Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:55, реферат
Цель:
1.изучение семейного воспитания
2.найти индивидуальный подход
3.приобрести знания для опыта
детей, формирует эстетический вкус и потребности.
Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства , смелость,
решительность, уверенность
в себе. К концу дошкольного
периода ребенок владеет
свойствами личности
для того, чтобы приступить к систематическому
овладению общественно-
В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни . Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления : у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс
еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма.
Изменяется
взаимоотношение процессов
возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45 %, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50 %, зрительные на 80 % (А.Н.Леонтьев). Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и
неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.
Внимание младших школьников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего мотивацией учения, чувством ответственности за успех
Мышление у детей
начальной школы от
Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов. Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованной, носильный для них производительный труд, значение которого формирования и
социальных качеств личности ни с чем не сравнимо.
Средний школьный возраст
(от 11-12 до 15 лет) – переходный от детства
к юности. Он совпадает с обучением
в школе второй ступени (V-IX) классы
и характеризуется общим
всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость.
Значительно
возрастает сила мышц. Развитие
внутренних органов
развивается недостаточно
быстро. Дыхание подростка учащенное.
Неравномерность физического
их поведение. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма .
Половое созревание вносит
серьезные изменения в
В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами
торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость..
Характерная
черта внимания учеников
В подростковом возрасте
происходят существенные сдвиги в мыслительнойдеятельности.
Мышление становится более систематизированным,
изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям,логическим обоснованиям, доказательным рассуждением.
В подростковом
возрасте идет интенсивное
приобретает подросток, будет складываться его личность. Педагогамнужно
нравственно осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.
В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная
сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем
школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную
возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее
созревание организма.
Юношеский
возраст – это период
осмысления будущего. У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к предметам
В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные переживания в жизнь молодых людей, но заставляет практически решать многие непростые вопросы. У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение
имеет статус личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива.
Kаждый хочет занять достойное место в
жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.
Таким образом, развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития
человека; на видении его внутреннего мира.
Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния организма.
Педагогический критерий возрастного развития характеризуют возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник,
записывая в нем
особенности поведения
Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.
И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные
свойства нервных процессов :
1. Силу
возбуждения и
2. Уравновешенность
и неуравновешенность этих
3. Их подвижность.
На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа
высшей нервной деятельности :
1. Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для
ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию,неуживчивости.
Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.
Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.
2. Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается
процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту.
Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад :
они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.
3. Сильный ,уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети – флегматики спокойны , терпеливы, прочное дело доводят
до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить
внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.
Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются
положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией,
безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.
4. Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и
торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу
детей тоскуют, грустят.
В некоторых случаях
сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций. Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика
отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).
При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в
процессе личного изучения воспитанников.
Учет индивидуальных особенностей.
При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее