Роль семьи в формировании личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:14, контрольная работа

Описание работы

Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.
Цель контрольной работы - определение роли семьи в формировании личности ребенка.

Работа содержит 1 файл

Rol_semi_v_formirovanii_lichnosti_rebenka.docx

— 55.30 Кб (Скачать)

 

Введение

Детство - период, когда закладываются  фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются  в условиях родительской любви, когда  семья создает у ребенка потребность  быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести  ответственность за себя и других.

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой  общества, семья удовлетворяет ряд  его важнейших потребностей, в  том числе и в воспроизводстве  населения. В то же время она удовлетворяет  личностные потребности каждого  своего члена, а также общесемейные потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического  опыта, и прежде всего опыта эмоциональных  и деловых взаимоотношений между  людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Современная наука располагает  многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку  оно дает ребенку всю гамму  чувств, широчайший круг представлений  о жизни. Кроме того, его сила и  действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием  в детском саду или школе [1;с.101].

В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель  оказывает на ребенка меньшее  влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Ученые выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обусловливают их максимальную чувствительность к воспитанию и обучению. К таким особенностям относятся пластичность высшей нервной и психической деятельности, подражаемость и внушаемость, эмоциональность. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими являются потребности в общении, в получении новых впечатлений, в активной двигательной активности, в признании и любви и т.д.

В отечественной педагогической науке  традиции в изучении роли семьи в  воспитании ребенка берут начало от таких крупных ученых, как Ефим Аронович Аркин (1968г.), Петр Федорович Каптерев (1941г.), Константин Дмитриевич Ушинский (1950г.), Станислав Теофилович Шацкий (1968г.). Основополагающее значение для исследования содержания семейного воспитания имели труды Надежды Константиновны Крупской (1958г.) и Антона Семеновича Макаренко (1985г.). Говоря о важности воспитания ребенка в семье, они подчеркивали, что семейное воспитание является неотъемлемой частью общественных отношений и общественного воспитания. Они видели его цель в воспитании из ребенка будущего гражданина страны и выступали против противопоставления семейного и общественного воспитания.

Таким образом, современная наука  располагает данными о том, что  семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни  человека [6;с.99].

Цель контрольной работы - определение роли семьи в формировании личности ребенка.

 

 

 

 

  1. Роль семьи в формировании личности ребенка

В истории родительства все  более явной становится тенденция  возрастания значения института  семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства  ребенка до начала вступления его  в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

Главными задачами семьи  являются формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве: формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество с взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка [2;с.116].

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание  целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее  целенаправленное применение методов  и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется  в систематическом поведении  одними членами семейства (преимущественно  взрослыми) инициативы и чувства  собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут  и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей  воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать  педагогически и нравственно  оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам  воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который  отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной  ненавистью. Но даже если сопротивление  оказывается сломленным, вместе с  ним оказываются сломленными  и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в  себя и в свои возможности. Безоглядная  авторитарность родителей, игнорирование  интересов и мнений ребенка, систематическое  лишение его права голоса при  решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирования его личности [2;с.117].

Опека в семье - это система  отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают  его от каких-либо забот, усилий и  трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит  на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс  серьезной подготовки их детей к  столкновению с реальностью за порогом  родного дома. Именно эти дети оказываются  более неприспособленными к жизни  в коллективе.

Сотрудничество как тип  взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений  в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений  является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Большое значение в становлении  самооценки имеет стиль семейного  воспитания, принятые в семье ценности.

Можно выделить три стиля  семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный).

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

При попустительском стиле  ребенок предоставляется сам  себе. Ребёнок видит себя глазами  близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье  не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление  о себе кажутся искаженными [2;с.118].

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и  неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где  родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.

Неадекватность также  может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и  за мелочи и достижения дарят подарки. Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания  и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся  подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В  семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем  притязаний, завышенной самооценкой  и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о  будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и  низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких  целей и постоянно сомневаются  в своих возможностях, быстро смиряются  с тем уровнем успеваемости, который  складывается в начале обучения [8;с.123].

Второй вариант - демонстративность - особенность личности, связанной  с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные. Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с  высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития [8;с.124].

Крайние, самые неблагоприятные  для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

  • родители регулярно указывают детям, что им делать;
  • ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются;
  • ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;
  • решение часто принимает сам ребенок;
  • ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

Демократичные родители ценят  в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют  от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять  причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы  жизни, причем могут это делать и  не вполне корректно. Дети в таких  семьях обычно замыкаются, и их общение  с родителями нарушается. Часть детей  идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к  стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Информация о работе Роль семьи в формировании личности ребенка