Словообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: Словообразование у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения особенностей словообразования у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………...5
Понятие словообразования и его онтогенез……………………….5
Особенности словообразования у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи…………………………………..10
Глава 2. Экспериментальное исследование словообразования………………17
2.1. Описание экспериментальной методики..…………………………...17
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………20
Заключение ………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Приложение…………………………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!словообразование.docx

— 71.14 Кб (Скачать)

    Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения особенностей словообразования у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………...5

    1. Понятие словообразования и его онтогенез……………………….5
    2. Особенности словообразования у детей старшего дошкольного

    возраста с общим недоразвитием речи…………………………………..10

Глава 2. Экспериментальное исследование словообразования………………17

    2.1. Описание экспериментальной методики..…………………………...17

    2.2. Анализ результатов исследования……………………………………20

Заключение  ………………………………………………………………………24

Список  использованной литературы…………………………………………...26

Приложение…………………………………………………………………….28

 

Введение

    Актуальность: Отечественные лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной, а затем и в письменной речи. Поэтому проблема нарушений процессов  словообразования у дошкольников с ОНР является актуальной.

    В современной науке словообразование принято рассматривать как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нем ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова (А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М.Шахнарович и др.).

    Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушения, а также способами  коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова,  Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, и мн. др.

    Многие  ученые, изучавшие вербальное и невербальное развитие детей с ОНР, неоднократно указывали их трудности в овладении  словообразовательными процессами (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина,                  Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская  и др.). Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта как, общее недоразвитие речи.

    Вопросами изучения особенностей словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР занимались такие исследователи, как:            Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова,  Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская.

    Цель  исследования: Выявление особенностей  словообразования у детей старшего дошкольного возраста.

    Объект  исследования: Словообразование у детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования: Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Гипотезой исследования явилось предположение о том, что у детей с общим недоразвитием речи имеются специфические особенности словообразования: замена словоизменением, пропуск суффиксов, наложение суффиксов.

    Исходя  из целей и гипотезы, были сформулированы задачи:

  1. Теоретически обосновать проблему исследования в психолого – педагогической литературе.
  2. Изучить особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    В соответствии с задачами исследования нами были использованы следующие методы: теоретический метод, предполагающий анализ литературы; экспериментальный метод.

    Исследование  проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 66», МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 73»  управления образования г.Череповца. В исследовании приняли участие 5 детей с общим недоразвитием речи, которые составили экспериментальную группу, а также 5 детей с нормативным речевым развитием, которые составили контрольную группу. Средний возраст на момент исследования составил от 5-6 лет.

     Структура работы:

    Работа  состоит из введения, двух глав, списка литературы из 26 источников и 3 приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения особенностей словообразования у детей с общим недоразвитием речи

    1. Понятие словообразования и его онтогенез

    Е.А. Земская, Е.С. Кубрякова  описывают словообразование, как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц [5,6,26].

    Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей. О.М. Вершинина выделяет несколько способов словообразования в русском языке:

    1. Лексико-семантическим, когда разные значения слова превращаются в отдельные слова, осознающиеся как этимологически самостоятельные и независимые, или же за ним закрепляется значение, никак не связанное с ранее ему свойственным. Иначе говоря, слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два и более омонима.

    Например, слово «завод» (машиностроительный) возникло на основе часового «завода». В первом случае слово имеет непроизводную  основу, а исходное делится на приставку  — «за» и корень — «вод».

    2.Морфолого-синтаксическим, который представляет собой образование новых лексических единиц в результате перехода слов одного грамматического класса в другой.

    Например, наречие «прямиком» появилось на базе формы творительного падежа единственного числа ныне утраченного  существительного «прямик».

    3. Лексико-синтаксическим, при котором две или более сопоставимые лексические единицы в процессе употребления их в языке сращиваются в одну. Таким образом, при этом способе новые слова представляют собой слияние в словесное целое.

    Например, слово «тяжелораненый» появилось  на базе двух слов — «тяжело» и «раненый».

    4. Морфологическим, заключающимся в образовании новых слов, существующих в языке основ и словообразовательных элементов по правилам их соединения в самостоятельные единицы. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, — это сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.

    По  данным исследования Т.Б. Уваровой дошкольники пользуются в основном морфологическими способами словообразования. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слова – морфем (приставка, корень, суффикс, окончание) [17].

    В соответствии с пониманием самого термина  «словообразование» его рассматривают  не только как основной путь и средство пополнения словарного состава языка  новыми словами, но и как механизм создания производных слов.  Их появление в речи ребенка указывает на значительное продвижение в познании действительности и языка, то есть отражает переход на новый уровень когнитивного и языкового развития. Таким образом, словообразование теснейшим образом связано с развитием когнитивных процессов. С одной стороны, они стимулируют всплеск словообразовательной активности, а с другой, - дальнейшее овладение словообразованием требует участия все более сложных когнитивных процессов. Такая динамика находит отражение в многообразии функций, выполняемых словообразованием в норме:

    - собственно номинативная (то есть  создание необходимого наименования);

    - конструктивная (изменение синтаксического построения речи);

    - компрессивная (производство более  краткой номинации);

    - экспрессивная (получение экспрессивной формы выражения);

    - стилистическая (согласование индивидуального  способа выражения с определенной сферой речи) [14]:

    Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный  процесс. Дети не сразу и не вдруг  овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично.

    Процесс развития словообразования у детей  в норме начинается в младшем  дошкольном возрасте и заканчивается  уже в младшем школьном возрасте. В этот период проявляется чрезвычайная активность в многообразных словообразованиях и словоизменениях. Такая особенность процесса развития речи, как словообразование возникает у детей не сразу, а в результате, уже накопившегося речевого опыта и постепенно развивается.  

    Современные исследователи (Т.В. Туманова, Э.А. Федеравичене) выделяют определенные периоды формирования словообразования в онтогенезе:

    Первый  период – первоначальное накопление  словаря и формирование предпосылок словообразования (от 2,5 до 3,5- 4 лет). Словообразование в этот период носит не единичный, а массовый характер;

    Второй  период – активное освоение словопроизводства, формирование обобщенных представлений (от 3,5 – 4 лет до 5,5-6 лет);

    Третий  период – усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к речи, сопровождающееся снижением интенсивности словотворчества (от 5,5 до 6 лет) [14,19].

    На  протяжении всего дошкольного периода  значительно меняется характер усвоения словообразовательных операций. Анализируя генезис способов образования производных, слов в работе Т.В. Тумановой выделяются следующие ступени овладения словообразованием:

    Первая  ступень. Оречевление семантического анализа ситуации носит развернутый характер, что зачастую выражается в подробном перечислении элементов называемой ситуации и их признаков.

    Вторая  ступень. Формируется начальное осознание отношений «форма - значение». Постепенно осуществляется формирование «моделей - типов» словообразования. Наблюдается как последовательное, так и параллельное развертывание семантического синтеза.

    Третья  ступень. Происходит освоение «формы семантики». Семантический анализ ситуации постепенно «сворачивается» и переходит во внутренний план. Однако в трудных и малознакомых речевых ситуациях ребенок снова прибегает к внешнему речевому анализу, проводя его, однако, на гораздо более высоком уровне.

    Четвертая ступень. Степень развития словообразовательной компетенции уже настолько высока, что внешний речевой анализ ситуации уступает место внутреннему; результатом  мысленного семантического анализа и синтеза являются производные слова, в большинстве случаев совпадающие с нормами «взрослого» языка [16].

    Последовательность  появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые  словообразовательные формы. Так, ребенок овладевает прежде всего уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные по семантике формы [26].

    Как отмечает А.В. Гвоздев, первыми суффиксами у существительных являются суффиксы уменьшительности и ласкательности: они появляются рядом с самыми первыми формами (числа у существительного и именительного, и винительного падежей у него же) около 1года 9месяцев [3].

    Эти суффиксы сразу появляются в большом  количестве и употребляются часто  и правильно по значению.

    Суффиксы  -к- и -очк- много раз отмечены уже до 2 лет. Этими суффиксами и начинается образование производных существительных. До 2 лет отмечаются только эти суффиксы ласкательности и уменьшительности.

    Раннему появлению этих суффиксов способствовало обилие ласкательных слов у взрослых в их разговорах с ребенком.

    После 2 лет присоединяются редко употребляемые  суффиксы уничижительности. После 2, 6 изредка появляются другие суффиксы (увеличительности, суффиксы для обозначения предмета по действию и качеству). После 3, 4 суффиксы действующего лица и отвлеченного действия [3].

Информация о работе Словообразование