Семья как фактор формирования личности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является обоснование и доказательство того, что семья - один из важных факторов в развитии и формировании личности младшего школьника в современном обществе.

Предмет исследования: процесс формирования личности младшего школьника в семье.

Объект исследования: личность младшего школьника

Исходя из цели работы, следует выделить задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Изучить возрастные особенности младшего школьника.
Обосновать важность семейного воспитания в формировании личности младшего школьника.

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогический анализ проблемы.
1.1Понятие: личность, ее развитие и формирование

Понятие о семье: типы семей, функции семьи, стили взаимодействия в семье.
Возрастные особенности младшего школьного возраста
Глава 2. Опытно – экспериментальное изучение семейного воспитания и его влияния на развитие личности младших школьников.

2.1 Исследование детско-родительских отношений

2.2 Анализ и оценка результатов исследования


Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 74.09 Кб (Скачать)

1.2  Понятие о семье, типы; стили взаимодействия; функции.

По определению  А.В. Мудрика: «Семья – это основанная на браке или кровном родстве  малая группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между  супругами, родителями и детьми, детей  между собой». [21, c.50]

Семья – особая интимная группа, социальное объединение, общность, члены которой  связаны брачными или родственными узами, общностью быта, осуществляющая воспроизводство населения и  преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи, несущих взаимную моральную ответственность.

Современные ученые рассматривают семью, как  исторически конкретную систему  взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Историческая конкретность семьи заключается  в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к меняющимся общественным отношениям, оставаясь при этом одним  из самых устойчивых общественных институтов. Своим возникновением, существованием и развитием семья обязана прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях.

В историческом плане семейные отношения развивались  от ничем не ограниченных отношений  между полами через групповой  брак к парному и моногамному  браку, т.е. единобрачию. Для ранней стадии первобытно- общинного строя был характерен  так называемый дуально- родовой, или групповой, брак, связывающий не отдельных мужчин и женщин, а роды. На смену ему пришел брак, связывающий представителей разных родов, но одного поколения. Следующим шагом был переход от группового брака к парному. С переходом от охоты, собирательства к земледелию и скотоводству парный брак становится более прочным. С этого момента семья является основной экономической ячейкой общества. [см: 16]

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и  – что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для всё большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни.[11, c.7]

Так как  семья – это часть общественной системы, то влияние общества формирует  определенный ее тип. Рассмотрим исторически  сложившиеся типы семей.

Типы  семей.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы видим следующее:

Наиболее  распространенный тип семьи современного общества – это нуклеарная семья. По данным источника, она составляет 67% семей. Данный тип семьи состоит из мужа, жены и детей. Одна из основных характеристик такой семьи - "изолированность" - выражается в том, что члены семьи, как правило, имеют отдельное от других родственников жилье и семья обычно ведет независимое экономическое существование, которое обеспечивается, в первую очередь, за счет доходов мужа-отца. Доходы эти чаще всего являются итогом его профессиональной деятельности. Распределение обязанностей в семье и в профессиональной сфере определяет нуклеарную семью как наиболее приемлемую форму "семейной" организации членов общества. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. В семьях этого типа обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Отношения друг к другу уважительны, основаны на взаимопомощи, открытом проявлении заботы друг о друге. Стиль общения старшего поколения преимущественно демократический.[см: 1]

Молодая семья – это, как правило, студенты 21-24 лет (с детьми или без них), состоящие в первом браке не более пяти лет. Большинство таких семей живут с родителями, имеют материальные и жилищные трудности, являются объектом государственных и федеральных программ социально-педагогической поддержки.[6, c.169][26, c.129]

Наиболее  архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах. Отношение старших поколений к младшим подчеркнуто уважительно, авторитарно.[см: 27]

Неполная  семья это семья с одним родителем. Данная семья – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка. Число таких семей в мире, к сожалению, растет. Для детей из этих семей характерны познавательный дефицит и скудный опыт общения с родителем. В первый год после развода у детей возрастают агрессивность, конфликтность, мнительность и требовательность. [6, c.170][см: 27]

Внебрачная  семья имеет такую же структуру, как и неполная, но отличается от нее тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Внебрачная семья кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества.[см: 27]

Семья в повторном браке – это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены. Основные проблемы, с которыми сталкиваются такие семьи, - это наследование имущества неродного отца, отношения мачехи и детей, их взаимопонимание. [см: 27]

Стиль воспитания в семье.

Исходя  из анализа психолого – педагогической литературы следует учесть то, что важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. Вопросу изучения стилей воспитания в различных исторических эпохах уделяли большое внимание различные ученые. Среди них Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо и другие.

В психологической  литературе выделяют следующие стили  воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий. В зависимости от стиля воспитания у ребенка формируется  определенный тип личности.

Попустительский стиль семейного воспитания. Родители с самого раннего возраста предоставляют  ребенку полную бесконтрольную свободу  действий. Взрослые заняты собой, своими делами, работой. Их мало волнует душевное состояние их ребенка, они безразличны  к его потребностям и запросам. В результате такого воспитания формируется  конформный социально-психологический  тип личности. Младшие школьники  «конформного типа» в детской  среде слывут «ябедами», «подхалимами», «подлизами». Они не любят ни умственный труд, ни физический. [8, c.21]

Состязательный  стиль семейного воспитания. При  данном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто  выдающееся и необычное. Активность ребенка поощряется. Родители постоянно  сравнивают своего ребенка с другими  детьми и очень страдают, если это  сравнение не в пользу их ребенка. В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное  признание. Они очень любят командовать  другими и испытывают глубокое удовольствие, если кто-то попадает от них в зависимость. [8, c.22]

Рассудительный  стиль воспитания. Родители с самого раннего детства предоставляют  ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать  личный опыт путем собственных проб и ошибок. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными, особенно в начальной школе. Они хорошо осведомлены об окружающем мире и самотоятельны, у них сформирована познавательная мотивация. [8, c.24]

Предупредительный стиль семейного воспитания. В  процессе данного стиля семейного  воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности. С раннего детства родители стараются оградить ребенка от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Родителям очень удобно, что ребенок находится под таким родительским надзором. [8, c.25]

Контролирующий  стиль семейного воспитания. В  процессе такого стиля воспитания формируется  «тревожный» тип личности. В семье  свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют  ребенку, что он должен одевать, с  кем дружить, сами определяют режим  дня ребенка. Младшие школьники  относятся к этому достаточно спокойно, но старшие школьники протестуют против такого к себе отношения. [8, c.27]

Сочувствующий стиль семейного воспитания. Данный стиль воспитания формирует интровертированный тип личности. Условием формирования такого стиля является отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи. Ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Малоактивный, безынициативный, замкнутый. Родители считают, что их главная задача – научить ребенка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой, достигнутой своим трудом победе. [см: 8]

Гармоничный стиль семейного воспитания. Он формирует  гармоничный тип личности. Ребенок  в таких семьях всегда является желанным. Родители уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев  своей семьи, которых они строго придерживаются. Дети такого стиля  воспитания уже в раннем детстве  проявляют свою рассудительность и  мотивируют поступки. Они всегда говорят  правду, умеют дружить верно, в  общении с друзьями всегда откровенны. [8, c.31] 
 

Функции семьи.

Семья выполняет важные общественно значимые  функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.

Функции семьи по отношению к человеку: супружеская функция, родительская функция, организация быта. (Сластенин)

Основной  функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство  населения. Это главная, но  кроме нее существует целый ряд функций семьи. Это:

  • Воспитательная - социализация молодого поколения;
  • Хозяйственно – экономическая  -  поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
  • Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
  • Социальная – ответственность старших членов семьи за поведение младших членов в обществе;
  • Рекреативная - вязана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
  • Регулятивная -  регулирование отношений внутри семьи, с другими людьми, со всем обществом;
  • Коммуникативная – посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха.
  • Фелицитологическая – создание условий для счастья каждого члена семьи. [3, c.119]
 
 

1.3 Младший школьник как личность.

  Младшим  школьным возрастом считается возраст детей примерно от 7 до 10—11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы.

  По  словам  В.В. Давыдова, младший  школьный возраст - это особый  период в жизни ребенка, который  выделился исторически сравнительно  недавно. Его не было у тех  детей, кто вообще не посещал  школу, его не было и у  тех, для кого начальная школа  была первой и последней ступенью  образования.     [см: 28]

  Это возраст относительно спокойного, и  равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, мышечной силы и выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально. Сердечные мышцы хорошо снабжаются кровью.

      Костная система младшего школьника находится  в стадии формирования — окостенение  позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей еще не завершено, в  костной системе много хрящевой ткани. Все это необходимо принимать  во внимание и постоянно заботиться о правильной позе, осанке, походке.

Информация о работе Семья как фактор формирования личности младшего школьника