Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:01, реферат
Арабский корень имеет жесткую структуру и обязательно включает три согласных (три буквы). Имеется также система четырехбуквенных корней, однако она менее распространена по причине ее слабой мощности в смысле словообразования и ограниченных семантических возможностей. Ее мы здесь касаться не будем.
Корень и словообразование
Арабский корень имеет
жесткую структуру и
Огласовки корневых согласных,
часто совместно с
Примечание. Самая простая форма فتح фатаха (3 лицо един. число муж. рода) является словарной и в словарях условно переводится неопределенной формой русского глагола.
Глаголы, основа которых состоит только из корня, называют непроизводными, или глаголами первой породы (по-арабски مجرد мугаррад, откуда европейский термин герундий).
От первой породы образуются глаголы производных пород. Всего пород – 15. Но обычно в нормативные курсы грамматики включаются только десять наиболее распространенных пород.
Производные породы образуются путем внедрения в состав слова аффиксов (некорневых морфем) либо удвоением средней корневой (вторая порода), либо удлинением первой огласовки (третья порода).
Пример образования второй породы от первой:
فتح фатаха “он раскрыл” > فتح фаттаха “он пораскрывал”.
Пример образования третьей породы от этого же корня:
فاتح фа:таха “он раскрыл себя кому-то, он признался”.
От глагола первой породы можно образовать
– имя действия (مصدر масдар),
– имя деятеля ( الفاعـل اسم причастие действительное),
– имя поддейственного (المفعول اسم ) т.е. причастие страдательное,
– имя орудия ( الالة اسم ),
– имя времени и места (والزمان المكان اسم),
– а также имя способа совершения действия, имя остатка, имя болезни, и некоторые другие имена.
От глаголов производных пород образуется имя действия (масдар), оба причастия, иногда имя места (совпадающее по форме с причастием страдательным).
Большинство арабских слов относятся к одной из перечисленных здесь категорий. Каждая из них имеет особую формулу образования, называемую вазном (وزن). Например, مفتاح мифта:х, “ключ” является именем орудия первой породы корня ح ت ف ФТХ “открывать”, فاتح фа:тих “открывающий” – причастием действительным этой же породы.
Соответствующая формула определяется по конфигурации огласовок и по включенным в слово некорневым согласным. Основу всего словообразования составляет система пород.
Типы корней и корнеобразование
Арабские словообразовательные формулы рассмотрены выше на материале так называемых правильных корней. Дело в том, что в числе арабских согласных есть согласные слабые (полугласные). Это Й и В (последний произносится как английское W). К их числу можно отнести и Хамзу, поскольку этот звук так же, как и слабые, вносит в формулы определенные изменения.
В зависимости от места слабой в корне, корни подразделяются на
– подобноправильные, если слабая занимает первую позицию, например, وصل васала “прибывать”;
– пустые, если слабая занимает вторую позицию, например, корень ن و ك КВН “бытие”, откуда كان ка:на “быть”.
– недостаточные, если слабая занимает третью позицию в корне, например ي ش م МШЙ “хождение”, откуда مشى маша: “идти”.
Наличие слабой в корне сильно модифицирует рассмотренные выше формулы словообразования, но по довольно жестким правилам. Слабые согласные в зависимости от модели слова могут редуцироваться до гласных, долгих или даже кратких, и, следовательно, как и любые краткие гласные, в этом случае не обозначаются на письме. Слабые могут переходить друг в друга или в Хамзу, тоже, впрочем, по определенным правилам. Так, глагол от كون кавн (каwн) “бытие” в прошедшем времени пишется и произносится كان ка:на “он был”, где корневой Вав подменяется Алифом; повелительное наклонение пишется только в две буквы: كن кун “будь”; в причастии действительном слабая Вав подменяется хамзой: كائن ка:'ин. Как видим, в разных формах слова слабая то появляется, то исчезает, то вновь появляется, но уже под масками других букв.
Около полутора тысяч арабских корней, что составляет почти четверть всех имеющихся корней, – слабые. Именно от них образуются наиболее употребительные слова, так что, по меньшей мере, каждое третье слово в тексте образовано от слабого корня и маскирует место и качество слабой корневой. Это обстоятельство значительно затрудняет чтение арабского текста, и даже нахождение слова в словаре.
Большинство арабских словарей составлено по корневому принципу. Все слова от одного корня помещаются в одной статье, иначе, слова группируются в алфавитном порядке корневых согласных. Так что читателю очень важно понимать морфемный состав слова. Иначе даже в словаре нельзя его найти.
Тот, кто читает текст на арабском языке, постоянно вынужден вести анализ слов с точки зрения состава его корневых согласных. Критерием правильности такого анализа является складывающийся смысл. Если смысл не сложился, значит где-то ошибка, либо в определении огласовки, либо в определении корня.
Корнеобразование
Все, что было здесь сказано о корнях и о словообразовании, можно найти в любой грамматике арабского языка. Но вот как образуются сами корни – этот вопрос до сих пор оставался не выясненным, хотя попыток в этом направлении было предпринято немало. Еще в раннее средневековье арабские грамматисты пытались представить значение корня как сумму значений корневых согласных, предполагая, что каждая согласная имеет свое собственное значение. Далее нескольких правдоподобных примеров дело не пошло. К счастью, арабы быстро сообразили, что идут по тупиковому пути, и не стали строить на этом болоте эзотерическую теорию, хотя поводы для того в арабском можно найти гораздо более основательные, чем в еврейском, где выстроено не очень ясное учение под названием каббала, и в русском, где подобные теории сейчас стали расти как грибы.
Ошибка арабов состояла в том, что они видели лишь механическую сумму сложения, не замечая, что кроме сложения, в корне происходят процессы свертывания.
Возьмем, к примеру, корень م و ك КВМ, от которого в арабском كومة ку:ма “куча” и глагол второй породы كوم каввама “нагромождать, сваливать в кучи”, “накапливать”. Сравним этот корень с корнем ركم РКМ “накапливать”. Видно, что внедрившийся аффикс Р вытеснил слабую В из корня КВМ. Значение Р здесь подобно значению удвоения среднего согласного (интенсив). Если мы удалим внедрившийся аффикс, то в остатке останется не две согласные, а три, так как слабая согласная вновь восстановится. Фокус в том, что, сколько бы ни удаляли аффиксов из корня, в остатке всегда останется три согласных.
Не заметили арабы и того, что система аффиксальных согласных, а их выявить не трудно, если знаешь принцип, в целом семантически копирует семантику системы пород, что значительно облегчает их выявление. Взятый нами согласный Р по значению точно соответствует второй (интенсивной или каузативной породе). Так и другие аффиксальные согласные, внедряющиеся в корень. Их около десяти. Р соответствует второй породе, Д – третьей или шестой, Х – десятой. При этом имеются фонетические варианты этих аффиксов. Дело в том, что некоторые арабские согласные не сочетаются в корне. Например, первый и второй согласные не могут быть одинаковыми и даже подобными. Если в корне есть уже Р, то Р преобразуется в ДЖ (Г). Наше ребро в арабском языке не может существовать и превращается в ГБР ( جبر ), откуда, кстати, слово габариты. В арабском этот корень означает “вправлять”, “втискивать в некую шину”, “вправлять кости”. И алгебра, кстати, отсюда, и губерния. Исходный корень, – и это в арабском хорошо видно, – БР' ( برئ ) “заживать о ране”, “исцеляться”, “становиться здоровым”. Отсюда и идея вправления костей и правления вообще и идея некоей формулы, ограничений, шины, ребер, алгебры.
Без арабского языка невозможно определить, что звук г (р) в этих словах не корневой. Он стал корневым в результате слияния его с корнем и вытеснения корневой Хамзы.
Но что интересно. Если в начале процесса наращивания аффиксальных согласных, мы имели корень, состоящий, перед тем, как быть вытесненными аффиксами, положим, из одних только слабых, то все слабые корневые постепенно, один за другим, заменились фонетически сильными аффиксами. В результате мы получим корни, целиком состоящие из аффиксов, но значения полученных корней вытекают не столько из значений аффиксов, сколько из значения корня. И это несмотря на то, что ни одного корневого в явном виде в корне нет.
Такой пример. Идея округлости, вращения, поворота выражена в слове وراء вара:' “назад”. Причем, по всей видимости, Р здесь просто усилитель, а корень тот же, что в русском вить. Корень принимает аффикс Д и превращается в ДВР (دور ), от которого глагол первой породы دار да:ра “вращаться”, “поворачивать”. От него образуется десятая порода: استدار 'истада:ра “становиться круглым”. Функцию внешнего аффикса ист- выполняет внутренний Х ( ح ), Механически заменяем аффиксом ح аффикс десятой породы 'ист, получаем حدر ХДР “становиться круглым”. Итак, получен корень ХДР, состоящий из одних аффиксов, однако главный стержень в значении данного корня, идея округлости, остался, хотя ни одного корневого здесь нет. Корень вить как бы исчез или свернулся. Но только формально, в звуковом отношении. Семантически он присутствует в полном объеме, и именно он определяет, главным образом, семантику слова. Аффиксы вносят в корень лишь дополнительные оттенки, которые, кстати, по причине своей малозначимости могут легко десемантизироваться, выветриться в реальном употреблении слов. Так, в приведенном примере интенсивный Р стерся. Уже в глаголе دار да:ра семантически его нет. Ведь глагол обозначает не только интенсивные вращения, но любые, и даже вялые.
Другой способ корнеобразования в арабском языке – аллофония. Аллофония – это изменение звучания одного или нескольких звуков в пределах гоморганности (артикуляции одним и тем же органом) с целью придания слову иного оттенка значения. Аллофония имеется во многих языках, в том числе и в русском, сравните кристалл и хрусталь; или в английском: to give “давать”, gift “подарок”.
Аллофония в арабском языке получила широкое распространение и образует целые цепочки родственных корней:
Аллофония первой корневой
وهم ВХМ “строить иллюзии, воображать”;
فهم ФХМ “понимать”;
بهم БХМ “не понимать, быть немым”.
Аллофония средней корневой
نشر НШР “пилить”;
نسر НСР “клевать”;
نجر НЖР “строгать”;
نقر НКР “выдалбливать”, “клевать”;
نحر НХР “закалывать”;
نهر НХР “рыть”
Аллофония третьей корневой
فلج ФЛГ “раскалывать”,“разделять”, “пахать”, "быть с редкими зубами”;
فلح ФЛХ “разверзать”, “пахать”, “быть с раздвоенной губой”;
فلخ ФЛХ “раскалывать”;
فلق ФЛК “раскалывать”, “разверзать”,
فلغ ФЛГ “размозжить”.
Аллофония третьей корневой
فوه ФВХ “распространяться о запахе”;
فوخ ФВХ (600) или فيخ ФЙХ “дуть о ветре”, “издавать запах”;
فوغ ФВГ “пахнуть”;
فيح ФЙХ “распространяться, расширяться (о ране) растекаться (о крови)”.
Аллофонию далеко не всегда можно отличить от внутрикорневой аффиксации, ведь и сами аффиксы, внедрившись в корень и став корневыми, могут подвергаться аллофонии. И все же аффиксация в большинстве случаев имеет четкие признаки.
Во-первых, аффиксация предсказуема семантически и имеет соответствия в семантике глагольных пород.
Во-вторых, аффиксация не связана позиционно, один и тот же аффикс может внедриться на любую из трех возможных позиций, сравните:
– داس да:с (корень ДВС) “давить, нажимать, наступать”
– عدس ъадаса “сдавливать, сплющивать”,
– دعس даъаса “наступать и давить”,
– دسع дасаъ “толкать”.
Вот этот же корень داس да:с принимает другой аффикс:
– ردس радас “топтать, выравнивать землю”, “унижать, мучить”,
– درس дарас “топтать, дрессировать верблюда”,
–دسر дасар “толкать”, “вонзать”.
В-третьих, как видно из вышеприведенных примеров, аффиксация не ограничена гоморганностью. Обойма арабских внутрикорневых аффиксов состоит из согласных самой разной артикуляции: Ъайн, Ра, Даль, Ха, Каф,
При всем этом необходимо учитывать, что обогащение корней семантикой (значениями) происходит не только и не столько в результате их аффиксальной обработки или аллофонии, сколько в реальном употреблении в речи. Предположим мы обозначили неким словом некую вещь, исходя из того, что значение слова отражает какой-то броский признак вещи. Ну, например, птицу, известную своей клептоманией, назвали “воровкой”, что по-арабски называется سروقة сару:ка, т.е. сорока. Но так не бывает, чтобы у вещи был один всего лишь признак. И тут дело в том, что слово сорока потенциально уже обозначает не только клептоманию, но саму вещь как таковую вместе со всеми ее признаками. Говорят: трещит как сорока. За сорокой теперь уже не воровство, а совсем другое качество. Как в телекамере, луч снимает потенциал с освещенной так или иначе ячейки фотоэлемента, так и слово снимает признаки с реальных (или вымышленных) вещей.