Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества: аппликация, лепка, конструирование, рисование.

Работа содержит 1 файл

Документ WordPad.doc

— 589.83 Кб (Скачать)

Декоративное рисование обычно сводится к рисованию различных орнаментов. Однако оно должно пониматься тире, включая различные способы украшения поверхности предметов ритмом узоров, цветом, фактурой и т. п. В любом случае декоративное рисование должно быть творческим. Даже тогда, когда дети рисуют узор по схеме, предложенной воспитателем, рисунок узора, цвет дети должны подбирать по собственному замыслу.

Аппликация понимается как наклеенный орнаментальный рисунок, чаще геометрического характера. В последнее время все чаще аппликация используется в изобразительном, сюжетном плане, и поэтому мы вправе рассматривать ее как разновидность рисования, отличающуюся лишь своим материалом и техникой исполнения.

Чем раньше начать учить детей технике вырезывания, тем легче подвести их к свободному пользованию ножницами. Аппликация способствует развитию у детей чувства цвета, представлений о форме, относительной величине, развивает умение строить композицию рисунка.

В главах, посвященных обучению рисованию в разных возрастных группах, рассказывается о занятиях лепкой, предшествующих рисованию. Это вызвано тем, что лепка помогает детям освоить строение предмета, его образ и осмыслить передачу движений. Важно то, что в лепке происходит осязательное восприятие формы, подготавливающее детей к рисованию.

Четкой грани, разделяющей предметное, сюжетное, декоративное рисование и рисование по собственному замыслу, нет. Часто предметное рисование превращается в сюжетное, декоративность пронизывает предметные, сюжетные рисунки и рисунки по собственному замыслу детей.

Цель любого занятия рисованием -- развитие творческих сил детей и навыков изображения. Наряду с анализом формы предмета и уточнением знаний о нем воспитатель должен найти место детской инициативе, воображению, возможности для ребенка выполнить задание, опираясь на свой личный опыт, знания, на свои впечатления, фантазию. Сочетание обучения и творческого развития требует большого такта, с тем чтобы одна сторона не подавляла другую.

В последние годы при обучении детей рисованию остро встал вопрос о том, нужно ли в обучении опираться на образец, которым является рисунок воспитателя или иллюстрация, и на показ как прием обучения.

Любой образец может превратиться в штамп. Он навязывает детям однотипный рисунок, стандартный прием изображения, однообразное цветовое решение. Даже там, где рисунки выполнены как будто умело, просмотр таких работ всех детей на одну тему оставляет тягостное ощущение -- они отражают не индивидуальные впечатления детей от живой действительности, а образец, созданный воображением воспитателя, продиктованный одинаково для всех. Такое использование образца никак не может способствовать развитию у детей творческой самостоятельности и активности.

Но в то же время дети, лишенные грамотного руководства взрослого и предоставленные в изобразительном творчестве самим себе, повторяют бесчисленное множество раз штампы, найденные ими самими или усвоенные дома под влиянием старших.

Использование приема показа -- один из наиболее дискуссионных вопросов методики. Есть люди, полностью отвергающие показ из боязни подавления детского творчества. Есть сторонники показа как средства ускоренного обучения детей. Мы считаем показ безвредным, если он не навязывает детям трактовку образа, не ведет к механическому копированию, т. е. к тому же штампу. Чаще всего показ нужен как разъяснение технических приемов работы.

При описании занятий в книге говорится и о предварительной работе с детьми. Нам это представляется необходимым: ведь только при таком условии воспитателю станет ясно, какие пути естественно приведут детей к возможности самостоятельно выполнить задание. Поэтому в книге будет показана методика предварительных наблюдений, накопления впечатлений и знаний, воспитания чувств, эмоций, фантазии.

Нам хотелось также показать разнообразие приемов, которые используются воспитателем во вводной и заключительной частях занятия. Иногда он использует натуру, иногда начинает занятие с загадки, иногда делится воспоминаниями о событиях общественной жизни и природы. Во всех случаях необходимо возбудить интерес к предстоящей работе.

Подведение итога занятия может преследовать разные цели. Но никогда не должно быть стандарта, одинаковых вопросов воспитателя к детям после каждого занятия. При анализе детских работ в конце занятия надо помнить, что дети чаще находятся в творческом возбуждении, каждому нравится мой рисунок, и воспитатель должен привлечь внимание всех детей к положительным качествам каждого рисунка и не убить детскую радость указаниями на недостатки. В последующие дни в тактичной форме указать на неудачи, помочь понять ребенку, почему у него что-то не удалось в рисунке, и найти вместе с ним пути устранения этих недостатков. В любом случае нужно осторожней применять оценку детского рисунка такими словами, как «правильно» или «неправильно». «Правильными» могут быть разные рисунки, не похожие один на другой.

В процессе работы надо помочь каждому ребенку развить его индивидуальную трактовку задания и делать это осторожно, не навязывая своего решения, учитывая при этом возможности детей.

Рисунки но собственному замыслу ребенка показывают, что обучение детей изображению предметов помогает относительно полно и убедительно выразить в рисунках свои впечатления и мысли об окружающем. Ребенок в рисунке живет и чувствует, выражает свои желания и интересы.

Рисунки сюжетные и по собственному замыслу выполняются за 2--3 занятия. Не надо требовать от детей выполнения задания в одно занятие, не надо торопить их.

Чаще всего в практике детских садов используются карандаши и краски. Каждый из материалов имеет свои достоинства, особенности и возможности, и воспитателям следует обдумать, какой из них надо предложить при выполнении того или иного рисунка, какой материал поможет добиться наибольшей выразительности образа.

К карандашу и краске можно добавить многие другие материалы, такие, как угольный карандаш «Ретушь», черная и цветная тушь, цветные мелки, пастель.

Преимущество краски заключается в том, что после нескольких смелых мазков на бумаге сразу возникает яркое цветовое пятно, радующее ребенка. А затем уже добавляются нужные детали.

Часто можно видеть рисунки, где кончиком кисти нарисован только слабый, невыразительный контур предмета, без его наполнения краской. Линии дрожащие, рвущиеся. По ним видно, как трудно было ребенку провести кончиком кисти контур большого дома или ствола дерева. В этом случае в рисунки, выполненные красками, механически перенесена техника рисования карандашом. Возможности краски как художественного материала не учитываются.

И наоборот, в карандашных рисунках предлагается заштриховать большие поверхности. Детям это редко удается. Длинный штрих прерывается, меняя направление. Ребенок ставит карандаш вертикально и, с усилием нажимая на него, проводит длинные толстые линии, вместо того чтобы, не отрывая карандаш от бумаги, заштриховать ее поверхность легкими и ровными движениями. Здесь также не учтены особенности и возможности материала.

В некоторых рисунках могут совмещаться различные материалы. Смешанная техника в последнее время широко применяется в искусстве. В детском саду также можно применять различные материалы. Например, работу, начатую красками, закончить карандашами или пастелью или в сюжетном рисовании на тему «Зима» удачно сочетать на тонированной бумаге тушь и белый мел.

В книге рекомендуются примерные темы для рисования в каждой возрастной группе. Тем дано значительно больше, чем требуется по программе в течение года. Воспитатель может использовать только те темы, которые соответствуют уровню изобразительных и технических возможностей детей, которые связаны с наблюдениями и местными особенностями детского сада. Только при этих условиях рисунки детей не будут мертвой схемой, срисованной с образцов, а пополнятся живыми образами окружающего.

Итак, воспитатель должен ставить перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию детского воображения, выдумки, творческой мысли как в предметном, так и в тематическом рисунке.

2. Отобрать для изображения предметы, которые учитывают интересы детей, воспитывают чувства детей, содержат познавательный материал.

3. Разработать методику руководства процессом исполнения рисунка.

4. Определить наиболее подходящий материал и способы выполнения рисунка в зависимости от его содержания.

5. Обеспечить повторность и варьирование изображения предметов и явлений с постепенным и последовательным усложнением программного материала. 

РИСУЮТ ТРЕХЛЕТНИЕ

Маленькие дети подвижны, неусидчивы, их внимание неустойчиво, они легко отвлекаются.

В этом возрасте у ребенка появляется стремление запечатлеть на бумаге то, что его интересует в окружающем мире. Отсюда и переход от рисования каракулей сначала к ассоциативному рисованию, когда в своих каракулях ребенок находит сходство с каким-то предметом, затем к предметному рисованию, когда ребенок хочет изобразить уже определенный предмет, но в процессе рисования часто меняет свой замысел, добавляет новые детали, теряет первоначальную мысль.

Рисование для трехлетнего ребенка -- это та же игра, в которой он активно действует. Сам процесс сопровождается звукоподражанием, мимикой, движениями и приговариванием.

Занятия рисованием должны способствовать всестороннему развитию детей, пополнять их знания об окружающем, удовлетворять потребность в игре, так как игра занимает основное место в их жизни.

В младшей группе необходимо учить детей элементарным приемам пользования карандашом и кистью. Трехлетнего ребенка вначале не смущает неумение держать карандаш, кисть и рисовать ими. Но постепенно он начинает осознавать свои возможности и на предложение воспитателя нарисовать что-либо, отвечает: «Я не умею». Поэтому встает задача не только научить ребенка правильно держать карандаш, кисть, но и научить элементарным способам изображения.

Вот почему мы учим детей проводить вертикальные, горизонтальные и замкнутые линии. Пользуясь этими приемами, дети в дальнейшем могут передавать несложные формы предметов. Кроме того, дети учатся различать форму некоторых предметов, пространственные отношения (верх, низ, левая и правая стороны листа) и цвета.

Задача первых занятий -- проведение прямых линий (вертикальных и горизонтальных).

Так как сначала важно, чтобы дети умели выдерживать направление, то на этих занятиях удобнее применять карандаш.

Впоследствии задание усложняется тем, что линия приобретает ширину и становится полосой. Здесь удобнее применение кисти и краски.

Программой предусмотрено чередование работ по заданию с рисованием по собственному замыслу детей. Благодаря этому дети, рисуя по собственному замыслу, не только закрепляют полученные навыки, но и применяют их для изображения предметов, которых они прежде не рисовали. В рисовании по собственному замыслу у детей воспитывается самостоятельность, проявляется творчество.

Овладение детьми каким-либо навыком требует многократных постепенно усложняющихся упражнений. Подбирая темы для этих упражнений, мы даем несколько вариантов одного и того же приема, связываем его с разнообразными детскими впечатлениями и широко используем игровые приемы» Так, первые темы «Дождик», «Травка», «Ленточки короткие и длинные» и т. п. предлагаются к упражнениям в проведении вертикальных линий, сначала отрывочных и коротких, а затем более длинных и широких.

Опыт показал, что техника работы кистью и краской легче, чем карандашом. Дети скорее ее усваивают, и рисунки при этом получаются выразительнее, чем при рисовании карандашом.

Следующие темы относятся к упражнениям в проведении горизонтальных линий-- «Дорожки», «Цветные нитки» и т. п.; затем идут темы, требующие от детей комбинирования двух ранее усвоенных приемов,-- забор, лесенка (горизонтальные и вертикальные линии), трубы дымят и пр. Дым из труб дети рисуют с большим увлечением. При этом плавные закругления позволяют учить изображению замкнутых линий. При рисовании клубка спиральные линии еще могут быть запутанными, но при изображении различных круглых форм (мыльные пузыри, баранки и др.) нужно, чтобы кругообразная линия сомкнулась. Для клубка, естественно, нужны тонкие линии -- нитки. Их легче рисовать карандашом. Мыльные пузыри легки, прозрачны, отливают разным цветом. Проведенные цветными карандашами тонкие линии кружков в этих случаях вполне совпадают с образом предмета. Но если это баранки или цветные кольца, то широкую цветную замкнутую линию проводят красками.

Информация о работе Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста