Семья как фактор формирования личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить роль семьи в развитии личности подростка.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность семьи.
2. Охарактеризовать особенности развития личности подростка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения роли семьи в развитии личности подростка 6
1.1 Понятие и сущность семьи 6
1.2. Особенности развития личности подростка 11
Глава 2. Исследование влияния семьи на развитие личности подростка 24
2.1. Методика диагностики 24
2.2. Процедура и результаты исследования 28
Заключение 34
Литература 37
Приложение 39

Работа содержит 1 файл

семья как фактор формирования личности подростка.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность  темы исследования  заключается  в  том, что важным фактором, влияющим на развитие личности подростка, является семья.

На сегодняшний день активно исследуется процесс формирования личности подростков и проблемы этого процесса. Это вызвано тем, что основную информацию о мире и о самом себе с рождения ребёнок получает от родителей, которые изначально обладают возможностью влиять на него в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

В  настоящее время  современная российская  семья переживает  период  кризиса: с  каждым  годом катастрофически растет  число разводов,  фиктивных браков, когда супруги и их дети годами  живут под одной крышей,  уже фактически не  являясь  семьей. Не может не пугать разобщенность,  отчужденность членов   даже относительно   благополучных  семей: когда  у  взрослых -  свои  проблемы,  у  детей – свои,  и каждый  при этом  чувствует себя  одиноким, покинутым, никому  не  нужным. Огромной проблемой является и неубывающее число семей с авторитарными типом воспитания, где дети  чувствуют себя  запуганными, затравленными,  и не может быть никакой   речи о гармонии взаимоотношений между детьми  и родителями.

Отношения, сложившиеся в семье в детстве, а так же в подростковый период влияют на то, каким образом человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, к достижению каких целей будет стремиться. Благодаря семье подросток получает большинство социально значимых черт, однако существуют семьи с антисоциальным поведением, которые социально негативно воздействуют на личность подростка. Отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также негативное для общества воспитание происходит в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет возможности высказать собственное мнение, убеждения, если он подчиняется всему, чего от него требуют. И в данном случае тоже много зависит от семьи [26 с.268].

Семья может выступать  в качестве как положительного, так  и отрицательного фактора становления  личности подростка. Положительное  воздействие на личность проявляется в том, что никто кроме близких родственников не относится к ребенку лучше, не любит его и не заботится о нем, так как они. Одновременно с этим никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутри семейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение [27 с.49].

Отец и мать реализуют различные  функции воспитания, которые обусловлены  целым рядом причин созданными социальными  нормами поведения, исторического  и культурного свойства.

Целостный образ человека можно рассматривать как результат воспитательных действий, как матери, так и отца [19 с.175].

В настоящее время имеются исследования, которые выделяют в качестве ведущего фактора, влияющего на развитие личности подростка, внутри семейные отношения, всякое серьезное отклонение от нормы которых означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, ее воспитательных возможностей [5 с.177].

В статье "Как ребенок становиться  личностью" В. В Давыдов высказал точку зрения, что становление  психологического механизма, позволяющего учитывать интересы окружающих происходит именно в подростковом возрасте. Исходя из этого автор отмечает: от характера и организации общественно-полезной деятельности в подростковом возрасте зависит богатство форм и способов межличностного общения, их нравственного поведения в будущем. На наш взгляд важнейшая роль на этом этапе принадлежит семье, как начальной основе развития личности [27 с.175].

Л.С. Выготский в своем исследовании под названием "О подростковом кризисе" высказал точку зрения, что критичность переходного возраста нарастает прямо пропорционально развитию культуры современного общества [2 с. 191].

Л.И. Божович высказала  мнение, что кризис подросткового  возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов, так как является наиболее острым и самым длительным по сравнению со семи возрастными кризисами, является переломным в онтогенетическом формировании ребенка. Л.И. Божович считает подростковый возраст затяжным переходным периодом от детства к зрелости [2 с. 191].

Таким образом, семья является одним из важнейших факторов, который воздействует на развитие личности в течении всей жизни, в связи с этим очень важно исследовать роль семьи в развитии личности [2 с. 193].

Объект исследования -  личность  подростка.

Предмет исследования – семья  как  фактор    развития  личности.

Цель исследования –  выявить роль  семьи  в  развитии  личности  подростка.

Задачи:

1. Раскрыть понятие и  сущность   семьи.

2.  Охарактеризовать  особенности  развития личности  подростка. 

3. Провести исследование влияния семьи на  развитие личности   подростка.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы изучения роли семьи в развитии личности подростка

1.1 Понятие и  сущность   семьи

 

 

Одним из важнейших социальных фактов, оказывающих влияние на развитие личности подростка, является семья. Традиционно ее квалифицируют как главный институт воспитания. Приобретенное в семье сохраняется в течении всей жизни. Важность семьи объясняется тем, что в ней человек находится в период формирования основ личности, именно с семьи начинается социализация ребенка. В процессе общения с членами семьи у ребенка с первых дней жизни начинается формирование структуры личности [1c.73].

Семья оказывает влияние  на формирование личности не только ребенка, но и его родителей. Процесс воспитания детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего такой процесс развития носит бессознательный характер, однако, некоторые родители напротив сознательно воспитывают себя [2 с. 208].

В жизни человека родители играют важную роль. Именно они дают подростку образцы поведения, с помощью которых он начинает выстраивать отношения с окружающими. Семья влияет на личность родителей, взаимоотношению между поколениями. Семья - малая социальная группа, влияет на своих членов. В то же время каждый из них своими действиями, качествами воздействует на жизнь семьи. Каждый член этой малой группы может способствовать формированию духовных ценностей ее членов, а так же влиять на цели и жизненные установки семьи [2 с. 208].

Каждый этап развития требует от человека адаптации к  новым социальным условиям, которые  обогащают индивида новым опытом, обогащая его новым социальным опытом, делает социально зрелым. Психологи  считают, что многие этапы развития семьи можно предвидеть и подготовиться к ним. Однако, часто в жизни происходят такие события, которые не возможно предвидеть, поскольку они наступают мгновенно (тяжелая болезнь, смерть близкого человека, потеря работы). Такие явления требуют от всех членов семьи быстрой адаптации, частичной перестройки взаимоотношений [9 с. 209].

Совместное преодоление  кризисных ситуаций, как правило, усиливает сплоченность членов семьи, либо становиться поворотным моментом в жизни семьи, приводит к ее распаду.

В семье, где царят  дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает сильное влияние на индивида. Структура семьи определена социальными ролями ее членов: отца, матери, бабушки и дедушки, братья и сестры. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. В зависимости от степени участия индивида в жизни семьи она оказывает на человека большее или меньшее влияние [9 с.210].

Семья - важнейший институт общества, рассмотрим ее с позиции  целей общества.

Благодаря воспроизводящей  функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Как социальная группа она изначально формирует личность человека, способствует увеличению созидательных общества. Семья вводит в общество новых членов, передавая им язык, культуру, основные образцы поведения обязательные в данном обществе, контролирует поведение человека. Социальные функции семьи просматриваются в отношении детей, родителей. Психологи выделяют одну из важнейших функций семьи: создание условий для развития своих членов, удовлетворения потребностей человека [2 с.212].

Каждый человек на протяжении своей жизни, является членом родительской семьи и той семьи, которую он создает сам. В период жизни в родительской семье примерно до юношеского возраста, в этот период закладываются основы личности, воспринимаются образцы поведения всех членов семьи. В период возмужания человек активно включается в общественную жизнь, становится самостоятельным, растет его социальный и профессиональный опыт, растет роль семьи, она играет все большую роль. После создания семьи начинается процесс приспособления друг к другу. Рождение первенца - это значительное событие в жизни супругов, которое свидетельствует о вступлении семьи на новый уровень развития. Супруги осваивают новые социальные роли - матери и отца [1c.78].

Роли родителей по сути своей всеобъемлющие и разнообразные. Родители влияют на выбор жизненной позиции ребенка, формирование личности, его стремлений, мыслей, чувств, воспитание его собственного "Я". Для гармоничного развития личности подростка необходимо не только активная деятельность по воспитанию обоих родителей, но и согласованная деятельность всех поколений семьи (родителей, старшего поколения, старших братьев и сестер). Разногласие в воспитательных методах и межличностных отношениях членов семьи не позволяют ребенку создать полноценную картину мира, понимать что хорошо, а что недопустимо. Если родители находятся в ссоре, и подросток понимает - причина конфликта связана с ним, то у него растет уровень тревожности, может сформироваться комплекс неполноценности, произойти нарушения развития личности. Ребенку важно знать как родители и окружающие относятся к нему, от этого зависит его самооценка [6 с.48].

Эмоциональное отношение  родителей к ребенку называется родительской позицией. Возможно несколько  сценариев воздействия этого  фактора: полное доминирование, полное безразличие. В первом случае при постоянном навязчивом навязывании контакта и отсутствие внимания к ребенку сказываются отрицательно. При двустороннем контакте, когда инициатива исходит от родителей и от ребенка благоприятно влияет на развитие личности ребенка. Наиболее благоприятный вариант поведения родителей: не навязчивое внимание к ребенку, свободный контакт, не напряженный и не случайный. Это взаимодействие должно быть демократичным, уравновешенным, направленным на удовлетворение потребностей ребенка, с сохранением некоторой независимости последнего, в меру категоричный и настойчивый, к которому ребенок относился бы как к опоре, авторитетному мнению. Влияние таких способов взаимодействия позволяет достичь положительных результатов воспитания [9 с.158].

С самого начала процесс  развития личности ребенка осуществляется ребенка осуществляется под контролем  родителей. Ребенок учится у родителей  понимать и контролировать свои реакции, мыслить, говорить. Поведение родителей  служит образцом отношений к окружающим, способов выражения своих эмоций. Поведение ребенка зависит от воспитания в семье. Дети дошкольного возраста часто видят себя глазами взрослых, одобрение или отрицание со стороны взрослых формирует личностную самооценку ребенка.

Дети с заниженной самооценкой недовольны собой, что происходят в семьях, где родители часто ругают ребенка, или ставят перед ним невыполнимые задачи. Помимо этого при расставании родителей ребенок зачастую считает себя виновным, из-за чего самооценка также занижается. Ребенок чувствует, что не соответствует требованиям родителей.

Причина формирования у  ребенка завышенной самооценки, как  правило, семья в которой родители поощряют ребенка по мелочам, не прибегают  к наказаниям, либо они очень мягкие. Дети с завышенной самооценкой испытывают проблемы в общении, так как не все окружающие признают их уникальность, а так же сложно найти друзей "достойных" общения с таким ребенком.

Дети с неадекватной самооценкой в ходе взросления создают  проблемы не только себе и своей  семье, но и окружающим. Способ формирования адекватной самооценки является гибкая система наказания и похвалы. Следует избегать восхищения при ребенке, стараться не дарить подарки за поступки, не использовать необоснованно жесткие наказания.

Помимо самооценки родители формируют уровень притязаний ребенка то к чему стремиться ребенок в своей деятельности и отношениях с окружающими. Дети, у которых высокий уровень притязаний и завышена самооценка нацелены только на успех, если их надежды не оправдываются, дети получают тяжелую психологическую травму. Задача семьи в подобном случае скорректировать свою воспитательную деятельность, чтобы стресс от неудачи у ребенка не затянулся, а самооценка стала адекватной. Дети с низким уровнем самооценки имеют низкий уровень притязаний не ставят перед собой высоких целей, так как сомневаются в своих способностях, спокойно воспринимают свои неудачи, но зачастую много добиваются. Роль семьи в формировании самооценки ребенка и уровня его притязаний определяющая, так как итог воспитания зависит от множества факторов, среди которых стиль родительского поведения, социальное отношение к личности, уровня доходов семьи и т.д.

В каждой семье складывается не всегда опознаваемая система воспитания, на которую влияет понимание целей  воспитания, система ценностей у родителей, социальный опыт родителей. Выделяются следующие типы семейных отношений: невмешательство, опека, диктат и сотрудничество.

Информация о работе Семья как фактор формирования личности подростка