Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:06, курсовая работа
Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.
Введение
Глава 1. Семья как фактор формирования личности
1.1. Семья как фактор социализации
1.2. Воспитание и родительское воздействие
1.3. Задачи воспитания в семье
Глава 2. Условия успешности семейного воспитания
2.1 Принципы семейного воспитания
2.2 Условия успешного семейного воспитания
2.3 Сочетание воспитания семейного и общественного
Заключение
Литература
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Семья
как фактор формирования личности
1.1. Семья как
фактор социализации
1.2. Воспитание
и родительское воздействие
1.3. Задачи воспитания
в семье
Глава 2. Условия
успешности семейного воспитания
2.1 Принципы семейного
воспитания
2.2 Условия успешного
семейного воспитания
2.3 Сочетание
воспитания семейного и
Заключение
Литература
Введение
C того момента,
как ребенок родился, и начал
обживаться в мире, он начал
обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно
воспитывается. Процесс воспитания направлен
на формирование социальных качеств личности,
на создание и расширение круга ее отношений
к окружающему миру – к обществу, к людям,
к самому себе. Чем шире, разнообразнее
и глубже система отношений личности к
различным сторонам жизни, тем богаче
ее собственный духовный мир.
Таким образом,
личность формируется в процессе
активного взаимодействия с окружающим
миром, овладевая социальным опытом,
общественными ценностями. На основе
отражения человеком
Никто не рождается
на свет с готовым характером, интересами,
склонностями, волей, определенными
способностями. Все эти свойства
вырабатываются и формируются постепенно,
в ходе всей жизни, с момента рождения
и до зрелости.
С самого рождения
человек попадает в общество. Первым
окружающим ребенка миром, начальной
единицей общества является – семья,
где и происходит закладывание основ
личности. Семья становится главным
социальным фактором, влияющим на становление
личности.
Ребенок видит
семью в качестве окружающих его
близких людей папы и мамы, бабушки
и дедушки, братьев и сестер. В
зависимости от состава семьи, от
отношений в семье к членам
семьи и вообще к окружающим людям
человек смотрит на мир положительно или
отрицательно, формирует свои взгляды,
строит свои отношения с окружающими.
Отношения в семье влияют также на то,
как человек в дальнейшем будет строить
свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно в семье индивид получает первый
жизненный опыт, поэтому очень важно в
какой семье воспитывается ребенок: в
благополучной или неблагополучной.
Основная проблема,
возникающая у детей – это
проблема взаимоотношений с родителями.
Даже в благополучных семьях возникает
определенная сложность общения с детьми
школьного возраста. Причем сложность
увеличивается еще и потому, что родители
часто не понимают, что с детьми старшего
возраста общение должно строиться по-другому,
нежели с маленькими. Не всегда родители
различают, что нужно запрещать, а что
следует разрешать. Все это может создать
весьма непростую ситуацию.
Итак, человек
рождается духовно благодаря
общению с окружающими людьми.
Какую же громадную ответственность
налагает это на семью! Как ко многому
обязывает! Какой тончайший процесс
постоянно идет рядом.
Данная работа
посвящена проблеме семейного воспитания.
В ней будут рассмотрены
Объектом настоящей
работы выступает семья.
Предмет исследования
– способы и принципы семейного
воспитания.
Цель данной
работы – доказать, что семья, как
ячейка общества, является базисной основой
развития личности и главным условием
реализации задатков и способностей человека.
Задачами данной
работы являются:
определить само
понятие «семейное воспитание»
и его роль в формировании личности
ребенка;
определить методы
и принципы семейного воспитания
на современном этапе;
определить условия
успешного семейного воспитания.
Для решения
задач был использован метод
анализа научной литературы по теме
исследования.
Глава 1. Семья
как фактор формирования личности
1.1. Семья как
фактор социализации
В настоящее
время проблемы семьи и семейного
воспитания приобрели особую актуальность.
Происходящие в России социальный и экономический
кризисы заметно ухудшили демографическую
ситуацию. Семья, традиционно очень уважаемый
в нашей стране социальный институт, в
значительной мере утратила свою ценность.
Однако сейчас
важность семьи постепенно возрастает:
осознается ее роль в развитии подрастающего
поколения – ведь именно в семье
у ребенка формируются модели
будущей жизни, поэтому очень
многое зависит от родителей и
других близких.
Над проблемой семейного
воспитания работали многие ученые. Актуальна
проблема семьи и для государства, общества,
школы. На государственном уровне для
помощи семье создаются различные программы,
например, национальный проект «Российская
семья» по поддержке семьи, материнства
и детства, 2008 год объявлен «Годом семьи»
в России. Говоря о помощи общества, можно
привести в пример различные социальные
организации и общественные объединения,
такие как служба социальной защиты, служба
психологической помощи, муниципальные
центры работы с детьми и т.д.
Взаимодействие
школы и семьи в настоящее
время остается нерешенной проблемой,
т.к. не всегда школа взаимодействует
с семьей в вопросах воспитания ребенка.
Это весьма большая проблема, ведь
учеба и школьная жизнь продолжаются
обычно не менее 8-9 лет, и все это время
осуществляется влияние школы на ребенка.
Это влияние, несомненно, должно быть в
сочетании с воспитанием в семье. Поэтому
так сильна потребность в объединении
усилий школы и семьи для развития детей.
Духовное богатство
личности, ее взгляды, потребности и интересы,
направленность и способности во многом
зависят от того, в каких условиях протекает
их формирование в детстве и юношеские
годы. Выделяются три фактора, влияющие
на развитие человека: наследственность,
среда и воспитание. Развитие – это происходящие
в человеке последовательные и закономерные
изменения в психике и его биологической
природе, оно в большей мере зависит от
наследственности. В данной же работе
используется термин «формирование» -
изменения в развитии личности человека
или отдельных его качеств, которые происходят
под влиянием определенных факторов. Формировать
значит организовывать всю жизнедеятельность
человека, осуществлять воспитание и обучение,
воздействовать на него так, чтобы развить
то или иное качество.
Факторы, влияющие
на формирование личности делятся на
три группы: макрофакторы, мезофакторы
и микрофакторы. К макрофакторам
относятся космос, планету, страну,
общество и государство. Во вторую группу
входят мезофакторы: тип поселения
(село, город), этнокультурные и исторические
условия. Среди микрофакторов выделяют
семью, школу и ближайшее окружение ребенка.
Несмотря на использование термина «микро»
– это наиболее значимый фактор для формирования
личности.
Со стороны
семьи и школы на ребенка оказывается
целенаправленное воздействие – воспитание.
Понятие «воспитание» имеет два основных
значения: широкое (социальное) и узкое
(педагогическое). В широком социальном
смысле воспитание понимается как социальное
явление, функция общества, которая заключается
в подготовке подрастающего поколения
к жизни. На это направлены усилия всего
социального устройства общества: семьи,
детского сада, школы, средств массовой
информации, церкви и т. д. Воспитание в
педагогическом смысле – это специально
организуемый и управляемый процесс, содействующий
развитию личности.
В данной работе
рассматривается семейное воспитание.
Семья выступает и в качестве
социальной ячейки общества и, в то
же время, как важнейший фактор формирования
личности.
Семья, с позиции
социологов, представляет собой малую
социальную группу, основанную на брачном
союзе и кровном родстве, члены которой
связаны общностью быта, взаимной помощью,
моральной ответственностью. Этот древнейший
институт человеческого общества прошел
сложный путь развития: от родоплеменных
форм общежития, до современных форм семейных
отношений.
Семья - сложная
многофункциональная система, она
выполняет ряд взаимосвязанных
функций. Функция семьи – это
способ проявления активности, жизнедеятельности
ее членов. К функциям следует отнести:
экономическую, хозяйственно-бытовую,
рекреативную, или психологическую, репродуктивную,
воспитательную. Социолог А.Г.Харчев считает
репродуктивную функцию семьи главной
общественной функцией, в основе которой
лежит инстинктивное стремление человека
к продолжению своего рода[1]. Но роль семьи
не сводится к роли «биологической» фабрики.
Выполняя эту функцию, семья является
ответственной за физическое, психическое
и интеллектуальное развитие ребенка,
она выступает своеобразным регулятором
рождаемости.
Человек приобретает
ценность для общества только тогда,
когда он становится личностью, и
становление ее требует целенаправленного,
систематичного воздействия. Именно семья
с ее постоянным и естественным характером
воздействия призвана формировать
черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение
ребенка[2]. Поэтому выделение воспитательной
функции семьи как основной имеет общественный
смысл.
Для каждого
человека семья выполняет эмоциональную
и рекреативную функции, защищающие
человека от стрессовых и экстремальных
ситуаций. Уют и тепло домашнего очага,
реализация потребности человека в доверительном
и эмоциональном общении, сочувствие,
сопереживание, поддержка - все это позволяет
человеку быть более стойким к условиям
современной неспокойной жизни. Сущность
и содержание экономической функции состоит
в ведении не только общего хозяйства,
но и в экономической поддержке детей
и других членов семьи в период их нетрудоспособности.
1.2. Воспитание
и родительское воздействие
В родительском
труде, как во всяком другом, возможны
и ошибки, и сомнения, и временные неудачи,
поражения, которые сменяются победами.
Воспитание в семье – это та же жизнь,
и наше поведение и даже наши чувства к
детям сложны, изменчивы и противоречивы.
К тому же родители не похожи друг на друга,
как не похожи один на другого дети. Отношения
с ребенком, так же как и с каждым человеком,
глубоко индивидуальны и неповторимы.
Например, если
родители во всем совершенны, знают
правильный ответ на любой вопрос,
то в этом случае они вряд ли смогут
осуществить самую главную родительскую
задачу – воспитать в ребенке потребность
к самостоятельному поиску, к познанию
нового.
Родители составляют
первую общественную среду ребенка.
Личности родителей играют существеннейшую
роль в жизни каждого человека.
Не случайно, что к родителям, особенно
к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую
минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие
отношения ребенка и родителей, это особые
чувства, отличные от других эмоциональных
связей. Специфика чувств, возникающих
между детьми и родителями, определяется
главным образом тем, что забота родителей
необходима для поддержания самой жизни
ребенка. А нужда в родительской любви
– поистине жизненно необходимая потребность
маленького человеческого существа. Любовь
каждого ребенка к своим родителям беспредельна,
безусловна, безгранична. Причем если
в первые годы жизни любовь к родителям
обеспечивает собственную жизнь и безопасность,
то по мере взросления родительская любовь
все больше выполняет функцию поддержания
и безопасности внутреннего, эмоционального
и психологического мира человека. Родительская
любовь – источник и гарантия благополучия
человека, поддержания телесного и душевного
здоровья.
Именно поэтому
первой и основной задачей родителей
является создание у ребенка уверенности
в том, что его любят и о нем заботятся.
Никогда, ни при каких условиях у ребенка
не должно возникать сомнений в родительской
любви. Самая естественная и самая необходимая
из всех обязанностей родителей – это
относиться к ребенку в любом возрасте
любовно и внимательно[3].
И, тем не менее,
подчеркивание необходимости