Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:14, контрольная работа
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества: аппликация, лепка, конструирование, рисование.
Проведенный
анализ программ по воспитанию и обучению
в детском саду позволяет сделать вывод,
что "Программа воспитания и обучения
в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой
наиболее подробно и полно обозначает
задачи по обучению сюжетному рисованию.
Здесь, в отличие от других программ отдельно
выделена задача по развитию творчества
и воображения.
Вступление (Декоративное рисование)
В эстетичном воспитании детей дошкольного возраста большое место занимает декоративное рисование. Помочь воспитателю реализовать программные требования в определённой системе и является целью этого раздела.
Успешная реализация программных требований на занятиях в разных возрастных группах зависит от подготовки до них самого воспитателя и детей, а также от наличия необходимого оборудования.
В каждой группе должны быть наглядные пособия, произведения декоративного искусства, доступные детям разнообразные материалы, в частности белая и цветная бумага. Белая бумага должна быть крепкой (плотной), а цветная - такая, чтобы на неё хорошо ложилась краска. Глянцевая и меловая бумага для декоративного рисования не пригодна.
Кисти для рисования желательно использовать круглые, волосяные, с мягким эластичным ворсом и острым концом.
Для декоративного рисования используют гуашь. Разводят ее водой до густоты сметаны. Наилучшая - «художественная» гуашь, но можно использовать и плакатную. Желательно, чтобы она была разных цветов и оттенков. Воспитатель должен уметь самостоятельно создать определённый цвет или его оттенок. С этой целью используется способ смешивания красок основных цветов - красного, жёлтого, синего для образования оранжевого, зелёного, фиолетового и других. Оттенки разных цветов получают, смешивая белую гуашь с нужным цветом. Так, розовый цвет получают, добавляя к белилам красной краски. Разводить гуашь надо в отдельном сосуде. Для этого её набирают маленькой ложкой или палочкой и, вливая понемногу воды, размешивают до получения однородной массы.
К занятиям по рисования надо подготовить банки с водой для промывания кисточек (лучше по две - для промывания и прополаскивания), салфетки для просушивания кисточек после промывания, подставки для них, патычки, подкладки размером 25x35 см. Краски разливают в чашечки, которые ставят на подносы.
В средней группе используется бумага прямоугольной формы (1/2 альбомного листа), полоска (1/4 листа), квадрат (со стороной 15 см), круг (диаметром 10 см), вырезанные из бумаги предметы.
Детям средней группы лучше всего рисовать кистью № 12 - круглым, с острым кончиком. Следует от него широкий, и благодаря этому можно быстро выполнить узор. К занятию надо подготовить не меньше как 4 краски, чтобы дети могли не копировать цвета, предложенные на образце, а самостоятельно подобрать их. В конце занятия демонстрируются те работы детей, на которые наиболее удачно объединены цветами.
К занятиям по декоративному рисованию в старшей группе следует подготовить не только кисти (лучше № 8), а и патычки, иногда даже по два патычки на одно занятие, если, например, в узоре должны быть пятнышки двух цветов или двух размеров
Бумага нужна такой формы, чтобы дети могли учиться рисовать на ней узоры: в виде полоски, квадрата, многоугольника, розети, круга, плоских предметов. Многоугольник, розету, круг вырезают из целого альбомного листа, квадрат - со стороной 16 см. Для передачи колорита украинской керамики лучше всего фон коричневого, жёлтого, зелёного тонов.
В старшей группе детям часто предлагают на одном занятии бумагу разных цветов, чтобы они самостоятельно добирали фон.
Детей старшей группы учат выбирать из шести цветов те, которые хорошо объединяются или отвечают колориту определённого вида искусства - керамики, вышивки, декоративной росписи. Эта работа не ограничивается одним занятиям, учить надо постепенно, на каждом занятии.
В подготовительной группе дети рисуют узоры кистью №6. Им можно предложить по две кисти - № 12 для рисования больших элементов в узоре №6 - для выполнения тонких линий, мелких элементов. Листы бумаги могут быть большие и малые. Для рисования по мотивам украинских росписей лучше давать бумагу светлых тонов; Городецкие узоры рисуют на жёлтом. Хохломские и Жостовские узоры - на чёрной, красной или золотистой бумаге. Гуашь надо предлагать по 8-10 цветов в наборе, чтобы дети могли выбирать нужный цвет, проявлять свой вкус, знание колорита.
Для демонстрирования детских работ, показа способа изображения лучше всего использовать мольберт или доску-стенд.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Со времени первого издания книги прошло уже восемь лет. За это время изменился взгляд на обучение детей рисованию. Если раньше считалось, что нужно учить детей, используя готовые образцы и показ способов исполнения рисунков, то теперь воспитание творческой самостоятельности детей стало одной из важнейших задач обучения.
Н. П. Сакулина отмечает: «Рисование, которыми ребенок так рано овладевает, оказывает влияние на формирование личных сторон личности. Поскольку сущность рисования включается в изображении предметов и явлений реального мира, велико его значение для умственного развития...
В рисовании таятся богатые возможности для эстетического воспитания. Ребенок познает такие качества предметов и явлений, как стройность формы, гармоничность красок, целесообразность строения и т. д. Эти свойства -- элементы прекрасного. Они придают изображению выразительность, а процессу изображения -- эмоциональную насыщенность.
Для рисования специфична образная форма отражения, позволяет развивать у ребенка художественно-творческие способности, которые можно применять в различных областях жизни» (Н.П. Сакулина. Рисование в дошкольном детстве. - М., Просвещение», 1965. - стр. 6)
Очевидно, что в обучении детей рисованию на первое место встает задача развития у детей творческой самостоятельности и активности.
Богатейшая событиями жизнь широким потоком врывается в сознание детей. В меру своих сил и понимания дети легко откликаются на нее, стремятся выразить свои чувства и мысли в рисунке.
Обязанность воспитателя -- приобщить всех своих воспитанников к рисованию -- этому чудесному источнику творческой радости, свойственной даже самым маленьким.
Мы считаем, что педагогическая практика не может быть сведена к одинаковым приемам и методам обучения и задача каждого педагога искать наиболее эффективные пути обучения для формирования творческой индивидуальности.
Обучение рисованию нельзя рассматривать только как логическую линию развития от простого к сложному. Такой взгляд на обучение рисованию ошибочен. Каждый ребенок проходит свой путь творческого развития. Поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с детьми. В процессе проведения любого занятия рисованием педагог должен руководить каждым ребенком, учитывая его особенности и склонности.
Мы старались осуществить это в своей работе. Некоторые успехи уже имеются. Об этом свидетельствуют представленные в книге работы детей дошкольного возраста, а также широкое участие наших воспитанников на различных выставках, как всесоюзных, так и за рубежом, и их высокая оценка.
В создании книги участвовала большая группа воспитателей, задача которой -- помочь практическим работникам детских садов в обучении детей рисованию. Однако мы далеки от мысли, что все уже найдено; бесспорно, есть еще много других вариантов, их надо искать, проверять на практике и дать педагогам. Дело это требует совместных усилий художников и педагогов в дальнейшей разработке методов и приемов обучения детей рисованию, чтобы приобщить всех наших воспитанников к высокой художественной культуре советского народа.
Авторский коллектив
выражает глубокую благодарность воспитателям
Потаповой Н. А., Рыбаковой Л. И., Синевой
Е. Н., Хамяляйнен Р. Н., Лаврентьевой Н.
М., принявшим участие в работе над вторым
изданием книги.
ВВЕДЕНИЕ
Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений.
Руководство детским творчеством требует от воспитателя понимания рисунка, знания характерных его особенностей и последовательности его развития. В рисунках детей нас привлекает живой отклик на окружающее, проявление фантазии и непосредственное отношение к тому, что дети рисуют.
Любой предмет воспроизводится детьми плоскостно. Это является одной из главных особенностей детского рисунка. Другой особенностью является то, что соразмерность частей при изображении различных предметов не играет большой роли для ребенка. То, что хочет подчеркнуть, определить как главное, он изображает часто непропорционально большим (например, голова человека). Непропорциональность наблюдается и между предметами (человек часто оказывается крупнее дома).
Рисуя, ребенок иногда сознательно, а иногда бессознательно схематизирует изображение предмета, упрощает его, отбрасывая многие детали, подробности, заостряя внимание на самом главном. Так, рисуя человеческое лицо, дети часто изображают только глаза и рот. Все эти, на взгляд взрослого, «недостатки» не мешают детскому рисунку быть выразительным. А наоборот, они-то и делают детский рисунок особенно привлекательным.
Своеобразие детского рисунка сказывается и в колорите. В младшем дошкольном возрасте цвет у детей не связывается с попыткой передать характерный признак предмета. Часто дети используют краску просто потому, что она им понравилась, подчас раскрашивая один предмет в несколько цветов, выбранных произвольно. Иногда предмет трактуется в цвете, а окружающее пространство остается неокрашенным. Часто выбор цвета опирается на устойчивые представления, своего рода штампы. Так, почти всегда небо голубое, вода синяя, песок желтый, земля черкая и т. д. В некоторых случаях дети могут нарисовать воду, небо, песок, листья деревьев и многое другое любым понравившимся им цветом. При всем этом в работах детей сказывается какое-то инстинктивное, трудно объяснимое чувство гармонии цвета, благодаря которому рисунки превращаются в радостные симфонии красок.
Вопрос о композиции детского рисунка сложен. В своем развитии он претерпевает очень заметную эволюцию.
Начиная рисовать, маленькие дети никак не соотносят изображаемое с форматом, не различают верх и низ листа бумаги. В рисунке не берется во внимание пространственное единство изображаемого, т. е. каждый предмет рисуется сам по себе, заполняя в беспорядке все пустые места на листе бумаги. У детей преобладает стремление к изображению каждого предмета целиком -- отсюда в рисунках полностью отсутствует загораживание одних предметов другими.
Позднее дети начинают различать верх, низ, левую и правую стороны листа. Постепенно появляется понимание взаимного расположения изображений как средства передать логическую и зрительную связь между предметами.
В результате обучения возникает умение располагать дальние предметы в верхней части листа бумаги, а ближние -- в нижней. Только некоторые дети к концу пребывания в детском саду усваивают зрительное уменьшение удаленных предметов. Вообще же в дошкольном возрасте перспектива в рисунке отсутствует. Изображение разноудаленных предметов, если и встречается, то в чисто условном соотношении.
Детским рисункам свойственна декоративность. Дети стремятся выделить в предмете ритм, особенно там, где есть повторяемость в самих предметах: летящие снежинки, бревнышки в избушке, волны на реке и т. д. Эта ритмичность выливается в прямую узорность, орнаментальность. Изображение становится украшенным, нарядным. Иногда тяга к узорности возникает как бы без видимых оснований (лошадь в клеточку или в цветочках, полосатая крыша, узорное расположение листьев на дереве и т. д.). Это инстинктивное стремление ребенка к красоте надо всячески поддерживать.
В обучении детей мы используем различные виды рисования. В предметном рисовании мы стремимся не только к относительно грамотному изображению предметов, но и к образной их характеристике, т. е. к выражению чувств и отношения к предмету со стороны рисующего. Необходимость этого подтверждается тем, что некоторые предметы дети охотно рисуют, они любимые (маму рисуют нарядной), а есть предметы нелюбимые, их дети стараются вообще не рисовать.
Сюжетное рисование на тему, предложенную воспитателем, является творческим отражением впечатлений действительности, вместе с тем оно суммирует знания, приобретенные в предметном рисовании.
Рисование по собственному замыслу детей дает выход потребности ребенка изобразить все, в том числе и то, что не вошло в занятия предметным и сюжетным рисованием. В большей мере, чем предметное и сюжетное рисование, рисование по собственному замыслу развивает самостоятельность и инициативу детей, способствует проявлению их индивидуальности.