченного здоровья, применяемые в процессе обучения и воспитания.

Несмотря на специфические особенности наук, изучающих про­цесс реабилитации, все они придерживаются единых основополагающих подходов к этому вопросу. Нельзя представить решение данной проблемы без рассмотрения такого принципа как природосообразность. Подтвержда­ется идея Я. А. Коменского, что семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы.

Принцип культуросообразности выражается в престиже общече­ловеческих ценностей культуры. Он предполагает учет в социальном воспитании ценностей и норм национальных, этнических, региональных культур.

Принцип культуросообразности позволяет рассматривать как лич­ные, так и общечеловеческие ценности: человек, как самоценность; семья, как естественная среда существования; труд, как основа жизнедеятельно­сти.

Все эти принципы связаны между собой. Реальное их существова­ние есть воплощение в различные стили взаимоотношений и социально-педагогическую деятельность*, адаптация, реабилитация, благотворитель­ность и др. В современных концепциях психологов и педагогов (А.Р. Маллер, Н.М. Назарова, В.К. Лосев, В.В. Луньков и др.) понятие "реа­билитация" рассматривается как "восстановление определенных функций", "возвращение" к жизнедеятельности путем формирования потребностей и интересов ребенка (173).

Анализ педагогических подходов к понятию "реабилитация" деза­даптированных детей раскрывается в трудах Т.А. Власовой, Л.П. Носковой, М.С. Певзнер и др., которые представляют "реабилитацию" как психолого-педагогический процесс воздействия на больного, труднообучаемого или трудновоспитуемого ребенка, с целью коррегирования его поведения, опти­мизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности.

В связи с перечисленными подходами к понятию "реабилитация" выделяют виды реабилитации.

1 .Социально-медицинская - включает в себя восстановительную те­рапию, протезирование, стационарное и санаторно-курортное лечение. Обеспечение медико-социального патронажа различных групп.

2.Социально-психологическая - включает в себя повышение уровня психического здоровья, оптимизацию внутрисемейных отношений, инфор­мирование о потенциальных возможностях личности, ориентирование на самореабилитацию личности и семьи, обучение родителей приемам работы с детьми, содействие подросткам в адаптации к новым условиям.

Методы: ролевое проигрывание; сюжетно-ролевая игра; психодрамма; метод проблемной ситуации; деловая игра; консультирование; беседа; тре­нинги; семейное консультирование; наблюдение; психодиагностика.

Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением