Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:34, курсовая работа
Цель исследования: Выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: Словообразование у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения особенностей словообразования у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………...5
Понятие словообразования и его онтогенез……………………….5
Особенности словообразования у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи…………………………………..10
Глава 2. Экспериментальное исследование словообразования………………17
2.1. Описание экспериментальной методики..…………………………...17
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………20
Заключение ………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Приложение…………………………………………………………………….28
Выявленные ошибки присутствовали в равной степени как в ЭГ, так и КГ.
3. Исследование словообразования глаголов от прилагательных.
Два ребенка с ОНР 3 уровня и два ребенка с нормальным речевым развитием полностью справились с данным заданием.
Основной ошибкой у детей ЭГ было наложение суффиксов. Например, «краснеть» - «красновать», «синеть» - «синевать», «стареть» - «старинеть», «белеть» - «белинеть». Данная ошибка не свойственна детям КГ.
Один ребенок КГ не понял задания и образовывал другие части речи («краснеть» - «краснущий», «зеленый» - «зелененький»).
Во время исследования процессов словообразования, обследуемые дети, вели себя по-разному. Большинство детей контрольной группы слушали задания внимательно, заинтересованно, не переспрашивали. Дети отличались повышенной скромностью и терпеливостью. Но также был и энергичный, живой ребенок, которому характерно веселость, бойкость. Девочка часто отвлекалась, рассказывала про себя.
Дети экспериментальной группы чаще отвлекались, недостаточно внимательно слушали, поэтому требовалось большее количество повторения задания. Также дети КГ лучше принимали подсказки во время ответов. Однако, после помощи, организации внимания они, как правило, справляются с заданием. Некоторые не задумывались над ответом, торопясь ответить.
Таким образом, анализ результатов исследования показал, что у детей с ОНР 3 уровня имеются специфические особенности словообразования. Наиболее типичной для старших дошкольников с недоразвитием речи явилось наложение суффиксов или их пропуск, что не свойственно детям с нормальным речевым развитием. Непринятие словообразовательных задач встречалось чаще, чем у детей КГ и проявлялось в полном отказе давать ответ на задание или в неадекватных заменах на готовую лексему. Например, вместо образования прилагательного «трусливый», ребенок подбирал «зайчонок»; при образовании существительного «танцовщица» - «тетенька». Также дети с ОНР 3 уровня при словообразовании прилагательных за производящую основу для будущего слова останавливались на наиболее значимой для них части речи, т.е. на существительных, но после замечания экспериментатора исправлялись. Наибольшие трудности вызвало задание на словообразование названий профессий, лучшие показатели при словообразовании глаголов.
Заключение
Как показал теоретический анализ литературы, проблема является актуальной. Словообразование рассматривают не только как основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, но и как механизм создания производных слов.
Овладение
процессами словообразования является
важнейшей частью при дальнейшем
обучении ребенка. Осознанное овладение
знаниями о словообразовательном составе
слова в норме становиться
доступным в школьном возрасте. В
старшем дошкольном возрасте дети готовятся
к переходу на третий период формирования
словообразования, на котором происходит
усвоение норм и правил словообразования,
самоконтроля, формирование критического
отношения к речи, сопровождающееся
снижением интенсивности
Экспериментальное исследование проводилось с использованием методики Р.И. Лалаевой, которая включала задание на словообразование существительных, прилагательных и глаголов.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей с ОНР старшего дошкольного возраста имеются специфические особенности словообразования, такие как: словоизменение, наложение суффиксов, повтор заданного слова, неправильный выбор основы для будущего слова. Затрудняются при образовании сложных слов.
Дети с ОНР в основном пользуются суффиксальным способом словообразования, но и оно вызывало большие трудности, часто связанные с вариативностью суффиксов в языке, их многозначностю. Детям необходимо не только придумать прилагательное, имея основу и какой-то запас морфем, но еще и сравнить, сопоставить его с аналогичными построениями («березовый, осиновый», но — «тополиный»). У детей с ОНР выбор морфем очень ограничен. Кроме того, на речевое поведение дошкольника, даже нормально говорящего, существенно влияет предыдущий способ словообразования. Для создания новых слов дети пользовались наиболее часто употребляемыми суффиксами. Таким образом, нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта как, общее недоразвитие речи.
Цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
Выдвинутая
гипотеза подтвердилась. Особенности
речевого развития оказывают влияние
на процесс формирования словообразования.
Недоразвитие словообразования проявляется
в стойких и специфических ошибках.
Список использованной литературы
Приложение 1
Список детей
Экспериментальная группа
№ | Имя ребенка | Возраст | Заключение ПМПК |
1 | Ваня Д. | 5 лет | ОНР 3 уровня |
2 | Семен Ю. | 5 лет | ОНР 3 уровня |
3 | Дарина Б. | 6 лет | ОНР 3 уровня |
4 | Алена С. | 6 лет | ОНР 3 уровня |
5 | Надя Д. | 5 лет 9 мес. | ОНР 3 уровня |
Контрольная группа
№ | Имя ребенка | Возраст |
1 | Саша К. | 5 лет |
2 | Настя Б. | 5 лет |
3 | Георгий Ч. | 5 лет |
4 | Маша К. | 5 лет 7 мес. |
5 | Юля К. | 5 лет 10 мес. |
Приложение 2
Протокол 1
Результаты исследования экспериментальной группы
Имя | Образование названий животных | Образова-ние
названий профессий женского рода |
Образование качественных прилагательных | Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением | Образование глаголов от прилагательных |
Ваня Д. | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Семен Ю. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Дарина Б. | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 |
Алина С. | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 |
Надя Д. | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 |
Протокол 2
Результаты исследования контрольной группы
Имя | Образование названий животных | Образование
названий профессий женского рода |
Образование качественных
прилагатель-
ных |
Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением | Образование глаголов от прилагатель-ных |
Саша Т. | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 |
Настя Б. | 4 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Георгий М. | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 |
Маша К. | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 |
Юля К. | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
Приложение 3
Таблица 1
Общие результаты экспериментальной группы
Имя | Оценка в баллах |
Ваня Д. | 8 |
Семен Ю. | 14 |
Дарина Б. | 15 |
Алина С. | 18 |
Надя Д. | 12 |
Таблица 2
Общие результаты контрольной группы