Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:28, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть особенности развития интереса к движению у детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетных физкультурных занятий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста;
2. Определить сущностную характеристику понятия «сюжетные физкультурные занятия»;
ВВЕДЕНИЕ……………………………..…………………………………2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ДВИЖЕНИЮ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…….6
1.1 Сущностная характеристика понятия «сюжетные физкультурные занятия»»………………………………………………………………..………..6
1.2 Особенности развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетных физкультурных занятий…….10
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ……………..……………………………………………………......17
2.1 Анализ Государственного Стандарта воспитания и обучения детей дошкольного возраста, программ воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста по теме курсового исследования……………………………………………………………………17
2.2 Методические подходы по развитию интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетных физкультурных занятий …………..…………………………..….………………………………22
2.3 Диагностика проявления интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..35
1.2 Особенности развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетных физкультурных занятий
Интерес к движениям - одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к младшему дошкольнику мотивацию следует различать, как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была сильна внешняя мотивация, интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации. Она возникает только тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям дошкольника, когда они являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень лёгкими) и когда ребенок понимает субъективную ответственность за их реализацию. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у ребенка вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес[7].
Внутренняя мотивация
Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а наоборот, интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интерес, таким образом, является постоянным катализатором (усилителем) энергии человека: он либо облегчает выполнение деятельности, либо стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, способствует целеустремлённости.
Для поддержания активного интереса к движениям необходимо систематически давать дошкольнику соответствующую информацию, облаченную в игровой сюжет, как при обучении движению, так и при его совершенствовании. Эта информация должна обязательно раскрывать важность того или иного упражнения для выполняющего его.
На сюжетных занятиях физической культурой необходимо, чтобы ребенок брал ответственность за результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не отсутствием у него определённых способностей, а недостаточностью собственных усилий. Только в этом случае успешно формируются внутренняя мотивация и интерес к движениям. Но, безусловно, младшему дошкольнику надо подбирать индивидуальные, доступные ему и в то же время прогрессирующие показатели и, конечно же, посильные упражнения, задания, требования и т.д., то есть оптимальные режимы мотивации[8].
Каждого ребенка необходимо сориентировать на доступный и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и положительно оцениваться педагогом, другими детьми, родителями как успех, как победа ребенка над собой. И обязательно при любом результате детей должно ждать одобрение, подбадривание со стороны педагога.
В работе с детьми педагогу ни в коем случае нельзя забывать, что мотивация, влияя на формирование двигательных навыков и развитие интереса к движениям, существенным образом зависит от силы их нервной системы (особенно со стороны возбуждения). Практика показывает, например, что обычная учебная мотивация повышает обучаемость и развитие, двигательные качество более значительно у детей со слабой нервной системой, а игровая и соревновательная деятельность – у детей с сильной нервной системой. Неодинаковое влияние на обучаемость лиц с сильной и слабой нервной системой оказывают и различные методы обучения.
Мотивация детей носит дифференцированный характер также в разных группах и в разных детских садах. Она зависит от многих факторов: материально-технической базы дошкольного учреждения, личности педагога, от его педагогического мастерства, климатогеографических условий, особенностей воспитательной работы в группе детей, в семье, от социального окружения, от физической подготовленности самих дошкольников и т.п.
Внешняя мотивация дошкольников, к большинству сожалению, формируется в основном стихийно, до конца не осознанными в среде педагогов путями, средствами, методами, обстоятельствами. В то же время педагогический опыт свидетельствует, что при работе с дошкольниками в условиях сюжетного занятия по физической культуре необходимо в первую очередь и с максимальной настойчивостью использовать реальные возможности фронтальных методов воздействия для целенаправленного воспитания у детей внутренних положительных мотивов к выполнению тех или иных движений. Начинать можно с применения сюжетных комплексов, которые каждый педагог может составить самостоятельно. Сюжетные комплексы могут содержать подвижные игры, эстафеты, упражнения соревновательного характера в правах[9].
При правильной организации игр и игровых упражнений они всегда доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, дают возможность для проведения личной активности и инициативы. И это, естественно, повышает интерес к занятиям физическими упражнениями.
Интересы детей к выполнению движений бывают разными. Это и подражание взрослым, это погружение в игровой сюжет, а в более старшем возрасте - стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки, даже в младшем дошкольном возрасте, часто подражая взрослым, думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость, стать сильным «как папа»[10].
И все эти аспекты необходимо учитывать. Поддержание интереса и целеустремлённости у дошкольников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение в процессе занятий физической культуры, и формируется ли у них удовлетворённость движениями, удовлетворенность интереса и потребности в двигательной активности.
Когда дети испытывает состояние удовлетворённости, происходит и формирование положительно-активного отношения к физической культуре.
Главными причинами
падения удовлетворённости заня
Формирование интереса к движениям должно основываться на передовых методах обучения, в максимальной степени способствующих эффективному проведению занятий при высоком уровне их привлекательности[11].
Важную роль в процессе освоения различных видов движений играет вид интереса, который в данном случае может быть назван познавательным. Он представляет собой избирательную направленность личности, обращённую к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
Познавательный интерес- это интерес к глубокому, осмысленному познанию. Так как познавательный интерес многозначен, он может влиять на процесс освоения учебного материала различными своими сторонами: во-первых, выступать как внешний стимул процесса освоения, как средство активации своего процесса; во-вторых, действовать как мотив познания, существенно влияя на освоение учебного материала, соприкасаясь и взаимодействуя при этом с другими мотивами[12].
Учитывая это, необходимо постоянно осуществлять стимуляцию познавательных интересов. Основные направления такой стимуляции: стимуляция познавательных интересов при помощи содержания изучаемого материала; стимуляция познавательных интересов организацией и характером познавательной деятельности. Начиная с первых занятий, надо учить детей делать правильные выводы: например, после бега у человека учащается пульс, а если человек находится в покое, то пульс восстанавливается, что это значит?
Полезно также предлагать детям при освоении новых движений найти, где в жизни дети их используют или применяют похожие: например, лазание по гимнастической стенке – лазание по деревьям; ходьба по бревну – ходьба по бортику тротуара, когда мы обходим лужу; прыжок в высоту – преодоление простого препятствия и т.д. Если дети не справились с этим заданием, педагог вместе с ними ищет примеры в окружающем мире. Для этого рекомендуется проводить сюжетные занятия – экскурсии, цель которых – применить изученное движение на практике. (Это преодоление поваленных деревьев, перепрыгивание через лужи, прыжки с небольшой высоты и т.д.) Если нет такой возможности, то полосу препятствий можно соорудить на спортивной площадке детского сада и после её прохождения предложить детям проанализировать, какие движения были ими использованы в ходе преодоления препятствий[13].
Таким же образом предлагают детям понаблюдать за собой и окружающими, чтобы выяснить, когда они используют то или иное движение, а можно даже и подсчитать, сколько раз они его сделали за день.
Педагогические исследования показали, что интерес к физической культуре можно формировать двумя путями: воздействуя на отдельные мотивы и на мотивационную сферу в целом. Однако в мотивационной сфере дошкольников всё взаимно связано: при формировании одних мотивов неизменно затрагиваются и формируются другие. Поэтому при целенаправленном формировании интереса к движениям педагогически оправдано как воздействие на отдельные мотивы, так и комплексное воздействие на мотивационную сферу в целом, например, успешное формирование учебно-познавательных мотивов достигается сознательностью обучения и развития физических качеств.
Исключительно важно применение средств наглядности, учебных карточек и нестандартного физкультурного оборудования, технических средств обучения. Наглядность – абсолютно необходимое условие эффективной передачи, усвоения информации и успешного формирования у дошкольников интереса к физической культуре. Поэтому различные средства наглядности на сюжетных занятиях должны применяться с самых первых этапов формирования интереса к движениям.
Затем постепенно приоритет должен отдаваться постановки целей. Такая закономерность уже давно выработана человечеством. И только после этого необходимо теоретическое освещение способов достижения цели, так как лишь на последней ступени развития человечества ведущим стало усвоение научных знаний. Но и здесь нельзя обойтись без наглядности, показа и практических действий[14].
Обязательным условием успешного формирования у дошкольников активного, устойчивого интереса к физической культуре является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность дошкольников неэффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане развития интереса к движениям.
Конкретный вид и уровень результата зависят от возраста, физической подготовленности и воспитанности дошкольников.
Результативные мотивы необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого обучение на сюжетных занятиях физической культуры надо включать в личностно значимую для каждого ребенка соревновательную деятельность. Однако и здесь каждому ребенку должен быть определён индивидуальный доступный результат. Только в этом случае возникает внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями, определяющая интерес детей к движениям[15].
Таким образом, использование в практике работы по физическому воспитанию сюжетных занятий, базирующихся на учете возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического и психического воспитания и оказывать положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к движениям.
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
2.1 Анализ Государственного
Стандарта воспитания и
В настоящее время дошкольным учреждениям предоставлена возможность самостоятельно выбирать программы воспитания и обучения детей. Учитывая актуальность проблемы развития интерема к движению у детей младшего дошкольного возраста, целесообразно рассмотреть, как этот аспект представлен в различных программах.
Существующая практика дошкольного воспитания показывает, что до принятия Государственного Стандарта воспитания и обучения детей дошкольного возраста в Республике Казахстан были востребованы старые программы, которыми пользовались детские сады в 80-е годы ХХ в. в СССР: «Программа воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой и «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддьякова. Рассмотрим, в какой степени эти документы решали вопросы развития интереса к движению у детей младшего дошкольного возраста через сюжетные физкультурные занятия.
«Программа воспитания в детском саду» во всех возрастных группах предполагает скромный набор требований по развитию интереса к движению. Цель программы – познакомить детей с конкретными видами движений. В отдельных случаях ставятся задачи учить детей выполнять те или иные виды движений.
Следует отметить: в этой программе дети познают разнообразие видов движений в процессе физкультурных занятий, однако о развитии интереса к движению и о сюжетных физкультурных занятиях не упоминается. Именно поэтому можно утверждать – развитие интереса к движению в данной программе не имеет направленности[16].
Можно сделать общее заключение: детским садом, работающим по программе М. А. Васильевой и желающим заниматься физическим воспитанием дошкольников, следует дополнительно использовать одну из парциальных физкультурных программ.