Игра как средство развития логического мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования перед нами были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме раскрыть сущность и содержание логического мышления;
2. Выявить особенности логического мышления младших школьников
3. Выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие логического мышления младших школьников в игре;
4. Провести практическую работу по исследованию уровня логического мышления младшего школьника.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА..6
1.1.Определение понятия логическое мышление, его формы и виды...6
1.2. Структура игры, её виды и классификации……………………….13
1.3.Игра как средство развития логического мышления младшего школьника……………………………………………………………………….19
Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….30
2.1.Диагностические материалы для выявления уровня развития логического мышления…………………………………………………………30
2.2.Игры и упражнения развивающие логическое мышление младших школьников……………………………………………………………………...35
2.3.Изучение логического мышления школьника…………………….40
Заключение.......................................................................................................43
Список литературы.................................................................

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 80.65 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение.................................................................................................................3

Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА..6

                1.1.Определение понятия логическое мышление, его формы и виды...6

           1.2. Структура игры, её виды и классификации……………………….13

           1.3.Игра как средство развития логического мышления младшего школьника……………………………………………………………………….19

Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….30

            2.1.Диагностические материалы для выявления уровня развития логического мышления…………………………………………………………30

            2.2.Игры и упражнения развивающие логическое мышление младших школьников……………………………………………………………………...35

            2.3.Изучение логического мышления школьника…………………….40

Заключение.......................................................................................................43

Список  литературы.........................................................................................45

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В младшем школьном возрасте  дети располагают значительными  резервами развития. С поступлением  ребенка в школу под влиянием  обучения начинается перестройка  всех его познавательных процессов.  Именно младший школьный возраст  является продуктивным в развитии  логического мышления. Это связано  с тем, что дети включаются  в новые для них виды деятельности  и системы межличностных отношений,  требующие от них наличия новых  психологических качеств.

    Проблемами мышления детей младшего  школьного возраста занимались  многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б.  Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон  и др.) и отечественные (П. П.  Блонский, Л. С. Выготский, С.  Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин,  А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия,  П. И. Зинченко, А. А. Смирнов,  Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич,  З. М. Истомина, Г. С. Овчинников  и др.) исследователи.

    Проблема состоит в том, что  учащимся уже в 1-м классе  для полноценного усвоения материала  требуются навыки логического  анализа. Однако исследования  показывают, что даже во 2-м классе  лишь незначительный процент  учащихся владеет приемами сравнения,  подведения под понятие, выведения  следствий и т.п. Учителя начальной  школы в первую очередь зачастую  используют упражнения тренировочного  типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих  условиях недостаточно развиваются  такие качества мышления как  глубина, критичность, гибкость. Именно это и указывает на  актуальность проблемы. Таким образом,  проведенный анализ показывает, что именно в младшем школьном  возрасте необходимо проводить  целенаправленную работу по обучению  детей основным приемам мыслительных  действий.

    Возможности формирования приемов  мышления не реализуются сами  собой: учитель должен активно  и умело работать в этом  направлении, организуя весь процесс  обучения так, чтобы, с одной  стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.

    Игра в жизни ребенка 8-9 лет  все еще занимает значительное  место, использование их на  уроках приучает детей самостоятельно  мыслить, использовать полученные  данные в различных условиях  в соответствии с поставленной  задачей. Более того, игры –  это всегда интересно и познавательно,  и они способны внести в  учебный процесс стремление к  знаниям и желание учиться.

   Потребность в игре и желание  играть необходимо использовать  и направлять в целях решения  определенных развивающих задач.  Игра будет являться средством  воспитания, если она будет включаться  в целостный педагогический процесс.  Руководя игрой, преподаватель  воздействует на все стороны  развития личности ребенка: на  чувства, на сознание, на волю  и на поведение в целом.

    Воспитательное воздействие игровой  деятельности общепризнанно. Отечественная  педагогика стремится использовать  богатейший арсенал детских игр,  воспитывающих действенность, активность  личностных качеств школьников, их самостоятельность и инициативность.

    Игру изучали зарубежные и  отечественные исследователи, такие  как Н. Вуарен,  Д. В. Менджерицкая, Л. С. Выготский,  Н. П. Аникеева,  А. В Запорожец, Т. А Маркова,  В. Оконь, П.И.  Пидкасистый. 

     Часто мы сталкиваемся с таким  противоречием: хотим, чтобы было развито логическое мышление, но не используем игру.

     С учётом вышеизложенного был  сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: Каковы педагогические условия эффективного развития логического мышления в игровой деятельности? 

     Решение данной проблемы составляет цель исследования.

     Объект исследования: игровая деятельность младшего школьника.

    Предмет исследования: педагогические условия развития логического мышления младшего школьника в процессе игровой деятельности.

    В соответствии с целью, объектом и предметом исследования перед нами были поставлены следующие задачи:

      1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме раскрыть сущность и содержание логического мышления;

    2. Выявить  особенности логического мышления младших школьников

      3. Выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие логического мышления младших школьников в игре;

      4. Провести практическую работу  по исследованию уровня логического мышления младшего школьника.

      В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс развития логического мышления младших школьников может быть существенно улучшен, если:

      - будет  проводиться целенаправленная работа по обучению младших школьников основным приемам мыслительных операций, что будет способствовать развитию логического мышления;

      - будет проведена диагностика и своевременная коррекция мышления младших школьников будет способствовать более успешному развитию приемов логического мышления (сравнение, обобщение, классификация, анализ).

      Для решения поставленных задач и  проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; тестирование, наблюдение; качественный анализ обработки полученных данных.

     Методики  по определению уровня развития логического  мышления были проведены с ученицей 1 «г» класса  школы 51 города Курска  Варварой Б..

      Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

     Глава I.Теоретическое обоснование использования игры в развитии логического мышления младшего школьника

     1.1.Определение  понятия логическое  мышление, его формы  и виды 

     Мышление  в психологии определяется как психический  познавательный процесс, состоящий  в опосредованном и обобщенном  отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях. Оно представляет собой  познание действительности, основанное на использовании ранее приобретенных  знаний, опыта.

     Если  на чувственной ступени познания внешнее воздействие непосредственно, прямо приводит к возникновению  соответствующих образов в нашем  сознании, то процесс мышления совершается  сложнее. Отражение окружающего  мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации.

     Мышление — опосредованное отражение действительности и всегда осуществляется с помощью слова, речи, оно невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения и т.д. Анализируя и сравнивая отдельные наблюдения, опираясь на результаты прошлого опыта, человек в процессе мышления находит общее в отдельных объектах. Абстрагирование общего позволяет объединить эти объекты в различные системы знания, и отношений, что позволяет находить и раскрывать объективные, закономерности.

        Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения  [Шаповаленко 2004: 96].

        Понятие – это знание существенного, общего в предметах и явлениях действительности. В процессе познания расширяется, углубляется и изменяется содержание понятий. Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например: «прямая линия» – кратчайшее расстояние между двумя точками; «дом» – строение для жилья человека [Крэйг 2000: 187]. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя [Шаповаленко 2004: 97].

       Суждение – это форма мышления, которая содержит в себе утверждение или отрицание какого-либо положения [Мещерякова 2003: 672].

      Суждение — это отражение связей  между предметами и явлениями  действительности или между их  свойствами и признаками. В зависимости  от того, как суждения отражают  объективную действительность, они  являются истинными или ложными.  Истинное суждение выражает такую  связь между предметами и их  свойствами, которая существует  в действительности. Ложное суждение, наоборот, выражает связь между  объективными явлениями, в действительности  не существующую. Суждения бывают  общими, частными и единичными [Крэйг 2000: 188]. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса (например, «Все деревья — растения»), В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам (например: «Некоторые студенты — отличники»); в единичных суждениях – только к одному (например, «Этот студент плохо учится») [Шаповаленко 2004: 97].                          

     Умозаключение – сложная мыслительная деятельность, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, приходит к новым общим и частным выводам. Человек пользуется двумя видами умозаключений – индуктивным (способ рассуждений от частных суждений к общему) и дедуктивным (способ рассуждений от общего суждения к частному) [Крутецкий 1974: 197].

       Индукция начинается с накопления  знаний о возможно большом  числе в чем-либо однородных  предметов и явлений. Это дает  возможность найти сходное и  различное в предметах и явлениях, отбросить несущественное и второстепенное [Крэйг 2000: 189].      

       Дедуктивное умозаключение дает  человеку знание о конкретных  свойствах и качествах отдельного  предмета на основании общих  законов и правил. Пример, все  металлы расширяются при нагревании. Это металлический предмет, значит  если его нагреть, то он увеличится  в размерах [Шаповаленко 2004: 97]. Разновидность  дедуктивного умозаключения является  силлогизм – логическая форма  мышления, когда из двух посылок  (общей и частной) выводится  новое суждение [Крайг 2000: 189].       

       Умозаключение представляет собой  обычно более или менее сложный  акт мыслительной деятельности, включающий ряд операций, подчиненных  единой цели. В умозаключении  с особенной заостренностью выступает  роль опосредования в мышлении [Брушлинский 1982: 205].

Информация о работе Игра как средство развития логического мышления