Самопрезентация учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 23:40, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить теоретические основы развития самопрезентации учителя и выявить направления деятельности по ее саморазвитию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность феномена «самопрезентация учителя».
2. Показать зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации учителя.
3. Дать характеристику профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения.
4. Описать как выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися влияет на оптимизацию самопрезентации учителя в процессе обучения.
5. Описать возможности невербальных сигналов в совершенствовании самопрезентации учителя.
6. Выявить роль саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей.
7. Провести диагностику профессиональных качеств учителя, способствующих его успешной самопрезентации в процессе обучения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы самопрезентации учителя как фактора оптимизации процесса обучения
1.1. Сущность феномена «самопрезентация учителя» 7
1.2. Зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации
учителя 12
1.3. Характеристика профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения 18
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Направления деятельности учителя в оптимизации самопрезентации в процессе обучения
2.1. Выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися в оптимизации самопрезентации учителя 30
2.2. Невербальные сигналы в совершенствовании самопрезентации 37
2.3 Саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей 46
2.4. Диагностика профессиональных качеств учителя, способствующих
успешной самопрезентации 55
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Библиография 72
Приложения 76

Работа содержит 1 файл

самопрезентация учителя.doc

— 516.50 Кб (Скачать)

     Управление  непроизвольным вниманием возможно только косвенно, через регуляцию  психофизиологических состояний организма, от которых оно зависит. При утомлении непроизвольное внимание становится плохо управляемым. Таким же оно обычно бывает во время болезни, в состоянии чрезмерного эмоционального возбуждения, аффекта или стресса.

     Эмоциональная саморегуляция базируется на умении управлять состояниями мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций [8, с. 160-172].

     Наиболее  действенными средствами управления данным видом внимания являются отдых, лечение, психофизический аутотренинг.

     Саморегуляция памяти также необходима для педагога. Два из трех процессов памяти - запоминание  и воспроизведение информации –  поддаются саморегуляции. Третьим  процессом памяти – сохранением  информации - управлять труднее, так  как он работает на подсознательном уровне. Однако через определенную организацию запоминания косвенно можно управлять и им. Саморегуляция мнемических процессов основана на различных способов представления, ассоциирования, связывания в единое целое, мысленной обработки материала. Память улучшается, если запоминаемый материал удается представить зрительно, связать с какими-либо образами. Запоминание можно ускорить, искусственно вызывая из памяти другие перцептивные образы и представления, мысленно связывая их с вновь запоминаемым материалом.

     Мышлением управлять можно сознательно, делая  его более продуктивным.

     Основные  приемы саморегуляции мышления:

        -внимательный анализ условий  решаемой задачи;

        -соотнесение требуемого результата  с заданными условиями с целью  установления того, чего в них не хватает для получения нужного результата;

        -постоянная тренировка мышления, выражающаяся в его систематическом  упражнении;

        -выработка определенной дисциплины  мышления, предполагающей последовательный  поиск и достаточную проработку различных альтернативных вариантов решения;

        -проговаривания вслух или про  себя определенных идей, связанных  с поиском решения задачи;

        -систематическая запись идей  и уже предпринятых действий

     Для оптимизации психического состояния  в саморегуляции существуют самые разнообразные методы – гимнастика, самомассаж, нервно-мышечная релаксация, аутотренинг, дыхательная гимнастика, медитация, ароматерапия, арт-терапия, цветотерапия и другие. Рассмотрим некоторые из них.

     Дыхательная гимнастика как средство саморегуляции педагога.

     Успешной  профилактике и преодолению эмоциональной напряженности способствует овладение методами и приемами произвольной саморегуляции своего эмоционального состояния. В состав комплексных систем психической саморегуляции входит овладение приемами самовнушения, нервно-мышечной релаксации, специальными дыхательными упражнениями.

     В последнее время получила широкое  распространение дыхательная гимнастика как способ самоуправления эмоциональным состоянием. Между дыханием и эмоциональным состоянием человека существует тесная связь. При высоком эмоциональном напряжении происходит задержка дыхания, оно становится прерывистым и частым. В свою очередь ритм и глубина дыхания могут вызывать определенные эмоциональные состояния. Смысл дыхательных упражнений состоит в сознательном контроле за ритмом, частотой, глубиной дыхания. Ритмичное дыхание понижает возбудимость дыхательного центра и других центров головного мозга, в том числе — эмоционального. Разные типы ритмичного дыхания включают задержки дыхания разной продолжительности и варьирование вдоха и выдоха. Дыхание с постепенным удлинением выдоха применяется для снижения эмоционального напряжения, снятия возбуждения, волнения (успокаивающее дыхание). Для общей мобилизации организма, снятия утомления, вялости, сонливости используется мобилизующее дыхание (увеличение продолжительности вдохов). С целью ускоренного вызывания состояния релаксации, снятия мышечного и эмоционального напряжения, понижения частоты сердечных сокращений и быстрого успокоения в неожиданной сложной ситуации применяется глубокое (брюшное) дыхание. Оно направлено на максимальное заполнение объема легких воздухом, способствует массажу внутренних органов за счет движений диафрагмы, активизирует обменные процессы [35].

     Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоциональное состояние увеличивается, если они применяются с системой упражнений мышечной релаксации (произвольного расслабления мышц). Релаксация обладает выраженным психорегулирующим, восстановительным эффектом вследствие того, что является полной противоположностью состояния возбуждения и напряжения. Под воздействием расслабления мышц снимается активность очага возбуждения головного мозга, снижается тонус гладкой мускулатуры внутренних органов. Такое состояние способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения, созданию положительных эмоций. В основе усвоения приемов релаксации лежит осознание различий между напряженной и расслабленной мышцей, формирование субъективных критериев напряженности и расслабленности. управление произвольным вниманием (умение отвлечься от посторонних представлений, мыслей и сосредоточиться на нужном состоянии).

     При эмоциональном напряжении в первую очередь меняется выражение лица, напрягаются мимические мышцы. Длительное напряжение мимической мускулатуры усугубляет эмоциональное состояние. Будущему педагогу особенно важно овладеть навыками расслабления мимических мышц, чтобы применять их при необходимости в ситуациях педагогической деятельности. Упражнения для релаксации мышц лица включают задания на расслабление той или иной группы мимических мышц (лба, глаз, носа, щек, губ, подбородка). Суть их — в чередовании напряжения и расслабления различных мышц, чтобы легче было запомнить ощущение расслабления по контрасту с напряжением. Напрягать мышцы следует постепенно с таким же плавным, постепенным вдохом. Мышечное напряжение доводится до максимума, затем следует задержка дыхания и расслабление на выдохе. Упражнения выполняются при активной направленности внимания на фазы напряжения и расслабления с помощью словесных самоприказов, самовнушения. Заканчивается комплекс расслаблением всех мышц лица. В результате многократных повторений этих упражнений постепенно в сознании возникает образ своего лица в виде маски, максимально свободного от мышечного напряжения. После такой тренировки можно легко но мысленному приказу в нужный момент расслабить все мышцы лица [52].

     Самовнушение  как способ развития сферы саморегуляции.

     Релаксация обычно сопровождается приемами самовнушения — словесными формулировками: «Мое тело расслаблено и спокойно», «Я расслабляюсь и успокаиваюсь», «Дышу свободно и легко» и т. д. Слово — это чрезвычайно сильный раздражитель, который может оказывать влияние на характер процессов в головном мозге, а через них — на процессы внутренних органов и эмоциональные состояния.

     Современные методы самовнушения имеют древние истоки. К таким истокам относится древнеиндийская система йогов, на основе которой И. Г. Шульцем была создана аутогенная тренировка (AT). Вначале она применялась преимущественно с медицинскими целями, затем — как одно из средств психологической разгрузки, снятия эмоциональной напряженности здоровых людей. В настоящее время она широко применяется в спорте, на производстве, в педагогике. Расширение сфер применения аутогенной тренировки обусловило необходимость модификаций классического варианта методики:

     психомышечная тренировка,

     психосоматическая гимнастика,

     психогенная саморегуляция и др.

     Независимо  от методического оформления, результат  воздействия всех этих методик одинаков. Они устраняют неблагоприятные эмоциональные состояния, снимают нервно-мышечную напряженность, раздражительность, утомление, повышают работоспособность.

     Классический вариант методики содержит шесть основных стандартных упражнений, каждое из которых направлено на определенную область организма: мышцы, кровеносные сосуды, сердце, дыхание, брюшные органы, голову. Смысл каждого упражнения состоит в концентрировании внимания на определенной части тела, с мысленным повторением «формул самовнушения» на ощущение тяжести, тепла, расслабленности [50].

     Усвоение  каждого упражнения проводится поэтапно в течение нескольких дней регулярных тренировок. С каждым последующим занятием формулы сокращаются, нужные ощущения возникают автоматически. Овладение приемами аутогенной тренировки способствует устранению «мышечных зажимов», стиранию мышечного рисунка эмоциональной напряженности, нормализации деятельности систем организма, угасанию неблагоприятных эмоций. В связи с высокой результативностью в регуляции эмоционального состояния целесообразно внедрение аутогенной тренировки в педагогический процесс.

     На  начальных стадиях овладения рассмотренными способами хорошие результаты дает самоконтроль эмоционального состояния но внешним выражениям эмоций (мимике, дыханию, частоте сердечных сокращений, наличию мышечного напряжения), Сюда относится умение самому определить у себя состояние напряженности, произвольно расслабить мышцы, установить спокойный ритм дыхания. Активное воздействие на внешние проявления эмоций значительно снижает эмоциональную напряженность, повышает уровень трудоспособности, помогает управлять своим поведением в стрессовых ситуациях.

     Таким образом, саморегуляция оказывает огромное влияние на успешность самопрезентации учителя в процессе обучения, поскольку способствует его хорошему самочувствию, бодрому тонусу, эмоциональной приподнятости, энергичному состоянию. Эти особенности учителя передаются учащимся и педагогический процесс строится динамично и легко управляется учителем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4 Диагностика профессиональных качеств учителя, способствующих  успешной самопрезентации

     Экспериментальная  часть  исследования  была  организована   в политехнической гимназии  №6 г. Минска.

           Цели исследования:

     1. изучить  особенности  жестикуляции  как  одного  из ведущих компонентов  невербального общения способствующему  самопрезентации педагога.

     2.Продиагностировать  и оценить профессиональные качества педагога в ходе самопрезентации.

     3. определить уровня сформированности качеств личности учителя

           Задачи исследования:

           - уточнить методику исследования  жестикуляции  учителя,  предложенную  В.А.Петровой;

           -  провести  серию  наблюдений  и  анкетирование  учителей;

           - проанализировать полученные эмпирические  данные

           - сделать обобщение и выводы.

           Методы  исследования.  Для   получения   полноценных   и   достоверных результатов  использовались  методы:  наблюдение,   анкетирование,   беседа, количественный и качественный анализ полученных данных.

           Этапы исследования:

     1. Планирование исследования, поиск,  корректировка и  подготовка  текста анкеты;

     2. Проведение  анкетирования  учителей  и  наблюдений  на  серии  уроков (ноябрь2010 г., декабрь 2010 г.).

     3. Обработка и первичный анализ  полученных эмпирических данных.

     4. Оформление результатов эмпирического  исследования.

     Объект  исследования:  педагогическая деятельность учителя.

     Предмет    исследования:    самопрезентация учителя  как    важный    компонент педагогической деятельности. 

           Ход исследования:

     Настоящее исследование было организовано у  10 различных учителей, проводилось  в течение нескольких  уроков. В начале исследования педагогам предлагалось ответить на ряд вопросов. 

     Анкета  для педагогов  «Расскажи о себе»

Информация о работе Самопрезентация учителя