Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 23:40, дипломная работа
Цель: изучить теоретические основы развития самопрезентации учителя и выявить направления деятельности по ее саморазвитию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность феномена «самопрезентация учителя».
2. Показать зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации учителя.
3. Дать характеристику профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения.
4. Описать как выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися влияет на оптимизацию самопрезентации учителя в процессе обучения.
5. Описать возможности невербальных сигналов в совершенствовании самопрезентации учителя.
6. Выявить роль саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей.
7. Провести диагностику профессиональных качеств учителя, способствующих его успешной самопрезентации в процессе обучения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы самопрезентации учителя как фактора оптимизации процесса обучения
1.1. Сущность феномена «самопрезентация учителя» 7
1.2. Зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации
учителя 12
1.3. Характеристика профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения 18
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Направления деятельности учителя в оптимизации самопрезентации в процессе обучения
2.1. Выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися в оптимизации самопрезентации учителя 30
2.2. Невербальные сигналы в совершенствовании самопрезентации 37
2.3 Саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей 46
2.4. Диагностика профессиональных качеств учителя, способствующих
успешной самопрезентации 55
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Библиография 72
Приложения 76
Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза.
Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность[15, с. 59].
Вербальные и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим - все это влияет на восприятие нас другими людьми. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом.
Не
менее важно, чтобы имидж не расходился
с внутренними установками
Внешний образ - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока.
Существует несколько принципов технологии построения имиджа. Рассмотрим наиболее важные из них. Согласно первому принципу, мнение о вас у какого-либо человека может сформироваться на основе прямой, формирующей имидж информации, которая может осознаваться или не осознаваться этим человеком, так как находится в его подсознании и проявляет себя лишь в чувствах.
В обобщенном виде принцип можно сформулировать таким образом: воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, необходимо влиять не только на их сознание, но и на их подсознание, чтобы у них возникало чувство приятного при упоминании вашего имени.
Второй принцип можно представить так: формируя свой имидж, следует воздействовать в большей степени на подсознание людей, чем на их сознание. Мнение, возникшее у человека под влиянием подсознательной информации, расценивается им как собственное, так как не очевиден источник его возникновения. Поскольку люди обычно себе доверяют больше, чем другим, то и подсознательному впечатлению они будут доверять больше, чем сознательному.
Учитель
приводит в движение все внутренние
и внешние механизмы процесса
обучения: он передает знания, организовывает
и стимулирует познавательную деятельность
детей, пробуждает и формирует в них потребность
в знаниях [2, с. 67].
1.2. Зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации
учителя
Как говорил А.С. Макаренко, «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать своё настроение… Я убеждён, что в будущем в педагогических ВУЗах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и владение своим лицом; без такой работы я не представляю себе работы воспитателя» [27, с. 42].
Учёными-педагогами был разработан целый комплекс упражнений по совершенствованию элементов педагогической техники, способствующей самопрезентации учителя. В своем исследовании мы остановимся на невербальных аспектах этого компонента педагогического мастерства. Рассмотрим комплекс Кан-Калика В.А. [13, с. 140] и некоторые другие.
Одним из важнейших, по нашему мнению, элементов педагогического мастерства является мышечная свобода в процессе педагогической деятельности. (Упражнение начинается с выявления мышечной зажатости).
Согните и напрягите указательный палец руки, проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идёт напряжение (в соседние пальцы, в кисть, в локоть, в шею, напряглась ли другая рука). Постарайтесь убрать излишнее напряжение – держите палец напряжённым, но освободите шею, потом плечо, затем локоть, чтобы рука двигалась свободно, а палец оставался напряжённым, освободите остальные пальцы, а указательный держите напряжённым.
Освобождение и постепенное зажатие мускулатуры. По счёту до десяти освободите всю мускулатуру, начиная от головы и заканчивая пальцами ног, а затем зажмите её. По счёту до пяти освободите всю мускулатуру, а затем напрягите её (счёт может быть произвольным). Расслабьте мышцы ног и так далее до головы, а затем напрягите всё тело и опять расслабьте (сначала произвольно, а затем на счёт). Напрягите левую ногу – проверьте, не напряглась ли правая, уберите излишнее напряжение в спине и других частях тела.
Упражнение на мышечное зажатие и освобождение выполняется на различный счёт (20, 15, 10, 5).
Задержание и снятие напряжения. Зажать мышцы верхней части тела, задержать зажим, ослабить; по команде «раз» — зажим, по команде «два» — расслабление; освободить всё тело и зажать только одну группу мышц; сменить зажатую группу (ноги – левая, правая; шея, голова, пальцы – всё по очереди).
Упражнения можно выполнить в процессе ходьбы.
Снятие мышечного напряжения в процессе выполнения элементарных педагогических действий. Войдите в воображаемый класс, подойдите к столу (проверяется зажатость мышц и снимается излишнее напряжение); пройдите по классу, сядьте за стол (проверьте и снимите излишнее напряжение), пишите за столом (снимите излишнее напряжение); пишите на доске, укрепите плакаты (снимите излишнее напряжение). Упражнение на снятие мышечного напряжения можно выполнять с вводными заданиями. Например: вы входите в класс, пишете у доски, шум на последней парте – реагируйте (проверьте мышечное напряжение при реакции, уберите излишний зажим); вы сидите за столом, читаете книгу или журнал, раздаётся стук в дверь – реагируйте (снимите излишнее напряжение) и т. п. Войдите в класс станьте перед учениками, проверьте, нет ли в мышцах излишнего напряжения, почувствуйте себя свободным и готовым к любым педагогическим действиям. Импровизируйте словами, действиями: пойдите между рядами, поправьте воображаемые тетради, учебники, которые неаккуратно лежат на партах (следите за излишним напряжением, пусть работают только те группы мышц, которые необходимы). Представьте, что вы находитесь в заполненном учениками помещении – вы пришли в класс и до начала уроков решили сделать небольшую перестановку. Проделайте это так, как будто на самом деле: осмотрите класс, сориентируйтесь (снимите излишнее напряжение), дайте задания, следите, руководите, давайте оценку проделанному; звонок, урок – вы начинаете работу (снимите излишнее напряжение).
Одновременно проводится изучение особенностей физического аппарата и устранение недостатков – напряжённости, угловатости, манерности и т. п. (за этими недостатками педагог следит постоянно).
Следующим важнейшим составляющим успешной самопрезентации является умение учителя достигать эмоциональное благополучие в классе. Когда учитель выполняет это упражнение, то представляет себе вхождение в воображаемый класс: старалась ещё за дверью почувствовать бодрость во всём теле. Задание следующее. Входите в класс. Поищите удобную позу и место в классе, если найденное положение не устраивает вас, перемените его. Не мешает ли вам что-нибудь? Руки – их некуда деть. Займите их чем-нибудь необходимым. Пройдите по классу, поищите удобный темп ходьбы, ритм. Нашли? Идите. А можно ли найти ещё лучшее положение для вас? Ищите. Удобная поза, наиболее свойственный вам темп движения будут способствовать вашему нормальному самочувствию в классе.
Далее необходимо остановиться на развитии мимики, пантомимики. Для себя мы определили, что очень важно, чтобы лицо преподавателя было выразительным. Если учитель хорошо выражает свои эмоции на лице, то ученику легче понять его. Но иногда необходимо скрыть свои эмоции. Для этого нужно изучить своё лицо. Мы не всегда знаем, как мы выгляди в той или иной ситуации (когда удивляемся, например, или когда сердимся). Изучив мимику своего лица, подкорректировав её, учитель будет уверен, что, испытывая гнев, он изображает на своём лице гнев, а не суетливость, например. Для данного упражнения необходимо несколько человек, каждому нужно взять небольшое зеркальце. Все садятся поудобнее и начинают изображать эмоции по очереди. Все смотрят и корректируют мимику друг друга. Например, кому-то нужно выше поднять брови или прищурить глаза и т. д. Выражение лица каждого педагога может обсуждать вся группа, вместе легче приходить к правильному выводу. Мы выполняли 10 самых распространённых масок, детальное изучение которых, помогает педагогу не только правильно выражать свои эмоции, но и с лёгкостью распознавать чувства своих учеников.
Педагогам необходимо запомнить, как выглядят их выражения лиц в зеркале, когда они изображают эти маски. Необходимо запомнить движения мышц лица, чтобы потом на уроке верно их изобразить.
Упражнение на педагогически целесообразное переживание. Задание выглядит так. Попытайтесь найти в себе зачатки чувства, которого сейчас не испытываете: радости, гнева, безразличия, горя, отчаяния, негодования, возмущения и т. п.; найдите педагогически целесообразные формы выражения этих чувств в различных ситуациях, проиграйте ситуацию.
Немаловажно для учителя-мастера и развитие семантических движений. Для этого мы занимались поиском двигательных, мимических и зрительных средств воплощения требования, например: «садитесь», «внимание», «тишина», «иди сюда» и т. п. Мы тренировались в поиске пантомимических и мимических средств для выражения этих требований.
Изучение эмоциональных реакций детей для конкретизации специфики педагогического общения с ними.
Рассмотрение
фотографий ребёнка и эмоциональная
идентификация себя с нм для уточнения
переживаний объекта
Разговаривая с детьми, мы пытались эмоционально идентифицировать себя с ними, ощутить их чувства и переживания, оценить предположительно индивидуальные особенности детей и составить психолого-педагогическую характеристику, которая затем сравнивается с характеристикой классного руководителя.
В поиске путей развития педагогической самопрезентации педагог стремится к преодолению внушаемых характеристик по предъявленным фотографиям. Для этого сообщается, что будут показаны фотографии нескольких лиц, среди которых будет лишь один положительный человек. Необходимо определить, кто он. В ходе этих упражнений учатся преодолевать внушаемость и объективно интерпретировать внешность других людей.
Важным
элементом самопрезентации
Воспроизведение жеста в этюдной ситуации педагогического действия. Преподаватель начинает объяснять новый материал (в роли учеников – студенты-практиканты). Слушатели фиксируют ваши жесты и оценивают их. Таким образом прорабатываются все типичные педагогические жесты: во время работы у доски, вызова ученика и т. д. Одновременно проводятся занятия по мимике. Участники делятся на пары и дают друг другу мимические задания не менее десяти на каждого, затем меняются ролями.
Необходимым
аспектом развития педагогической самопрезентации
выглядит и тренировка
педагогической наблюдательности.
Задание для этого
дается следующее.
Определите эмоциональное состояние ребёнка
по снимкам (на фотографии изображены
различные эмоциональные состояния –
удовольствие, смущение при затруднении,
состояние эмоционального конфликта,
неудачи, хитрости, розыгрыша и т. п.). Определите
эмоциональное состояние детей с помощью
фотографий и специального меняющегося
текста, прилагаемого к снимкам. Определите
эмоциональное состояние группы детей,
эмоциональное состояние класса во время
урока, эмоциональное состояние отдельных
учащихся. Сопоставьте свои наблюдения
с информацией классного руководителя.