Самопрезентация учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 23:40, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить теоретические основы развития самопрезентации учителя и выявить направления деятельности по ее саморазвитию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность феномена «самопрезентация учителя».
2. Показать зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации учителя.
3. Дать характеристику профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения.
4. Описать как выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися влияет на оптимизацию самопрезентации учителя в процессе обучения.
5. Описать возможности невербальных сигналов в совершенствовании самопрезентации учителя.
6. Выявить роль саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей.
7. Провести диагностику профессиональных качеств учителя, способствующих его успешной самопрезентации в процессе обучения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы самопрезентации учителя как фактора оптимизации процесса обучения
1.1. Сущность феномена «самопрезентация учителя» 7
1.2. Зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации
учителя 12
1.3. Характеристика профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения 18
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Направления деятельности учителя в оптимизации самопрезентации в процессе обучения
2.1. Выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися в оптимизации самопрезентации учителя 30
2.2. Невербальные сигналы в совершенствовании самопрезентации 37
2.3 Саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей 46
2.4. Диагностика профессиональных качеств учителя, способствующих
успешной самопрезентации 55
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Библиография 72
Приложения 76

Работа содержит 1 файл

самопрезентация учителя.doc

— 516.50 Кб (Скачать)
 

     Полученные  данные свидетельствуют о том, что  большинство учителей планируют  использование отдельных жестов на уроках. Также и некоторые описательно-изобразительные  жесты продумываются заранее.Однако отметим, что встретились педагоги, жестикуляция которых крайне бедна. Многие учителя хорошо осознают особенности своего невербального поведения в ходе взаимодействия с учащимися – они четко обозначают свои типичные жесты (практически все), не испытывают затруднений при выборе жеста (4, 5, 6). В целом учителя довольны своей жестикуляцией, у них не остается впечатления неуместности того или иного жеста.

     Четвертый пункт составляет диагностическая методика для определения уровня сформированности качеств личности учителя, лежащих в основе педагогического артистизма Преподавателю предлагается пройти тест.

     Тест "Есть ли у вас  артистические наклонности?" 

     1)Есть  ли разница между словами "стон" и "нюанс"?

     2)Можете  ли вы жить в неуютной, скучной  квартире и не замечать этого?

     3)Вы  любите рисовать?

     4)Одеваетесь  ли вы, опираясь не на моду, а на собственный вкус?

     5)Говорят  ли вам что-нибудь следующие  имена: Мане, Ван Дейк, Хосе Рибера, Фальконе?

     6)У  вас очень плохой почерк?

     7)Стараетесь  ли вы одеваться в одной  цветовой гамме?

     8)Любите  посещать музеи?

     9)Остановитесь  ли по пути, чтобы полюбоваться  закатом?

     10)Любите  чертить геометрические фигуры?

     11)Вы  склонны долго бродить по улицам?

     12)Любите  одиночество?

     13)Вам  кажется неуместным, когда кто-то начинает декламировать стихи?

     14)Слушаете  ли вы музыку только ради  развлечения?

     15)Надолго  запоминаете красивые пейзажи?

     16)Вам  кажутся очень красивыми морские  камни?

     17)Любите  новые встречи и знакомства?

     18)Нравится  вам читать стихи вслух?

     19)Не  было ли у вас желания разрисовать  стены своей комнаты?

     20)Часто  ли меняете прическу?

     21)Переставляете  мебель у себя дома?

     22)Вы  пробовали когда-нибудь сочинять  песенки?

     23)Пишете  стихи? 

                     Таблица3 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 да да да да да да да да да да
2 нет нет нет нет нет нет нет нет нет да
3 нет да нет нет да да нет нет нет да
4 да нет нет да да нет нет да нет нет
5 да да да да да да да да да да
6 нет нет нет нет нет нет нет нет нет да
7 да да да да да нет нет да нет да
8 да да да да да да да да да да
9 нет да да нет нет да нет да нет да
10 нет нет да да нет нет да нет да нет
11 нет да нет да да да нет нет нет да
12 да нет нет да да нет да нет да нет
13 нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет
14 да да да да да нет да да да да
15 да  да да да да да да да да да
16 да нет нет нет да нет нет нет да нет
17 да да да да да да да да да да
18 да нет да нет да нет нет нет да да
19 нет да нет да да да нет нет нет нет
20 да да нет нет да да нет нет да нет
21 да да да да да да да да да да
22 да нет да нет да да да да нет нет
23 да нет да нет да да да да нет нет
Всего 15 13 10 12 17 17 11 14 10 8
 

     За каждый ответ "да" засчитывается одно очко на вопросы 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, И, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24 и за ответ "нет" на вопросы 2, 6, 10, 14, 15, 18.  

     Если  набрано больше 16 очков, то можно сказать, что у такого человека есть чувство красоты, свойственное натуре артистической.

     Если 9-16 очков:  красота небезразлична, такой человек рационалист и  сочетает приятное с полезным.

     Меньше 9 очков: такого человека вряд ли остановит красота восхода или заката.

 

     Из  диаграммы становится понятным, что 70% опрошенных учителей являются рационалистами, но в то же самое время придают  немаловажное значение эстетическому и творческому аспекту в своей педагогической деятельности.

     У 20% опрошенных присутствует чувство  красоты, которое свойственно артистической  натуре, что является необходимым  элементом профессии.

     Немаловажным  фактом является и то, что у 10% респондентов отсутствуют артистические возможности, что скорее связано с недостатком педагогического опыта.

     Результаты  наблюдений, анкетирования и бесед  с учителями и их анализ позволяют  сделать следующие выводы:

  1. Большинство учителей недостаточно хорошо осознают особенности своего невербального общения на уроках, хотя в целом они довольны своей жестикуляцией. Коэффициент представления об уровне собственной жестикуляции средний.
  2. 70% опрошенных учителей являются рационалистами, но все же придают неотъемлемое значение придают артистическому аспекту в педагогической деятельност. Неудовлетворительным является тот факт, что лишь 20% опрошенных учителей обладают артистическими способностями, которые являются частью как самой педагогической деятельности, а также вспомогательным средством для самопрезентации учителя.
  3. Исследование показывает, что все одиннадцать из профессиональных характеристик не безразлично для учителей. Препятствует достижению лучших результатов наличие не в полной мере таких качеств как диагност , гуманист, психотерапевт, актер, исследователь, что заметно замедляет процесс плодотворной и качественной самопрезентации учителей.

 

Выводы  по второй главе 

         Исследования показывают, что дети предъявляют высокие нравственно - психологические требования не только к сути взаимоотношений, но и к средствам, которые используем мы для выражения своего отношения к ребенку.

       Вот почему стили общения, основывающиеся на дружественности, создают ощущение психологического комфорта, стимулирующее  деятельность.

       Если  вы решите заняться оптимизацией своего общения с детьми, рекомендуем своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться:

       1. Появление в классе бодрое, уверенное,  энергичное и т. д.

       2. Общее самочувствие в начальный  период общения бодрое, продуктивное, уверенное.

       3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к  общению.

       4. Энергичное проявление коммуникативной  инициативы, эмоциональная настроенность  на деятельность, стремление передать  это состояние классу.

       5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя.

       6. Органичное управление собственным  самочувствием в ходе урока  и общения с детьми (ровное  эмоциональное состояние, способность  к управлению самочувствием, несмотря  на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении).

       7. Продуктивность общения.

       8. Управление общением: оперативность,  гибкость, ощущение собственного  стиля общения, умение организовать  единство общения и метода  воздействий.

       9. Речь (яркая, образная, эмоционально  насыщенная, высококультурная).

       10. Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная).

       11. Пантомимика (выразительная, адекватная  жестикуляции, пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов).

       В средние века китайский философ  Лао Цзы указывал, что самым сильным человеком надо признать того, кто умеет управлять самим собой. В педагогической профессии умение управлять собой, способность к адекватной презентации себя в мгновенно изменяющейся обстановке в педагогическом процессе является залогом успешного решения сложных задач и служит источником вдохновения и комфортного состояния. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение: 

     Таким образом,  на основе изученных источников мы пришли к следующим выводу, что  в последнее время увеличилось  количество зарубежных и отечественных  исследований, посвященных изучению феномена самопрезентации, который «...возник в науке в 1990-е годы, как важная и фундаментальная концепция в социальной психологии». Потребность в общении, принятии и признании является одной из самых значимых человеческих потребностей, и именно она предопределяет значимость формирования благоприятного впечатления о себе, которое во многом способствует социальной успешности человека. И большинство социальных взаимодействий в обществе может быть рассмотрено с точки зрения самопрезентации.

     Оказываясь  в ситуации межличностного взаимодействия, человек немедленно становится субъектом самопрезентации, независимо от осознанности своих поведенческих действий. Он предъявляет партнеру по общению информацию о себе посредством символических знаков (внешнего вида, окружающего пространства и др.), вербального и невербального поведения. Автоматически, с момента начала общения объект общения становится также объектом самопрезентации, воспринимая представленную другим информацию о себе.

            Профессия школьного учителя  одновременно трудна и благодарна. Постоянно сталкиваясь с новыми, непредвиденными ситуациями, он найдет простор для применения своих знаний, умений и изобретательности. Можно ли описать словами чувства учителя, когда его ученики искренне стремятся к познанию, когда их строптивость переходит в тесное сотрудничество, когда в их глазах он читает уважение и восхищение? Велика радость педагога, который видит постепенные, быть может незаметные для других, но столь долгожданные перемены, происходящие в душе ребенка.

     Учителя на его пути ждут надежды и тревоги, успехи и разочарования. Но тот, кто начинает педагогическое служение с открытым сердцем, вскоре почувствует, как оно переполняется гордостью за избранный путь.   Эта гордость во многом от способности учителя к  самопрезентации в процессе обучения. Она поможет ему оптимизировать педагогической процесс до состояния удовлетворения учителем от своей профессиональной деятельности и откроет возможности для полной самореализации, истинного творчества в работе с учащимися. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

Информация о работе Самопрезентация учителя