Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:28, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть особенности развития интереса к движению у детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетных физкультурных занятий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста;
2. Определить сущностную характеристику понятия «сюжетные физкультурные занятия»;
ВВЕДЕНИЕ……………………………..…………………………………2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ДВИЖЕНИЮ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…….6
1.1 Сущностная характеристика понятия «сюжетные физкультурные занятия»»………………………………………………………………..………..6
1.2 Особенности развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетных физкультурных занятий…….10
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ……………..……………………………………………………......17
2.1 Анализ Государственного Стандарта воспитания и обучения детей дошкольного возраста, программ воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста по теме курсового исследования……………………………………………………………………17
2.2 Методические подходы по развитию интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетных физкультурных занятий …………..…………………………..….………………………………22
2.3 Диагностика проявления интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..35
После закрепления и
совершенствования каждого
Таким образом, при проведении сюжетно - игровых физкультурных занятий можно выделить следующие методические подходы:
1. При руководстве двигательной деятельностью воспитателю необходимо развивать личные интересы и инициативу детей.
2. Следует вызвать ребёнка на самостоятельное выполнение движений, не следует злоупотреблять готовыми образцами.
3. При выполнении двигательного задания в сюжетной форме детям полезно быть хозяевами положения.
4. Во время занятий важно выдерживать правильный ритм, т.к. для дошкольника потеря в движении, может привести к потере здоровья.
5. Создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях, стимулирует двигательную активность ребенка.
6. Очень важно создать оптимальные условия для каждого ребёнка, в процессе выполнения движений, развивать воображение освоения двигательных действий.
7. Использовать варианты сочетания несколько видов движений для расширения двигательного опыта детей.
8. В процессе выполнения действий оценивать каждого ребёнка.
9. Использовать разные виды сюжетных физкультурных занятий (по литературным произведениям, с одним сюжетом, с одним образом, сюжетные занятия, сочетающие экологическую направленность).
10. Использовать в работе занятия в сюжетной форме, ролевые игры.
11. Включать в занятия приемы с воображаемой ситуацией для усиления инициативы и успешности действий.
2.3 Диагностика проявления интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста
Вхождение системы образования
в мировое образовательное
Качество дошкольного образования определяется состоянием и результативностью процессов воспитания и обучения детей. Осуществляя оценку качества дошкольного образования, необходимо определить его соответствие Государственному общеобязательному Стандарту дошкольного воспитания и обучения, который предусматривает определение уровней соответствия компетентностного развития детей дошкольного возраста.
Главной стратегией достижения нового качества дошкольного образования является диагностика резервов развития ребенка. Качество реализации Государственного стандарта дошкольного воспитания и обучения оцениваются по итоговой диагностике достижений каждого ребенка, где основным результатом деятельности становится не система знаний, умений и навыков, а уровень его компетентностного развития[26].
Ключевые компетентности ребенка-дошкольника, как ожидаемые результаты его развития, предусматривают индивидуальные особенности ребенка, особенности социального окружения и характеризуют, в целом, его способность, инициативу, активность в общении, в деятельности, в умениях найти оптимальные варианты решения разнообразных доступных задач жизнедеятельности.
При этом, ориентирами и показателями результативности качества дошкольного воспитания служат Индикаторы компетентностного развития ребенка, то есть, инструментарий исследования и отслеживания уровня целостного развития дошкольника.
Такой подход позволяет
педагогам дошкольных организаций,
родителям проводить «
Рассмотрим содержание
индикаторов образовательной
1. Индикаторы От 2-х до 3-х лет: формировать умение действовать совместно – на основе подражания воспитателю или в соответствии с его указаниями. Приучать детей выполнять упражнения игрового характера с различными предметами.
2. Индикаторы от 3-х до 4-х лет: учить выполнять упражнения в общем для всех темпе, соблюдать правильное положение туловища, сохранять заданное направление движения. Продолжать обучать основным видам движения, а также упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению свода стопы. Развивать умение слушать объяснения педагога, следить за показом, выполнять движение согласованно с другими детьми после соответствующего указания воспитателя, находить свое место в групповых построениях, формировать у детей положительное отношение к занятиям физическими упражнениями. Обогащать двигательный опыт разнообразными видами физических упражнений и подвижных игр.
Привлекать детей к коллективным формам организации двигательной активности.
Формировать умение выполнять знакомое движение легко и свободно, ритмично и согласованно ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие. Развивать ловкость, быстроту, смекалку
3. Индикаторы от 4-х до 5 лет: совершенствовать координацию движений, равновесие; приучать детей следить за положением своего тела в разнообразных упражнениях. Учить ходить со свободными естественными движениями рук, держась прямо; бегать легко, ритмично. Формировать умения ходьбы на лыжах, катания на велосипеде. Учить соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, ориентироваться в пространстве.
Разработанная в новом
стандарте система оценки качества
дошкольного образования
В основу системы оценки
компетентностей ребенка
1 уровень – когда ребенок воспроизводит те или иные действия;
2 уровень – когда ребенок понимает, что он делает;
3 уровень – когда ребенок применяет то, что он умеет.
С целью оценки эффективности
развития интереса к движениям у
детей младшего дошкольного возраста
в процессе сюжетных занятий педагогу
следует проводить
Чтобы успешно реализовать поставленные задачи, необходимо тщательно продуманное планирование и анализ результатов работы.
Интерес к движениям выражается во внимании детей во время выполнения движений, внешних проявлениях (двигательных, мимических, пантомимических), просьбах повторить то или иное движение, наличии любимых сюжетов и т. д. как одна из основ эмоциональной отзывчивости на процесс выполнения движений, интерес проявляется не только в виде внешних эмоциональных реакций. В какой-то мере его показателем могут быть высказывания детей, желание повторить движения или перенос сюжета и действий в другие виды деятельности.
К показателям проявления интереса относятся выразительность
движений, их соответствие характеру и
сюжету физкультурного занятия.
Диагностика проводится в виде наблюдений, выполнения
заданий
индивидуально или подгруппами.
Результат проявления интереса ребенка оценивается
по трехбалльной системе. Это помогает
выявить уровень развития интереса к движениям
ребёнка вначале учебного года и учитывать
его в дальнейшей работе, планируя индивидуальный
подход к детям низкого и высокого уровня
развития. Зафиксированные результаты
в начале и конце года позволяют провести
сравнительный анализ, который даёт четкое
представление о том, как повлияла проведенная
работа на развитие интереса к движениям.
На основе результатов диагностики планируется
дальнейшая работа с детьми[27].
Итак, фундаментом педагогического процесса является педагогическая диагностика (основанная на неформальной регистрации эпизодов из жизни группы, дневниковых заметках, техники наблюдения за поведением воспитанника, образцах детских работ, интервью, бесед).
Для успешного отслеживания уровня развития компетентностей ребенка предлагается система индикаторов, позволяющих педагогам проводить «нестрогую» диагностику и выстраивание планов индивидуального развития ребенка на основе технологических карт, циклограмм и карт развития ребенка.
Педагоги должны четко представлять себе, какие цели реализуются при построении педагогического процесса. Содержание педагогического процесса предусматривает новую роль воспитателя, как режиссера совместной деятельности и предполагает реализацию следующих функций:
- прогнозирование, проектирование и конструирование педагогического процесса;
- объективная диагностика педагогического результата;
- осуществление преемственных
связей между наукой и практико
Заключение
Сюжетные физкультурные занятия – одна из форм организованного обучения физическим упражнениям.
Физкультурные занятия были введены в дошкольные учреждения в 50-е годы. Первоначально с использованием физических упражнений получили название занятий гимнастикой и подвижными играми. (Е.И. Леви-Гориневская, Н.И. Кильпио).
В дальнейшем, благодаря исследованиям ряда учёных, круг физических упражнений для дошкольников расширился. Была доказана целесообразность и полезность включения в работу с детьми спортивных видов физических упражнений: плавание, обучение ходьбе на лыжах, катание на коньках.
Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков. Структура физкультурного занятия включает в себя 3 части. В первой части решается задача по подготовке организма к предстоящей большой нагрузке. Во 2 части развивается и закрепляются основные группы мышц, формируются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества. В 3 части решается задача по снижению физической нагрузки. В процессе выполнения основных движений используются фронтальный, поточный или смешанный способ выполнения движений. В современных дошкольных образовательных учреждениях используются разные формы проведения физкультурных занятий. Одной из такой формы являются сюжетные – физкультурные занятия. Их можно проводить на основе сюжета, составленным самим воспитателем или взять из литературного произведения.
Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Можно также проводить сюжетные физкультурные занятия связанные с сезонными явлениями в природе. В этих занятиях создаются благоприятные условия для совершенствования основных движений и способствуют умственному и физическому развитию дошкольников. Стимулирует двигательную активность, обеспечивает таким образом гармоничное развитие ребёнка.
Эффективность проведения сюжетных физкультурных занятий оценивается при помощи индикаторов компетентностного развития не только по успешному решению образовательных задач и влияния на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм.
Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является надёжным показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного поведения.
Сюжетно - игровая форма проведения физкультурных занятий помогает развивать у ребёнка инициативу и самостоятельность, создаёт условия для неоднократного выполнения и повышения интереса к движению.
В ходе проведения сюжетно - физкультурных занятий выявили, что такие занятия помогают детям с интересом, самостоятельно выполнять сложные двигательные действия.
Список использованной литературы
1. Н.А.Назарбаев Казахстан в посткризисном мире: Интеллектуальный прорыв в будущее // Северный Казахстан. – 2009. - № 126. – С. 1 – 3
2. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу
Казахстана. 28.01.2011 г.. – Режим доступа: http://www.akorda.kz/.Загл. с экрана. (28.01.2011 г).
3. Андерсон В.А., Вике JI.A., Жбанва А.С. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М., 1991
4. Арагофская Э.И., Резанова В.Д. Физиология и физкультура. М.: «Просвещение». 1968
5. Беззубцева Г. В., Ермошина A.M. О дружбе со спортом.- М., 2003
6. А. В. Кенеман., Васюкова В.И., Лескова Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 1990
7. Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. - М.: «Просвещение», 1983.- 174 с, ил.
8. Веселая З.А. Игра принимает всех. - Минск: «Польмя», 1985. - 58 с., ил.
9. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей.- Ярославль, 1996 г.
10. Кенеман А.В., Хухалева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: «Просвещение», 1985. - 271 с.
11. Волошина JI.H. Игровые занятия // Дошкольное воспитание 2007 г. № 5.
12. Горькова Л.Г., Обухова
Л.А. «Занятия физической
13. Гусева Т.А. Гармоническая, спортивная, игровая гимнастика. Тобольск., 2004
14. Дошкольная педагогика // В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина - М.: «Просвещение», 1986.- 415 с.
15. Дошкольная педагогика. / под ред. В.И. Логиновой – М., 1988
16. Программа обучения и воспитания в детском саду. - М., 2005г.
17. ГОСО РК 1.001-2009. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения.