Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 14:54, курсовая работа
Целью работы является обоснование и доказательство того, что семья - один из важных факторов в развитии и формировании личности младшего школьника в современном обществе.
Предмет исследования: процесс формирования личности младшего школьника в семье.
Объект исследования: личность младшего школьника
Исходя из цели работы, следует выделить задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Изучить возрастные особенности младшего школьника.
Обосновать важность семейного воспитания в формировании личности младшего школьника.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогический анализ проблемы.
1.1Понятие: личность, ее развитие и формирование
Понятие о семье: типы семей, функции семьи, стили взаимодействия в семье.
Возрастные особенности младшего школьного возраста
Глава 2. Опытно – экспериментальное изучение семейного воспитания и его влияния на развитие личности младших школьников.
2.1 Исследование детско-родительских отношений
2.2 Анализ и оценка результатов исследования
Заключение
Список литературы
1.2 Понятие о семье, типы; стили взаимодействия; функции.
По определению А.В. Мудрика: «Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой». [21, c.50]
Семья – особая интимная группа, социальное объединение, общность, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи, несущих взаимную моральную ответственность.
Современные
ученые рассматривают семью, как
исторически конкретную систему
взаимоотношений между
В историческом плане семейные отношения развивались от ничем не ограниченных отношений между полами через групповой брак к парному и моногамному браку, т.е. единобрачию. Для ранней стадии первобытно- общинного строя был характерен так называемый дуально- родовой, или групповой, брак, связывающий не отдельных мужчин и женщин, а роды. На смену ему пришел брак, связывающий представителей разных родов, но одного поколения. Следующим шагом был переход от группового брака к парному. С переходом от охоты, собирательства к земледелию и скотоводству парный брак становится более прочным. С этого момента семья является основной экономической ячейкой общества. [см: 16]
Современная
семья весьма существенно отличается
от семьи прошлых времен не только
иной экономической функцией, но и
– что для нас еще важнее
– коренным изменением своих эмоционально-
Так как семья – это часть общественной системы, то влияние общества формирует определенный ее тип. Рассмотрим исторически сложившиеся типы семей.
Типы семей.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы видим следующее:
Наиболее распространенный тип семьи современного общества – это нуклеарная семья. По данным источника, она составляет 67% семей. Данный тип семьи состоит из мужа, жены и детей. Одна из основных характеристик такой семьи - "изолированность" - выражается в том, что члены семьи, как правило, имеют отдельное от других родственников жилье и семья обычно ведет независимое экономическое существование, которое обеспечивается, в первую очередь, за счет доходов мужа-отца. Доходы эти чаще всего являются итогом его профессиональной деятельности. Распределение обязанностей в семье и в профессиональной сфере определяет нуклеарную семью как наиболее приемлемую форму "семейной" организации членов общества. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. В семьях этого типа обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Отношения друг к другу уважительны, основаны на взаимопомощи, открытом проявлении заботы друг о друге. Стиль общения старшего поколения преимущественно демократический.[см: 1]
Молодая семья – это, как правило, студенты 21-24 лет (с детьми или без них), состоящие в первом браке не более пяти лет. Большинство таких семей живут с родителями, имеют материальные и жилищные трудности, являются объектом государственных и федеральных программ социально-педагогической поддержки.[6, c.169][26, c.129]
Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах. Отношение старших поколений к младшим подчеркнуто уважительно, авторитарно.[см: 27]
Неполная семья – это семья с одним родителем. Данная семья – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка. Число таких семей в мире, к сожалению, растет. Для детей из этих семей характерны познавательный дефицит и скудный опыт общения с родителем. В первый год после развода у детей возрастают агрессивность, конфликтность, мнительность и требовательность. [6, c.170][см: 27]
Внебрачная семья имеет такую же структуру, как и неполная, но отличается от нее тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Внебрачная семья кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества.[см: 27]
Семья в повторном браке – это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены. Основные проблемы, с которыми сталкиваются такие семьи, - это наследование имущества неродного отца, отношения мачехи и детей, их взаимопонимание. [см: 27]
Стиль воспитания в семье.
Исходя из анализа психолого – педагогической литературы следует учесть то, что важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. Вопросу изучения стилей воспитания в различных исторических эпохах уделяли большое внимание различные ученые. Среди них Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо и другие.
В психологической литературе выделяют следующие стили воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий. В зависимости от стиля воспитания у ребенка формируется определенный тип личности.
Попустительский стиль семейного воспитания. Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые заняты собой, своими делами, работой. Их мало волнует душевное состояние их ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности. Младшие школьники «конформного типа» в детской среде слывут «ябедами», «подхалимами», «подлизами». Они не любят ни умственный труд, ни физический. [8, c.21]
Состязательный стиль семейного воспитания. При данном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность ребенка поощряется. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в пользу их ребенка. В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Они очень любят командовать другими и испытывают глубокое удовольствие, если кто-то попадает от них в зависимость. [8, c.22]
Рассудительный стиль воспитания. Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными, особенно в начальной школе. Они хорошо осведомлены об окружающем мире и самотоятельны, у них сформирована познавательная мотивация. [8, c.24]
Предупредительный стиль семейного воспитания. В процессе данного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности. С раннего детства родители стараются оградить ребенка от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Родителям очень удобно, что ребенок находится под таким родительским надзором. [8, c.25]
Контролирующий стиль семейного воспитания. В процессе такого стиля воспитания формируется «тревожный» тип личности. В семье свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен одевать, с кем дружить, сами определяют режим дня ребенка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие школьники протестуют против такого к себе отношения. [8, c.27]
Сочувствующий стиль семейного воспитания. Данный стиль воспитания формирует интровертированный тип личности. Условием формирования такого стиля является отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи. Ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Малоактивный, безынициативный, замкнутый. Родители считают, что их главная задача – научить ребенка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой, достигнутой своим трудом победе. [см: 8]
Гармоничный
стиль семейного воспитания. Он формирует
гармоничный тип личности. Ребенок
в таких семьях всегда является желанным.
Родители уделяют большое внимание
формированию традиций и обычаев
своей семьи, которых они строго
придерживаются. Дети такого стиля
воспитания уже в раннем детстве
проявляют свою рассудительность и
мотивируют поступки. Они всегда говорят
правду, умеют дружить верно, в
общении с друзьями всегда откровенны.
[8, c.31]
Функции семьи.
Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.
Функции семьи по отношению к человеку: супружеская функция, родительская функция, организация быта. (Сластенин)
Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Это главная, но кроме нее существует целый ряд функций семьи. Это:
1.3 Младший школьник как личность.
Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно от 7 до 10—11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы.
По
словам В.В. Давыдова, младший
школьный возраст - это особый
период в жизни ребенка,
Это возраст относительно спокойного, и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, мышечной силы и выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально. Сердечные мышцы хорошо снабжаются кровью.
Костная система младшего школьника находится в стадии формирования — окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей еще не завершено, в костной системе много хрящевой ткани. Все это необходимо принимать во внимание и постоянно заботиться о правильной позе, осанке, походке.
Информация о работе Семья как фактор формирования личности младшего школьника