Законы и факторы формирования личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

При исследовании развития одним из центральных выступает вопрос о его детерминации. В совокупности понятий, отражающих разные стороны детерминации, таких, как причина и следствие, направляющие и управляющие факторы, источники, условия и предпосылки, важнейшее место занимает понятие противоречий как движущих сил развития. Несмотря на многочисленные исследования проблемы детерминации развития разными науками, философский анализ обнаруживает недостаточную ее разработанность.

Работа содержит 1 файл

самоорганизация к.р..doc

— 94.50 Кб (Скачать)
  1. Законы  и факторы формирования личности

    Фактор– причина, движущая сила процесса, явления, определяющая его характер и или отдельные черты.

    При исследовании развития одним из центральных  выступает вопрос о его детерминации. В совокупности понятий, отражающих разные стороны детерминации, таких, как причина и следствие, направляющие и управляющие факторы, источники, условия и предпосылки, важнейшее место занимает понятие противоречий как движущих сил развития. Несмотря на многочисленные исследования проблемы детерминации развития разными науками, философский анализ обнаруживает недостаточную ее разработанность. Современный этап в разработке проблемы детерминации развития характеризуется в методологическом плане попытками продвинуть ее на основе соединения системно-исторического подхода с принципом отражения. Углубляются представления о диалектике внешних и внутренних факторов развития.

    Факторы и детерминанты отражают системную  организация человека и всего  мира и, следовательно, взаимосвязь  и взаимозависимость отдельных элементов этих систем. Когда говорят о факторах и детерминантах, то имеют в виду, что одно влияет на другое (характеристики этого другого зависят от этого влияния).

    Факторы и детерминанты формирования личности можно классифицировать по-разному. Например,  на внешние и внутренние. К внешним относятся элементы среды, в котором формируется человек. Это условия его жизни: характеристики семьи, если она есть (тип семьи, количество детей, тип семейного воспитания, обстановка в семье, жилищные условия и т.д.), характеристики населенного пункта, в котором обитает развивающаяся личность (село, город и его размеры, экологические характеристики и т.д.), жизненные события, оказавшие наибольшее влияние на человека, контакты с другими людьми и многое другое.

    К внутренним факторам и детерминантам относятся темперамент человека, особенности его характера, способностей, соматические (телесные) характеристики, мировоззрение, система ценностей и отношений, ведущий локус контроля (степень интернальности/экстернальности), степень самоактуализированности. По мере развития человека преобладающее вначале влияние внешних воздействий снижается, воспитание переходит в самовоспитание и у зрелого человека уступает ведущее место факторам внутренним.

    С другой стороны, можно выделять биологические, природные факторы, отражающие индивидные свойства человека. Они преимущественно являются генетическими, врожденными. Это те программы, прежде всего - соматические, которые закреплены в ДНК человека, им не осознаются и практически не контролируются. Сюда относятся пол человека, его соматотип, особенности свойств нервной системы, общее состояние здоровья, особенности физического развития, свойства темперамента и т.д.

    К социальным факторам относятся характеристики среды, ближайшего окружения развивающегося человека. Это, прежде всего, семейное окружение и его параметры (размеры, тип семьи, структура и характер семейных отношений, принципы и практика воспитания и т.д.), особенности учебно-воспитательных учреждений, региональные особенности, доступность и характер источников информации и много другое.

    К психологическим факторам относятся особенности характера человека, его способности, характеристики интеллектуальной сферы, система ценностей, мировоззрение, широта кругозора и многое другое.

    Все факторы и детерминанты тесно  взаимосвязаны между собой и  находятся в сложном взаимодействии. По мере развития начальный приоритет  внешних факторов должен переходить к факторам внутренним и процесс  развития и воспитания  переходить в процесс саморазвития и самовоспитания (как один из показателей зрелости личности).

    Социальное  происхождение и классовое положение  оказывают громадное влияние  на жизненный путь индивида, начиная  от темпов физического созревания и  кончая содержанием мировоззрения. Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного личностного качества, которое не зависело бы от социально-классовых и средовых факторов: социальное происхождение, род занятий и уровень образования родителей; особенности социально-экологической среды, в частности тип населенного пункта (большой город, малый город, деревня); состав, структура и материальное положение семьи его собственное социальное положение и вид занятий (школьник, учащийся ПТУ, учащийся техникума, студент вуза и т.д.). Отсюда - необходимость изучения проблем юношеского возраста представителями разных наук: социологии, психологии, педагогики, криминологии, психиатрии, медицины и др.

    Каждая  личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру и которые сформировались под влиянием определенных факторов и законов .

    Духовное  богатство личности, ее взгляды, потребности  и интересы, направленность и разнообразные  способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает  их формирование в детские и юношеские  годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Их можно объединить в две большие группы: биологические и социальные факторы.

Наследственность

    Наследственность - это то, что передается от родителей  детям, что заложено в генах. Тип нервной системы складывается из природных особенностей ребенка и тех влияний, которые он испытывает на себе в жизни и в процессе воспитания. Чем меньше ребенок, тем более заметно проявление типа нервной системы в его поведении. В результате систематического воспитания ребенок приобретает способность управлять своим поведением, согласовывать его с требованиями окружающих людей. Исследованиями установлено, что типологические особенности хотя и влияют на формирование свойств личности, но не определяют их.

    Академики Н.М.Амосов, П.К.Анохин высказываются  в пользу наследования нравственных качеств или во всяком случае наследственной предрасположенности ребенка к  агрессивности, жестокости, лживости. 

    Среда

    На  развитие ребенка влияет не только наследственность, но и среда. Понятие  «среда» может рассматриваться  в широком и узком смысле. Среда  в широком смысле - это климатические, природные условия, в которых  растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации.

    Но  существует и узкий подход к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу среда - это непосредственное предметное окружение. В современной педагогике существует понятие «развивающая среда» (особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка). В педагогике, когда речь идет о среде как факторе воспитания, имеются в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности. Зачастую выделяется негативное влияние среды (улицы), оно связано с насыщенностью ее отрицательными примерами для подражания.

    Среда как фактор развития личности имеет  существенное значение: она предоставляет  ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние  носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека Разница лишь в степени восприятия этого влияния.

    Социализация

    Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом  социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

    Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

    Социализация - это процесс усвоения индивидом  образцов поведения, социальных норм и  ценностей, необходимых для его  успешного функционирования в обществе. Личность как объект социальных отношений  рассматривается в социологии в  контексте 2-х взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых он приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества.

    Д. Смелзер -сводил социализацию к трем стадиям:

    1) стадия подражания и копирования  детьми поведения взрослых;

    2) игровая стадия, когда дети осознают  поведение как исполнение роли;

    3) стадия игровых игр, на которой  дети учатся понимать, что от  них ждет целая группа людей.

    Т. Парсонс и С. Бейлз определили, что социализация - это механизм формирования конкретной личности, имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды.

    По  их мнению, имитация не предполагает длительного отношения с моделью. "Идентификация" для них означает "внутреннее освоение ценностей людьми, т.е. процессом "социального научения".

    Следовательно, от успеха социализации зависит, насколько  личность, усвоив в культуре ценности, нормы поведения, сумеет реализовать свои потенции в обществе. Не станет в обществе "outsiders". Социализация обеспечивает самовозобновляемость социума, общественной жизни. Неполадки в социализации ведут к конфликту поколений, аномии, социальной девиации.

    З. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Он считал, что:

    1) имитация - это осознания попытка  ребенка копировать модель поведения;

    2) идентификация - это способ осознания  принадлежности к конкретной  общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;

    3) стыд и вина - это негативные  механизмы социализации, т.к. они  подавляют, либо запрещают некоторые  образцы поведения.

    Воспитание

    Третий  фактор, влияющий на становление личности, - это воспитание. В отличие от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Еще одна особенность воспитания как фактора развития личности - то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. Воспитание предполагает систему влияний на личность - единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

    Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным pолям только в процессе социализации. Семья - ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контpолиpуют действия детей.

    Законы  формирования личности.

    Эволюционные  законы – биогенетический, соотношение природного и культурного, гетерохронность развития; процессуальные – интериоризация и экстериоризация; структурные законы – целостность, равновесие, взаимообмен и взаимовлияние, индивидуальность и субъективность, подобие и доминантность развития; естественность и искусственность, эволюционность и революционность развития личности.

    Понятия фактора развития. Виды факторов: биологические  -  природные, генетические, врожденные, организмические, социальные - средовые, социальные, (педагогические, экономические, статусные, политические, информационные и др.), психологические – «сознательно-бессознательные», мотивационные, эмоциональные, когнитивные, поведенческие, духовные – идеологические, мировоззренческие.

    Если  бы наш мир не основывался на законах, он бы распался, так как появился бы в результате случайного стечения обстоятельств. Законы выражают как общую взаимосвязь всей нашей реальности, так и более тесную взаимозависимость между отдельными явлениями и объектами. Законы отражают правила взаимообмена или динамическое равновесие между элементами реальности, составляющего основу жизни.

Информация о работе Законы и факторы формирования личности