Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших до-школьников опыта общественного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - определить систему руководства игровой деятельностью детей, которая будет способствовать формированию опыта социального поведения детей в обществе сверстников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - 7 -
1.1. Значение игры для развития и становления личности ребенка - 7 -
дошкольного возраста - 7 -
1.2. Игра как средство формирования опыта нравственного - 13 -
поведения детей - 13 -
1.3. Критерии оценки социального поведения детей дошкольного возраста - 25 -
ГЛАВА 2. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - 31 -
2.1. Изучение уровня сформированности опыта социального поведения у старших дошкольников. - 32 -
2.2. Формирование опыта социального поведения детей в игре - 35 -
3.3. Результаты экспериментальной работы - 60 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 65 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 67 -
ПРИЛОЖЕНИЕ - 70 -

Работа содержит 1 файл

игра социальное поведентие.doc

— 524.00 Кб (Скачать)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Кафедра педагогики и технологий  дошкольного и

начального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников опыта общественного поведения

 

 

По специальности «Педагогика и методика дошкольного образования»

 

 

Выполнила студентка 5 курса

психолого-педагогического факультета

ОЗО……………………………………..

 

 

Научный руководитель:

Доктор пед.наук, профес.

                     Тупичкина Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Армавир 2011 г.


Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1.  Значение игры для развития и становления личности ребенка

дошкольного возраста

1.2. Игра как средство формирования опыта нравственного

поведения  детей

1.3. Критерии оценки социального  поведения детей   дошкольного     возраста

 

ГЛАВА 2.  ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО    ПОВЕДЕНИЯ  СТАРШИХ   ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Изучение уровня сформированности опыта социального поведения у старших дошкольников.

2.2. Формирование опыта социального поведения детей в игре

3.3. Результаты  экспериментальной работы

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В современном обществе деятельность людей основана на коллективном сотрудничестве, поэтому, начиная с детских лет, необходимо воспитывать у будущих граждан умение жить в коллективе: вместе играть, совместно трудиться, ответственно относиться к делу.

Воспитание навыков и привычек  совместной деятельности с другими, выпол­нение обязанностей по отношению к коллективу не могут быть сформи­рованы в процессе индивидуальных контактов воспитателя с детьми, или индивидуальных взаимодействий детей. Эти качества личности могут быть воспитаны  только в совместной деятельности, в которой детьми решаются общие задачи, и их общие усилия направляются к единой цели.

В процессе деятельности, которая объединяет детей общим за­мыслом, общими переживаниями, возникает потребность в распределении поручений, согласовании действий, в необходимости подчинять собственные желания интересам и требованиям других. Совместная деятельность, согласование действий, общие чувства и переживания тем самым организуют детей и формируют навыки социального поведения.

Организованным характеризуется такое поведение, при котором ребенок постепенно становится не только исполнителем требований воспитателя выполнять общепринятые правила, обращенные к нему персонально или к коллективу в целом, но и начинает предъявлять требования к самому себе и к другим детям.

Говоря о совместной деятельности, мы имеем в виду, прежде всего, игровую деятельность, ведущую в жизни ребенка дошкольника, максимально способствующую формированию личности ребенка, поднятию моральных критериев на более высокий уровень.

Нигде так, как в игре не проходит более естественного развития нравственных качеств личности ребенка, формирования социального поведения. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию реализовывать и углублять свои знания и умения.

Игра - подлинная социальная практика ребенка, реальная жизнь в обществе сверстников. Именно в игре, а не в какой-либо дру­гой деятельности, ребенок по своему усмотрению общается  со сверстниками, выбирает игрушки, использует предметы, преодолевает те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правила­ми.

Проблемами игры как средством воспитания и развития ребенка дошкольника занимались видные психологи и педагоги. Среди них Эльконин Д.Б., Выгодский Л.С., Жуковская Р.И., Меджеринская Д.В., Усова А.П., Михайленко Н.Я., Короткова Н.М.и другие. На основе их исследований мы исходим из важнейшего положения отечественной психологии и педагогики о том, что нравственное воспитание ребенка осуществляется, прежде всего, в процессе практики игровой деятельности. Без этого невозможно усвое­ние норм и правил морального поведения, формирования нравственных привычек, положительных качеств личности.

В процессе игры положительно изменяется нравственное поведение каждого ребенка с учетом общей игровой цели. Увлекательные по сюжету, богатые по содержанию игры вызывают желание объединиться, формируют интерес к совместным играм, заставляют использовать наиболее рациональные приемы для разрешения возникающих трудностей и устанавливать правильные взаимоотношения.

Обязательным условием участия ребенка является его умение следовать правилам поведения в совместной игре. Их смысл, значение лучше усваиваются в игровой ситуации. В процессе освоения правил поведения повышается активность и самостоятельность детей: они не только сами соблюдают правила, но и требуют их выполнения от товарищей. В результате правило становится средством, при помощи которого  можно наладить совместную игру, договориться со сверстниками. Заинтересованность в этом процессе побуждает ребят предъявлять требования к тем участникам игры, которые их нарушают: не придерживаются очередности при распределении ролей, не уступают игрушку, не считаются с мнением товарищей, не принимают некоторых детей в игру и т.д.

Анализ психолого-педагогической литературы убеждает нас в ог­ромной важности игровой деятельности в развитии личности ребенка, в формировании положительных взаимоотношений и социального пове­дения старших дошкольников. Поэтому сейчас тема формирования навыков организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста является крайне актуальной.

Однако практические наблюдения показывают, что в детском саду не в полной мере используются воспитательные возможности игры, недостаточно высок уровень педагогического руководства игро­вой деятельностью, что соответственно снижает эффективность форми­рования навыков социального поведения детей.

Основные причины этих недостатков мы видим в отсутствии систе­мы в подборе игр, в слабом использовании принципов дидактики в ор­ганизации игровой деятельности.

Объект исследования – сюжетно-ролевая игра как воспитательное средство.

Предмет исследования – процесс формирования опыта социального поведения старших дошкольников в игре.

Цель исследования - определить систему руководства  игровой деятельностью детей, которая будет способствовать формированию опыта социального поведения детей в обществе сверстников.

Гипотеза исследования – исходя из того, что игра является ведущим видом деятельности, мы предположили, что разработанная система педагогических действий позволит получить эффективные результаты в формировании опыта социального поведения у детей старшего дошкольного возраста при условии грамотного руководства игровой деятельностью со стороны педагога.

 

Задачи исследования:

1.      Выявить педагогические возможности игровой деятельности в нравственном воспитании

2.      Изучить особенности формирования социального поведения у дошкольников

3.      Разработать методику руководства игрой, способствующей формированию опыта социального поведения дошкольников.

4.      На основе диагностики выявить эффективность разработанной методики руководства игровой деятельностью.

Методы исс­ледования: теоретический анализ специальной литературы, беседа, наблюдение, игра,  анализ продукта детской деятельности – умений социального поведения,  математический анализ.

Практическая значимость исследования.

Экспериментально разработанная система педагогических действий по руководству и развитию игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте, которая обеспечила продвижение детей в формировании навыков нравственного поведения может быть рекомендована для использования в массовой практике детского сада.

Экспериментальное исследование проводилось с сентября 2010 г. по май 2011 г. в детском саду.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1.  Значение игры для развития и становления личности ребенка

дошкольного возраста

 

Игра - один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессии.

В отечественной  педагогике детская игра опреде­ляется как исторически возникший вид дея­тельности детей, заключающийся в воспроиз­ведении действий взрослых и отношений между ними.

Игра - это свободная и само­стоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ре­бенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в обще­нии.

Непревзойденную роль игры мы прослеживаем во всех педагогичес­ких системах  цивилизации, на всех  этапах развития мировой педагогики.

Выдающийся педагог Я.А. Коменский  рассматривал игру, как естест­венную потребность ребенка двигаться, естественное воспитание воли, черт характера и всей личности ребенка. "Лучше играть, чем бездельничать, ибо в игре всегда мысль чем-то занята и часто шлифуется" Я. А. Коменский считал игру важным воспитательным средством, которое по­могает всестороннему развитию детской личности: способностей, речи, мышления и воображения, учит ребенка жить и трудиться в коллективе своих сверстников, учит приобретать новые навыки и привычки, форми­рует его нравственно и готовит к настоящей трудовой жизни [26, с.133].

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе явля­ется ведущей, определяет его интересы, отношение к действительнос­ти, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре ребенок имеет наибольшую возможность быть самостоятельным, по своему желанию обучаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и учения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и вос­питанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей на вос­питание активной позиции.

Н.К.Крупская писала: "Для ребят дошколь­ного возраст игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспита­ния. Игра для дошкольников – способ познания мира. Играя, он узна­ет цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения... изучает растения, животных" [29, с.122].

В исследованиях педагогов и психологов Выгодского Л.С., Леонтьева А.Н., Элъконина Д.Б. мы видим подтверждение тому что, игра возникает не самопроизвольно, как продукт чисто индивидуального творчества, а под влиянием социального окружения, в результате ос­воения ребенком социального опыта и становится средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства [56].

Игра – подлинная социальная практика ребенка, жизнь в обществе сверстников. Л.С. Выгодский подчеркивал неповтори­мую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Уже в раннем детстве ребенок имеет наи­большую важность именно в игре, а не в какой-либо другой деятель­ности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игроки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом иг­ры, ее правилами [37].

 

Детям особенно нужна игра для физического развития, для укрепления здоровья. Такие естественные движения как ходьба, бег, прыжки, бросание хорошо влияют на развитие отдельных функций, главным образом, на движение рук, ног, туловища и зрительную координацию, укрепляют мышцы, делают более интенсивным кровообращение, дыхание и обмен веществ. Умение владеть движением рук, этого непревзойденного и ни с чем не сравнимого орудия, играет в жизни человека большую роль. И именно благодаря играм, связанным с движением, манипуляциями с игрушками и вещами, дети быстро достигают успехов. Однако было бы неправильно считать, что игра, сама по себе,  может служить средством физического воспитания. Игра не направленная, проходящая стихийно, может даже вредить, особенно из-за перенапряжения, физического переутомления. Поэтому важно, чтобы педагог направлял содержание каждой игры, и постепенно усложнялись правила.

Обсуждая вопрос об игре как форме организации жизни и деятель­ности детей, А.В.Запорожец подчеркивал: "Чтобы нравственные нормы выполнялись дошкольниками не только под влиянием авторитета взрос­лого и использовались в качестве внешнего аргумента в их межличностных отношениях, например, при разрешении ссор и конфликтов, а стали бы внутренними мотивами поведения, следует подготовить почву для их усвоения. Такая психологическая почва создается путем надле­жащей практики взаимоотношений детей, и в первую очередь – в про­цессе игры" [25, с.187].

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших до-школьников опыта общественного поведения