Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.
Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реабилитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразовательного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
- совместная продуктивная деятельность социального педагога преподавателя, куратора и подростка. Развитие подростка осуществляется в совестной деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции как взрослый, среди взрослых.
Личностно-ориентированный подход направлен на формирование у подростков способностей к самооценке, саморазвитию, полной реализации внутренних ресурсов, сотрудничества и других личностных качеств.
По определению Л.А. Грищенко отношения ребёнка с окружающим миром претерпевают большие изменения. Первые его контакты — с матерью, родителями. Сначала, чтобы удовлетворить его самые простые потребности. Затем эмоциональные, и, наконец социальные. И если в раннем возрасте общение ребенка ограничивается малым кругом (семья), то дальше этот круг расширяется. Существует главная зависимость детей — это зависимость от родителей. И если ребенок лишен полноценного общения с самыми близкими и дорогими для него людьми, то возникает состояние депривации (74).
К.Д. Ушинский писал: "Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко откладывают отпечаток на всю жизнь. К сожалению, родители не всегда замечают отрицательные проявления в поведении ребенка. А, замечая дурные привычки, не придают им значения. Чаще всего они считают, что ребенок еще мал, ничего не понимает. Подрастет, - научиться и исправиться. При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда на первый взгляд "безобидные1' недостатки ребенка, повторяются многократно, по мере его взросления перерастают в его устойчивые привычки, проявляющиеся в виде различных отклонений в поведении"! 173).
Родители награждают своих детей не только своими генами, но и
формируют их нравственный и характеристический облик, причем с возрастом роль социальных воздействий всегда большие роли биологических факторов. Большинство людей с уродливым характером получили его по
Л.И.Новикова отмечает, что при неблагоприятном социальном развитии и нарушениях механизмов социализации могут возникнуть самые различные формы социальной дезадаптации и асоциального поведения, которые связаны не только с правонарушениями и преступлениями (134).
В процессе социализации личности возможны сбои и неудачи. Проявлением нарушений механизмов социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами.
А.П.Вардомацкий подчеркивает тот факт, что девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении (45).
Делинквентное поведение - это отдельный поступок или система поступков личности не соответствующая установленным нормам права, но не носящая уголовно наказуемый характер (212).
К делинквентному поведению относятся: школьные прогулы, мелкие кражи, драки, курение, грубость, потребление алкоголя и наркотиков.
Криминальное (противоправное) поведение - это отдельный поступок или система поступков личности, нарушающие официально установленные в данном обществе нормы права и носящие уголовно наказуемый характер (202).
Понятие "девиантное поведение" связано с другими понятиями, такими как асоциальное поведение, аномальное поведение и другими. Это подтверждается большим разнообразием трактовок данного понятия.
Отклоняющееся поведение - по определению А. С. Белкина - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные форм (26).
Девиации охватывают познавательную сферу (нарушение целенаправленности, способов мышления, установок на результат, продуктивность). Нарушения касаются коммуникативных способностей характера и уровней ведущей деятельности, а также поведения в разных ситуациях эмоционально-волевой сферы; внимания; особенностей мышления; обучаемости и личных особенностей (интересов, привязанностей, самооценки, реагирования на внешние воздействия).
В большинстве случаев среди обследованных дезадаптированных подростков типичным является проявления в виде утомленности, истощенности, повышенной раздражительности и двигательной расторможенности.
Отклонения поведения у детей и подростков не редко служат средством самоутверждения, утверждением-протестом против действительных или кажущихся несправедливостей взрослых. Диапазон проявлений отклонений в поведении детей и подростков - от нарушений дисциплины до противоправных поступков.
Общество определяет норму как предписание, служащее общим указанием для социального действия. К социальным девиациям корыстной направленности правонарушения и проступки, связанные со стремлением получать выгоды. Социальные отклонения агрессивной направленности проявляются в действиях, направленных против личности.
Педагоги девиантное поведение рассматривают как совокупность действий и поступков, способствующая формированию поведения, противоречащего принятым в обществе правовым и нравственным нормам
Исходя из теоретического анализа и различных представлений о сущности понятия "девиантного поведения", мы уточняем, что девиантное поведение -это действия, проступки или система поступков, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) правовым или нравственным нормам, вызванные недостатками системы воспитания , отрицательным влиянием среды, в которой живет, учится и проводит досуг подросток.
В педагогике установлено, что основными видами девиантного поведения являются преступления и уголовно не наказуемое аморальное поведение. Не противоправное девиантное поведение в значительной степени объясняется недостатками воспитания, приводящими к формированию устойчивых психических свойств, обуславливающих совершение безнравственных поступков, подчеркивается Т.Парсонсом (220).
В.Д. Лутанский отмечает, что в детском и подростковом возрасте девиантное поведение объясняется не завершенностью процесса формирования личности, отрицательному влиянию семьи и зависимостью от взаимодействия требований ближайшего окружения из таких же подростков и принятых в нем ориентации. В более зрелом возрасте девиантное поведение может быть результатом неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек (126).
Социальные отклонения агрессивной направленности проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, в том числе изнасилования, убийства) (165).
Асоциальное поведение - отдельный поступок или система поступков личности несоответствующих или откровенно пренебрегающих общепринятыми нормами и стереотипами поведения (201).
Антисоциальное поведение - отдельный поступок или система поступков личности направленные на нарушение нормы и требований социальных институтов (214).
Аномальное поведение - особый тип поведения, формирующейся личности с отклонениями социально-психологического и психического характера (214).
Аддитивное поведение - поведение, связанное со злоупотреблением алкоголем, токсических и наркотических веществ, до момента возникновения психической или физиологической зависимости от них (201).
Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение в один из видов девиантных действий повышает вероятность вовлечения и в другие его виды. Противоправное поведение в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушениями норм психического здоровья. До некоторой степени, как уже указывалось, совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы). Что же касается индивидуально личностных факторов, то самым важным и постоянно присутствующим бесспорно является контроль и уровень самоуважения.
Одним из исследователей проблемы отклонений в поведении подростков является Н.И. Вайзман (43). По его мнению, индивиды, совершающие девиантные действия, испытывают необходимость противодействия негативным социальным реакциям, а этот процесс может привести их к такому переопределению своего "Я", которое в состоянии способствовать дальнейшему отклонению.
Максимальное десоциализирующее влияние оказывает отсутствие заботы со стороны родителей и бедность. По утверждению Л.М. Семенюк, приведены данные по факторам, способствующим девиантному поведению подростков (180).
Таблица 1 Агенты десоциализации
Вопрос | Постоянно | Часто | Иногда | Никогда |
Проводишь ли ты свободное время с родителями ? | 17% | 12% | 48% | 23% |
Интересуются ли родители твоими успехами в учебе ? | 21% | 19% | 17% | 43% |
Интересуются ли родителей с кем ты дружишь? | 16% | 12%о | 18% | 54% |
Интересуются ли родители твоими жизненными планами ? | 9% | 21% | 31% | 39% |
В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как "трудновоспитуемость". М.Г. Ярошевский определяет трудновоспитуемость как сопротивление ребенком целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенностей характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, воспитанников, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. Сопротивление педагогическому воздействию не сводится к отклоняющемуся поведению и далеко не всегда проявляется в отношениях асоциального характера и педагогической запущенности. Так, трудновоспитуемость может проявляться, как результат возрастного кризисного периода развития ребенка, подростка либо может быть вызвана не умением педагога найти индивидуальный подход к учащемуся, появлением у учащегося самостоятельного мышления, неприятием привычных трафаретных решений и т.д. (217).
А.В. Мудрик утверждает, что при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, начинают складываться дисгармония психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы стимулирования самосознания личности, тормозитьсясвоего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, отставании в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе их - серьезные органические повреждения.) Выделяют также так называемую психогенную дезадаптацию (фобии), которые могут быть вызваны не благоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. По оценкам специалистов, 15-20% детей подросткового возраста страдают теми или иными формами психогенной дезадаптации и нуждаются в комплексной социально-педагогической реабилитации.
Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индиви-дуально-пихологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учреждении.
Проведенный анализ позволяет нам составить педагогические характеристики, дающие возможность условно определить четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности на их личность.
Первая группа подростков характеризуется устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому образу жизни, деформация ценностей и отношений. (Они эгоистичны, циничны, озлоблены, дерзки, вспыльчивы.)
Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением