Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа

Описание работы

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

Содержание

Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реа­билитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразова­тельного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Девиации диплом 1.doc

— 841.00 Кб (Скачать)

-      совместная продуктивная деятельность социального педагога преподавателя, куратора и подростка. Развитие подростка осуществляется в совестной деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции как взрослый, среди взрослых.

Личностно-ориентированный подход направлен на формирование у подростков способностей к самооценке, саморазвитию, полной реализации внутренних ресурсов, сотрудничества и других личностных качеств.

По определению Л.А. Грищенко отношения ребёнка с окружающим миром претерпевают большие изменения. Первые его контакты — с мате­рью, родителями. Сначала, чтобы удовлетворить его самые простые потребности. Затем эмоциональные, и, наконец социальные. И если в ран­нем возрасте общение ребенка ограничивается малым кругом (семья), то дальше этот круг расширяется. Существует главная зависимость детей — это зависимость от родителей. И если ребенок лишен полноценного обще­ния с самыми близкими и дорогими для него людьми, то возникает состояние депривации (74).

К.Д. Ушинский писал: "Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко откладывают отпечаток на всю жизнь. К сожале­нию, родители не всегда замечают отрицательные проявления в поведении ребенка. А, замечая дурные привычки, не придают им значения. Чаще всего они считают, что ребенок еще мал, ничего не понимает. Подрастет, - нау­читься и исправиться. При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда на первый взгляд "безобидные1' недостатки ребенка, повторяются многократно, по мере его взросления перерастают в его устойчивые привычки, проявляющиеся в виде различных отклонений в поведении"! 173).

Родители награждают своих детей не только своими генами, но и

формируют их нравственный и характеристический облик, причем с возрас­том роль социальных воздействий всегда большие роли биологических факторов. Большинство людей с уродливым характером получили его по

Л.И.Новикова отмечает, что при неблагоприятном социальном разви­тии и нарушениях механизмов социализации могут возникнуть самые различные формы социальной дезадаптации и асоциального поведения, ко­торые связаны не только с правонарушениями и преступлениями (134).

В процессе социализации личности возможны сбои и неудачи. Прояв­лением нарушений механизмов социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозна­чают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами.

А.П.Вардомацкий подчеркивает тот факт, что девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, от­клоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное пове­дение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Говорят о делинквентном (противоправном) и крими­нальном (преступном) поведении (45).

Делинквентное поведение - это отдельный поступок или система по­ступков личности не соответствующая установленным нормам права, но не носящая уголовно наказуемый характер (212).

К делинквентному поведению относятся: школьные прогулы, мелкие кражи, драки, курение, грубость, потребление алкоголя и наркотиков.

Криминальное (противоправное) поведение - это отдельный по­ступок или система поступков личности, нарушающие официально установленные в данном обществе нормы права и носящие уголовно наказуемый характер (202).

Понятие "девиантное поведение" связано с другими понятиями, таки­ми как асоциальное поведение, аномальное поведение и другими. Это подтверждается большим разнообразием трактовок данного понятия.

Отклоняющееся поведение - по определению А. С. Белкина - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через опреде­ленные компенсаторные форм (26).

Девиации охватывают познавательную сферу (нарушение целена­правленности, способов мышления, установок на результат, продуктивность).    Нарушения  касаются коммуникативных способностей характера и уровней ведущей деятельности, а также поведения в разных си­туациях эмоционально-волевой сферы; внимания; особенностей мышления; обучаемости и личных особенностей (интересов, привязанностей, само­оценки, реагирования на внешние воздействия).

В большинстве случаев среди обследованных дезадаптированных подростков типичным является проявления в виде утомленности, истощен­ности, повышенной раздражительности и двигательной расторможенности.

Отклонения поведения у детей и подростков не редко служат средст­вом самоутверждения, утверждением-протестом против действительных или кажущихся несправедливостей взрослых. Диапазон проявлений откло­нений в поведении детей и подростков - от нарушений дисциплины до противоправных поступков.

Общество определяет норму как предписание, служащее общим указанием для соци­ального действия. К социальным девиациям корыстной направленности правонарушения и проступки, связанные со стремлением получать выгоды. Социальные отклонения агрессивной направленности проявляются в дей­ствиях, направленных против личности.

Педагоги девиантное поведение рассматривают как совокупность действий и поступков, способствующая формированию поведения, проти­воречащего принятым в обществе правовым и нравственным нормам

Исходя из теоретического анализа и различных представлений о сущности понятия "девиантного поведения", мы уточняем, что девиантное поведение -это действия, проступки или система поступков, не соответ­ствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) правовым или нравственным нормам, вызванные недостатками   системы воспитания , отрицательным влиянием среды, в которой живет, учится и проводит досуг под­росток.

В педагогике установлено, что основными видами девиантного пове­дения являются преступления и уголовно не наказуемое аморальное поведение. Не противоправное девиантное поведение в значительной степе­ни объясняется недостатками воспитания, приводящими к формированию устойчивых психических свойств, обуславливающих совершение безнрав­ственных поступков, подчеркивается Т.Парсонсом (220).

В.Д. Лутанский отмечает, что в детском и подростковом возрасте де­виантное поведение объясняется не завершенностью процесса формирования личности, отрицательному влиянию семьи и зависимостью от взаимодействия требований ближайшего окружения из таких же подро­стков и принятых в нем ориентации. В более зрелом возрасте девиантное поведение может быть результатом неправильного развития личности и не­благоприятной ситуации, в которой оказался человек (126).

Социальные отклонения агрессивной направленности проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, по­бои, в том числе изнасилования, убийства) (165).

Асоциальное поведение - отдельный поступок или система поступ­ков личности несоответствующих или откровенно пренебрегающих общепринятыми нормами и стереотипами поведения (201).

Антисоциальное поведение - отдельный поступок или система по­ступков личности направленные на нарушение нормы и требований социальных институтов (214).

Аномальное поведение - особый тип поведения, формирующейся личности с отклонениями социально-психологического и психического ха­рактера (214).

Аддитивное поведение - поведение, связанное со злоупотреблением алкоголем, токсических и наркотических веществ, до момента возникнове­ния психической или физиологической зависимости от них (201).

Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное пове­дение   образуют  единый   блок,  так  что     вовлечение   в   один   из   видов девиантных действий повышает вероятность вовлечения и в другие его ви­ды. Противоправное поведение в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушениями норм психического здоровья. До некоторой степени, как уже указывалось, совпадают и способствующие девиантному поведе­нию социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы). Что же касается индивидуально личностных факторов, то самым важным и посто­янно присутствующим бесспорно является контроль и уровень самоуважения.

Одним из исследователей проблемы отклонений в поведении подро­стков является Н.И. Вайзман (43). По его мнению, индивиды, совершающие девиантные действия, испытывают необходимость противо­действия негативным социальным реакциям, а этот процесс может привести их к такому переопределению своего "Я", которое в состоянии способство­вать дальнейшему отклонению.

Максимальное десоциализирующее влияние оказывает отсутствие за­боты со стороны родителей и бедность. По утверждению Л.М. Семенюк, приведены данные по факторам, способствующим девиантному поведению подростков (180).

Таблица 1 Агенты десоциализации

 

Вопрос

Постоянно

Часто

Иногда

Никогда

Проводишь   ли   ты   свободное время с родителями ?

17%

12%

48%

23%

Интересуются     ли     родители твоими успехами в учебе ?

21%

19%

17%

43%

Интересуются  ли  родителей  с кем ты дружишь?

16%

12%о

18%

54%

Интересуются     ли     родители твоими жизненными планами ?

9%

21%

31%

39%

В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родите­лями      как     "трудновоспитуемость".      М.Г.     Ярошевский     определяет трудновоспитуемость как сопротивление ребенком целенаправленному пе­дагогическому воздействию, вызванное самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенностей характера, темпера­мента, другие личностные характеристики учащихся, воспитанников, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. Сопротивление педагогическому воздействию не сво­дится к отклоняющемуся поведению и далеко не всегда проявляется в отношениях асоциального характера и педагогической запущенности. Так, трудновоспитуемость может проявляться, как результат возрастного кри­зисного периода развития ребенка, подростка либо может быть вызвана не умением педагога найти индивидуальный подход к учащемуся, появлением у учащегося самостоятельного мышления, неприятием привычных трафа­ретных решений и т.д. (217).

А.В. Мудрик утверждает, что при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье и школе затрагиваются все личностные структуры ребен­ка, начинают складываться дисгармония психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы стимулирования самосознания личности, тормозитьсясвоего прояв­ления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, отставании в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе их - серьезные органические повреждения.) Выделяют также так на­зываемую   психогенную   дезадаптацию   (фобии),    которые    могут   быть вызваны не благоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. По оценкам специалистов, 15-20% детей   подросткового возраста страдают теми или иными формами психогенной дезадаптации и нуждаются в комплекс­ной социально-педагогической реабилитации.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индиви-дуально-пихологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных слу­чаях специальных педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учреждении.

Проведенный анализ позволяет нам составить педагогические харак­теристики, дающие возможность условно определить четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направлен­ности на их личность.

Первая группа подростков характеризуется устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потре­бительскому  образу  жизни,  деформация   ценностей  и   отношений.   (Они эгоистичны, циничны, озлоблены, дерзки, вспыльчивы.)

Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением