Семья как фактор формирования личности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является обоснование и доказательство того, что семья - один из важных факторов в развитии и формировании личности младшего школьника в современном обществе.

Предмет исследования: процесс формирования личности младшего школьника в семье.

Объект исследования: личность младшего школьника

Исходя из цели работы, следует выделить задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Изучить возрастные особенности младшего школьника.
Обосновать важность семейного воспитания в формировании личности младшего школьника.

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогический анализ проблемы.
1.1Понятие: личность, ее развитие и формирование

Понятие о семье: типы семей, функции семьи, стили взаимодействия в семье.
Возрастные особенности младшего школьного возраста
Глава 2. Опытно – экспериментальное изучение семейного воспитания и его влияния на развитие личности младших школьников.

2.1 Исследование детско-родительских отношений

2.2 Анализ и оценка результатов исследования


Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 74.09 Кб (Скачать)

Глава 2. Опытно – экспериментальное изучение семейного воспитания и его влияния на развитие личности младших школьников

2.1 Исследование детско-родительских  отношений

     Теоретический анализ проблемы показал, что семья  является главным и, пожалуй, самым  важным фактором формирования личности младшего школьника. Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Диагностика психологического климата в семье  и взаимоотношений родителей  с детьми позволяет выявить стиль  воспитания ребенка, а также возможность  прогнозировать влияние тех или  иных моделей воспитания на психическое  и личностное развитие детей.

    Цель эмпирической работы на констатирующем этапе состояла в исследовании влияния стилей семейного воспитания на формирование личности младшего школьника.

    Объект  исследования – отношения родителей и детей младшего школьного возраста в современной семье.

    Предмет исследования – процесс совершенствования детско-родительских отношений в семье в период становления личности ребёнка.

    Гипотеза: родители и характер отношений в семье оказывают существенное влияние на формирование личности младшего школьника.

Теоретический анализ проблемы позволил определить следующие задачи констатирующего этапа исследования:

1) анализ  научной, специально-психологической  литературы по проблеме исследования;

2) подбор  адекватных и эффективных диагностических  методов, направленных на исследовании влияния семейного воспитания на формирование личности младшего школьника

3) проведение  констатирующего исследования. Анализ  полученных результатов;

В исследовании использовались следующие психодиагностические методики:

- Рисуночный  тест «Кинетический рисунок семьи»;

- Методика  диагностики родительского отношения  А.Я. Варга, В.В. Столина.

Исследование  проходило в образовательном  учреждении «Глинковская средняя общеобразовательная школа» п. Глинка, Смоленской области. В исследовании приняли участие учащиеся начальной школы девяти и десяти лет (10 человек), а также, их родители (мамы) (10 человек). Из них пятеро детей из полной семьи (мать, отец, дети), двое из многодетной, трое из неполной (воспитывает мать).

Состав  группы исследуемых:

  1. Максим С. (10л.)
  2. Андрей Н. (9л.)
  3. Настя Б. (10л.)
  4. Алина Ф. (9л.)
  5. Оля К. (10л.)
  6. Андрей К. (10л.)
  7. Вика Е. (9л.)
  8. Аля С. (10л.)
  9. Дима Я. (9л.)
  10. Саша К. (10л.)
 

Методика  «Кинетический рисунок семьи» (КРС) 
Р. Бэнса, С. Кауфмана [
см: 32]

Цель  – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места  в семье, а также его отношений  к членам семьи. Тест КРС состоит  из 2 частей: рисование своей семьи  и беседы после рисования. Для  выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик. (см. Приложение 2)

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».

На все  уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Во время  рисования следует записывать все  спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать  последовательность рисования. После  того, как рисунок закончен, с  ребенком проводится беседа по следующей  схеме:

  1. кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи,
  2. где работают или учатся члены семьи;
  3. как в семье распределяются домашние обязанности,
  4. каковы взаимоотношения с остальными членами семьи.

В системе  количественной оценки КРС учитываются  формальные и содержательные аспекты  рисунка. Формальными особенностями  рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

  1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Мы предполагаем, что это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.
  2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку. В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.
  3. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывания нарисованного рукой, могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности к поддержке со стороны взрослого. Чаще всего свой рисунок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

Методика  диагностики родительского отношения  А.Я. Варга, В.В. Столина [см: 32]

Родительское  отношение понимается как система  разнообразных чувств и поступков  взрослых людей по отношению к  детям. С психологической точки  зрения родительское отношение –  это педагогическая социальная установка  по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики. (см.Приложение 1)

61 вопрос  опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

1. Принятие  – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение  к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. 

2.2 Анализ и оценка  результатов исследования

Тест  родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

По результатам  проведения данной методики были сделаны  следующие выводы:

  1. Шкала «Принятие/Отвержение».  Из десяти исследуемых семей 6 мам показали высокие результаты (от 24 до 33). Это свидетельствует о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы. Двое родителей (неполная семья) набрали низкий балл (от 0 до 8). Это говорит о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.
  2. Шкала «Кооперация».  90% исследуемых набрали высокий балл (от 7 до 8). Это признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
  3. Шкала «Симбиоз». 60% испытуемых  не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. 20% (многодетная, неполная семья)  напротив, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем.
  4. Шкала «Контроль». Все 10 родителей показали средний балл по данной шкале. Это говорит о том, что контроль за действиями ребенка установлен в меру, нет строгих дисциплинарных рамок.
  5. Шкала «Отношение к неудачам ребенка». 30% испытуемых считают, что ребенок - это маленький неудачник и относятся к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства детей кажутся им несерьезными, поэтому родитель игнорирует их.
 

Методика  «Кинетический рисунок семьи»

 По  результатам методики, можно сделать следующий вывод: у пяти детей из десяти проявляются такие особенности как снижение самооценки – дети рисуют себя либо дальше от семьи, чем других ее членов. Также есть два рисунка, в которых ребенок не рисует себя. В  этом случае рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности, отвержении. Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место». Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли: «все уже распределено в этой структуре, меня мало это волнует, мне нет здесь места» или «я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения».

 Четверо  детей выражают большую потребность  в общении – в свои рисунки  они добавляют животных, родственников,  не проживающих с ними (дядя, тетя, бабушка, дедушка). Также из результатов  методики видно, что в семьях  у троих детей нарушен эмоциональный  контакт с родителями –на рисунках члены семьи не касаются друг друга (не держатся за руки или стоят далеко друг от друга). На одном из рисунков изображены пятеро человек: мама, ребенок, сестра, брат и папа. Каждый из них занят своим делом: ребенок изображен в верхней части листа. Другие члены семьи отдалены друг от друга. Все находятся на одном рисунке, но при этом их ничего не связывает. Из этого можно сделать вывод о том, что в этой семье каждый предназначен сам себе.(многодетная семья). Эмоциональный контакт, межличностные отношения в семье нарушены.

В ходе исследования рисунков, было выявлено, что четверо из десяти детей не удовлетворены своим положением в семье. Шестеро детей иногда испытывают дискомфорт родительского  отношения, но в целом удовлетворены  взаимодействием с родителями. 

 Выводы: проведенный эксперимент подтвердил  теоретические предположения и  позволил конкретизировать внешние  проявления влияния семьи на  развитие и формирование личности  младшего школьника. По данным  исследований мы увидели, что  большое значение для развития  личности ребенка имеет тип  семьи, то отношение к нему  в кругу близких. Та семья,  которая проявляет искренний интерес к своему ребенку, принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы будет формировать в целом гармоничную личность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  Роль  семьи в обществе не сравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

  В настоящее время очень остро  стоит проблема влияния семьи  на развитие и формирование личности детей. Многим из них не хватает теплого, ласкового и доброго родительского отношения.

  Гипотеза  о том, что атмосфера семейных отношений является решающим фактором становления личности ребёнка, полностью  подтвердилась в данной работе. Также, подтвердилось то, что от отношения  к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его  психических потребностей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его отношение к себе, к своей  семье и к окружающим людям. Также важное значение на формирование личности младшего школьника имеют тип семьи, стиль взаимодействия в семье, детско-родительские отношения.

  Главное и основное правило, которое нужно учитывать родителям при воспитании ребенка - это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка  и демократичность в отношениях с ним. 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. URL:www.genderroute.org/glossarium
  2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика  / Ю.П. Азаров. – М.: Просвещение, 1994.
  3. Андреева Т.В. Психология семьи:  Учеб. пособие. – СПб.: Речь,2007. – 384 с.
  4. Божович Л.ИПроблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна2-е издМ.: Издательство "Институт практиче-ской психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК",1997. 352 с.
  5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
  6. Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А.Василькова, Ю.В. Василькова. – М.: КНОРУС, 2010. – 240 с.
  7. Данилюк А.Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.
  8. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа.1-4 классы. – М.: ВАКО, 2005. – 256 с.
  9. Загвязинский В.И. Общая педагогика / В.И.Загвязинский. – М.: Академия, 2008. – 391 с.
  10. Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учеб. пособие / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Высш.шк.,2008. – 391 с.
  11. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А.Н.Ганичева. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
  12. Ковалев А.Г.  Психология семейного воспитания / А.Г.Ковалев. – Мн.: Нар. Асвета, 1980. – 256 с.
  13. Ковалев С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
  14. Коджаспирова Г.М.  Педагогический словарь / Г.М.Коджаспирова, А.Ю  Коджаспиров.  – М.: Академия, 2003. – 176 с.
  15. Крутецкий В. А. Психология. М., 2000. 190 с.
  16. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 232 с.
  17. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания / Б.Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 1983. – 192 с.
  18. Макаренко А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. – М.: Политиздат,  1988. – 121 с.
  19. Мир детства: Младший школьник / Под ред. Хрипковой А.Г. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с.
  20. Мудрик А. В.Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000. – 200 с.
  21. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.пособие для студ.пед.вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд.испр и доп. – М.: Академия, 2000. – 200 с.
  22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн. Кн.3:Психодиагностика / Р.С. Немов. – 3-е изд. – М.:ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
  23. Обращение президента РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/news/9637
  24. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учеб.пособие для студентов вузов и пед.колледжей / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
  25. Подласый И.П. Педагогика: в 2 кн. / И.П.Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  26. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
  27. Репина Г.А. Социальная педагогика: краткий конспект лекций / Г.А. Репина. – Смоленск: СмолГУ, 2008. – 80 с.
  28. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.
  29. Семейное воспитание: Краткий словарь / сост: И.В.Гребенников. – М.: Политиздат, 1990. – 160 с.
  30. Степанова С.В. Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении / С.В.Степанова, В.Г. Горецкий, Н.П.Иванова и др. //Начальная школа. 2008  - № 5.- С. 3-18.
  31. Харламов И.Ф.  Педагогика:  Учеб. для студентов вузов,  обучающихся по педагогическим спец./ И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарики, 2002. -517 с.
  32. URL: www.psylist.net

Информация о работе Семья как фактор формирования личности младшего школьника