Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.
Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реабилитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразовательного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Вторая группа состоит из подростков с деформированными потребностями, ценностями. (Они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших). У этих детей извращены представления о мужестве, дружбе, товариществе. Однако их физическое воздействие направлено лишь на более слабых.
Третья группа подростков характеризуется конфликтом между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. (Характеризуются приспособленчеством, притворством, лживостью; апатичны).
Четвертая группа включает в себя подростков, со слабо деформированными потребностями, но в тоже время отсутствием определенных интересов и устойчивого круга общения.(Безвольны, мнительны, заискивают перед старшими, трусливы, мстительны
Механизмы реабилитации подростков девиантного поведения рассматривал в своих работах В.П, Кащенко. Он подчеркивал необходимость лечебной педагогики, без которой невозможно справиться с задачей исправления "'социальных вывихов" у детей.
В.П. Кащенко считал такой подход основным методом восстановления детей, а лечебную педагогику понимал как синтез - медико-терапевтических, учебно-образовательных и воспитательных приемов, имеющих целью выправления характера и личности в целом. Он требовал, чтобы на практике любое дело которое делает ребенок, любое мероприятие, в котором он участвует, оказывали корректирующее воздействие (100).
Сформулированные В.П. Кащенко принципы работы с "исключительными" детьми остаются основополагающими для организации реабилитационного процесса и для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Первый принцип - замена в центре образовательной и воспитательной работы педагога, ведущего за собой ребенка, который определяет все содержание и методы работы.
Второй принцип - ориентация на потенциальную социально-психологическую полноценность реабилитируемой личности и возвращение ее в привычную среду.
Третий принцип - непрерывное изучение "исключительности" ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы - предполагает тесное взаимодействие педагога и психолога.
В.П. Кащенко, обращает внимание на важный фактор эффективной реабилитации подростков "девиантного поведения" - на сочетание общей культуры и профессиональных знаний педагога.
К основным принципам социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения, по утверждению Г.С. Семеновой, относятся предупреждение поведенческих аномалий; учет нозологической принадлежности ребенка; комплексность лечебно-профилактических и коррекционных приемов и технологий; дифференцированный подход к процессу лечения и занятия подростков с учетом возрастных и индивидуальных особенностей подростков, а также технологии поведенческих нарушений; взаимопроникновение коррекционных и общепедагогических целей (163),
Комплекс реабилитационных мер включает: медикоментозное лечение; коррекционно-психологические занятия; арт-игро-психотренинги; семейную психотерапию; физиотерапию; общевоспитательные мероприятия.
Таким образом мы рассмотрели и проанализировали основные концепции психологов и педагогов относительно подростков девиантного
поведения, используя в своей работе системно-деятельностный, личностно-ориентированные подходы. Мы уточняем, что девиантное поведение - это действия, проступки или система поступков, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) правовым или нравственным нормам, вызванные недостатками системы воспитания, отрицательным влиянием среды, в которой живет, учится и проводит досуг подросток.
Теоретический анализ проведенный нами позволили выделить следующие формы и виды девиаций:
- различаются как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности; могут проявляться в различных социальных отклонениях, от нарушений норм морали, незначительных правопоступков до тяжких преступлений;
- девиантное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне: нарушение социальных норм и развитие асоциального поведения ведет к деформации ценностных ориентации и ценностно-нормативных представлений.
Девиации охватывают не только познавательную сферу (нарушение целенаправленности, способов мышления, установок на результат, продуктивность), но и затрагивают коммуникативные способности характера и уровни ведущей деятельности, а также поведение в разных ситуациях эмоционально-волевой сферы; внимание; особенности мышления; обучаемость и личные особенности (интересы, привязанности, самооценка, реагирование на внешние воздействия).
Педагогические исследования позволили выделить основные признаки девиантного поведения. К ним относятся повышенная утомляемость, частая смена настроения, агрессивность.
На основе изученного материала, выделенных признаков, характерктерных для девиантных подростков и для нашего исследования мы классифицировали поведение подростков девиантного поведения по видам: подростки с комплексом примитивных потребностей; подростки с деформированными потребностями; подростки с конфликтом потребностей; подростки с отсутствием интересов и потребностей.
Проведенный теоретический анализ особенностей девиантного поведения, направил нас на исследование процесса реабилитации, для восстановления личностного и социального статуса подростка.
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения
Образовательные учреждения наряду с семьёй является основным институтом социализации ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению, т.е. социализацию ребёнка. Дезадаптированные дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки.
Подростковая дезадаптация проявляется в затруднении в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, общеобразовательной школы т.д.), выполняющих функции институтов социализации.
Все это делает подростковый возраст весьма трудным как для окружающих, так и для самого подростка и ведет к различным, и, как правило, временным проявлениям дезадаптации.Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации социальных установок, аддиктивном (зависимом от вредных привычек) поведении.
Общеобразовательные учреждения, на сегодняшний день, не всегда обеспечивает условия для передачи и усвоения ребёнком социальных навыков, сосредотачивая усилия на трансляции готовых знаний. Таким образом, подросток, в условиях традиционно организованного образовательного процесса не имеет достаточных возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. В большинстве учреждений проводятся различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции, общественные организации, включая школьное самоуправление. Однако дети «группы социального риска» (из неблагополучных семей) крайне редко бывают включёны в эту деятельность. В лучшем случае «трудные подростки» посещают футбольные или баскетбольные секции.
Однако, участие подростков в общественных организациях, творческих объединениях и секциях является для них не столько способом структурирования свободного времени, сколько возможностью удовлетворения личностно-значимых потребностей: в принятии, признании, уважении, автономии, личностной самореализации.
Воспитательная система образовательного учреждения не справляется с задачами социализации детей «группы риска», их социально-педагогической реабилитации и коррекции социальных установок.
Поэтому возникает необходимость в перестройке процесса воспитания, переориентации части воспитательной работы на выполнение задач профилактики безнадзорности и правонарушений подростков и выделения из общей системы воспитания специально-организованной педагогической деятельности - комплексного сопровождения развития ребёнка, находящегося в социально опасной ситуации и имеющего ряд проблем. Комплексное сопровождение должно включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, таких как:
Особенности комплексного сопровождения подростка:
1. сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов в данной деятельности;
2. междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий специалистов из различных ведомств и служб;
3. широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития подростка, прерывание процесса его дезадаптации, аддиктивного и противоправного поведения, так и на предупреждение возникновения данных явлений;
4. особый вид помощи ребёнку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но в других важных сферах его жизнедеятельности;
5. использование индивидуального и дифференцированного подходов в выявлении и решении проблем его личностного и социального развития.
Модель сопровождения подростков девиантного поведения, на мой взгляд, должна включать два уровня взаимодействия:
1. уровень органов муниципальных образований (город, район)
2. уровень образовательного или социального учреждения
Осуществлять взаимодействие и координацию действий субъектов профилактики может Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, состоящий из представителей различных органов, служб, ведомств.
Цель системы профилактики детской безнадзорности - создание условий для предотвращения (минимизации) факторов риска детского неблагополучие и более полной реализации позитивных намерений личности растущего ребёнка через личностно-ориентированное воспитание, построение и реализацию моделей комплексного сопровождения детей «группы риска» на основе партнёрского взаимодействия трёх секторов общества и всех субъектов системы профилактики. Данная деятельность должна предусматривать реализацию следующих направлений системы профилактики:
* Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих учебное заведение, большую часть времени проводящих на улице (совершающих побеги из дома), имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;
*Проведение мониторинга социальной ситуации развития подростка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.
* Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение. Если значимые другие представляют угрозу его позитивной социализации необходимо переориентировать ребёнка на окружение с позитивной направленностью, создавая ему ситуацию успеха в новом для него окружении.
* Осуществление социально-психологической реабилитации детей, прошедших через трудную жизненную ситуацию (увечье, развод или смерть родителей, угроза лишения их родительских прав и т.п.) через выявление причин возникновения кризисного состояния и разработку комплекса мер устраняющих или компенсирующих последствия выявленных причин.
* Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т.п.);
* Организация допрофессиональной подготовки подростков, что предполагает поддержку личности и семьи ребёнка в создании нормальных условий взаимодействия с социальным окружением, подготовку подростка к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой деятельности;
* Организация подросткового досуга, занятости учащихся в каникулярное время (вовлечение трудных подростков в деятельность производственных и ремонтных бригад, другие виды общественно-полезной деятельности, оплата их труда; обучение умениям организовывать интересный и содержательный досуг для себя и своих товарищей);
Кроме этого необходимо создавать общественные образовательные программы для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодёжи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные, образовательные программы и т.д.); организовывать социально-воспитательную среду, позволяющую гармонизировать отношения детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учёбы.
Комплексное сопровождение осуществляется наряду с профилактикой безнадзорности и правонарушений и по своей сути является вторичной профилактикой, направленной на изменение неблагоприятных условий среды и личностного развития подростка, оказавшегося в трудной ситуации. Сопровождение включает ряд последовательных (в некоторых случаях пересекающихся) и дополняющих друг друга видов социально-педагогической деятельности:
· Выявление учащихся этой категории в подростковой среде
· Мониторинг социальной ситуации развития
· Организация работы с подростками колледжа
· Организация работы с семьёй и ближайшим окружением подростка.
Для дифференцированного подхода к работе с детьми «группы риска» следует разделить их на группы, имеющие свои отличия.
1) дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;
Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением