Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа

Описание работы

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

Содержание

Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реа­билитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразова­тельного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Девиации диплом 1.doc

— 841.00 Кб (Скачать)

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для

наказания в соответствии с УК.

Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или  не окрепли.

Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины-недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной – с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой. Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки. [7]

Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. [6]

Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди юношей. Что отчётливо проявляется в случаях антиобщественных поступков. Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех антиобщественных групп друзей чем родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения.

Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребёнок находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность – вот основные черты его характера.[10]

Все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной жестокостью, всегда подозрителен как возможная психическая аномалия. Девиантные и делинквентные формы поведения – это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм. [5]

В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации Гиндикин В.Я. (188) выделяет следующие виды дезадаптации:

Патогенная дезадаптация вызвана центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине Время диктует новые подходы в организации взаимоотношений об­щества и подростков. В современных условиях экономики, при усложняющихся межличностных отношениях, национальных конфликтов, количество проблем, степень их сложности усугубляют социально-психологическое состояние общества. Можно сослаться на следующие причины, существенно влияющие на отклонения в поведении подростков:

-     изменения социально-экономической ситуации породили новый тип производственных отношений, новый социальный слои представителей рыночной экономики. Наметилось явное расслоение общества, произошла переориентация в сфере потребностей, ценностных ориентации; поменялись социальные роли, экономические стимулы заменили морально-этические нормы взаимоотношений. Изменилось качественное состояние общества.

-     отсутствие единой государственной политики и идеологии привело к развалу традиций, института семьи, престижа образования.

-     собственные социальные явления и процессы их порождающие вы­звали безработицу, обострение криминогенной обстановки, катастрофы, душевный дискомфорт, общее психическое перенапряжение. Все эти соци­альные явления, факты, процессы существенно влияют на проблемы социальных групп, проблемы личности.

Происходят коренные изменения в поведении детей и подростков. Согласно статистическим исследованиям, рост преступности за последние два года среди подростков увеличился на 23% (147). Все это свидетельствует о том, что все большее число подростков относится обществом к "группе риска", к социальной группе - подростков девиантного поведения.

Но не только общество влияет на формирование личности подростка. Особый негативный эффект на поведение и становление подростков оказы­вает семья. В большей степени это касается подростков из так называемых неблагополучных семьей: где родители живут по одному, или являются алкоголиками, наркоманами, безработными. Дети из таких семей наиболее уязвимы в период их морально-нравственном становлении. Однако не сле­дует забывать о детях из так называемых "благополучных'1 семей. В которых, на первый взгляд, нет ни каких проблем во взаимоотношениях взрослых и ребенка. Родители имеют работу, материально обеспечивают своего ребенка, но из-за своей занятости или каких-либо других причин об­деляют его вниманием, заботой, лаской. Такие дети также подвержены различным отклонениям в поведении, так называемым девиациям.

Вопрос об объекте ранней профилактики, о том, какие несовершенно­летние, с какого возраста должны стать объектом воспитательно-профилактической работы органов ранней профилактики - один из самых сложных и дискуссионных. Об этом свидетельствует хотя бы те многочис­ленные, применяемые без достаточно различимого содержания к подросткам понятий "трудный", "трудновоспитуемый", "педагогически за­пущенный", "социально запущенный", "дезадаптированный" и т.д.

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые   образования,   закладываются   основы   сознательного   поведения, вырисовывается  общая  направленность  в  формировании  нравственных представлений и социальных установок.

Как отмечает МИ. Буянов, подростковый период - это остропротекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым (42).

С другой стороны, по мнению Н.Н. Верницкой, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов - возрастает самостоятельность, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям (49).

Сложившаяся ныне в обществе система воспитания, принятые к ним требования, отношения взрослых к растущим людям не учитывают особен­ностей их личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, из­бавлении от опеки.

В.А. Сухомлинский, предавая особое значение ранней диагностике детской трудности, писал, что ребенок становится трудным от года до семи-восьми лет. Все с чем, соприкасается ребенок с рождения, оказывает влия­ние на формирование личности ребенка наследственных задатков, педагогика предает первостепенное значение воспитанию человека. Поэто­му причины возникновения отклонений в поведении ребенка следует искать, прежде всего, в условиях воспитания и среде пребывания. Устано­вить истинные причины детской педагогической запущенности бывает не легко, так как они не редко завуалированы, носят скрытый характер. Поэто­му выявление их требует дополнительно времени, глубокого анализа. " Трудный ребенок- это дитя пороков родителей, зла семейной жизни, это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, празд­ности, призрения к людям пренебрежения своим общественным долгом...

Это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и вос­питанию детей" (191).

B.C. Юркевич подчеркивает, что в среде педагогов было довольно прочным мнение, что "трудные" ученики - это изначально ленивые, нравст­венно испорченные, недисциплинированные, не желающие учиться и хорошо себя вести школьники, и что с этими их особенностями надо вести непримиримую борьбу, если мы хотим помочь этим детям стать полноцен­ными (216).

Каждый ребенок труден по-своему, требует особого внимания, осо­бых усилий. Но всех трудных отмечала повышенная возбудимость (заторможенность), эмоциональность, подвижность, неусидчивость, неорга­низованность, неуспеваемость, агрессивность, конфликтность, неумение подчинять личным интересам, заставлять себя делать необходимое, бороть­ся с имущественным увеличением и потребностями и т.п.

Исследователи по разному  оценивают черты девиантноого поведения..

Среди "трудных" П. П. Блонский выделяет следующие основные ти­пы, или группы:

1.  Неуспевающие

2.  Дезорганизаторы

3.  Ленивые

4.  Психически недоразвитые дети

5.  Единственные дети в семье

Другими словами, в основе выделения учащихся в группы находится ведущая причина, обуславливающая трудность ученика.

Автор книги "Типы трудных детей" И.А. Граборов считал, что
"трудные" дети - это одно из неоформленных педагогических понятий. Для
одних - это дети неуспевающие, слабоодаренные; для других - дети с уста­
новками, чуждыми школе, или дети              с резко выраженной
индивидуальностью, нередко граничащей между здоровьем или болезнью
(154).

Известный педагог Э. Г. Костяшкин делит всех "трудных" на три группы:

1.            Психоневротики

2.            Педагогически запущенные

3.            Имеющие недостатки в умственном развитии (162)

А.В. Мудрик, принимая во внимание все различия и точки зрения со­прикосновения этой проблемы, простраивает классификацию трудновоспитуемых, взяв за основу базу данных проблемных детей:

1.            Дети с нарушениями здоровья.

2.            Дети с проблемами умственного развития.

3.            Дети с проблемами в учении.

4.            Дети из семей с социальными проблемами.

5.            Дети с личностными проблемами.

6.            Педагогически запущенные дети (137).

В практике семейного воспитания родителя часто недооценивают выявления причины отклонений поведения ребенка. Нередко причина труд­ности видится взрослым в самом ребенке, а не в условиях воспитания, в сущности взаимоотношений его с окружающим миром.

Мы полагаем, что для решения любой исследуемой задачи и получе­ния   значимого   результата   определяющим   является   выбор   теоретике методологической базы, которая наиболее полно может быть отражена в определенных подходах к познанию. Методологический подход в ряде ра­бот определяется, как принципиальная методологическая ориентация исследования, и как совокупность принципов, которые определяют общую цель и стратегию от того, является ли она теоретической или практической.

Проблема социально-педагогической реабилитации подростков деви-антного поведения в настоящее время решается с позиций системно-деятельностного, личностно-ориентированного и других подходов. Остано­вимся на краткой характеристике одного  из них, который ближе нам  и применяется в работе с подростками девиантного поведения

Личностно-ориентиронный подход. Теоретическое значение данного подхода связано с раскрытием природы и условий реализации личностно-развивающих функций процесса реабилитации; в определении целевых, содержательных характеристик процесса реабилитации. Ведущей идеей нашего исследования является положение о том, что реабилитация выступает основой гармонизации личности.

Отсюда вытекают основные методологические предпосылки нашего исследования:

-      гуманистический характер процесса социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения. При этом под гуманизацией мы понимаем "исторически сложившуюся систему воззрений, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, развитие и проявление своих способностей". Гуманизация обозначает для нас усиление личностного подхода, создает благоприятные условия для реабилитации подростков:

Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением