Словообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: Словообразование у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения особенностей словообразования у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………...5
Понятие словообразования и его онтогенез……………………….5
Особенности словообразования у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи…………………………………..10
Глава 2. Экспериментальное исследование словообразования………………17
2.1. Описание экспериментальной методики..…………………………...17
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………20
Заключение ………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Приложение…………………………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!словообразование.docx

— 71.14 Кб (Скачать)

4) Словоизменение. Дети правильно образовывали словоформу, но при этом могли допускать нарушения согласования и воспроизводить ее в косвенном падеже. Например, «черничный джем» — «черничная джем», «вишневое варенье» — «вишневая варенье»;

5). Неправильный выбор основы мотивирующего слова. Например, «шишка ели» — «шишковая» [1].

    У детей с ОНР выбор морфем очень  ограничен. Кроме того, на речевое  поведение дошкольника, даже нормально  говорящего, существенно влияет предыдущий способ словообразования, наблюдается  как бы «застревание» на нем. Для  создания новых слов дети пользовались наиболее часто употребляемыми суффиксами. [1] 

    Таким образом, овладение способами  словообразования является одним из главных показателей нормального речевого развития. Словообразование рассматривают как основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, механизм создания производных слов. Процесс развития словообразования у детей в норме начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в младшем школьном возрасте. Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые  словообразовательные формы. Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре общего недоразвития речи. Недоразвитие процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной речи. 

    Глава 2. Экспериментальное исследование словообразования.

    2.1. Описание экспериментальной методики.

    Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре  такого сложного дефекта, как общее  недоразвитие речи. Нарушение развития процессов словообразования проявляется  в стойких и специфических  ошибках устной, а затем и в  письменной речи. Отечественные лингвисты, психологи и психолингвисты одним  из ярких показателей нормального  развития речи считают овладение  детьми навыками словообразования. Поэтому  проблема нарушений процессов  словообразования у дошкольников с ОНР является актуальной.

    Задачи  исследования:

  1. Подобрать диагностические методики для выявления особенностей словообразования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
  2. Проанализировать полученные результаты и выявить особенности словообразования детей с нарушением речи дошкольного возраста в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

    Экспериментальной базой явилось МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 66», МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 73»  управления образования г.Череповца.

    В исследовании приняли участие 10 детей. По заключению ПМПК 5 детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, которые составили экспериментальную группу (ЭГ), а также 5 детей с нормальным речевым развитием, которые составили контрольную группу (КГ). Список детей представлен в приложении 1. Средний возраст на момент исследования составил от 5 лет до 6 лет. Исследование проводилось в старшей группе.  Дети были отобраны по совету воспитателя.

    Для изучения особенностей словообразования детей старшего дошкольного возраста с ОНР  была использована методика Р.И. Лалаевой [7].

    Цель  методики: выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста.

    Методика  включает следующие задания:

    Задание 1.Исследование словообразования существительных: Образование названий животных.

    Материал  исследования. Картинки: лиса-лисенок, коза-козленок, кот-котенок, еж-ежонок, утка-утенок, волк-волчонок, медведь-медвежонок, белка-бельчонок, курица-цыпленок, свинья – поросенок, лошадь-жеребенок.

    Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем вспоминать названия детенышей животных». Затем задаются вопросы: «Как называется детеныш у лисы?», «Как называется детеныш у козы?» и т.д.

    Образование названий профессий женского рода.

    Материал  исследования. Слова: учитель-учительница, писатель-писательница, воспитатель-воспитательница, продавец-продавщица, танцовщик-танцовщица, портной-портниха, пловец-пловчиха, повар-повариха, летчик-летчица, певец-певица, скрипач-скрипачка, пианист-пианистка, фигурист-фигуристка, тракторист-трактористка, спортсмен-спортсменка.

    Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Сейчас мы будем вспоминать названия профессий женщин. Учитель – это мужчина, а женщину называют учительница. Продавец – это мужчина. А если это женщина, то как ее называют?». И т.д.

    Задание 2.Исследование словообразования имен прилагательных

    Образование качественных прилагательных.

    Речевой материал, процедура  и инструкция. Ребенку задаются следующие вопросы:

    - Как называют волка за жадность? Какой он?

    - Как  называют лису за хитрость? Какая она?

    - Как  называют зайца за трусость? Какой он?

    - Как  называют тигра за силу?

    - Если днем мороз, то как называется такой день? Какой это день?

    -  Если на улице холодно, то как можно назвать такой день? Какой он?

    -   Если на улице дождь, то как можно назвать такой день?

    -   А если ветер, то какой это день?

    -   Если на улице солнце, то как называется такой день?».

    В случае затруднений повторяется  пример словообразования, называется 1-2 слога слова.

      Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.

    Материалом  исследования являются следующие словосочетания: белый заяц, серый козел, тонкая рябина, низкий куст, сладкий пирог, рыжая лиса, пушистый цыпленок, зеленый платок, красное яблоко, теплый халат, вкусная булка.

    Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Трава зеленая. А про маленькую травку мы скажем: «Зелененькая травка». Далее предлагаются следующие вопросы:

      «Большой козел серый, а как можно назвать по цвету маленького козлика? Какой он?»; «Большой заяц белый, а как назвать по цвету маленького зайчика?» и т.д.

    В случае затруднений повторяется  пример словообразования, называется 1-2 слога слова (се-, сере-).

    Задание 3. Исследование словообразования глаголов от прилагательных.

    Материал  исследования.  Слова: красный - краснеть, молодой -молодеть, черный -чернеть, старый -стареть, зеленый- зеленеть, синий -синеть, белый -белеть.

    Процедура и инструкция. Вначале дается образец словообразования на одном примере. «К слову желтый придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос «Что делать?» Желтый – это какой. А на вопрос Что делать? отвечает слово желтеть. А теперь постарайся придумать похожее слово к слову красный. Что делать? И т.д.

    В случае затруднений повторяется  пример словообразования.

    Оценка  выполнения заданий  по исследованию словообразования существительных, прилагательных и глаголов:

    4 балла – правильное и самостоятельное выполнение задания.

    3 балла – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.

    2 балла – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.

    1 балл – систематические ошибки, как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.

    0 баллов - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания. 

    2.2. Анализ результатов  исследования.

    На  основании констатирующего эксперимента  мы получили результаты, занесенные в  протокол 1 и протокол 2 (приложение 2)

    1. Исследование словообразования  существительных.

    Наибольшие  трудности у всех обследуемых детей вызвало задание при образовании названий профессий женского рода.

    По  результатам исследования отказ от выполнения задания отмечался примерно в одинаковом количестве ответов у детей ЭГ и КГ.  Также детям обеих групп свойственно в образовании профессий  женского рода  добавление окончания а (продавец – «продавца», пловец – «пловца», пианист – «пианиста»). Дети с ОНР 3 уровня допускали данную ошибку чаще. Наиболее распространенной ошибкой у обеих групп являлось образование слов по аналогии (писатель – писательница, «скрипачица», «пловчица», «поварчица», «портница»; портной – портниха, «скрипачиха», «певчиха», «летчиха», «продавчиха»). Таким образом, на речевое поведение дошкольника, даже нормально говорящего существенно влияет предыдущий способ словообразования.

    У обследуемых ЭГ наблюдалась специфическая ошибка: замена словообразования  словоизменением (воспитатель – «воспитатели», фигурист – «фигуристы»), чего присутствовало в ответах детей КГ. Также дети с ОНР 3 уровня имеют особенность повторять заданное  слово.

    С заданием на образование названий животных справились все дети ЭГ и КГ. Наблюдались единичные ошибки в замене суффиксов (лиса – «лисичка», белка – «беличий»).

    У детей КГ отмечены ошибки типа: свинья- «свиньенок», лошадь-«лошаденок».

    В образовании названий животных один ребенок с ОНР 3 уровня справился  с заданием полностью. У остальных  наблюдались единичные ошибки в отсутствии суффикса (волк – «волчок», белка – «беленок»).

    2.Исследование  словообразования  прилагательных.

    Анализ  результатов исследования словообразования прилагательных с уменьшительно  – ласкательным суффиксом показал  , что обследуемые дети в равной степени справились с заданием. Высший балл получили один ребенок из ЭГ и один из КГ. Низший балл получил один ребенок из ЭГ. Отказ от выполнения задания встречался довольно редко.

    У детей с ОНР 3 уровня наиболее распространенной ошибкой была замена суффикса (низенький – «низковатый», сладенький – «сладковатый», серенький – «сероватый»). В единичных случаях встречалось наложение суффиксов (пушистенький – «пушевовастый», рыженький – «рыжевоватый»). Дети заимствуют из речи окружающих производные слова в целом и не создают их по правилам словообразования, а воспроизводят  в искаженном виде, что обусловлено недостаточностью фонематического восприятия и анализа. Встречалась ошибка лексических замен. Например, на вопрос: «Большой халат теплый, а маленький халатик какой?», ребенок отвечал: «прохладный. В ответах детей КГ данные ошибки не наблюдались.

    У детей с нормальным речевым развитием  встречались единичные ошибки типа: низенький – «невысокий», пушистенький – «непушистый».

    Анализ  результатов исследования словообразования качественных прилагательных показал, что обследуемые дети с ОНР 3 уровня справились с заданием наравне с детьми КГ. В обеих группах низший бал получил один ребенок. В некоторых случаях дети давали ответ лишь после подсказки экспериментатора.

    Наиболее  распространенной ошибкой в ответах  детей КГ и ЭГ были лексические замены. Дети затруднялись в выделении правильного мотивирующего слова. Например, на вопрос: «Если днем на улице солнце, то как назвать такой день? Какой он?», ребенок отвечал: «Теплый», «жаркий», «ясный». Вместо «морозный день» дети отвечали «холодный», «день зимы»; вместо «трусливый» - «ловкий». В единичных случаях в ответах детей обеих групп присутствовало образование неологизмов с использованием синонимичных аффиксов (дождливый – «дождевой», ветреный – «ветряной», «ветривый»). Замена суффиксов: «ветреный» - «ветерный», «ветерующий».

Информация о работе Словообразование