Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.
Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реабилитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразовательного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для
наказания в соответствии с УК.
Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.
Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли.
Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины-недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной – с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой. Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки. [7]
Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. [6]
Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.
Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди юношей. Что отчётливо проявляется в случаях антиобщественных поступков. Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех антиобщественных групп друзей чем родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения.
Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребёнок находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность – вот основные черты его характера.[10]
Все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной жестокостью, всегда подозрителен как возможная психическая аномалия. Девиантные и делинквентные формы поведения – это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм. [5]
В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации Гиндикин В.Я. (188) выделяет следующие виды дезадаптации:
Патогенная дезадаптация вызвана центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине Время диктует новые подходы в организации взаимоотношений общества и подростков. В современных условиях экономики, при усложняющихся межличностных отношениях, национальных конфликтов, количество проблем, степень их сложности усугубляют социально-психологическое состояние общества. Можно сослаться на следующие причины, существенно влияющие на отклонения в поведении подростков:
- изменения социально-экономической ситуации породили новый тип производственных отношений, новый социальный слои представителей рыночной экономики. Наметилось явное расслоение общества, произошла переориентация в сфере потребностей, ценностных ориентации; поменялись социальные роли, экономические стимулы заменили морально-этические нормы взаимоотношений. Изменилось качественное состояние общества.
- отсутствие единой государственной политики и идеологии привело к развалу традиций, института семьи, престижа образования.
- собственные социальные явления и процессы их порождающие вызвали безработицу, обострение криминогенной обстановки, катастрофы, душевный дискомфорт, общее психическое перенапряжение. Все эти социальные явления, факты, процессы существенно влияют на проблемы социальных групп, проблемы личности.
Происходят коренные изменения в поведении детей и подростков. Согласно статистическим исследованиям, рост преступности за последние два года среди подростков увеличился на 23% (147). Все это свидетельствует о том, что все большее число подростков относится обществом к "группе риска", к социальной группе - подростков девиантного поведения.
Но не только общество влияет на формирование личности подростка. Особый негативный эффект на поведение и становление подростков оказывает семья. В большей степени это касается подростков из так называемых неблагополучных семьей: где родители живут по одному, или являются алкоголиками, наркоманами, безработными. Дети из таких семей наиболее уязвимы в период их морально-нравственном становлении. Однако не следует забывать о детях из так называемых "благополучных'1 семей. В которых, на первый взгляд, нет ни каких проблем во взаимоотношениях взрослых и ребенка. Родители имеют работу, материально обеспечивают своего ребенка, но из-за своей занятости или каких-либо других причин обделяют его вниманием, заботой, лаской. Такие дети также подвержены различным отклонениям в поведении, так называемым девиациям.
Вопрос об объекте ранней профилактики, о том, какие несовершеннолетние, с какого возраста должны стать объектом воспитательно-профилактической работы органов ранней профилактики - один из самых сложных и дискуссионных. Об этом свидетельствует хотя бы те многочисленные, применяемые без достаточно различимого содержания к подросткам понятий "трудный", "трудновоспитуемый", "педагогически запущенный", "социально запущенный", "дезадаптированный" и т.д.
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Как отмечает МИ. Буянов, подростковый период - это остропротекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым (42).
С другой стороны, по мнению Н.Н. Верницкой, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов - возрастает самостоятельность, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям (49).
Сложившаяся ныне в обществе система воспитания, принятые к ним требования, отношения взрослых к растущим людям не учитывают особенностей их личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки.
В.А. Сухомлинский, предавая особое значение ранней диагностике детской трудности, писал, что ребенок становится трудным от года до семи-восьми лет. Все с чем, соприкасается ребенок с рождения, оказывает влияние на формирование личности ребенка наследственных задатков, педагогика предает первостепенное значение воспитанию человека. Поэтому причины возникновения отклонений в поведении ребенка следует искать, прежде всего, в условиях воспитания и среде пребывания. Установить истинные причины детской педагогической запущенности бывает не легко, так как они не редко завуалированы, носят скрытый характер. Поэтому выявление их требует дополнительно времени, глубокого анализа. " Трудный ребенок- это дитя пороков родителей, зла семейной жизни, это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, призрения к людям пренебрежения своим общественным долгом...
Это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и воспитанию детей" (191).
B.C. Юркевич подчеркивает, что в среде педагогов было довольно прочным мнение, что "трудные" ученики - это изначально ленивые, нравственно испорченные, недисциплинированные, не желающие учиться и хорошо себя вести школьники, и что с этими их особенностями надо вести непримиримую борьбу, если мы хотим помочь этим детям стать полноценными (216).
Каждый ребенок труден по-своему, требует особого внимания, особых усилий. Но всех трудных отмечала повышенная возбудимость (заторможенность), эмоциональность, подвижность, неусидчивость, неорганизованность, неуспеваемость, агрессивность, конфликтность, неумение подчинять личным интересам, заставлять себя делать необходимое, бороться с имущественным увеличением и потребностями и т.п.
Исследователи по разному оценивают черты девиантноого поведения..
Среди "трудных" П. П. Блонский выделяет следующие основные типы, или группы:
1. Неуспевающие
2. Дезорганизаторы
3. Ленивые
4. Психически недоразвитые дети
5. Единственные дети в семье
Другими словами, в основе выделения учащихся в группы находится ведущая причина, обуславливающая трудность ученика.
Автор книги "Типы трудных детей" И.А. Граборов считал, что
"трудные" дети - это одно из неоформленных педагогических понятий. Для
одних - это дети неуспевающие, слабоодаренные; для других - дети с уста
новками, чуждыми школе, или дети с резко выраженной
индивидуальностью, нередко граничащей между здоровьем или болезнью
(154).
Известный педагог Э. Г. Костяшкин делит всех "трудных" на три группы:
1. Психоневротики
2. Педагогически запущенные
3. Имеющие недостатки в умственном развитии (162)
А.В. Мудрик, принимая во внимание все различия и точки зрения соприкосновения этой проблемы, простраивает классификацию трудновоспитуемых, взяв за основу базу данных проблемных детей:
1. Дети с нарушениями здоровья.
2. Дети с проблемами умственного развития.
3. Дети с проблемами в учении.
4. Дети из семей с социальными проблемами.
5. Дети с личностными проблемами.
6. Педагогически запущенные дети (137).
В практике семейного воспитания родителя часто недооценивают выявления причины отклонений поведения ребенка. Нередко причина трудности видится взрослым в самом ребенке, а не в условиях воспитания, в сущности взаимоотношений его с окружающим миром.
Мы полагаем, что для решения любой исследуемой задачи и получения значимого результата определяющим является выбор теоретике методологической базы, которая наиболее полно может быть отражена в определенных подходах к познанию. Методологический подход в ряде работ определяется, как принципиальная методологическая ориентация исследования, и как совокупность принципов, которые определяют общую цель и стратегию от того, является ли она теоретической или практической.
Проблема социально-педагогической реабилитации подростков деви-антного поведения в настоящее время решается с позиций системно-деятельностного, личностно-ориентированного и других подходов. Остановимся на краткой характеристике одного из них, который ближе нам и применяется в работе с подростками девиантного поведения
Личностно-ориентиронный подход. Теоретическое значение данного подхода связано с раскрытием природы и условий реализации личностно-развивающих функций процесса реабилитации; в определении целевых, содержательных характеристик процесса реабилитации. Ведущей идеей нашего исследования является положение о том, что реабилитация выступает основой гармонизации личности.
Отсюда вытекают основные методологические предпосылки нашего исследования:
- гуманистический характер процесса социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения. При этом под гуманизацией мы понимаем "исторически сложившуюся систему воззрений, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, развитие и проявление своих способностей". Гуманизация обозначает для нас усиление личностного подхода, создает благоприятные условия для реабилитации подростков:
Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением