Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа

Описание работы

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

Содержание

Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реа­билитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразова­тельного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Девиации диплом 1.doc

— 841.00 Кб (Скачать)

Вторая группа состоит из подростков с деформированными потреб­ностями, ценностями. (Они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения сла­бых, младших). У этих детей извращены представления о мужестве, дружбе, товариществе. Однако их физическое воздействие направлено лишь на бо­лее слабых.

Третья группа подростков характеризуется конфликтом между де­формированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. (Характеризуются приспособленчеством, при­творством, лживостью; апатичны).

Четвертая группа включает в себя подростков, со слабо деформиро­ванными потребностями, но в тоже время отсутствием определенных интересов и устойчивого круга общения.(Безвольны, мнительны, заискива­ют перед старшими, трусливы, мстительны

Механизмы реабилитации подростков девиантного поведения рас­сматривал в своих работах В.П, Кащенко. Он подчеркивал необходимость лечебной педагогики, без которой невозможно справиться с задачей ис­правления "'социальных вывихов" у детей.

В.П. Кащенко считал такой подход основным методом восстановле­ния детей, а лечебную педагогику понимал как синтез - медико-терапевтических, учебно-образовательных и воспитательных приемов, имеющих целью выправления характера и личности в целом. Он требовал, чтобы на практике любое дело которое делает ребенок, любое мероприятие, в котором он участвует, оказывали корректирующее воздействие (100).

Сформулированные В.П. Кащенко принципы работы с "исключитель­ными" детьми остаются основополагающими для организации реабилитационного процесса и для детей, находящихся   в трудной жизненной ситуации.

Первый принцип - замена в центре образовательной и воспитатель­ной работы педагога, ведущего за собой ребенка, который определяет все содержание и методы работы.

Второй принцип - ориентация на потенциальную социально-психологическую полноценность реабилитируемой личности и возвраще­ние ее в привычную среду.

Третий принцип - непрерывное изучение "исключительности" ре­бенка в процессе коррекционно-развивающей работы - предполагает тесное взаимодействие педагога и психолога.

В.П. Кащенко, обращает внимание на важный фактор эффективной реабилитации подростков "девиантного поведения" - на сочетание общей культуры и профессиональных знаний педагога.

К основным принципам социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения, по утверждению Г.С. Семеновой, отно­сятся предупреждение поведенческих аномалий; учет нозологической принадлежности ребенка; комплексность лечебно-профилактических и коррекционных приемов и технологий; дифференцированный подход к процессу лечения и занятия подростков с учетом возрастных и индивиду­альных особенностей подростков, а также технологии поведенческих нарушений; взаимопроникновение коррекционных и общепедагогических целей (163),

Комплекс реабилитационных мер включает: медикоментозное лече­ние; коррекционно-психологические занятия; арт-игро-психотренинги; семейную психотерапию; физиотерапию; общевоспитательные мероприя­тия.

Таким образом мы рассмотрели и проанализировали основные кон­цепции  психологов  и  педагогов относительно подростков    девиантного

поведения, используя в своей работе системно-деятельностный, личностно-ориентированные подходы. Мы уточняем, что девиантное поведение - это действия, проступки или система поступков, не соответствующих офи­циально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) правовым или нравственным нормам, вызванные недостатками системы воспитания, отрицательным влия­нием среды, в которой живет, учится и проводит досуг подросток.

Теоретический анализ проведенный нами позволили выделить сле­дующие формы и виды девиаций:

-   различаются как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности; могут проявляться в различных социаль­ных отклонениях, от нарушений норм морали, незначительных правопоступков до тяжких преступлений;

-   девиантное поведение выражается не только во внешней, поведенче­ской стороне: нарушение социальных норм и развитие асоциального поведения ведет к деформации ценностных ориентации и ценностно-нормативных представлений.

Девиации охватывают не только познавательную сферу (нарушение целенаправленности, способов мышления, установок на результат, продук­тивность), но и затрагивают коммуникативные способности характера и уровни ведущей деятельности, а также поведение в разных ситуациях эмо­ционально-волевой сферы; внимание; особенности мышления; обучаемость и личные особенности (интересы, привязанности, самооценка, реагирование на внешние воздействия).

Педагогические исследования позволили выделить основные при­знаки девиантного поведения. К ним относятся повышенная утомляемость, частая смена настроения, агрессивность.

На основе изученного материала, выделенных признаков, характерктерных для девиантных подростков и для нашего исследования мы классифи­цировали поведение подростков девиантного поведения по видам: подростки с комплексом примитивных потребностей; подростки с дефор­мированными потребностями; подростки с конфликтом потребностей; подростки с отсутствием интересов и потребностей.

Проведенный теоретический анализ особенностей девиантного по­ведения, направил нас на исследование процесса реабилитации, для восстановления личностного и социального статуса подростка.

 

1.2 Условия  социально-педагогической  реа­билитации подростков девиантного поведения

    Образовательные учреждения наряду с семьёй является основным институтом социализации ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению, т.е. социализацию ребёнка. Дезадаптированные дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки.

  Подростковая дезадаптация проявляется в затруднении в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, общеобразовательной школы т.д.), выполняющих функции институтов социализации.

Все это делает подростковый возраст весьма трудным как для окружающих, так и для самого подростка и ведет к различным, и, как правило, временным проявлениям дезадаптации.Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации социальных установок, аддиктивном (зависимом от вредных привычек) поведении.

Общеобразовательные учреждения, на сегодняшний день, не всегда обеспечивает условия для передачи и усвоения ребёнком социальных навыков, сосредотачивая усилия на трансляции готовых знаний. Таким образом, подросток, в условиях традиционно организованного образовательного процесса не имеет достаточных возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. В большинстве учреждений проводятся различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции, общественные организации, включая школьное самоуправление. Однако дети «группы социального риска» (из неблагополучных семей) крайне редко бывают включёны в эту деятельность. В лучшем случае «трудные подростки» посещают футбольные или баскетбольные секции.

Однако, участие подростков в общественных организациях, творческих объединениях и секциях является для них не столько способом структурирования свободного времени, сколько возможностью удовлетворения личностно-значимых потребностей: в принятии, признании, уважении, автономии, личностной самореализации.

Воспитательная система образовательного учреждения не справляется с задачами социализации детей «группы риска», их социально-педагогической реабилитации и коррекции социальных установок.

Поэтому возникает необходимость в перестройке процесса воспитания, переориентации части воспитательной работы на выполнение задач профилактики безнадзорности и правонарушений подростков и выделения из общей системы воспитания специально-организованной педагогической деятельности - комплексного сопровождения развития ребёнка, находящегося в социально опасной ситуации и имеющего ряд проблем. Комплексное сопровождение должно включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, таких как:

Особенности комплексного сопровождения подростка:

1. сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов в данной деятельности;

2. междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий специалистов из различных ведомств и служб;

3. широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития подростка, прерывание процесса его дезадаптации, аддиктивного и противоправного поведения, так и на предупреждение возникновения данных явлений;

4. особый вид помощи ребёнку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но в других важных сферах его жизнедеятельности;

5. использование индивидуального и дифференцированного подходов в выявлении и решении проблем его личностного и социального развития.

Модель сопровождения подростков девиантного поведения, на мой взгляд, должна включать два уровня взаимодействия:

1. уровень органов муниципальных образований (город, район)

2. уровень образовательного или социального учреждения

Осуществлять взаимодействие и координацию действий субъектов профилактики может Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, состоящий из представителей различных органов, служб, ведомств.

Цель системы профилактики детской безнадзорности - создание условий для предотвращения (минимизации) факторов риска детского неблагополучие и более полной реализации позитивных намерений личности растущего ребёнка через личностно-ориентированное воспитание, построение и реализацию моделей комплексного сопровождения детей «группы риска» на основе партнёрского взаимодействия трёх секторов общества и всех субъектов системы профилактики. Данная деятельность должна предусматривать реализацию следующих направлений системы профилактики:

* Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих учебное заведение, большую часть времени проводящих на улице (совершающих побеги из дома), имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;

*Проведение мониторинга социальной ситуации развития  подростка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.

* Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение. Если значимые другие представляют угрозу его позитивной социализации необходимо переориентировать ребёнка на окружение с позитивной направленностью, создавая ему ситуацию успеха в новом для него окружении.

* Осуществление социально-психологической реабилитации детей, прошедших через трудную жизненную ситуацию (увечье, развод или смерть родителей, угроза лишения их родительских прав и т.п.) через выявление причин возникновения кризисного состояния и разработку комплекса мер устраняющих или компенсирующих последствия выявленных причин.

* Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т.п.);

* Организация допрофессиональной подготовки подростков, что предполагает поддержку личности и семьи ребёнка в создании нормальных условий взаимодействия с социальным окружением, подготовку подростка к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой деятельности;

* Организация подросткового досуга, занятости учащихся в каникулярное время (вовлечение трудных подростков в деятельность производственных и ремонтных бригад, другие виды общественно-полезной деятельности, оплата их труда; обучение умениям организовывать интересный и содержательный досуг для себя и своих товарищей);

Кроме этого необходимо создавать общественные образовательные программы для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодёжи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные, образовательные программы и т.д.); организовывать социально-воспитательную среду, позволяющую гармонизировать отношения детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учёбы.

Комплексное сопровождение осуществляется наряду с профилактикой безнадзорности и правонарушений и по своей сути является вторичной профилактикой, направленной на изменение неблагоприятных условий среды и личностного развития подростка, оказавшегося в трудной ситуации. Сопровождение включает ряд последовательных (в некоторых случаях пересекающихся) и дополняющих друг друга видов социально-педагогической деятельности:

· Выявление  учащихся этой категории в подростковой среде

· Мониторинг социальной ситуации развития

· Организация работы с подростками колледжа

· Организация работы с семьёй и ближайшим окружением  подростка.

Для дифференцированного подхода к работе с детьми «группы риска» следует разделить их на группы, имеющие свои отличия.

1) дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;

Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением