Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 23:40, дипломная работа
Цель: изучить теоретические основы развития самопрезентации учителя и выявить направления деятельности по ее саморазвитию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность феномена «самопрезентация учителя».
2. Показать зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации учителя.
3. Дать характеристику профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения.
4. Описать как выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися влияет на оптимизацию самопрезентации учителя в процессе обучения.
5. Описать возможности невербальных сигналов в совершенствовании самопрезентации учителя.
6. Выявить роль саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей.
7. Провести диагностику профессиональных качеств учителя, способствующих его успешной самопрезентации в процессе обучения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы самопрезентации учителя как фактора оптимизации процесса обучения
1.1. Сущность феномена «самопрезентация учителя» 7
1.2. Зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации
учителя 12
1.3. Характеристика профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения 18
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Направления деятельности учителя в оптимизации самопрезентации в процессе обучения
2.1. Выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися в оптимизации самопрезентации учителя 30
2.2. Невербальные сигналы в совершенствовании самопрезентации 37
2.3 Саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей 46
2.4. Диагностика профессиональных качеств учителя, способствующих
успешной самопрезентации 55
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Библиография 72
Приложения 76
Полученные
данные свидетельствуют о том, что
большинство учителей планируют
использование отдельных жестов
на уроках. Также и некоторые описательно-
Четвертый пункт составляет диагностическая методика для определения уровня сформированности качеств личности учителя, лежащих в основе педагогического артистизма Преподавателю предлагается пройти тест.
Тест
"Есть ли у вас
артистические наклонности?"
1)Есть
ли разница между словами "
2)Можете ли вы жить в неуютной, скучной квартире и не замечать этого?
3)Вы любите рисовать?
4)Одеваетесь ли вы, опираясь не на моду, а на собственный вкус?
5)Говорят ли вам что-нибудь следующие имена: Мане, Ван Дейк, Хосе Рибера, Фальконе?
6)У вас очень плохой почерк?
7)Стараетесь ли вы одеваться в одной цветовой гамме?
8)Любите посещать музеи?
9)Остановитесь ли по пути, чтобы полюбоваться закатом?
10)Любите чертить геометрические фигуры?
11)Вы
склонны долго бродить по
12)Любите одиночество?
13)Вам кажется неуместным, когда кто-то начинает декламировать стихи?
14)Слушаете ли вы музыку только ради развлечения?
15)Надолго запоминаете красивые пейзажи?
16)Вам
кажутся очень красивыми
17)Любите новые встречи и знакомства?
18)Нравится вам читать стихи вслух?
19)Не
было ли у вас желания
20)Часто ли меняете прическу?
21)Переставляете мебель у себя дома?
22)Вы
пробовали когда-нибудь
23)Пишете
стихи?
Таблица3
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да |
2 | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | да |
3 | нет | да | нет | нет | да | да | нет | нет | нет | да |
4 | да | нет | нет | да | да | нет | нет | да | нет | нет |
5 | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да |
6 | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | да |
7 | да | да | да | да | да | нет | нет | да | нет | да |
8 | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да |
9 | нет | да | да | нет | нет | да | нет | да | нет | да |
10 | нет | нет | да | да | нет | нет | да | нет | да | нет |
11 | нет | да | нет | да | да | да | нет | нет | нет | да |
12 | да | нет | нет | да | да | нет | да | нет | да | нет |
13 | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет |
14 | да | да | да | да | да | нет | да | да | да | да |
15 | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да |
16 | да | нет | нет | нет | да | нет | нет | нет | да | нет |
17 | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да |
18 | да | нет | да | нет | да | нет | нет | нет | да | да |
19 | нет | да | нет | да | да | да | нет | нет | нет | нет |
20 | да | да | нет | нет | да | да | нет | нет | да | нет |
21 | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да |
22 | да | нет | да | нет | да | да | да | да | нет | нет |
23 | да | нет | да | нет | да | да | да | да | нет | нет |
Всего | 15 | 13 | 10 | 12 | 17 | 17 | 11 | 14 | 10 | 8 |
За
каждый ответ "да" засчитывается
одно очко на вопросы 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, И, 12, 13,
16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24 и за ответ "нет"
на вопросы 2, 6, 10, 14, 15, 18.
Если набрано больше 16 очков, то можно сказать, что у такого человека есть чувство красоты, свойственное натуре артистической.
Если 9-16 очков: красота небезразлична, такой человек рационалист и сочетает приятное с полезным.
Меньше 9 очков: такого человека вряд ли остановит красота восхода или заката.
Из диаграммы становится понятным, что 70% опрошенных учителей являются рационалистами, но в то же самое время придают немаловажное значение эстетическому и творческому аспекту в своей педагогической деятельности.
У
20% опрошенных присутствует чувство
красоты, которое свойственно
Немаловажным фактом является и то, что у 10% респондентов отсутствуют артистические возможности, что скорее связано с недостатком педагогического опыта.
Результаты наблюдений, анкетирования и бесед с учителями и их анализ позволяют сделать следующие выводы:
Выводы
по второй главе
Исследования показывают, что дети предъявляют высокие нравственно - психологические требования не только к сути взаимоотношений, но и к средствам, которые используем мы для выражения своего отношения к ребенку.
Вот почему стили общения, основывающиеся на дружественности, создают ощущение психологического комфорта, стимулирующее деятельность.
Если вы решите заняться оптимизацией своего общения с детьми, рекомендуем своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться:
1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное и т. д.
2.
Общее самочувствие в
3.
Наличие коммуникативного
4.
Энергичное проявление
5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя.
6.
Органичное управление
7. Продуктивность общения.
8.
Управление общением: оперативность,
гибкость, ощущение собственного
стиля общения, умение
9. Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная).
10. Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная).
11.
Пантомимика (выразительная,
В
средние века китайский философ
Лао Цзы указывал, что самым сильным
человеком надо признать того, кто умеет
управлять самим собой. В педагогической
профессии умение управлять собой, способность
к адекватной презентации себя в мгновенно
изменяющейся обстановке в педагогическом
процессе является залогом успешного
решения сложных задач и служит источником
вдохновения и комфортного состояния.
Заключение:
Таким образом, на основе изученных источников мы пришли к следующим выводу, что в последнее время увеличилось количество зарубежных и отечественных исследований, посвященных изучению феномена самопрезентации, который «...возник в науке в 1990-е годы, как важная и фундаментальная концепция в социальной психологии». Потребность в общении, принятии и признании является одной из самых значимых человеческих потребностей, и именно она предопределяет значимость формирования благоприятного впечатления о себе, которое во многом способствует социальной успешности человека. И большинство социальных взаимодействий в обществе может быть рассмотрено с точки зрения самопрезентации.
Оказываясь в ситуации межличностного взаимодействия, человек немедленно становится субъектом самопрезентации, независимо от осознанности своих поведенческих действий. Он предъявляет партнеру по общению информацию о себе посредством символических знаков (внешнего вида, окружающего пространства и др.), вербального и невербального поведения. Автоматически, с момента начала общения объект общения становится также объектом самопрезентации, воспринимая представленную другим информацию о себе.
Профессия школьного учителя одновременно трудна и благодарна. Постоянно сталкиваясь с новыми, непредвиденными ситуациями, он найдет простор для применения своих знаний, умений и изобретательности. Можно ли описать словами чувства учителя, когда его ученики искренне стремятся к познанию, когда их строптивость переходит в тесное сотрудничество, когда в их глазах он читает уважение и восхищение? Велика радость педагога, который видит постепенные, быть может незаметные для других, но столь долгожданные перемены, происходящие в душе ребенка.
Учителя
на его пути ждут надежды и тревоги, успехи
и разочарования. Но тот, кто начинает
педагогическое служение с открытым сердцем,
вскоре почувствует, как оно переполняется
гордостью за избранный путь. Эта
гордость во многом от способности учителя
к самопрезентации в процессе обучения.
Она поможет ему оптимизировать педагогической
процесс до состояния удовлетворения
учителем от своей профессиональной деятельности
и откроет возможности для полной самореализации,
истинного творчества в работе с учащимися.
Список использованной литературы