Сюжетное физкультурное занятие как средство развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть особенности развития интереса к движению у детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетных физкультурных занятий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста;
2. Определить сущностную характеристику понятия «сюжетные физкультурные занятия»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………..…………………………………2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ДВИЖЕНИЮ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…….6
1.1 Сущностная характеристика понятия «сюжетные физкультурные занятия»»………………………………………………………………..………..6
1.2 Особенности развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетных физкультурных занятий…….10
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ……………..……………………………………………………......17
2.1 Анализ Государственного Стандарта воспитания и обучения детей дошкольного возраста, программ воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста по теме курсового исследования……………………………………………………………………17
2.2 Методические подходы по развитию интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетных физкультурных занятий …………..…………………………..….………………………………22
2.3 Диагностика проявления интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………..…………………………………2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ОБОСНОВАНИЕ СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ДВИЖЕНИЮ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…….6

1.1 Сущностная характеристика понятия «сюжетные физкультурные занятия»»………………………………………………………………..………..6

1.2 Особенности развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетных физкультурных занятий…….10

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ……………..……………………………………………………......17

2.1 Анализ Государственного Стандарта воспитания и обучения детей дошкольного возраста, программ воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста по теме курсового исследования……………………………………………………………………17

2.2 Методические подходы по развитию интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетных физкультурных занятий …………..…………………………..….………………………………22

2.3 Диагностика проявления интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..32

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..35

 

 

Введение

дошкольник сюжетное физкультурное упражнение

Президент Республики Казахстан  Н.А.Назарбаев в своей лекции от 2009 года «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» говорит: «Казахстану необходима интеллектуальная революция, которая позволит пробудить и реализовать потенциал нашей нации. Теперь наша задача – изменить отношение казахстанцев, в первую очередь, молодежи к образованности, интеллекту, служению Родине и народу…

Дошкольное и начальное  образование должно сформировать стартовый  интеллектуальный потенциал и хорошее  здоровье молодых казахстанцев. Их должны отличать пытливый ум, безграничное любопытство и жизненная энергия» [1].

«В Казахстане спорт является важнейшим направлением государственной политики. Мы многое делаем, чтобы каждый житель республики, независимо от социального положения и возраста, имел возможность для занятий спортом» [2].

Сюжетное занятие –  одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения движений. Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Удовлетворительность ребенка продуктом собственной деятельности ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости от результата, что обеспечивает ему возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения в развитии ребенка. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих персонажей, хорошо знакомых детям. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное напряжение.

Совершенно очевидным  являются и то, что ребенку, благодаря  сюжету, легче осмысливать и выполнять  движения. И именно сюжетные занятия  в большой степени способствуют взаимопроникновению обучающих  моментов в единый процесс. Важным достоинством занятий сюжетного типа мы считаем и то, что, по большому счету, они позволяют избежать, свести к минимуму механическое усвоение техники движения, заучивания детьми только «жестких стереотипов» движений, которые лишают детей возможности «конструирования» новых вариантов путем дополнения, усложнения составляющих элементов.

Ценным является то, что  периоды «жестких стереотипов» в  сюжетных занятиях относительно кратковременны и при переходе к творческим занятиям, эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольные изменения. И уже на этапе обучения сюжет является смысловой стороной, облегчающей освоение движения, и способствует сокращению сроков его разучивания. В дальнейшей работе над движением дети не боятся отступить от выученных образцов и придумывают собственные варианты движений.

В качестве источников рождения двигательных образцов нами широко используются окружающий мир и природа, литература, музыка, произведения изобразительного искусства. Для отработки того или  иного движения отбираются достаточно простые и доступные сюжеты.

Сюжет занятия тесно  связан с задачами обучения движениям  и придает занятию черты драматизации, сближает его с сюжетно-ролевой  игрой, которая, по выражению Л.С. Выгодского, является «корнем любого детского творчества».

Сюжетные занятия создают  широкие возможности для использования  нестандартного оборудования, элементов  костюмов, оформления зала, схем и пиктограмм движений, разнообразной музыки. В  начале обучения движению целесообразно  опереться на прошлый двигательный опыт детей, вспомнить простейшие движения, знакомые по прошлому занятию. Затем знакомить их с новым движением. При этом сообщается его значение, требования к выполнению.

Сюжетные физкультурные  занятия вызывают интерес к физическим движениям, больше чем традиционные физкультурные занятия. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, о каких-либо конкретных событиях с участием персонажей, хорошо знакомых детям.

Цель исследования: раскрыть особенности развития интереса к движению у детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетных физкультурных занятий.

Объект исследования: процесс развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетных физкультурных занятий.

Предмет исследования: сюжетное физкультурное занятие.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу по теме развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста;
  2. Определить сущностную характеристику понятия «сюжетные физкультурные занятия»;
  3. Рассмотреть особенности развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетных физкультурных занятий;
  4. Проанализировать Государственного Стандарта воспитания и обучения детей дошкольного возраста, программ воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста по теме курсового исследования;
  5. Установить методические подходы при проведении сюжетных физкультурных занятий;
  6. Проанализировать диагностику проявления интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической, методической литературы;
  2. Изучение передового педагогического опыта по теме исследования;
  3. Анализ государственного Стандарта дошкольного воспитания и обучения республики Казахстан, программы «Зерек бала».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ОБОСНОВАНИЕ СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ДВИЖЕНИЮ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 Сущностная  характеристика понятия «сюжетные  физкультурные занятия

 

Физкультурные занятия – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям.

Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием. Без обобщения невозможен перенос правильного выполнения в другие ситуации.

Занятия физкультурой позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, формировать и развивать навыки самоорганизации в использовании различных движений и воспитать интерес и стремление к активным действиям, тем самым, обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни. Чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях[3].

Сюжетные физкультурные  занятия строятся на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру физкультурного занятия, продумывается интересный для детей сюжет, способствующий реализации задач физкультурного занятия.

Тематика таких занятий  соответствует возрастным возможностям детей: «Репортаж со стадиона», «Цирк», «Поездка на дачу», сказочные сюжеты – «В гости к Колобку», «Теремок», «Буратино».

Движения, связанные с  каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей. Образ подталкивает к выполнению подражательных движений, которые любят дошкольники. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях. На таких занятиях дети раскрываются с неожиданной стороны. Проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность или наоборот беспомощность, скованность.

Сюжетные занятия, связанные  с явлениями в природе, открывают  широкие возможности для воспитательной работы с детьми, создают благоприятные  условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника. Стимулируют двигательную активность, регулируют ее, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребенка.

Познавательное развитие дошкольника осуществляется ненавязчиво, в игре. Так, на занятии «Прогулка в осенний лес» дети узнают, что белка делает запасы на зиму, что у нее не одна кладовая, а несколько, что медведь готовится к зимней спячке. А на таком занятии, как «В поле мы пойдем, зернышек найдем», дошкольники узнают, что осенью зерно убирают и хранят в специальных хранилищах, амбарах, что мышка очень любит зерно, но боится кошку. Сюжетные занятия, как правило, проходят увлекательно для детей.

Сюжетные физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности в увлекательной форме. Они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений в игровой форме. Развивают у детей оценочные суждения: достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость – это двойная радость.

Успешное решение образовательных задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности сюжетных физкультурных занятий. Обеспечение высокой двигательной активности детей в процессе сюжетных занятий, соблюдение научно обоснованных нагрузок на все органы и системы ребенка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитии и укреплении здоровья.

Специально организованные сюжетные физкультурные занятия со всей группой обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности; позволяют, по мере необходимости, повторять и закреплять двигательные действия. Обучение проводится систематически. Занятия строятся по определенному сюжетом плану и поэтому позволяют дозировать физиологическую нагрузку, постепенно и осторожно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма. Подготовка организма к выполнению сложных движений позволяет предупредить травматизм при их выполнении.

Дети, входя в образы сюжета, в игровой форме приучаются слушать указания воспитателя, выполнять движения одновременно всей группой, организуясь различными способами, что формирует у них активность, воспитывает сознательное отношение к проводимым упражнениям, умение выслушивать до конца и творчески выполнять предложенные задания[4].

Таким образом, первоначально занятия с использованием физических упражнений получили название занятия гимнастикой и подвижными играми. Это название определяло содержание двигательных действий, которые включались в занятия, оно ограничивалось подвижными играми и использованием физических упражнений, входящих в основную гимнастику (основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения)[5].

В дальнейшем, благодаря исследованиям ряда ученых, круг физических упражнений для дошкольников расширился. Была доказана целесообразность и полезность включения в работу с детьми спортивных видов физических упражнений: плавания, обучения ходьбе на лыжах, катания на коньках; предусматривалось включение в обучение элементов спортивных игр: баскетбола, тенниса, бадминтона и т.д. Это содержание было значительно шире названия занятия по обучению движениями, оно стало именоваться занятием физическими упражнениями.

Исследования А. В. Кенеман и Г. П.Лесковой убедительно доказали, что в ходе обучения важно в игровой и сюжетной форме давать детям знания о технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных умений и навыков осуществлялось не только через большое количество повторений, а влияло на быстроту усвоения движений через реализацию принципа осознанности в обучении. Тем самым был поставлен вопрос не только о формировании двигательных навыков, но и о приобщении дошкольников к физической культуре общества. В связи с этим данные занятия получили название сюжетных физкультурных, предусматривающих передачу дошкольникам в игровой и увлекательной форме общественно-исторического опыта, культуры выполнения движений, выработанной человечеством. [6]

Информация о работе Сюжетное физкультурное занятие как средство развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста