Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:34, курсовая работа
Цель исследования: Выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: Словообразование у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения особенностей словообразования у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………...5
Понятие словообразования и его онтогенез……………………….5
Особенности словообразования у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи…………………………………..10
Глава 2. Экспериментальное исследование словообразования………………17
2.1. Описание экспериментальной методики..…………………………...17
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………20
Заключение ………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Приложение…………………………………………………………………….28
Особенно
широко развертывается собственное
словотворчество в поздний
Словообразование глаголов происходит двумя способами: образование одних глагольных форм от других и образование глаголов от других частей речи.
При
самостоятельном образовании
Самостоятельное
образование глаголов от других частей
речи появляется много позже. Так, первые
случаи отмечены около 2, 1, и вначале
эти образования редки; зато в
более позднем возрасте (от 5 до 9
лет) они очень часты и
Глаголы от других частей речи образуются или посредством суффиксов, или посредством суффиксов и приставок.
Прилагательное появляется очень поздно. До двух лет А.В. Гвоздевым лишь три примера прилагательных, тогда как к этому времени в большом количестве усвоены существительные и глаголы, у которых уже сформировались некоторые грамматические категории. Даже наречия появились раньше прилагательных: от 1, 11 до 2 лет уже отмечено несколько наречий, имеющих одинаковую основу с прилагательными [3].
Первыми
в онтогенезе словообразования прилагательных
появляются суффиксы ласкательности и
уменьшительности. А.Н. Гвоздев отмечает
их появление в 2,1. Суффиксы увеличительности
(-ущ-, -ищ-) встречаются в единичных случаях
в три года. Суффиксы принадлежности и
отношений к предметам ( -ин-, -ов-, -ев-) встречаются
часто начиная с 2,3. Позднее, в 7,10 лет появляется
сложный суффикс -инов-. Примерно в
это же время появляются суффиксы, обозначающий
склонность к действию (-уч-, -ач-). При словообразовании
прилагательных позже 5 лет не наблюдается
каких-либо изменений в основах слов [3].
1.2.Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Развитие
словообразования у детей в психологическом,
лингвистическом, психолингвистическом
аспектах рассматривается в тесной
связи с изучением
Лексические
средства из-за своей ограниченности
не всегда могут выразить новые представления
ребенка об окружающей действительности,
поэтому он прибегает к
Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова указывают, если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае, если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка [8].
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя сложнейшими процессами, которые являются определяющими для дальнейшего развития словообразовательного уровня языковой деятельности: процессами вычленения и семантического синтеза. Эти процессы отражают уровень знаний ребенка об окружающем мире, структурированность и детализацию тех элементов действительности, которые были выделены в процессе коммуникации и которыми ребенок овладел в ходе деятельности.
По данным Т.Б. Уваровой, дети дошкольного возраста в основном используют морфемный способ образования. Наиболее интенсивное формирование словообразовательных умений и навыков происходит в 4-5 лет, когда ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и словообразования [17].
Как показывают экспериментальные материалы, полученные в исследованиях Э. А. Федеравичене и А. Г. Тамбовцевой, детское словообразование имеет свои особенности в различные периоды дошкольного детства. Так, как показывают материалы, полученные Э. А. Федеравичене, ребенок трех лет, пытаясь объяснить значения слов на основе их состава, почти не использует словообразовательные средства для создания производных слов, к пятилетнему возрасту у него резко возрастает способность не только объяснять значения слов по составляющим их частям, но и способность создавать новые слова. К шести годам ребенок достигает того уровня речевого развития, который возможен при стихийном владении языком. А. Г. Тамбовцевой было выявлено три типа словотворческих процессов у детей: речевые ошибки, собственно словотворчество, ориентировочные действия [19, 13].
Многие ученые (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская), изучавшие вербальное и невербальное развитие детей с общим недоразвитием речи, неоднократно указывали на их трудности в овладении словообразовательными процессами [4,9,10,20,21].
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [11].
Анализируя состояние речи у детей с ОНР, Т.В. Туманова констатирует у них недостаточность словообразовательных навыков уже в дошкольном возрасте. В устной речи эта недостаточность проявляется в неполноте использования разных частей речи, множественных заменах и смешениях слов, отсутствии в словаре ребенка многих слов и т.д., вследствие чего в речи употребляются в основном существительные и глаголы, реже используются прилагательные, местоимения, наречия [14].
Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта, как общее недоразвитие речи. Вследствие этого недостатки словообразовательных операций отмечаются у дошкольников с ОНР на разных этапах восприятия и порождения речевого высказывания [14].
Так, Р.Е. Левина, указывая на различные речевые возможности детей с ОНР, отмечала полную недоступность словообразовательных действий детям с первым и вторым уровнями речевого развития [9].
Т.Б. Филичева, выделяя дополнительный, четвертый, уровень ОНР, отмечает у этих детей существенные затруднения при образовании сложных слов, прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально – волевое состояние живых объектов, при образовании существительных со значением единичности [21].
У
детей с общим недоразвитием
речи часто оказываются
В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико (-ик, -очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -к) [17].
Т.В. Тумановой представлена типология словообразовательных ошибок, которая демонстрирует трудности, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на этапе восприятия речи и на этапах внутреннего программирования [16]:
- ошибки в выборе производящей основы для будущего слова, в результате чего образуются детские неологизмы («белёвая» — машинка для стирки белья, «еденая» — машина, которая едет);
-
преимущественная ориентация
- недифференцированное понимание значений аффиксальных словообразовательных элементов (например, одна и та же картинка подбирается к глаголам «пришел», «подошел», «перешел»);
-нарушение
операций выбора в
-
смешение слов с многозначными
аффиксами (например, для картинки
«цветник» ребенок признает
-
несоблюдение формальных
-
замещение словообразования на
аграмматичное ситуативное
Представленная типология ошибок свидетельствует об ограниченных возможностях усвоения дошкольниками с недоразвитием речи морфем как языковых знаков и овладения операциями с ними.
Таким образом, Т.В. Тумановой были сделаны важные выводы, свидетельствующие о слабой готовности дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня к выполнению базовых словообразовательных операций; а именно [15]:
-
дети с ОНР значительно
- у детей с ОНР отмечен низкий уровень сформированности предпосылочных для развития словообразования условий. Причем наблюдается недостаточность как речевых условий (скудость первичного словаря мотивированной лексики, ограниченность использования производных форм в активном и пассивном плане), так и условий когнитивных (слабость мотивационной сферы, недостаточность объема зрительной и слуховой памяти, памяти на линейный вербальный ряд, неточность спецификации ситуации и т.д.). Значительно нарушены все компоненты интегративных операций и правила их проведения: выбор мотивирующей основы, нахождение в долговременной памяти нужной словообразовательной морфемы и синтезирование ее с производящей основой [15].
О.М. Вершининой было проведено исследование о самостоятельном образовании производных имен прилагательных от существительных при помощи суффиксации. По результатам как у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, так и у детей с нормальным речевым развитием наблюдались следующие ошибки [1]:
1) Замена суффиксов. Дети получали неологизмы при помощи различных нормативных суффиксов. Для окказионализмов они часто использовали суффиксы «и» и «ов», имеющие высокую активность в этой модели. В ряде случаев испытуемые употребляли суффикс «и» там, где требовался «ов», и наоборот, вместо «н» использовали «ов» («грибной» — «грибовый», «березовый» — «березный», «фарфоровый» — «фарфорный»);
2) Наложение суффиксов. Например, «черничный джем» — «чернивный», «грибной суп» — «грибиновый». Возникновение этой ошибки объясняется тем, что ребенок здесь как бы усиливает качественную оценку предмета, объекта или явления, либо, напротив, подчеркивает лишь частичную ее выраженность;
3) Отсутствие суффикса. Например, «сосновая шишка» — «сосная», «вишневое варенье» — «вишное», «ножницы из металла» — «металые»;
4) Отказы от выполнения задания.
Следующие особенности, как отмечает О.М. Вершинина, характерны только для детей с ОНР:
1) Образование неологизмов при помощи ненормативных суффиксов. Например, крыша «из соломы» — «соломта», занавеска «из ситца» — «сическая», «сичная», ножницы «из металла» — «металовичи»;
2) Лексические замены. Наблюдались замены слов как близкие по семантике («пуховая подушка» — «пушистая»), так и далекие («металлические ножницы» — «меховые»);
3) Использование приставки. Например, «грушевое варенье» — «игрушеновое варенье»;