Семья как фактор формирования личности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является обоснование и доказательство того, что семья - один из важных факторов в развитии и формировании личности младшего школьника в современном обществе.

Предмет исследования: процесс формирования личности младшего школьника в семье.

Объект исследования: личность младшего школьника

Исходя из цели работы, следует выделить задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Изучить возрастные особенности младшего школьника.
Обосновать важность семейного воспитания в формировании личности младшего школьника.

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогический анализ проблемы.
1.1Понятие: личность, ее развитие и формирование

Понятие о семье: типы семей, функции семьи, стили взаимодействия в семье.
Возрастные особенности младшего школьного возраста
Глава 2. Опытно – экспериментальное изучение семейного воспитания и его влияния на развитие личности младших школьников.

2.1 Исследование детско-родительских отношений

2.2 Анализ и оценка результатов исследования


Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 74.09 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Смоленский  Государственный университет

Психолого- педагогический факультет 
 
 
 

Тема: «Семья как фактор формирования личности младшего школьника» 
 

    курсовая  работа

    по  педагогике

    студентки 3 курса очного обучения

    специальности «Педагогика и психология»

    Никишиной Юлии Сергеевны 
     
     

Научный руководитель:

Кандидат  педагогических наук

доцент Д.В.Самарин 
 

Смоленск

2011

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогический анализ проблемы. 
                1.1Понятие: личность, ее развитие и формирование

    1. Понятие о семье: типы семей, функции семьи, стили взаимодействия в семье.
    2. Возрастные особенности младшего школьного возраста

Глава 2. Опытно – экспериментальное изучение семейного воспитания и его влияния на развитие личности младших школьников.

          2.1 Исследование детско-родительских отношений

               2.2 Анализ и оценка результатов исследования 

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Формирование личности человека  – это сложный, комплексный,  многомерный процесс, осуществляемый  самыми различными общественными  институтами. Базисным из них  является семья. И это не  случайно. В семье формируется  тип личности с определенными  ценностями и способностями, от  семьи зависит восприимчивость  человека к природе, искусству,  литературе, активному отдыху. Влияние  и пример родителей предопределяют  социализацию и нравственное  становление личности ребенка.  Духовная связь и преемственность  поколений в семье способствуют  усвоению системы ценностей, семейных  традиций, стереотипов поведения  и общения. Семья – среда,  где проходит большая часть  жизни человека, где восстанавливаются  его физические силы и духовная  энергия, где всегда можно надеяться  на поддержку и понимание.

 Во  все времена семье общество и  государство уделяло первостепенное значение, так как крепкие, здоровые, духовные семьи – это мощное государство. Особенности семьи и семейного воспитания изучали Ю.П.Азаров, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие. Огромный вклад в  изучение  семейных отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

 Государственная политика, осуществляемая в отношении  семьи, регламентируется Международной  конвенцией ООН о правах ребенка, принятой еще в 1989 г. В основе семейного  воспитания лежит также семейное право, закрепленное Конституцией РФ, нормативными документами о семье, о браке, правах ребенка и защите детства.[30, c.4]

 Конституция Российской Федерации гарантирует  государственную поддержку и  защиту семьи (ст.38 Конституции РФ).  Вопрос семейной политики – основопологающий, от решения которого зависит развитие страны, поэтому целый ряд нормативно – законодательных актов принятых в России посвящен семье, детям. Для укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей 2008 год в нашей стране был объявлен годом семьи.

 Президент РФ Д.А.Медведев в Послании к Федеральному Собранию от 30  ноября 2010года уделил большое внимание проблемам семьи  на современном этапе. В частности, он отметил улучшение демографической  ситуации в стране: «По сравнению  с 2005 годом рождаемость в России увеличилась более чем на 21 процент. Во многом это, конечно, результат работы материнского капитала, национального  проекта «Здоровье» и других мер  социальной поддержки семей». Д.А.Медведев поставил задачу перед парламентариями  о всевозможных формах поддержки  молодых и многодетных семей  и о создании условий для развития подрастающего поколения.[см: 23]

 Младший школьный возраст – это тот  период, когда идет перестройка всех познавательных процессов, развитие мышления, саморегуляции, рефлексии, освоение системы отношений со сверстниками, умение произвольно регулировать и управлять своим поведением, формируется самооценка, продолжается процесс социализации личности. Роль семьи при развитии и формировании личности в младшем школьном возрасте очень важна. Этим обусловлена актуальность моей курсовой работы.

 Целью работы является обоснование и доказательство того, что семья - один из важных факторов в развитии и формировании личности младшего школьника в современном  обществе.

 Предмет исследования: процесс формирования личности младшего школьника в семье.

 Объект  исследования: личность младшего школьника

 Исходя  из цели работы, следует выделить задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Изучить возрастные особенности младшего школьника.
  3. Обосновать важность семейного воспитания в формировании личности младшего школьника.
 

 Метод исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, диагностика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава  I. Психолого - педагогический анализ проблемы.

1.1. Понятия: личность, ее развитие и  формирование

 Существенное  значение для моей работы имеет, прежде всего, уяснение самого понятия личность. Категория «личность» является объектом изучения многих наук. Для психолого-педагогического анализа следует четко разделять соотношение понятий личность и человек. Если понятие человек характеризуется биосоциальными характеристиками, то личность отличают социально-психологические особенности: мировоззрение, самооценка, характер, чувство собственного достоинства, ценностные ориентации, жизненные принципы, нравственные и эстетические идеалы, социально-политические позиции и убеждения, стиль мышления, эмоции, сила воли и многое другое. Личность – это человек, обладающий самосознанием и мировоззрением, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливший себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных.

 Рассмотрим  подробнее, как происходит процесс  развития и формирования личности.

 В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение». Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме  человека. Результат развития –  становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием (морфологические, биохимические, физиологические изменения). А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном и интеллектуальном росте. Значит, под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений. [см: 31]

 Если  человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать  его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую  деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития.

 Формирование  же выступает как результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. [см: 31]

 Детализируя психологическое содержание понятий развитие и формирование личности применительно к детскому возрасту, Л.И. Божович писала: «Это, во-первых, развитие познавательной сферы... школьника... Во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами. В-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера, и, наконец, развитие общественной направленности... школьника, т.е. обращенности к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему предъявляют».   [см: 4]

 Для успешного влияния на личность важно  учитывать процессы личностной идентификации  в ее становлении (отождествлении себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (осознании представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данном обществе).

 Понять  личность – значит понять ее принципы поведения, жизненные задачи и способы  их решения. По определению, И.М.Кулагиной  и Л.Н.Фридман: «Быть личностью  – это значит иметь активную жизненную  позицию, о которой можно сказать  так: “На том стою и не могу иначе”. Быть личностью – это значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя». [см: 6]

 Личность  – категория историческая, структура  ее качеств и характер деятельности зависят от исторического контекста  ее существования.

 Современный период в российской истории — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на формирование общественной нравственности, гражданского самосознания, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.[7, c.4] Ценности личности формируются, прежде всего в семье. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т.е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. [7, c.6]

    В самом деле, история показывает, что уровень общественного развития и его характер в различные эпохи были разными, что, естественно, определяло и особенности формирования человека. Личность всегда несла и несет на себе отпечаток особенностей общественных условий, в которых она развивается. Прогресс в общественном развитии обусловливает передовые тенденции и в личностном формировании человека.

 Факторы формирования личности.

 Превращение индивида в личность, обладающую чертами  социальности и индивидуальности, происходит не автоматически, а в результате длительного периода становления, который определяется рядом воздействующих факторов. [10, c.155]

 Из  анализа психолого-педагогической литературы мы видим, что на процесс  становления и развития человека действуют три группы факторов: биологические, социальные и собственно образование  и воспитание. Издавна идут споры  о приоритете той или иной группы факторов.

 Сторонники  биологизаторской теории развития человека считают личность сугубо природным существом. Человеку через наследственность передаются инстинкты, программы развития, влечения и желания.[ см: 7]

 Приверженцы социологического направления, полагают, что, родившись биологическим существом, индивидом, человек под влиянием среды приобретает собственно человеческие качества, приобщается к культуре и т.д. [см: 7]

 Признавая роль трех факторов в развитии и формировании личности человека, важно правильно уяснить то соотношение, в котором находятся между собой эти факторы. Если, например, сопоставить формирующее влияние среды и воспитания на личность, то оказывается, что среда воздействует на ее развитие в известной мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Больше того, внешние средовые влияния в современных условиях сами по себе не в состоянии обеспечить решение тех сложнейших задач, которые связаны с формированием личности и подготовкой ее к жизни. Чтобы человек овладел наукой, способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание.

 То  же самое относится и к творческим задаткам человека. Для того чтобы  эти задатки проявились, нужны  не только соответствующие социальные условия и определенный уровень  научного, технического и художественного  развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности. Подчеркивая это положение, выдающийся русский физиолог и психолог И.М. Сеченов писал: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова и только 1/1000 зависит от индивидуальности». Все это позволяет сделать важнейший для педагогики вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека и формируются его личностные качества.[31, c.48-49] 

Информация о работе Семья как фактор формирования личности младшего школьника