Самопрезентация учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 23:40, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить теоретические основы развития самопрезентации учителя и выявить направления деятельности по ее саморазвитию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность феномена «самопрезентация учителя».
2. Показать зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации учителя.
3. Дать характеристику профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения.
4. Описать как выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися влияет на оптимизацию самопрезентации учителя в процессе обучения.
5. Описать возможности невербальных сигналов в совершенствовании самопрезентации учителя.
6. Выявить роль саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей.
7. Провести диагностику профессиональных качеств учителя, способствующих его успешной самопрезентации в процессе обучения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы самопрезентации учителя как фактора оптимизации процесса обучения
1.1. Сущность феномена «самопрезентация учителя» 7
1.2. Зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации
учителя 12
1.3. Характеристика профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения 18
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Направления деятельности учителя в оптимизации самопрезентации в процессе обучения
2.1. Выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися в оптимизации самопрезентации учителя 30
2.2. Невербальные сигналы в совершенствовании самопрезентации 37
2.3 Саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей 46
2.4. Диагностика профессиональных качеств учителя, способствующих
успешной самопрезентации 55
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Библиография 72
Приложения 76

Работа содержит 1 файл

самопрезентация учителя.doc

— 516.50 Кб (Скачать)
  1. Амонашвили,  Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1984.
  2. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте дети! / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1988
  3. Амонашвили,  Ш.А. Созидая человека / Ш.А. Амонашвили.  – М.: Знание, 1982
  4. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / М.Г. Даниленченко, А.А Никольская; Под ред. Н.П. Петровского. – М.: Педагогика , 1979.

   5. Брудный,  А.А. О проблеме коммуникации  / А.А. Брудный. М.: Просвещение, 1977.

   6. Введение в специальность: учебное  пособие для  студентов   педагогических  институтов  / редколлегия:  Л.И. Рувинский, В.А. Кан-Калик  [и др.]. – М.: Просвещение, 1988.

   7. Гоноболин, Ф.Н.   Книга об  учителе / Ф.Н. Гоноболин.    – М.: Просвещение, 1965

   8. Гоноболин, Ф.Н. Очерки психологии  советского учителя / Ф.Н.  Гоноболин.  – М.: Издательство Акад. пед. наук  РСФСР, 1951

   9. Гоноболин, Ф.Н. О педагогических  способностях учителя / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Издательство Акад. пед. наук РСФСР, 1960

   10. Ершова,  А.П. Режиссура  урока,  общения  и  поведения   учителя / А.П. Ершова. –  М.:  Моск. Психолого-социологический ин-т;  «Флинта», 1998.

   11. Ильин, Е.Н. Рождение урока / Е.Н. Ильин. – М.: Педагогика, 1986

   12. Ильин, Е.Н. Шагу навстречу. Из опыта работы учителя / Е.Н.  Ильин. -М.: Просвещение, 1986

   13. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом  общении / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987.

   14. Коменский, Я.А. Избранные педагогические  сочинения / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982

   15. Кондратьева, С.В. Учитель –  ученик / С.В. Кондратьева.-М.: Педагогика, 1984

         16. Крижанская, Ю.С. Грамматика  общения  / Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков.  –  Л.:  Изд-во Ленинградского  ун-та, 1990.

   17. Кузьмина, Н.В.  Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. –Л., -1970

   18. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии  труда учителя. Психологическая  структура деятельности учителя  и формирование его личности / Н.В. Кузьмина. –Л.: Издательство  Ленинградского университета, 1967.

   19. Кузьмина, Н.В.  Оценка профессиональной  деятельности учителей /  Н.В. Кузьмина, Г.И. Михалевская. -М: -  Гомель, 1990.

   20. Кузмина, Н.В. Педагогическое мастерство  учителя как фактор развития  способностей учащихся / Н.В. Кузмина.- М: Просвещение, 1984

   21. Кузьмина, Н.В. Формирование педагогических  способностей / Н.В. Кузьмина –  Л.: Издательство Ленинградского  университета, 1961.

   22. Кухарев, Н.В. Директор учится. Обратная связь в педагогической  системе / Н.В. Кухарев. -М : Университетское, 1989.

   23. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение  / А.А. Леонтьев.-М.: Знание, 1979.

   24. Леонтьев, А.А. Психологические особенности   деятельности  лектора / А.А. Леонтьев.  – М.: Знание, 1981.

   25. Леонтьев, А.А. Психология общения  / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999.

    26. Лысенкова, С.Н. Когда легко  учиться / С.Н. Лысенкова.  –  Мн.: Нар. асвета, 1990.

      27. Макаренко, А.С. Педагогические  сомнения / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика. – Т.5. 1985.

     28. Маркова, А.К.  Психология  труда   учителя:  Кн.  для  учителя  / А.К. Маркова.   -  М.: Просвещение, 1993.

     29. Маркуша, А.М. Если вы учитель / А.М. Маркуша.М: 1989.        30. Методика воспитательной  работы в школе.— М:  1967.

         31.Мироненко, В.В. История и  состояние психологии выразительных  движений  / В.В. Мироненко. – 1975

     32. Митина, Л.М. Психология профессионального  развития учителя / Л.М. Митина.- М: Просвещение, 1991.

    33.   Митина,   Л.М.   Управлять   или   подавлять:    выбор    стратегии профессиональной  деятельности  педагога  / Л.М.  Митина. – М.: Владос, 1995.

   35. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для пед. вузов  / И.А. Зязюна [и др.]; под ред.  И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989.

   36. Ночевник, М.Н. Человеческое общение  / М.Н. Ночевник.– М.: Политиздат, 1988.

   37. Общая психология: Курс лекций  для первой  ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.

   38. Парыгин, Б.Д. Современное состояние  и проблемы социальной психологии / Б.Д. Парыгин. - М.: Знание, 1973.

   39. Педагогическая энциклопедия /  И.А.  Капров [и др.]; под ред. И.А. Капровю .– М.: Сов. энциклопедия, 1964 – 1965.

   40. Петрова, Е.А. Жесты в педагогическом  процессе: Учебное пособие. Е.А.  Петрова. – М.:  Моск. городское  пед. общество, 1998.

   41. Пиз, А. Язык жестов / А. Пиз.  – Воронеж, 1992.

   42. Психологический словарь / А.В. Петровского; под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского [и др.] – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.

   43. Психологический словарь / А.Т.  Айрапетянц, Я.А. Альтман Я.А. [ и  др.]; под ред. В.В. Давыдов. –  М.: Педагогика, 1983.

   44. Самоукина, Н.В. Игры в школе  и дома:  Психотехнические  упражнения  и коррекционные программы / Н.В.  Самоукина. - М.: Новая школа, 1993.

   45. Сенько, Ю.В., Тамарин В.Э. Обучение  и жизненный опыт  учащихся / Ю.В.  Сенько.–  М.,  1989.

   46. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин.– М.: Просвещение, 1976

   47. Степанов, С. Секреты лица и  характера //  Школьный  психолог.-  1999.-№      44.-с.2-3.

   48. Степанов, С. Секреты лица и характера //  Школьный  психолог.-  1999.-№       44.-с.2-3.

   49. Сухомлинский,  В. А. Избранные  произведения / В. А. Сухомлинский; под ред.. А.Г. Дзеверина. -М: Киев: Ред. шк., 1980.

   50. Сухомлинский, В.А. Педагогический  коллектив средней школы /  В.А. Сухомлинский.– М.: Киев 1958.

   51. Тарантей, В.П. Лицом к молодёжи / В.П. Тарантей  – М.: Кар. асвета, 1990

   52. Толстых, А.В. Наедине со всеми:  О психологии общения / А.В.  Толстых  – Мн.:  Полымя, 1990.

   54. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений  / К.Д. Ушинский; под ред. А.М. Еголин [и др.].- М: Акад. пед. наук РСФСР, 1948.

   55. Цукерман, Г.А. Виды общения в  обучении / Г.А. Цукерман.- М: Пеленг, 1993. 
 
 

Приложение 1 

     Анкета  для педагогов «Расскажи о  себе»

  1. ФИО______________________________________________
  2. Возраст____________________________________________
  3. Место работы, должность______________________________
  4. Для вас работа это (способ зарабатывания денег, условия творческого роста, возможность общения с людьми, возможность карьерного роста,  другое)____________________________
  5. Ваша отличительная черта_____________________________
  6. Черта, которая вас привлекает в людях___________________
  7. Эмоция, которая вам наиболее присуща__________________

Ваш девиз___________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  2

Самопрезентация профессиональных характеристик  педагога и их оценка» 

п/п Профессиональные

характеристики

Выраженность  в

баллах

Отношение к наличию
1 «Воспитатель»    
2 «Методист»    
3 «Диагност»    
4 «Самодиагност»    
5 «Гуманист»    
6 «Психотерапевт»    
7 «Актер»    
8 «Индивидуалист»    
9 «Творец»    
10 «Исследователь»    
11 «Пропагандист»    
12 «Организатор»    
Вывод: Что приносит удовлетворение в работе и что  препятствует достижению лучших результатов
  «Огорчает» - «минус»;               «Безразлично» - «ноль»;                      «Радует» - «плюс».          
 
 
 

     Приложение 3 

     Диагностическая методика для определения  уровня сформированности качеств личности учителя, лежащих  в основе педагогического  артистизма

     Тест "Есть ли у вас артистические  наклонности?"

     1)Есть  ли разница между словами "стон" и "нюанс"?

     2)Можете  ли вы жить в неуютной квартире  и не замечать этого?

     3)Вы  любите рисовать?

     4)Одеваетесь  ли вы, опираясь не на моду, а на собственный вкус?

     5)Говорят  ли вам что-нибудь следующие  имена: Мане, Ван Дейк, Хосе Рибера, Фальконе?

     6)У  вас очень плохой почерк?

     7)Стараетесь  ли вы одеваться в одной  цветовой гамме?

     8)Любите  посещать музеи?

     9)Остановитесь  ли по пути, чтобы полюбоваться  закатом?

     10)Любите  чертить геометрические фигуры?

     11)Вы  склонны долго бродить по улицам?

     12)Любите  одиночество?

     13)Вам  кажется неуместным, когда кто-то  начинает декламировать стихи?

     14)Слушаете  ли вы музыку только ради  развлечения?

     15)Надолго  запоминаете красивые пейзажи?

     16)Вам  кажутся очень красивыми морские  камни?

     17)Любите новые встречи и знакомства?

     18)Нравится  вам читать стихи вслух?

     19)Не  было ли у вас желания разрисовать  стены своей комнаты?

     20)Часто  ли меняете прическу?

     21)Переставляете  мебель у себя дома?

     22)Вы  пробовали когда-нибудь сочинять  песенки?

     23)Пишете  стихи?

     Приложение 4

     «Самооценка жестикуляции учителя  на уроке»

     1. При подготовке к урокам думали  ли Вы об употреблении того  или   иного  жеста?

      а) конечно, да   б) в целом,  да   в) пожалуй, нет г)  конечно, нет

     2. Встречались ли на занятии  жесты, употребленные Вами экспромтом?

      а) конечно, да   б) в целом,  да   в) пожалуй, нет г)  конечно, нет

     3. Бывает, что человек выполняет  некоторый жест неожиданно  для   себя.          Встречалось  ли такое на уроках?

      а) конечно, да   б) в целом, да   в) пожалуй, нет г) конечно, нет

Информация о работе Самопрезентация учителя