Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:43, курсовая работа
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования перед нами были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме раскрыть сущность и содержание логического мышления;
2. Выявить особенности логического мышления младших школьников
3. Выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие логического мышления младших школьников в игре;
4. Провести практическую работу по исследованию уровня логического мышления младшего школьника.
Введение.................................................................................................................3
Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА..6
1.1.Определение понятия логическое мышление, его формы и виды...6
1.2. Структура игры, её виды и классификации……………………….13
1.3.Игра как средство развития логического мышления младшего школьника……………………………………………………………………….19
Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….30
2.1.Диагностические материалы для выявления уровня развития логического мышления…………………………………………………………30
2.2.Игры и упражнения развивающие логическое мышление младших школьников……………………………………………………………………...35
2.3.Изучение логического мышления школьника…………………….40
Заключение.......................................................................................................43
Список литературы.................................................................
Оглавление
Введение......................
Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА..6
1.1.Определение понятия логическое мышление, его формы и виды...6
1.2. Структура игры, её виды и классификации……………………….13
1.3.Игра как средство развития логического
мышления младшего школьника………………………………………………………
Глава
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………
2.1.Диагностические материалы для выявления
уровня развития логического мышления…………………………………………………………
2.2.Игры и упражнения развивающие логическое
мышление младших школьников……………………………………………………
2.3.Изучение логического мышления школьника…………………….40
Заключение....................
Список
литературы....................
Приложение
Введение
В младшем школьном возрасте
дети располагают
Проблемами мышления детей
Проблема состоит в том, что
учащимся уже в 1-м классе
для полноценного усвоения
Возможности формирования
Игра в жизни ребенка 8-9 лет
все еще занимает значительное
место, использование их на
уроках приучает детей
Потребность в игре и желание
играть необходимо
Воспитательное воздействие
Игру изучали зарубежные и
отечественные исследователи,
Часто мы сталкиваемся с таким противоречием: хотим, чтобы было развито логическое мышление, но не используем игру.
С учётом вышеизложенного был
сделан выбор темы
Решение данной проблемы
Объект исследования: игровая деятельность младшего школьника.
Предмет исследования: педагогические условия развития логического мышления младшего школьника в процессе игровой деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования перед нами были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме раскрыть сущность и содержание логического мышления;
2. Выявить особенности логического мышления младших школьников
3. Выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие логического мышления младших школьников в игре;
4. Провести практическую работу по исследованию уровня логического мышления младшего школьника.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс развития логического мышления младших школьников может быть существенно улучшен, если:
- будет проводиться целенаправленная работа по обучению младших школьников основным приемам мыслительных операций, что будет способствовать развитию логического мышления;
- будет проведена диагностика и своевременная коррекция мышления младших школьников будет способствовать более успешному развитию приемов логического мышления (сравнение, обобщение, классификация, анализ).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; тестирование, наблюдение; качественный анализ обработки полученных данных.
Методики по определению уровня развития логического мышления были проведены с ученицей 1 «г» класса школы 51 города Курска Варварой Б..
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I.Теоретическое обоснование использования игры в развитии логического мышления младшего школьника
1.1.Определение
понятия логическое
мышление, его формы
и виды
Мышление
в психологии определяется как психический
познавательный процесс, состоящий
в опосредованном и обобщенном
отражении человеком
Если
на чувственной ступени познания
внешнее воздействие
Мышление — опосредованное отражение действительности и всегда осуществляется с помощью слова, речи, оно невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения и т.д. Анализируя и сравнивая отдельные наблюдения, опираясь на результаты прошлого опыта, человек в процессе мышления находит общее в отдельных объектах. Абстрагирование общего позволяет объединить эти объекты в различные системы знания, и отношений, что позволяет находить и раскрывать объективные, закономерности.
Основными формами мышления
Понятие – это знание существенного, общего в предметах и явлениях действительности. В процессе познания расширяется, углубляется и изменяется содержание понятий. Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например: «прямая линия» – кратчайшее расстояние между двумя точками; «дом» – строение для жилья человека [Крэйг 2000: 187]. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя [Шаповаленко 2004: 97].
Суждение – это форма мышления, которая содержит в себе утверждение или отрицание какого-либо положения [Мещерякова 2003: 672].
Суждение — это отражение
Умозаключение – сложная мыслительная деятельность, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, приходит к новым общим и частным выводам. Человек пользуется двумя видами умозаключений – индуктивным (способ рассуждений от частных суждений к общему) и дедуктивным (способ рассуждений от общего суждения к частному) [Крутецкий 1974: 197].
Индукция начинается с
Дедуктивное умозаключение
Умозаключение представляет
Информация о работе Игра как средство развития логического мышления