Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 14:54, курсовая работа
Целью работы является обоснование и доказательство того, что семья - один из важных факторов в развитии и формировании личности младшего школьника в современном обществе.
Предмет исследования: процесс формирования личности младшего школьника в семье.
Объект исследования: личность младшего школьника
Исходя из цели работы, следует выделить задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Изучить возрастные особенности младшего школьника.
Обосновать важность семейного воспитания в формировании личности младшего школьника.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогический анализ проблемы.
1.1Понятие: личность, ее развитие и формирование
Понятие о семье: типы семей, функции семьи, стили взаимодействия в семье.
Возрастные особенности младшего школьного возраста
Глава 2. Опытно – экспериментальное изучение семейного воспитания и его влияния на развитие личности младших школьников.
2.1 Исследование детско-родительских отношений
2.2 Анализ и оценка результатов исследования
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
Смоленский Государственный университет
Психолого-
педагогический факультет
Тема: «Семья
как фактор формирования личности младшего
школьника»
курсовая работа
по педагогике
студентки 3 курса очного обучения
специальности «Педагогика и психология»
Никишиной
Юлии Сергеевны
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук
доцент
Д.В.Самарин
Смоленск
2011
Содержание
Введение
Глава 1. Психолого-педагогический
анализ проблемы.
1.1Понятие: личность, ее развитие и формирование
Глава 2. Опытно – экспериментальное изучение семейного воспитания и его влияния на развитие личности младших школьников.
2.1 Исследование детско-родительских отношений
2.2 Анализ и оценка результатов исследования
Заключение
Список литературы
Введение
Формирование личности
Во
все времена семье общество и
государство уделяло
Государственная политика, осуществляемая в отношении семьи, регламентируется Международной конвенцией ООН о правах ребенка, принятой еще в 1989 г. В основе семейного воспитания лежит также семейное право, закрепленное Конституцией РФ, нормативными документами о семье, о браке, правах ребенка и защите детства.[30, c.4]
Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку и защиту семьи (ст.38 Конституции РФ). Вопрос семейной политики – основопологающий, от решения которого зависит развитие страны, поэтому целый ряд нормативно – законодательных актов принятых в России посвящен семье, детям. Для укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей 2008 год в нашей стране был объявлен годом семьи.
Президент
РФ Д.А.Медведев в Послании к Федеральному
Собранию от 30 ноября 2010года уделил
большое внимание проблемам семьи
на современном этапе. В частности,
он отметил улучшение
Младший школьный возраст – это тот период, когда идет перестройка всех познавательных процессов, развитие мышления, саморегуляции, рефлексии, освоение системы отношений со сверстниками, умение произвольно регулировать и управлять своим поведением, формируется самооценка, продолжается процесс социализации личности. Роль семьи при развитии и формировании личности в младшем школьном возрасте очень важна. Этим обусловлена актуальность моей курсовой работы.
Целью работы является обоснование и доказательство того, что семья - один из важных факторов в развитии и формировании личности младшего школьника в современном обществе.
Предмет исследования: процесс формирования личности младшего школьника в семье.
Объект исследования: личность младшего школьника
Исходя из цели работы, следует выделить задачи:
Метод
исследования: теоретический анализ
психолого-педагогической литературы,
диагностика.
Глава I. Психолого - педагогический анализ проблемы.
1.1. Понятия: личность, ее развитие и формирование
Существенное значение для моей работы имеет, прежде всего, уяснение самого понятия личность. Категория «личность» является объектом изучения многих наук. Для психолого-педагогического анализа следует четко разделять соотношение понятий личность и человек. Если понятие человек характеризуется биосоциальными характеристиками, то личность отличают социально-психологические особенности: мировоззрение, самооценка, характер, чувство собственного достоинства, ценностные ориентации, жизненные принципы, нравственные и эстетические идеалы, социально-политические позиции и убеждения, стиль мышления, эмоции, сила воли и многое другое. Личность – это человек, обладающий самосознанием и мировоззрением, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливший себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных.
Рассмотрим подробнее, как происходит процесс развития и формирования личности.
В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение». Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием (морфологические, биохимические, физиологические изменения). А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном и интеллектуальном росте. Значит, под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений. [см: 31]
Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития.
Формирование же выступает как результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. [см: 31]
Детализируя психологическое содержание понятий развитие и формирование личности применительно к детскому возрасту, Л.И. Божович писала: «Это, во-первых, развитие познавательной сферы... школьника... Во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами. В-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера, и, наконец, развитие общественной направленности... школьника, т.е. обращенности к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему предъявляют». [см: 4]
Для успешного влияния на личность важно учитывать процессы личностной идентификации в ее становлении (отождествлении себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (осознании представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данном обществе).
Понять личность – значит понять ее принципы поведения, жизненные задачи и способы их решения. По определению, И.М.Кулагиной и Л.Н.Фридман: «Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: “На том стою и не могу иначе”. Быть личностью – это значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя». [см: 6]
Личность – категория историческая, структура ее качеств и характер деятельности зависят от исторического контекста ее существования.
Современный период в российской истории — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на формирование общественной нравственности, гражданского самосознания, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.[7, c.4] Ценности личности формируются, прежде всего в семье. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т.е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. [7, c.6]
В самом деле, история показывает, что уровень общественного развития и его характер в различные эпохи были разными, что, естественно, определяло и особенности формирования человека. Личность всегда несла и несет на себе отпечаток особенностей общественных условий, в которых она развивается. Прогресс в общественном развитии обусловливает передовые тенденции и в личностном формировании человека.
Факторы формирования личности.
Превращение индивида в личность, обладающую чертами социальности и индивидуальности, происходит не автоматически, а в результате длительного периода становления, который определяется рядом воздействующих факторов. [10, c.155]
Из
анализа психолого-
Сторонники биологизаторской теории развития человека считают личность сугубо природным существом. Человеку через наследственность передаются инстинкты, программы развития, влечения и желания.[ см: 7]
Приверженцы
социологического направления, полагают,
что, родившись биологическим
Признавая роль трех факторов в развитии и формировании личности человека, важно правильно уяснить то соотношение, в котором находятся между собой эти факторы. Если, например, сопоставить формирующее влияние среды и воспитания на личность, то оказывается, что среда воздействует на ее развитие в известной мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Больше того, внешние средовые влияния в современных условиях сами по себе не в состоянии обеспечить решение тех сложнейших задач, которые связаны с формированием личности и подготовкой ее к жизни. Чтобы человек овладел наукой, способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание.
То
же самое относится и к творческим
задаткам человека. Для того чтобы
эти задатки проявились, нужны
не только соответствующие социальные
условия и определенный уровень
научного, технического и художественного
развития общества, но и соответствующее
воспитание, специальная выучка в той
или иной сфере общественной деятельности.
Подчеркивая это положение, выдающийся
русский физиолог и психолог И.М. Сеченов
писал: «В неизмеримом большинстве случаев
характер психологического содержания
999/1000 дается воспитанием в обширном смысле
этого слова и только 1/1000 зависит от индивидуальности».
Все это позволяет сделать важнейший для
педагогики вывод: определяющую роль в
развитии и формировании личности играет
воспитание. Только с помощью воспитания
реализуется социальная программа развития
человека и формируются его личностные
качества.[31, c.48-49]
Информация о работе Семья как фактор формирования личности младшего школьника