Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:28, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть особенности развития интереса к движению у детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетных физкультурных занятий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста;
2. Определить сущностную характеристику понятия «сюжетные физкультурные занятия»;
ВВЕДЕНИЕ……………………………..…………………………………2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ДВИЖЕНИЮ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…….6
1.1 Сущностная характеристика понятия «сюжетные физкультурные занятия»»………………………………………………………………..………..6
1.2 Особенности развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетных физкультурных занятий…….10
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ……………..……………………………………………………......17
2.1 Анализ Государственного Стандарта воспитания и обучения детей дошкольного возраста, программ воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста по теме курсового исследования……………………………………………………………………17
2.2 Методические подходы по развитию интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетных физкультурных занятий …………..…………………………..….………………………………22
2.3 Диагностика проявления интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..35
В ГОСО РК 1.001-2009. имеется перечень перечень основных задач воспитания и обучения, применительно к развитию интереса к движению можно выделить следующие:
Содержание базового дошкольного воспитания и обучения направлено на формирование компетентностей ребенка как результата образовательной деятельности.
Здоровьесберегающая компетентность позволяет:
Базовый минимум образовательной области «Здоровье» ставит своей целью воспитание сознательного отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формирование физических качеств.
Организация работы в дошкольном учреждении по новым Государственному стандарту и программам предполагает обновление методических подходов к педагогической деятельности. Методические подходы основываются на следующих принципах:
1. Отход от жесткой регламентации жизни детей;
2. Применение гибких режимов и разнообразных форм организации процесса обучения и воспитания с широким использованием экспериментирования, исследования и коллективной деятельности;
3. Самостоятельный выбор детьми видов деятельности и средств достижения цели деятельности;
4. Использование методических подходов для педагогов по организации процесса воспитания и обучения детей.
Изменение подходов к организации педагогического процесса приведет к смене роли ребенка от пассивного получателя информации, объекта целенаправленного педагогического воздействия к активно познающему субъекту, равноправному участнику процесса обучения и воспитания[17].
Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет) является продолжением комплекта новых программ, соответствующих нынешним требованиям ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения[18].
Данная программа обеспечивает
единый процесс социализации–
Содержание программы обеспечит целостное, физическое, социальное, коммуникативное, творческое, познавательное развитие личности ребенка – гражданина Республики Казахстан.
Программа является государственным документом, определяющим направление организации воспитательной работы в дошкольных учреждениях республики. Каждый воспитатель обязан всесторонне и глубоко изучить содержание программы и подготовиться к работе по ней:
Обеспечивать двигательную активность ребенка, способствующую его физическому развитию.
Поддерживать у ребенка интерес к физическим упражнениям и подвижным играм.
Обеспечивать ребенка различными материалами и оборудованием.
Подбирать и размещать оборудование с учетом педагогических, гигиенических и эстетических требований.
Создавать условия для возможности двигаться (бросать, подниматься).
Создавать условия для движений из различных положений тела.
Создавать условия для
детей с ограниченными
Создавать условия для безопасных занятий двигательной активностью, использовать безопасное оборудование.
Обучать ребенка новым двигательным навыкам (прыжкам на скакалке, плаванию).
Моделировать игры с предметами, упражнять в броске и метании, катании и ловле.
Моделировать совместную деятельность взрослого и ребенка: например, строить препятствия из стульев, палок, коробок, обручей и давать задание: «Проберитесь под коробкой, под стулом, и около палки».
Обеспечивать ребенку возможность бегать вверх и вниз по холмам и извилистым тропинкам.
Обеспечивать каждому ребенку безопасные и контролируемые действия, когда дети ходят на экскурсии по городу, по улице.
Обеспечивать ребенку возможности для занятий с другими детьми.
Обеспечивать возможности для формирования устойчивых навыков выполнения основных видов движений в ходьбе, беге, прыжках, метании и бросании и ловле, ползании и лазании.
Обеспечивать возможности для ребенка, участвовать в действиях, которые требуют применения физических усилий: например, прыгать на одной ноге, прыгать на скакалке, отбивать мяч, перепрыгивать через невысокие препятствия, участвовать в посильном труде[18].
Таким образом, анализируя
програмный материал можно сделать
вывод, что будущее народа зависит от отношения к детям
– от их прав и обязанностей. Вследствии
чего дошкольные учреждения, как основное
звено системы непрерывного образования,
должны включиться в реализацию этой фундаментальной
цели общества и разработать принцепиально
новые формы воспитания и обучения: интересные
и разнообразные образно-игровые, сюжетно-игровые,
предметно-образные занятия, которые помогут
научить детей владеть своим телом, познакомить
с максимальным количеством видов спорта,
помочь найти и приобщить к такому виду,
который соответствует характеру, физическим
способностям, задаткам и интересам ребенка.
В конечном итоге, дети смогут полностью
выразить себя, а также получить удовольствие
и радость от общения в процессе сюжетных
физкультурных занятий.
2.2 Методические подходы по развитию интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетных физкультурных занятий
Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе "Пчелки на цветках" применяются упражнения дыхательной гимнастики "Ветерок", "Пчелки жужжат" и др., общеразвивающие упражнения "Цветы" , "Пчелы" , "Медуза" и др., подвижные игры "Медвежата" и др., танец "Полет шмеля" , круговая тренировка "Пчелы дружно собирают мед" и т.п.). Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям младших дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности[19].
Идея сюжетного занятия в принципе не нова. Однако к недостаткам многих сюжетных занятий, в том числе опубликованных в специальной литературе и используемых в практике работы дошкольных образовательных учреждений, можно отнести низкую моторную плотность, излишнее подчинение упражнений сюжету в ущерб развитию двигательных качеств, недостаточную физическую нагрузку, не обеспечивающую тренирующего эффекта[20].
При разработке конспектов сюжетных занятий следует сохранить их характерные черты, но в то же время избежать отмеченных выше недостатков. Разрабатываемые конспекты сюжетных занятий должны быть направлены на решение следующих задач: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и моторными) особенностями детей. Для решения поставленных задач в процессе сюжетных физкультурных занятий используются различные физические упражнения, последовательность которых соответствует общепринятой трехчастной структуре. При этом упражнения, используемые в подготовительной и заключительной частях занятий, а также этюды психогимнастики, танцы и игры можно менять через 2-3 занятия, варьируя их в соответствии с сюжетом. Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), используемые в основной части, целесообразно выполнять на протяжении 15-16 занятий, постепенно усложняя упражнения и увеличивая нагрузку. При дозировке упражнений необходимо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные возможности детей[21].
После разучивания упражнений в течение 3-4 занятий они выполняются под музыку поточным способом по методике ритмической гимнастики. Использование ритмичной музыки вызывает у детей положительные эмоции, способствует воспитанию чувства ритма, облегчает формирование двигательных навыков. Применение серийно-поточного способа выполнения упражнений позволяет увеличивать нагрузку и моторную плотность занятий и повышает их тренирующий эффект. Следует учитывать, что физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций в соответствии с научными выводами академика Н.М. Амосова, профессора В.К. Бальсевича и других ученых, не дают достаточного эффекта. Тренирующий эффект (адаптация к физической нагрузке) занятий физическими упражнениями у детей 2-4 лет обеспечивается при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 115 ударов в минуту [22].
Для повышения интереса детей к выполняемым упражнениям и активизации познавательной деятельности целесообразно дополнять сюжетные занятия по физическому воспитанию тематическими играми-занятиями[23].
В процессе сюжетных
занятий рекомендуется
При подборе музыкального
сопровождения для упражнений, направленных
на овладение навыком
Многие музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (крики чаек, голоса дельфинов, "пение" китов, шум морского прибоя и др.), создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают пережить, прочувствовать тесную связь, единство Человека и Природы, что имеет важное воспитательное значение. При подборе т.н. релаксирующего музыкального сопровождения особенно важна роль психолога, т.к. неграмотное использование тех или иных звуков природы может вызвать непредсказуемую реакцию ребенка, важно учитывать возможные страхи и фобии, которые могут вызвать негативную психическую реакцию.
Разработанные комплексы сюжетных занятий направлены на поэтапное акцентированное развитие двигательных качеств, чему отводится от 50 до 70 % времени занятий (например, один сюжетный комплекс направлен на акцентированное развитие силы и силовой выносливости мышц туловища, другой комплекс - координационных способностей, а третий комплекс - выносливости и т.д.). Каждый комплекс сюжетных занятий используется в среднем на протяжении 2-2,5 месяцев, что обосновывается результатами исследований В.К. Бальсевича с соавторами (1986), установивших, что применение коротких (в течение двух месяцев) тренирующих программ, направленных на развитие отдельных двигательных качеств, в процессе физического воспитания дошкольников достаточно эффективно и вызывает достоверное улучшение показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств[25].