Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 06:55, практическая работа
Словообразовательный анализ ( разбор) имеет целью определение способа образования слова. Он проводится в следующем порядке.
У анализируемого слова определяется тип основы (производная или непроизводная). Если основа непроизводная, например, лес, река, словообразовательный разбор произвести невозможно.
Словообразовательный
анализ ( разбор) имеет целью определение
способа образования слова. Он проводится
в следующем порядке.
Указанная схема
проведения словообразовательного
разбора свое реальное выражение
находит в графической модели,
хорошо известной учащимся по школьному
учебнику:
канатоходец < ходить (по) канату (сложение
основ с одновременным прибавлением суффикса);
лесник < лесной (суффиксальный);
переход < переходить (бессуффиксный);
выходной < выходной (день) - (переход
из одной части речи в другую).
Словообразовательный анализ предполагает
выяснение способа образования нового
слова. Его необходимо отграничивать от
формообразовательного разбора. Различие
между новым словом и формой слова заключается
в том, что с новым словом всегда связано
новое лексическое значение, форма же
слова по значению не отличается от исходного
слова. Например, от прилагательного грубый
при помощи суффикса образовано слово
грубость, у которого иное значение, к
тому же оно относится к другой части речи.
От того же прилагательного при помощи
суффикса образована форма сравнительной
степени грубее, не отличающаяся от исходного
слова лексическим значением.
В некоторых случаях при словообразовательном
разборе бывает удобно проводить его в
два этапа. Например:
расцветший
1) расцветший < расцвести (формообразование).
Причастие расцветший образовано от неопределенной
формы глагола расцвести.
2) расцвести < цвести (приставочный).
Глагол расцвести образован от глагола
цвести приставочным способом.
Пример Словообразовательный разбор
отобранного
1) отобранного <- отобрать (ступень формообразования);
2) отобрать <- брать.
Глагол отобрать образован от глагола
брать приставочным способом.
обижает <- обидеть
Глагол обижает образован от глагола обидеть
суффиксальным способом. В качестве средства
образования данного слова выступает
и чередование согласных д//ж.
Тренировочные упражнения по словообразованию
Упражнение 1. Разберите слова по составу, добавьте свои той же конструкции.
Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница ;
закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный ;
возобновление, воссоединение, возрождение, воспламенение ;
неприспособленность, неустроенность, несовместимость ;
обесцвечивание,
обезвоживание, обезболивание, обескровливание
;
Упражнение 2. Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.
Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник ;
белизна, крутизна, тупизна, новизна, желтизна ;
честность, точность, смелость, успокоенность ;
удалец, молодец,
купец, продавец, красавец, любимец .
Упражнение 3. Найдите корень, образуйте от него новые слова.
Изжога - ; наугад - ; сдержанный ;
соотнесенный ; прозорливый ; непогрешимый -
; предубеждение ;излишество ;
незамедлительный ; располагающий ; пробуждение –
; провозглашать
.
Упражнение 4. Образуйте новые слова только с помощью различных суффиксов .
Например: шум: шумный, шуметь, шумливый, шумиха.
Шут , звук ,
круг , месть ,
место , свет .
Упражнение 5. Образуйте новые слова только с помощью приставок.
Кипеть - , стучать - ,
ставка - , ход - ,
бег - , кладка - ,
брошенный - , мытый
- .
Упражнение 6. Образуйте новые слова с помощью приставок и суфффиксов.
След - , соль - ,
Дым - , цвет - ,
вред - , говор - ,
место - , щит - ,
спор - , суд - .
Упражнение 7. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.
Например : безветренный – ветер, закружиться – круг.
Наябедничать - , законченный - , погрешность - ,
намучиться - , продрогнуть
- , ответвление - , преображение - , непринужденный
- , неотчуждаемый - - , безупречный - .
Упражнение 8. В каждом столбике пропущен только один суффикс. Найдите его. Количество точек соответствует количеству букв.
Например : носиль ( . . . ) Ответ: -щик
набор( . . . )
настрой( . . . )
поме( . . . )
Част (. . .) арт (. . .) стол (. . )а ярк (. . . .) цени (. . . .)
участ (. . .) пиан (. . .) част (. . .)а низ (. . . .) мучи (. . . .)
работ (. . .) джаз (. . .) стран (. . .)а свят (. . . .) води (. . . .)
озор (. . .) гитар
(. . .) круп (. . .)а точн (. . . .) писа (. . . .)
Упражнение 9. Вставьте приставки. В каждом столбике пропущена одна и та же приставка. Количество точек – это количество букв.
Например (. . .) стрелка Ответ : при - стрелка
(. . .) кидка при - кидка
(. . .) мерка при - мерка
(. . .) бавка при - бавка
( . . ) возка ( . . ) жигание (. . . ) росток ( . . . ) лечься ( . . . ) гул
( . . ) садка ( . . ) живление (. . . ) пасок ( . . . ) дуться ( . . . ) лет
(. . ) ездка ( . . ) мирание ( . . .) писчик ( . . . ) влечься ( . . . ) хлада
( . . ) грузка ( . .
) тухание (. . . ) ранок ( . . . ) литься ( . . .
) бег
Упражнение 10. Разберите слова по шагам. Шаг – это ход, при котором отсекается приставка или суффикс, но слово должно сохранять смысл.
Например: засориться - , сор. (2 шага)
засорить сорить
Разгорячиться , горяч (2 шага)
Недосказанность , , сказ (3 шага)
Умилостивить , , , милый (3 шага)
Умудриться , мудрый (2 шага)
Соподчинительный , , чин (3 шага).
Теперь по шагам соберите слово, используя минимум шагов.
Смотр , , , предусмотрительный.
Род , , , прародительница.
Страсть , , , небеспристрастный
Интерес , , , незаинтересованный.
Хранить , , , предохранительница.
Упражнение 11. Придумайте новые слова по данному образцу.
Об (тёс) анный на (пар) ник не (вид) имый под (леч) ить вы (корч) евать
об (наж) ённый на (езд) ник не (люд) имый под (пил) ить вы (брак) овать
об (вин) ённый на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) овать
об ( ) анный на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) евать
об ( ) ённый на (
) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) овать
Упражнение 12. Выделите в каждом столбике слово, образованное отличным от других спосом образования.
Например: набивщик Ответ : натурщик
наклейщик
натурщик
настройщик
Загогулина перепончатый содержатель обесцененный
закорючка перерывчатый сожитель обеспеченный
запонка переливчатый создатель обеспокоенный
заготовка переметчивый соискатель обесцвеченный
Упражнение 13. Составьте выражения со словами, которые образованы неморфологическим способом.
Например: рабочий день, рабочий на заводе.
Больной - , больной - ; холостой - , холостой – , горбатый - , горбатый - , будущее - ,
будущее - , прямая - , прямая - , детская - ,
выходной - , выходной - , контрольная - , контрольная - , настоящее - , настоящее - ,
мороженое - , мороженое - , легкие - , легкие - - ,новенький - , новенький - .
Информация о работе Практическая работа по "Словообразованию"