Семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:55, реферат

Описание работы

Цель:
1.изучение семейного воспитания
2.найти индивидуальный подход
3.приобрести знания для опыта

Работа содержит 1 файл

пед кр.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его  здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на

участие в различных  спортивно-массовых мероприятиях.

Весьма важно знать  особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному

изучению тех или  иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении : более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную

помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

     Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации

коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Изучение детей  должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие. Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в

себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также  динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания

    Смотреть  Приложение 3 

Приложение 1                                                                                                   В классово-антагонистических формациях С. в. носит классовый (при феодализме — сословный) характер, испытывает значительное влияние религии и консервативных традиций. При капитализме в содержании, средствах и методах С. в. проявляются глубокие противоречия, отражающие антагонизмы буржуазного общества и его семейно-бытовых отношений. У основной массы детей, принадлежащих к господствующему классу, в процессе С. в. развиваются эгоизм, материальный расчёт, стремление к наживе, что порождает глубокие конфликты между детьми и взрослыми, зачастую вызывает ненависть детей к родителям. "На высшей ступени своего развития принцип частной собственности противоречит принципу семьи" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 334); это полностью относится и к С. в. В пролетарских семьях по мере осознания рабочими своих классовых интересов и задач С. в. всё более пронизывается революционными идеями. С ростом влияния идей научного социализма ведущее значение приобретает воспитание коллективизма, пролетарского интернационализма, ненависти к эксплуататорам, общественной активности и стремления к борьбе против угнетения и т. п.; оно осуществляется в постоянной борьбе с господствующей идеологией, которая стремится привить детям трудящихся взгляды, способствующие сохранению эксплуататорского строя и их угнетённого положения в нём.

В социалистическом обществе цель С. в. — заложить основы всестороннего  развития личности: умственного, нравственного, эстетического, физического, приучить детей к труду, помочь им понять и выполнять правила социалистического общежития, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Успешное С. в., сущность которого — установление соответствия формируемых семьей качеств ребёнка требованиям социалистического общества, возможно лишь при соблюдении взрослыми членами семьи ряда необходимых условий: строгого руководствования в семейных отношениях принципами коммунистической морали, создания атмосферы теплоты и внимательности друг к другу, единства требований и выдержанности в отношении к детям, систематического вовлечения их в сферу трудовых и общественных интересов старших.

Главные линии С. в.: постоянное (но не навязчивое) направление  деятельности ребёнка (игровой, затем — участия в домашних делах и т. д.); помощь ему в расширении идейного, умственного кругозора, серьёзное, вдумчивое объяснение сути явлений, о которых ребёнку следует знать и к которым он проявляет интерес; формирование у него высоких нравственных качеств: коллективизма, патриотизма, интернационализма, уважения к старшим, честности и правдивости, дисциплинированности и добросовестного отношения к обязанностям в семье, бережного отношения к вещам как результату труда людей, любви к природе и умения воспринимать её красоту; ознакомление ребёнка с произведениями литературы, искусства; поощрение занятий физкультурой и спортом и т. п. (см. также Коммунистическое воспитаниеТрудовое воспитаниеФизическое воспитаниеЭстетическое воспитание). Педагогическая наука ориентирует родителей на постепенное увеличение масштабов и усложнение содержания информации в С. в., а также на систематическое повышение требований к детям в зависимости от возраста.

Приложения 2

   В классово-антагонистических  формациях С. в. носит классовый  (при феодализме — сословный)  характер, испытывает значительное  влияние религии и консервативных традиций. При капитализме в содержании, средствах и методах С. в. проявляются глубокие противоречия, отражающие антагонизмы буржуазного общества и его семейно-бытовых отношений. У основной массы детей, принадлежащих к господствующему классу, в процессе С. в. развиваются эгоизм, материальный расчёт, стремление к наживе, что порождает глубокие конфликты между детьми и взрослыми, зачастую вызывает ненависть детей к родителям. "На высшей ступени своего развития принцип частной собственности противоречит принципу семьи" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 334); это полностью относится и к С. в. В пролетарских семьях по мере осознания рабочими своих классовых интересов и задач С. в. всё более пронизывается революционными идеями. С ростом влияния идей научного социализма ведущее значение приобретает воспитание коллективизма, пролетарского интернационализма, ненависти к эксплуататорам, общественной активности и стремления к борьбе против угнетения и т. п.; оно осуществляется в постоянной борьбе с господствующей идеологией, которая стремится привить детям трудящихся взгляды, способствующие сохранению эксплуататорского строя и их угнетённого положения в нём.

В социалистическом обществе цель С. в. — заложить основы всестороннего  развития личности: умственного, нравственного, эстетического, физического, приучить детей к труду, помочь им понять и выполнять правила социалистического общежития, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Успешное С. в., сущность которого — установление соответствия формируемых семьей качеств ребёнка требованиям социалистического общества, возможно лишь при соблюдении взрослыми членами семьи ряда необходимых условий: строгого руководствования в семейных отношениях принципами коммунистической морали, создания атмосферы теплоты и внимательности друг к другу, единства требований и выдержанности в отношении к детям, систематического вовлечения их в сферу трудовых и общественных интересов старших.

Главные линии С. в.: постоянное (но не навязчивое) направление деятельности ребёнка (игровой, затем — участия в домашних делах и т. д.); помощь ему в расширении идейного, умственного кругозора, серьёзное, вдумчивое объяснение сути явлений, о которых ребёнку следует знать и к которым он проявляет интерес; формирование у него высоких нравственных качеств: коллективизма, патриотизма, интернационализма, уважения к старшим, честности и правдивости, дисциплинированности и добросовестного отношения к обязанностям в семье, бережного отношения к вещам как результату труда людей, любви к природе и умения воспринимать её красоту; ознакомление ребёнка с произведениями литературы, искусства; поощрение занятий физкультурой и спортом и т. п. (см. также Коммунистическое воспитаниеТрудовое воспитаниеФизическое воспитаниеЭстетическое воспитание). Педагогическая наука ориентирует родителей на постепенное увеличение масштабов и усложнение содержания информации в С. в., а также на систематическое повышение требований к детям в зависимости от возраста.

Приложение 3                                                                   Исследование типов темперамента дошкольников.

                     Проведение исследования : Типы темперамента детей определяются в процессе

                наблюдения за их поведением и деятельностью в течении  дня. Наблюдения

                дополняются с результатами с воспитателями и родителями. Обобщенные данные

                заносятся в таблицу  и соотносятся с характеристикой типов темперамента.

                     Сангвиник . Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики,

                быстрый темп речи. Высокая  психическая активность проявляется  в живости ума,

                находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на

                окружающие события.

                Эмоции быстро возникают  и легко сменяются. Легко переходит  от слез к радости

                и наоборот, хотя обычно преобладает  хорошее настроение, поскольку ребенок

                сравнительно безболезненно  и быстро переживает неудачи, не может  находиться в

                унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том

                занятии, которое его  увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и

                инициативен, сфера интересов  широка. Высокая общительность сочетается со

                стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и

                уверенность в себе.

                     Флегматик.  Уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи

                ровное эмоциональное  состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях,

                устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность.

                Медленные движения. Ребенку  трудно приступить к занятию, но начав  его, трудно пере

                П.ключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен

                т педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно  убирает. Консервативен

                в пристрастиях, в том  числе к определенной еде, к «своей»  чашке и ложке и пр.

                Малыш всему учится с  запозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности

                соблюдает порядок и  сложившиеся традиции, нарушение  которых вызывает

                раздражение, а иногда ярость.

                     Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и

                устойчивостью эмоций при  слабом их внешнем выражении. Склонен  к мнительности и

                обидчивости. Нередко развиваются  повышенная ранимость, замкнутость,

                отчужденность. Кажется  пугливым. Не сразу входит  в общую игру, чаще наблюдает

                со стороны. В то же время  всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать,

                очень хороший актер. В  его действиях много непонятного, что обусловлено

                богатством внутреннего  мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и

                часто ведет себя как  маленький взрослый. Очень привязчив  и отзывчив на ласку,

                чисто сердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен,

                раним и замкнут, обижается  по любому поводу. Круг общения узок, связи не

                многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и

                осторожным. Долго не может  заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре

                одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится

                неожиданности.

                     Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В

                деятельности и общении  возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к

                резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает

                агрессивен. Движения быстрые  и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая.

                Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда  возбужден. Плохо

                переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и

                энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если

                деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения

                самостоятельны, но часто  не обдуманны. Рано встает, ест и  спит немного.

                     Изучение волевых проявлений.

                     Проведение исследования :  Проводит наблюдение за ребенком в разных видах

                деятельности.

                     Обработка данных : Анализ проводят по схеме :

                1.         Умеет ли ребенок удерживать  и достигать цели, поставленные

                взрослым, а также самостоятельно ставит цель и руководствоваться  ею в

                деятельности, достигать  результата. Причины того, что цель не достигается.

                2.         Умеет ли ребенок сдерживать  свои эмоции(не заплакать если  больно)

                и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется  играть; не

                выкрикивать на занятии, а  подождать своей очереди. ).

                3.         Какие волевые качества у ребенка  сформулированы :

                -         дисциплинированность : подчиняется  ли ребенок общественным правилам

                поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого  и насколько точно

                это делает; каковы причины  невыполнения требований взрослого; как  реагирует

                на эти требования ; насколько осознанно выполнение общественных правил

                поведения и деятельности;

                -         самостоятельность : умеет ли  ребенок действовать без посторонней

                помощи, не умеет;

                -         настойчивость : умеет ли ребенок  рационально организовывать свою

                деятельность, сосредоточенно ее выполнять;

                -         инициативность : умеет ли ребенок  выполнять деятельность по своей

                инициативе; в каких  видах деятельности это проявляется  и каким образом.

                -         Делают выводы о том, насколько  развиты волевые проявления.

                     Уровни сформированности волевых проявлений :

                1.      Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель и

                руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и

                непосредственные желания. У ребенка сформированы такие  волевые качества, как

                дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, инициативность.

                2.      Средний. Ребенок самостоятельно ставит цель, но не

                руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и

                непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые волевые

                качества.

                3.      Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно ставить цель

                руководствоваться ею в  деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и

                непосредственные желания. У ребенка не до конца сформулированы волевые

                качества.

                     Перечень игр, на развитие нравственно-волевых качеств в личности

                     ребенка (№2с.44-60).

                Мы предлагаем игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств

                личности. В младшем  дошкольном возрасте к таким качествам  можно отнести

                способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для

                достижения цели; умение соблюдать очередность, не мешая  другим. Здесь

                перечислены в основном подвижные игры с правилами. Они  создают условия,

                требующие от ребенка определенных волевых усилий , необходимых для  достижения

                личного успеха.

                1.      «Салочки - догонялочки».

                2.      «Лохматый  лес»

                3.      «Воробушки  и автомобили».

                4.      «Смелые  мышки».

                5.      «Пустое  место».

                6.      «Лиса  и гуси».

                7.      «Ай,  гугу».

                8.      «Салочки  - выручалочки»

                9.      «Кто  раньше дойдет до флажка ?»

                10.  «Я принес тебе  подарок»

                    

 
 

     Список литературы :

1.      Бескина  Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко  сегодня».-М.:

Знание, 1988 – 80с. (Новое  в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика  и

психология» ; №10).

2.      Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего

дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада . –  М.: Просвещение,

1991.-207с.

Маркс К., Энгельс Ф., О воспитании и образовании. [Сб., сост. П. Н. Груздев], М., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образовании. [Сб., сост. В. П. Груздев]

Азаров  Ю. П. Семейная педагогика. 2 изд. М., 1985; Лихачев  Б. Т. Простые истины воспитания. М., 1983; Макаренко  А. С. Лекции о воспитании детей

Информация о работе Семейное воспитание