Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа

Описание работы

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

Содержание

Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реа­билитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразова­тельного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Девиации диплом 1.doc

— 841.00 Кб (Скачать)


78

 

                                                      

РГСУ 

Калинкина Светлана Селиверстовна

ТЕМА: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

ПОДРОСТКОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 



78

 

 

 

Научный руководитель:  ЛАХНО Татьяна Ивановна



78

 

 

 

Содержание

Введение...........              ...........3

Глава I.  Исследование проблемы социально педагогической

                реабилитации подростков девиантного поведения

1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……

1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..

1.3????.......             

      Глава II. Социально-педагогическая        реабилитации подростков 

     девиантного поведения в условиях   общеобразовательного учреждения

2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения  в общеобразовательном учреждении.             

2.2. Реа­билитация подростков девиантного поведения в условиях

общеобразова­тельного учреждения Советского  профессионального колледжа             

2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации

подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения

        Заключение             

       Список использованной литературы             

Приложения             

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

Девиантное поведение подростка становится фундаментом адективного (зависимого) поведения индивида. Такое поведение выражается в стремлении к уходу от реальности, путём искусственного изменения его психического состояния. В этих целях во - первых, эпизодически или регулярно употребляются какие - либо вещества – это алкоголь, табак, наркотики, средства ПАВ  и медикаменты. Во – вторых, внимание постоянно фиксируется на определённых предметах или видах деятельности ( запойное чтение , просмотр телепередач и видео-фильмов, компьютеров, азартные игры, беспорядочный  секс. Независимо от средства или способа ухода реальности адеквитного поведения является бегство от обыденности, одиночества, эмоционально – межличностных, материальных проблем в конфликтных ситуациях .Здесь и должна сыграть свою роль профилактическая  работа направленная на предупреждение адеквитных проявлений.

   Состояние перехода социально-экономической системы России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе, которые не могли не отразиться на образовании и потребовали изменения некоторых его функций. При смене экономической формации образовательные учебные заведения столкнулась с рядом социальных болезней: токсикоманией, алкоголизмом, подростковым рэкетом и другими проявлениями девиантного поведения детей и подростков. Как следствие кризиса общества и основных институтов социализации - семьи и школы, резко выросла кривая роста числа социальных сирот.

      Такая ситуация вызвала необходимость перестройки воспитательной системы образовательных учреждений и смещения акцента с общих воспитательных мероприятий на постановку и решение задач социально-педагогической реабилитации деструктивных явлений в подростковой среде: безнадзорности и правонарушений подростков.

      В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, увеличивается количество различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства в подростковый возраст.

В Российской Федерации выработаны основные направления госу­дарственной социальной политики в области защиты прав и интересов детей, обеспечения полноценного развития и реабилитации ребенка, имеющего отклонения поведенческого характера (дезадаптированные дети).

Работа по профилактике социально-неблагополучных детей и подростков ведется на государственном уровне в ряде программ, в том числе в президентской программе "Дети России" (148)' , которая была утверждена Указом Президента Российской Федерации (151).

Эти идеи находят свое внедрение в созданных системах комплексной реабилитации детей и подростков девиантного поведения и осуществляется усилиями разных специалистов.

Большое внимание данной проблеме уделяли в своих работах такие ученые как Н.С. Воронцова, Е.В. Колесникова, Н.А. Рычкова, Р. Штайнер и другие.

Вопросами подготовки социальных работников, социальных педагогов осуществляющих реабилитационную работу с детьми девиантного поведения, занимались та­кие ученые как В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик и другие.

Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на подрастающее поколение.  Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, социальных работников, так  и практический интерес психологов, поэтому несомненно, что для решения проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности.    Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит не только перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Вопросы изучения поведения трудных подростков привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ.

   А. Маслоу – один из основателей гуманистической психологии, - изучая жизнь, ценности, отношения людей, которые казались ему наиболее психически здоровыми и творческими, стремился найти у них качественные отличия, другую систему мотивации, ценности, мышление и восприятие. Им были выделены черты самоактуализирующейся личности. В результате исследования он пришел к выводу, что самоактуализирующимся людям присуща метамотивация – мотивация поведения, вызываемого потребностями и ценностями роста. Он подчеркивал, что ценности существуют в самой природе человека и могут быть найдены в ней. Маслоу отделяет дефицитные ценности от бытийных. К последним он относит истину, добро, красоту, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, и т. д. Процесс самоактуализации не свободен от влияния прошлого опыта, непродуктивных форм поведения, социального влияния, вредных привычек.
 

При рассмотрении данного вопроса, мы сформулировали проблему исследования, сущность которой заключается в определении поиска адекватных способов определения содержания, методов и техноло­гий социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения и создания определенных педагогических условий успешности этого процесса. Это обусловило выбор темы нашего исследования - "Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения".

Цель исследования:

определить наиболее эффективные пути и средства решения проблемы социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения.

Объект исследования; процесс социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в профессионально колледже.

    Гипотеза:

социально-педагогическая реабилитация подростков  девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения будет эффективной, если:

а) раскрыта сущностная характеристика и уточнено понятие   «социально-педагогическая реабилитация" подростков девиантного поведения;

б)              выявлены критерии социально-педагогической реабилитации
подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного уч­
реждения;

в)              определены педагогические условия успешной социально-
педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в колледже

г)  разработана программа и план мероприятий организации учебно-воспитательного процесса.

Благодаря  проводимым мероприятиям  можно развить  творческую личность  у подростков и их практическую реализацию. Что в свою очередь, обеспечит: развитие коллективных, сотруднических отношений в организаторской и производственной деятельности, в повседневной жизни между подростками и педагогами колледжп.

В соответствии с обозначенной проблемой, предметом, целью и вы­двинутой гипотезой предусматривается решение следующих задач исследования:

1. Изучить формы, методы и степень проблемы, социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в педагогической практике в условиях   профессионального колледжа.

2.              Сформировать экспериментальную базу предлагаемых методов социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях профессионального колледжа.

3.              Обосновать педагогические условия успешной социально-
педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения;

4.              Проанализировать результаты работы и представить в виде   программы  или разработанный комплекс плана мероприятий педагогических условий по социально- педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в колледже;

  5. Рассмотрение реализации программы по социально- педагогической реабилитации  подростков девиантного поведения  в условиях  профессионального колледжа г.Советский  в группе « Повар, кондитер».

Опираясь на поставленные задачи, реализация данного проекта проводится  в  Советском профессиональном колледже.

Беря за основу данное образовательное учреждение и  группу « Повар, кондитер», мы анализируем, делаем выводы и применяем к нашему случаю новации, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Методологической основой исследования явились современные психологические и педагогические концепции, раскрывающие совокупность научных знаний о формировании и развитии личности (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, П.И. Чернецов и другие); об основных компонентах процесса социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях бщеобразовательного учреждения (Г.М. Бреснов, В.П. Добридень, СВ. Лебедев и другие).

1.            Раскрыта сущностная характеристика понятия "социально-педагогическая реабилитация" подростков девиантного поведения в усло­виях общеобразовательного учреждения.

2.            Выявлены критерии социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в советском профессиональном колледже.

И Разработан комплекс педагогических условий успешной соци­ально-педагогической реабилитации подростков              в условиях общеобразовательного учреждения:

1)    комплексная диагностика девиантного поведения подростков;

2)          подготовка педагогов кураторов к социально-педагогической реабилита­ции подростков девиантного поведения в колледже;

3)          разработка и внедрение программы "Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения в условиях общеобразова­тельного учреждения".

4)          формирование личности и осознание подростком ценности собственного здоровья.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты и на их основе теоретические выводы положены в основу программы ''Социально-педагогической реаби­литации подростков девиантного поведения в условиях Советского профессионального колледжа»

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Исследование проблемы социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения

 

1.1. Характеристика понятия подростки « девиантного поведения".

 

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся от нормы.

Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно Обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

 

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.[3]

Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением