Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:34, курсовая работа
Цель исследования: Выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: Словообразование у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения особенностей словообразования у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………...5
Понятие словообразования и его онтогенез……………………….5
Особенности словообразования у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи…………………………………..10
Глава 2. Экспериментальное исследование словообразования………………17
2.1. Описание экспериментальной методики..…………………………...17
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………20
Заключение ………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Приложение…………………………………………………………………….28
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретическое обоснование
возраста с общим недоразвитием речи…………………………………..10
Глава 2. Экспериментальное исследование словообразования………………17
2.1.
Описание экспериментальной
2.2.
Анализ результатов
Заключение ………………………………………………………………………24
Список
использованной литературы…………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность: Отечественные лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной, а затем и в письменной речи. Поэтому проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников с ОНР является актуальной.
Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, и мн. др.
Многие ученые, изучавшие вербальное и невербальное развитие детей с ОНР, неоднократно указывали их трудности в овладении словообразовательными процессами (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта как, общее недоразвитие речи.
Вопросами изучения особенностей словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР занимались такие исследователи, как: Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская.
Цель исследования: Выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: Словообразование у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что у детей с общим недоразвитием речи имеются специфические особенности словообразования: замена словоизменением, пропуск суффиксов, наложение суффиксов.
Исходя из целей и гипотезы, были сформулированы задачи:
В соответствии с задачами исследования нами были использованы следующие методы: теоретический метод, предполагающий анализ литературы; экспериментальный метод.
Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 66», МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 73» управления образования г.Череповца. В исследовании приняли участие 5 детей с общим недоразвитием речи, которые составили экспериментальную группу, а также 5 детей с нормативным речевым развитием, которые составили контрольную группу. Средний возраст на момент исследования составил от 5-6 лет.
Структура работы:
Работа
состоит из введения, двух глав, списка
литературы из 26 источников и 3 приложений.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения особенностей словообразования у детей с общим недоразвитием речи
Е.А. Земская, Е.С. Кубрякова описывают словообразование, как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц [5,6,26].
Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей. О.М. Вершинина выделяет несколько способов словообразования в русском языке:
1. Лексико-семантическим, когда разные значения слова превращаются в отдельные слова, осознающиеся как этимологически самостоятельные и независимые, или же за ним закрепляется значение, никак не связанное с ранее ему свойственным. Иначе говоря, слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два и более омонима.
Например, слово «завод» (машиностроительный) возникло на основе часового «завода». В первом случае слово имеет непроизводную основу, а исходное делится на приставку — «за» и корень — «вод».
2.Морфолого-
Например, наречие «прямиком» появилось на базе формы творительного падежа единственного числа ныне утраченного существительного «прямик».
3. Лексико-синтаксическим, при котором две или более сопоставимые лексические единицы в процессе употребления их в языке сращиваются в одну. Таким образом, при этом способе новые слова представляют собой слияние в словесное целое.
Например,
слово «тяжелораненый»
4. Морфологическим, заключающимся в образовании новых слов, существующих в языке основ и словообразовательных элементов по правилам их соединения в самостоятельные единицы. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, — это сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.
По данным исследования Т.Б. Уваровой дошкольники пользуются в основном морфологическими способами словообразования. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слова – морфем (приставка, корень, суффикс, окончание) [17].
В соответствии с пониманием самого термина «словообразование» его рассматривают не только как основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, но и как механизм создания производных слов. Их появление в речи ребенка указывает на значительное продвижение в познании действительности и языка, то есть отражает переход на новый уровень когнитивного и языкового развития. Таким образом, словообразование теснейшим образом связано с развитием когнитивных процессов. С одной стороны, они стимулируют всплеск словообразовательной активности, а с другой, - дальнейшее овладение словообразованием требует участия все более сложных когнитивных процессов. Такая динамика находит отражение в многообразии функций, выполняемых словообразованием в норме:
-
собственно номинативная (то есть
создание необходимого
- конструктивная (изменение синтаксического построения речи);
-
компрессивная (производство
- экспрессивная (получение экспрессивной формы выражения);
- стилистическая (согласование индивидуального способа выражения с определенной сферой речи) [14]:
Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично.
Процесс развития словообразования у детей в норме начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в младшем школьном возрасте. В этот период проявляется чрезвычайная активность в многообразных словообразованиях и словоизменениях. Такая особенность процесса развития речи, как словообразование возникает у детей не сразу, а в результате, уже накопившегося речевого опыта и постепенно развивается.
Современные исследователи (Т.В. Туманова, Э.А. Федеравичене) выделяют определенные периоды формирования словообразования в онтогенезе:
Первый период – первоначальное накопление словаря и формирование предпосылок словообразования (от 2,5 до 3,5- 4 лет). Словообразование в этот период носит не единичный, а массовый характер;
Второй период – активное освоение словопроизводства, формирование обобщенных представлений (от 3,5 – 4 лет до 5,5-6 лет);
Третий период – усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к речи, сопровождающееся снижением интенсивности словотворчества (от 5,5 до 6 лет) [14,19].
На протяжении всего дошкольного периода значительно меняется характер усвоения словообразовательных операций. Анализируя генезис способов образования производных, слов в работе Т.В. Тумановой выделяются следующие ступени овладения словообразованием:
Первая ступень. Оречевление семантического анализа ситуации носит развернутый характер, что зачастую выражается в подробном перечислении элементов называемой ситуации и их признаков.
Вторая ступень. Формируется начальное осознание отношений «форма - значение». Постепенно осуществляется формирование «моделей - типов» словообразования. Наблюдается как последовательное, так и параллельное развертывание семантического синтеза.
Третья ступень. Происходит освоение «формы семантики». Семантический анализ ситуации постепенно «сворачивается» и переходит во внутренний план. Однако в трудных и малознакомых речевых ситуациях ребенок снова прибегает к внешнему речевому анализу, проводя его, однако, на гораздо более высоком уровне.
Четвертая
ступень. Степень развития словообразовательной
компетенции уже настолько
Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, ребенок овладевает прежде всего уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные по семантике формы [26].
Как отмечает А.В. Гвоздев, первыми суффиксами у существительных являются суффиксы уменьшительности и ласкательности: они появляются рядом с самыми первыми формами (числа у существительного и именительного, и винительного падежей у него же) около 1года 9месяцев [3].
Эти суффиксы сразу появляются в большом количестве и употребляются часто и правильно по значению.
Суффиксы -к- и -очк- много раз отмечены уже до 2 лет. Этими суффиксами и начинается образование производных существительных. До 2 лет отмечаются только эти суффиксы ласкательности и уменьшительности.
Раннему появлению этих суффиксов способствовало обилие ласкательных слов у взрослых в их разговорах с ребенком.
После 2 лет присоединяются редко употребляемые суффиксы уничижительности. После 2, 6 изредка появляются другие суффиксы (увеличительности, суффиксы для обозначения предмета по действию и качеству). После 3, 4 суффиксы действующего лица и отвлеченного действия [3].