Семья как фактор формирования личности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является обоснование и доказательство того, что семья - один из важных факторов в развитии и формировании личности младшего школьника в современном обществе.

Предмет исследования: процесс формирования личности младшего школьника в семье.

Объект исследования: личность младшего школьника

Исходя из цели работы, следует выделить задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Изучить возрастные особенности младшего школьника.
Обосновать важность семейного воспитания в формировании личности младшего школьника.

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогический анализ проблемы.
1.1Понятие: личность, ее развитие и формирование

Понятие о семье: типы семей, функции семьи, стили взаимодействия в семье.
Возрастные особенности младшего школьного возраста
Глава 2. Опытно – экспериментальное изучение семейного воспитания и его влияния на развитие личности младших школьников.

2.1 Исследование детско-родительских отношений

2.2 Анализ и оценка результатов исследования


Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 74.09 Кб (Скачать)

      Происходит  функциональное совершенствование  мозга — развивается аналитико-синтетическая функция коры; заметно развивается вторая сигнальная система, но при этом первая сигнальная система в младшем школьном возрасте еще сохраняет свое относительное преобладание. Постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Они испытывают большую потребность в движениях, которую необходимо по возможности удовлетворять, разрешать побегать и порезвиться.

        На данном возрастном этапе  происходит развитие познавательных  процессов.

        Восприятие. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Ребенок с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны. Однако восприятие еще весьма несовершенно и поверхностно. Младшие школьники допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы.

      Характерная особенность детей младшего школьного  возраста - ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее. Однако родители должны стремиться и к тому, чтобы дети четко воспринимали и менее яркое, менее увлекательное и занимательное, специально обращая на это их внимание.

      Память. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается все яркое интересное, вызывающее эмоциональный отклик.

      Порой младшие школьники (особенно в первых двух классах) склонны к механическому  запоминанию без осознания смысловых  связей внутри запоминаемого материала, но делать вывод о том, что память их вообще носит механический характер, было бы неверно.

      Воображение.   Особенность   воображения   младших  школьников — его опора на восприятие. Детям I —II классов бывает иногда   довольно   трудно  вообразить  то,   что не  находит опоры в натуре  или на картинке.  Но без воссоздающего воображения невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте — это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано   с   представлением   ранее   воспринятого   или   созданием образов в  соответствии  с  данным описанием,  схемой,  рисунком и   т.   д.   Воссоздающее   воображение   совершенствуется   за   счет все  более  правильного  и  полного  отражения  действительности.

        Мышление и речь. Мышление младшего школьника, особенно первоклассника, наглядно-образное. Оно постоянно опирается на восприятие или представления. Словесно выраженную мысль, не имеющую   опору   в   наглядных   впечатлениях,   самым   младшим школьникам понять трудно.

      В процессе обучения мышление интенсивно развивается. Ребенок постепенно научается  выделять существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

      Примерно  начиная со II класса школьники заметно освобождаются от внушающего влияния наглядных признаков и все больше опираются на признаки, отражающие существенные связи и отношения между предметами и явлениями. Дети III класса способны к более высокому уровню обобщения, связанному с установлением соподчинения понятий: дети вычленяют более широкие и более узкие понятия, устанавливают связи между родовыми и видовыми понятиями.

      В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. Дело не только в том, что увеличивается словарный запас младшего школьника, но и в том, что уточняется значение слов, они употребляются в правильном значении, развивается связная речь. У младшего школьника совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека ( родителей), не прерывая его и не отвлекаясь. Важно отметить, что наглядность и образность мышления младшего школьника сказывается и в следующем: первоклассник не всегда отдает себе отчет в том, что учитель, обращаясь к классу в целом, обращается и к нему лично. Абстрактное обращение ко всем ребенок не всегда воспринимает в свой адрес, и на первых порах учителю приходится конкретизировать свои слова, обращая их персонально к тому или другому ребенку.

      Родителям следует обратить внимание и на то, что речь младших школьников норой имеет недостатки, отражающие особенности ближайшей языковой среды: неправильные выражения, вульгаризмы, даже жаргонные словечки. Дети часто говорят «ага», «не-а», «положь» и т. д. Если отдельные дети имеют дефекты речи (шепелявость, картавость), надо тактично, но настойчиво исправлять их, не допуская насмешек над недостатками речи.

      Внимание. Возрастная особенность внимания младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограниченные.

      Значительно лучше в этом возрасте развито  непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой  привлекает внимание учеников, без  всяких усилий с их стороны. Младшие  школьники могут упустить важные и существенные моменты в учебном  материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают детей своими интересными деталями.

      Поскольку интерес — главная побудительная  причина непроизвольного внимания, то, естественно, каждый учитель стремится  сделать урок  интересным,  занимательным.  Но следует  иметь в виду,  что  учеников надо постепенно приучать быть внимательными и по отношению  к тому,  что не вызывает непосредственного интереса и  не является занимательным.  Иначе вырабатывается привычка относиться со вниманием только к интересному, и школьники не сумеют мобилизовать произвольное внимание в тех   случаях,   когда   какие-то   элементы  деятельности   непосредственного интереса не вызывают.

      К возрастной особенности внимания относится  и его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задания в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. У учащихся III класса внимание может уже сохраняться непрерывно в течение всего урока. Важно периодически менять виды работы школьников, организовывать небольшие паузы для отдыха.

Младший школьный возраст наиболее глубоко  и содержательно представлен  в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л. И. Айдарова, А. К. Дусавицкий, А. К. Маркова, Ю. А. Полуянов, В. В. Репкин, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.)

     Если  же говорить о личности младшего школьника, то следует определить, что личность - человек, который достиг определенного  уровня психического развития. В процессе самопознания начинается восприятие и  переживание самого себя как единое целое, отличное от других людей и  выражающееся в понятии «Я».

     1) «Я - реальное», в этом возрасте, состоит из следующих доминантов:

     -«Я  уже взрослый»;

     -«Я  успешный» (отношение к своей  работе - к учебе);

     -«Я  умею общаться»;

     -«Я  уже многое знаю».

       Родительские позиции и отношение  к детям в этом возрасте  может положительно или отрицательно  повлиять на их установки. Подкрепление  родителями данных позиций ребенка  будут способствовать развитию  сильной и уверенной в себе  личности. Родители, которые обращают  внимание на успехи ребенка,  занимаются с ним, положительно  подкрепляют его достижения - воспитают  успешную личность. Прививая интерес  к новому, уделяя ребенку столько  внимания, сколько ему требуется  в этом возрасте и, не препятствуя  его общению со сверстниками - родители воспитают в ребенке  познавательный интерес, комуникативность, умение общаться. Очень важно, в этом возрасте, советоваться с ребенком, решать вместе какие-то вопросы, выслушивать его мнение по поводу этого, т.к. это подтверждение его взрослости и значимости для родителей.

     Отношение родителей также может вызвать  и обратный результат. Если не замечать успехов ребенка, а только ругать его за проступки, заострять внимание только на ошибках, ребенок потеряет интерес к своей деятельности, у него пропадет желание исправлять свои ошибки. Возникнет боязнь нового – ребенок не захочет делать что-то, объясняя это тем, что он не сможет сделать этого, что у него все  равно ничего не получится. Так формируется  неуверенность в себе, тревожность, которые, скорее всего, будут сопровождать ребенка всю его жизнь.

     2) «Я - идеальное» в этом возрасте  состоит из фантастических образов  «Я» (Э. Эриксон) – это то, о чем ребенок мечтает, каким хочет видеть себя в будущем. Здесь тоже очень важно правильно отнестись к фантазиям ребенка и не пресечь на корню его пусть пока даже несерьезные, но все же цели, которые, со временем преобразуются в реальные и вполне осуществимые.

  В процессе близких взаимоотношений  с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими  родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура  его личности. Он входит в мир  своих родных, перенимает нормы их поведения. Поэтому родители в жизни  ребенка играют большую и ответственную  роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни».

  Дети  стремятся к совершенствованию  навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

  В младшем школьном возрасте у ребенка  развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.

  Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

  Таким образом, младший школьный возраст  является наиболее ответственным этапом школьного детства. А в развитии личности младшего школьника очень большую роль играют его родители и близкие люди. Также, от семьи зависит: усвоение норм и форм поведения ребенка, проявление моральных качеств личности в общении, появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориентация на мнения окружающих людей. Влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек. Появление самосознания, самооценка, уровень притязания. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Семья как фактор формирования личности младшего школьника