Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества: аппликация, лепка, конструирование, рисование.

Работа содержит 1 файл

Документ WordPad.doc

— 589.83 Кб (Скачать)

Следующее усложнение -- ровная закраска круга (мяч, шарики, снежный кем).

Во всех случаях изображению, даже самому элементарному, должно предшествовать накопление детьми конкретных представлений о предмете, стремление передать этот предмет в рисунке. Там, где можно, темы связываются с наблюдениями природных явлений (дождь, снег, деревья), детскими играми (снежный ком и снежная баба), с праздниками (флаг, цветные шарики).

Приведем перечень тем, которые мы предлагаем детям младшей группы:Дождик или травка.Ленточки (короткие и длинные)Нитки разноцветные (намотаны на картон).Дорожки.Забор, лестница, рельсы.Трубы дымят.

Клубок.Мыльные пузыри.Баранки, разноцветные колеса.Мячик, солнышко, воздушные шарики.Снег идет, снежный ком.Снежная баба, неваляшка, цыпленок.Флаг.Тележка, паровоз, пароход.Волны.

Приемы подготовки и проведения занятий

Первые занятия из приведенных тем имеют цель научить детей проводить короткие или длинные вертикальные линии сверху вниз, связывая изображения с наблюдениями; правильно держать карандаш или кисть; различать и называть цвет.

Рисование дождика (карандаш). В дождливый сентябрьский день воспитатель с детьми у окна смотрит, как дождевые капли сбегают по стеклу. «Дождик,-- говорит воспитатель.-- Смотрите, как бегут капли сверху вниз (рисует на листе бумаги отрывистые короткие линии сверху вниз). Послушайте, как шумит дождь, как капли стучат по стеклу: «Кап, кап, кап». Дети весело повторяют: «Кап, кап, кап».

«Сверху вниз, сверху вниз, кап, кап, кап»,--говорит воспитатель.

На занятии рисованием детям предлагают нарисовать, как шел дождь, как капали капли. На небольшом листе бумаги (20X15 см) воспитатель рисует карандашом короткие вертикальные штрихи.

Дети, постукивая пальцами по бумаге, показывают, как шел дождик, приговаривая: «Кап, кап, кап», а затем вооружаются карандашами и рисуют «капельки» по всему листу сверху вниз, приговаривая: «Кап, кап, кап».

Через несколько минут воспитатель говорит: «Дождик у вас сильный идет. А что же появляется на земле, когда идет дождь?» Дети весело отвечают: «Лужи», «Водичка» -- и начинают с увлечением чиркать карандашом внизу листа.

«А вот туча»,--вспоминает один из детей и наверху рисует черную тучу.

Рисуя по собственному замыслу, дети возвращаются к этой теме. Рисуют дождь в разных вариантах: «Дождик и домик» «Дождь идет, и у мамы улетел зонтик». Ближе к весне появляется и такой рисунок: «Дождь поливает цветы, они будут хорошо расти».

Из этого примера видно, что даже такая предельно простая тема, как «Дождь», может быть предложена в интересной форме. Тогда дети ее запоминают и используют в рисунках по своему замыслу. Вариантом этого занятия может быть рисование травки.

После этого можно познакомить детей с новым материалом -- краской. Большую радость доставляет детям рисование краской. Дети видят яркую краску в чашечках, получают в руки неизвестный прежде инструмент -- кисточку. Воспитатель знакомит детей с кисточкой, затем обмакивает ее в краску и начинается волшебство: оказывается, если приложить ниточку к бумаге и сразу отнять, на бумаге остается красивое опальное пятно. Эти пятна можно разбросать по всему листу. «Топ-топ» -- ходит кисточка по бумаге. А еще можно кольнуть бумагу кончиком кисточки и получится яркая точка. Если точки накапать между пятнышками, лист бумаги становится красивым, нарядным. Вот что умеет наша кисточка»,--говорит воспитатель и предлагает детям попробовать нарисовать на листе пятнышки и точки.

Чисто воспитатели боятся рано давать краску маленьким детям, оправдывая свою осторожность тем, что дети не рисуют, « мажут краской весь лист, стол, а иногда и себя или соседа. Надо помнить, что ребенок замазывает краской лист не из упорства, а потому, что он наслаждается процессом рисования -- все нарисовал, места на бумаге больше нет.

Рисование ленточек (краска). Примерно в середине октября дети рисуют ленточки. Это занятие, как и предыдущее, основывается на накопленных впечатлениях, доставивших детям удовольствие. Занятию рисованием предшествовал праздник в детском саду, на котором малыши танцевали с красными лентами. Воспитатель вначале занятия показывает красные шелковые ленты, дети весело кричат: «Праздник, праздник, ленты красные!» Вместе с детьми воспитатель вспоминает, как они танцевали на празднике с этими лентами. Затем кнопками прикрепляет ленты в вертикальном положении к большому листу белой бумаги (нельзя на черной доске, так как ленты должны выделяться на светлом фоне) и показывает, как взять кисть, набрать краску, отжать кисть о край чашечки и нести ее «за палочкой» сверху вниз (по ворсу). Целесообразно, чтобы дети показали сухой кистью, как они будут проводить сверху вниз, а затем поставить на столы чашечки с красками и предложить детям рисовать.

В конце занятия собрать все работы, расставить их рядом на доске и полюбоваться. «Сколько красивых длинных красных лент! Совсем как было на празднике»,-- говорит воспитатель.

Умения, приобретенные детьми на занятиях, надо закреплять, пока они не забылись, иначе обучение не достигнет результата: усвоенный навык после длительного перерыва воспринимается как новый -- и все приходится начинать сначала, В этом причина неудач многих воспитателей.

Для повторных упражнений детям предлагают рисовать точно такие же ленточки, но другого цвета. Полезно несколько усложнить тему: рисовать, например, ленточки короткие и длинные, теперь уже синего цвета.

Кроме закрепления знакомого материала, на таком занятии дети приобретают навык произвольно останавливать руку на середине листа -- «короткая ленточка» и ритмически чередовать короткие и длинные полосы. При этом дети сопровождают ритмические движения словами, приговаривая: «Короткая, длинная, короткая, длинная». Ритм слова и ритм движения сливаются, и это помогает детям рисовать. Рука как бы танцует, нанося ровные линии то длинные, то короткие.

Ритмические согласованные движения руки очень важны при обучении рисованию. На них основана хорошая штриховка, мазки в декоративном рисунке и многое другое.

В конце занятия следует показать наиболее ритмично сделанные работы и еще раз вместе с детьми повторить: «Короткая, длинная».

Когда воспитатель убеждается, что дети легко и ритмично проводят вертикальные линии карандашом и красками и даже по собственному желанию присоединяют к этим линиям другие, создавая изображение различных предметов, можно научить детей проводить горизонтальные линии. Вначале детей затрудняет движение руки не к себе, а слева направо.

Рисование ниток (карандаш) -- одно из первых упражнений такого рода. Воспитатель приносит несколько мотков толстых ниток ярких цветов, которые дети уже знают. При детях на картон наматывают нитки: синюю, рядом желтую, потом красную и, наконец, зеленую, называя цвета. Когда четыре или пять картонок приготовлены, воспитатель говорит: «Вот смотала все нитки! Смотрите, как ровно лежат на картоне синие, желтые, красные, зеленые нитки».

На каждый стол воспитатель кладет по картонке с намотанными нитками и показывает детям, как можно эти нитки красиво и ровно нарисовать. Дети с удовольствием проделывают это упражнение. Проводя цветным карандашом слева направо от края до края бумаги, приговаривают: «Синяя нитка, еще синяя, теперь красная, еще красная» и т. д.

В конце занятия все работы ставятся в ряд на доске, и дети любуются, как красиво «намотаны нитки».

Научившись проводить карандашом горизонтальные линии, дети охотно повторяют их в рисунках по замыслу, придавая им разное значение. У девочек обычно это те же нитки, у мальчиков часто появляются трамвайные рельсы, провода. Можно использовать такую простую тему, как «Дорожки». Этот довольно абстрактный образ надо наполнить конкретным содержанием, связать с игрой (побежали по прямой дорожке). Для первого такого занятия цвет дорожек и характер наблюдения устанавливаются в зависимости от состояния погоды. Если к тому времени, когда по ходу обучения потребуется рисовать горизонтальные линии красками, выпал снег, то дорожки рисуют белыми на сером фоне. «Вот как много выпало снега и дорожки стали белые». Если снега еще нет, занятие можно проводить так, как изложено в приводимом описании Никитин. В этом возрасте дети используют декоративные свойства цвета, поэтому не надо ограничивать рисование дорожек одной какой-то краской. Они могут быть нарисованы любой краской, какую выберут для себя дети.

Рисование дорожки (краска). До занятия на прогулке посмотреть с детьми, как дворник посыпает дорожку песком или подметает ее. Помочь в этой работе. Называть признаки дорожки -- прямая, ровная, чистая. Посмотреть, как побежали но дорожке Таня, Витя, Оля и другие дети. Всем пройти по дорожке до калитки и обратно.

«Кто сегодня пришел в детский сад по дорожке от калитки? -- спрашивает воспитатель детей, начиная занятие рисованием.-- Все пришли по дорожке. А чем дворник посыпал дорожку? Верно, песком. Чистая стала дорожка. Посмотрите, я нарисую такую дорожку. Я взяла кисточку вот так (показывает) и набрала краску. Очень много краски, может капнуть на бумагу. Кисточку прижму к чашечке (показывает) и сниму лишнюю краску. Теперь не капает. Можно рисовать. Вот калитка. Витя пошел от калитки в детский сад, сюда, куда смотрит палочка. А по этой дорожке Тоня пошла и тоже , и детский сад пришла. Дорожка получилась ровная, кисточка за палочкой бежит. А вот еще дорожка ровная-ровная, по ней Оля пойдет. Вот сколько ровных дорожек, Теперь вы нарисуйте такие дорожки. Покажите без краски, как будете дорожки рисовать».

Дети показывают, как держать кисть и как рисовать дорожки. Воспитатель напоминает, что лист бумаги надо придерживать левой рукой.

В конце занятия воспитатель собирает все рисунки на один стол, показывает самые ровные дорожки, по которым хорошо гулять.

Умением проводить горизонтальные линии дети овладевают довольно быстро: они уже ознакомились с материалами, научились правильно держать кисть и карандаш, знают их свойства -- карандаш твердый, краски жидкие. Не стоит долго задерживать их на одних горизонтальных линиях, лучше покатать, как много и интересно можно нарисовать, пользуясь уже известными приемами проведения линий в двух направлениях. Заодно следует дать детям возможность рисовать и округленные линии.

Подходящей для этого является тема «Трубы дымят». В рисунках детей большое место занимает изображение дыма -- у дома из трубы вьется дым, у парохода или паровоза дым валит черными клубами.

Поэтому, если дети на прогулке видят, как дымят большие фабричные трубы, то потом можно показать, как их рисовать. Дети с большим увлечением рисуют и приговаривают: «Вот какая! Высокая-высокая и дыму много! Еще и у этой дым, вот как много дыма». Дым может идти беспорядочными клубами, его изображение не требует четкости, зато закругленные движения доставляют радость. К этой теме дети часто возвращаются.

Информация о работе Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста