Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 23:40, дипломная работа
Цель: изучить теоретические основы развития самопрезентации учителя и выявить направления деятельности по ее саморазвитию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность феномена «самопрезентация учителя».
2. Показать зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации учителя.
3. Дать характеристику профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения.
4. Описать как выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися влияет на оптимизацию самопрезентации учителя в процессе обучения.
5. Описать возможности невербальных сигналов в совершенствовании самопрезентации учителя.
6. Выявить роль саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей.
7. Провести диагностику профессиональных качеств учителя, способствующих его успешной самопрезентации в процессе обучения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы самопрезентации учителя как фактора оптимизации процесса обучения
1.1. Сущность феномена «самопрезентация учителя» 7
1.2. Зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации
учителя 12
1.3. Характеристика профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения 18
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Направления деятельности учителя в оптимизации самопрезентации в процессе обучения
2.1. Выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися в оптимизации самопрезентации учителя 30
2.2. Невербальные сигналы в совершенствовании самопрезентации 37
2.3 Саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей 46
2.4. Диагностика профессиональных качеств учителя, способствующих
успешной самопрезентации 55
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Библиография 72
Приложения 76
5. Брудный, А.А. О проблеме коммуникации / А.А. Брудный. М.: Просвещение, 1977.
6.
Введение в специальность:
7. Гоноболин, Ф.Н. Книга об учителе / Ф.Н. Гоноболин. – М.: Просвещение, 1965
8.
Гоноболин, Ф.Н. Очерки
9.
Гоноболин, Ф.Н. О
10.
Ершова, А.П. Режиссура урока,
общения и поведения
учителя / А.П. Ершова. – М.:
Моск. Психолого-социологический ин-
11. Ильин, Е.Н. Рождение урока / Е.Н. Ильин. – М.: Педагогика, 1986
12. Ильин, Е.Н. Шагу навстречу. Из опыта работы учителя / Е.Н. Ильин. -М.: Просвещение, 1986
13.
Кан-Калик, В.А. Учителю о
14.
Коменский, Я.А. Избранные
15. Кондратьева, С.В. Учитель – ученик / С.В. Кондратьева.-М.: Педагогика, 1984
16. Крижанская, Ю.С. Грамматика общения / Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.
17. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. –Л., -1970
18.
Кузьмина, Н.В. Очерки психологии
труда учителя.
19. Кузьмина, Н.В. Оценка профессиональной деятельности учителей / Н.В. Кузьмина, Г.И. Михалевская. -М: - Гомель, 1990.
20.
Кузмина, Н.В. Педагогическое
21.
Кузьмина, Н.В. Формирование
22.
Кухарев, Н.В. Директор учится.
Обратная связь в
23. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев.-М.: Знание, 1979.
24.
Леонтьев, А.А. Психологические
25. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999.
26. Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться / С.Н. Лысенкова. – Мн.: Нар. асвета, 1990.
27. Макаренко, А.С.
28. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993.
29. Маркуша, А.М. Если вы учитель / А.М. Маркуша. – М: 1989. 30. Методика воспитательной работы в школе.— М: 1967.
31.Мироненко, В.В. История и
состояние психологии
32.
Митина, Л.М. Психология
33. Митина, Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога / Л.М. Митина. – М.: Владос, 1995.
35.
Основы педагогического
36. Ночевник, М.Н. Человеческое общение / М.Н. Ночевник.– М.: Политиздат, 1988.
37. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.
38.
Парыгин, Б.Д. Современное
39. Педагогическая энциклопедия / И.А. Капров [и др.]; под ред. И.А. Капровю .– М.: Сов. энциклопедия, 1964 – 1965.
40.
Петрова, Е.А. Жесты в
41. Пиз, А. Язык жестов / А. Пиз. – Воронеж, 1992.
42. Психологический словарь / А.В. Петровского; под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского [и др.] – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.
43. Психологический словарь / А.Т. Айрапетянц, Я.А. Альтман Я.А. [ и др.]; под ред. В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1983.
44. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. - М.: Новая школа, 1993.
45. Сенько, Ю.В., Тамарин В.Э. Обучение и жизненный опыт учащихся / Ю.В. Сенько.– М., 1989.
46. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин.– М.: Просвещение, 1976
47. Степанов, С. Секреты лица и характера // Школьный психолог.- 1999.-№ 44.-с.2-3.
48. Степанов, С. Секреты лица и характера // Школьный психолог.- 1999.-№ 44.-с.2-3.
49. Сухомлинский, В. А. Избранные произведения / В. А. Сухомлинский; под ред.. А.Г. Дзеверина. -М: Киев: Ред. шк., 1980.
50. Сухомлинский, В.А. Педагогический коллектив средней школы / В.А. Сухомлинский.– М.: Киев 1958.
51. Тарантей, В.П. Лицом к молодёжи / В.П. Тарантей – М.: Кар. асвета, 1990
52.
Толстых, А.В. Наедине со
54. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский; под ред. А.М. Еголин [и др.].- М: Акад. пед. наук РСФСР, 1948.
55.
Цукерман, Г.А. Виды общения в
обучении / Г.А. Цукерман.- М: Пеленг,
1993.
Приложение 1
Анкета для педагогов «Расскажи о себе»
Ваш девиз_________________________
Приложение 2
Самопрезентация
профессиональных характеристик
педагога и их оценка»
№ п/п | Профессиональные
характеристики |
Выраженность
в
баллах |
Отношение к наличию |
1 | «Воспитатель» | ||
2 | «Методист» | ||
3 | «Диагност» | ||
4 | «Самодиагност» | ||
5 | «Гуманист» | ||
6 | «Психотерапевт» | ||
7 | «Актер» | ||
8 | «Индивидуалист» | ||
9 | «Творец» | ||
10 | «Исследователь» | ||
11 | «Пропагандист» | ||
12 | «Организатор» | ||
Вывод: | Что приносит удовлетворение в работе и что препятствует достижению лучших результатов | ||
«Огорчает» - «минус»; «Безразлично» - «ноль»; «Радует» - «плюс». |
Приложение 3
Диагностическая методика для определения уровня сформированности качеств личности учителя, лежащих в основе педагогического артистизма
Тест "Есть ли у вас артистические наклонности?"
1)Есть
ли разница между словами "
2)Можете
ли вы жить в неуютной
3)Вы любите рисовать?
4)Одеваетесь ли вы, опираясь не на моду, а на собственный вкус?
5)Говорят ли вам что-нибудь следующие имена: Мане, Ван Дейк, Хосе Рибера, Фальконе?
6)У вас очень плохой почерк?
7)Стараетесь ли вы одеваться в одной цветовой гамме?
8)Любите посещать музеи?
9)Остановитесь ли по пути, чтобы полюбоваться закатом?
10)Любите чертить геометрические фигуры?
11)Вы склонны долго бродить по улицам?
12)Любите одиночество?
13)Вам кажется неуместным, когда кто-то начинает декламировать стихи?
14)Слушаете ли вы музыку только ради развлечения?
15)Надолго запоминаете красивые пейзажи?
16)Вам
кажутся очень красивыми
17)Любите новые встречи и знакомства?
18)Нравится вам читать стихи вслух?
19)Не
было ли у вас желания
20)Часто ли меняете прическу?
21)Переставляете мебель у себя дома?
22)Вы
пробовали когда-нибудь
23)Пишете стихи?
Приложение 4
«Самооценка жестикуляции учителя на уроке»
1. При подготовке к урокам
а) конечно, да б) в целом, да в) пожалуй, нет г) конечно, нет
2. Встречались ли на занятии жесты, употребленные Вами экспромтом?
а) конечно, да б) в целом, да в) пожалуй, нет г) конечно, нет
3. Бывает, что человек выполняет некоторый жест неожиданно для себя. Встречалось ли такое на уроках?
а) конечно, да б) в целом, да в) пожалуй, нет г) конечно, нет