Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 23:40, дипломная работа
Цель: изучить теоретические основы развития самопрезентации учителя и выявить направления деятельности по ее саморазвитию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность феномена «самопрезентация учителя».
2. Показать зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации учителя.
3. Дать характеристику профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения.
4. Описать как выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися влияет на оптимизацию самопрезентации учителя в процессе обучения.
5. Описать возможности невербальных сигналов в совершенствовании самопрезентации учителя.
6. Выявить роль саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей.
7. Провести диагностику профессиональных качеств учителя, способствующих его успешной самопрезентации в процессе обучения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы самопрезентации учителя как фактора оптимизации процесса обучения
1.1. Сущность феномена «самопрезентация учителя» 7
1.2. Зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации
учителя 12
1.3. Характеристика профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения 18
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Направления деятельности учителя в оптимизации самопрезентации в процессе обучения
2.1. Выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися в оптимизации самопрезентации учителя 30
2.2. Невербальные сигналы в совершенствовании самопрезентации 37
2.3 Саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей 46
2.4. Диагностика профессиональных качеств учителя, способствующих
успешной самопрезентации 55
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Библиография 72
Приложения 76
Однако исследователи полтавской школы к этим способностям добавляют еще четыре: динамизм личности учителя - это внутренняя мобильность учителя, умение быстро схватывать ситуацию, разобраться, принять разумное психолого-педагогическое решение; эмоциональная устойчивость - самообладание, умение владеть собой, особенно в экстремальных ситуациях; креативность - способность учителя к творчеству; оптимистическое прогнозирование - вера в себя как учителя, вера в ребенка, с которым работаешь, внушение веры в себя ребенку.
Четвертым элементом педагогического мастерства является педагогическая техника.
«Педагогическая техника, - читаем в педагогической энциклопедии, - это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом» [15, с. 258].
Другими словами, педагогическая техника - это совокупность способов и приемов, которые использует человек в общении с другими людьми.
Педагогическая техника также имеет свою структуру и состоит из элементарного (относится к личности учителя, его умение презентовать себя) и интегрального (искусство учителя общения с другими людьми) компонентов.
Элементарная группа педагогической техники включает в себя речь, мимику, жест, пантомимику, внешний вид и саморегуляцию учителя.
Интегральная группа, по мнению Шурковой Н.Е., включает: восприятие учителем ребенка как личности; установление личных контактов учителя с классом и каждым конкретным учеником; технику общения с аудиторией, группой, одним ребенком; технику предъявления педагогических требований; технику оценивания результатов учебной деятельности и поведения учеников; технику демонстрации наглядных средств; технику организации рабочего места учителя и ученика в школе и дома; технику организации радости и познавательной деятельности ребенка.
Выделяют следующие критерии педагогического мастерства. Критерии оценки мастерства учителя на уроке имеют функциональный и результативно-личностный аспекты. Функциональный аспект мастерства учителя оценивается по критериям:
4.Совершенствование
своей профессиональной
5.Профессионально-
Оба эти аспекта
в совокупности можно назвать
комплексным показателем
По этим критериям педагогического мастерства определяются сильные и слабые стороны у педагогов на уроке с различным профессиональным уровнем, анализируются, каким образом изменяются показатели по различным критериям. Выводы можно использовать для совершенствования деятельности, как отдельных преподавателей, так и педагогических коллективов в целом.
Таким
образом, изучение теоретических работ,
посвященных проблемам
Выводы по первой главе
Подводя итог сказанному, можно сказать, что в ходе самопрезентации учитель должен создать такие условия работы учеников, когда каждый из них получал бы удовлетворение от процесса обучения. Учитель должен знать, какие цели стоят перед ним при изучении данного предмета; при подготовке к уроку учитель должен рассматривать его в контексте цикла уроков по теме; очень важным моментом в деятельности учителя является создание такого психолого-педагогического климата на уроках, который побуждал бы у каждого учащегося интерес к деятельности на уроке, организуемой учителем, а отсюда, к знаниям, которые формируются на уроке.
Этого достигают и правильной мотивацией деятельности учащихся на уроке, и правильной постановкой целей задач на данном уроке перед ними, и сочетанием доброжелательного отношения к учащимся с требовательностью к их работе на уроке, и продуманным выбором средств, форм, методов, вызывающих интерес к данной деятельности учащихся.
Главное — на уроке интересно должно быть всем ученикам. А для этого учитель должен уметь доступно создавать интересные психологические ситуации, четко отрабатывать основные вопросы темы, сначала на репродуктивном уровне, затем на творческом, уметь верить в способности каждого и видеть возможности каждого учащегося, уметь требовать, уметь ждать результатов обучения, а не торопить.
Если
есть осмысленный подход. Если есть
мастерство данного учителя в
прогнозировании, планировании, достижении
результатов обучения. Однако педагогическое
мастерство достигается не только тем,
что преподаватель спланировал и все грамотно
«расписал». Существуют еще ученики, которые
вносят свою лепту в нарушение той гармонии,
педагогической гармонии, которую мы стремимся
создать.
Глава 2. Направления деятельности учителя в оптимизации самопрезентации в процессе обучения
2.1.
Выбор стиля взаимодействия
учителя с учащимися
в оптимизации
самопрезентации
учителя
Появление учителя в классе подобно выходу актера на сцену, причем после долгих лет сидения в зрительном зале. Многое оценивается по-другому с учительского места. Изначально перед начинающим учителем стоит сложная задача. Как завоевать авторитет у детей, как обеспечить внимание и дисциплину на уроке. Вот учитель приходит в новый класс, который тут же начинает показывать, что он из себя представляет, тем самым, стараясь нащупать слабые места учителя. Первая встреча надолго, если не навсегда, определяет стиль взаимоотношения между учителем и учениками.
Проходя практику в гимназии, мы, практиканты, время от времени присутствовали на уроках наших коллег, опытных преподавателей. Мы действительно многому у них научились, но и отметили для себя некоторые недостатки. Например, у нас была следующая ситуация: учитель немецкого языка превосходно владеет материалом, умеет преподнести его ученикам, использует массу дидактических уловок. Вопросы, лексика, разговорные модели, юмористические реплики сыплются лавиной. Но, почему-то, некоторые к концу урока сникают. Проблема, на наш взгляд, кроется в том, что ученики не успевают уследить за мыслью педагога, у которого в свою очередь не хватает терпения выслушать, дождаться ответа ученика. К сожалению, многие преподаватели забывают, что важно не только знание предмета, но и атмосфера урока, т.е. культура общения учителя. Учитель и ученик – две главные фигуры в школе. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становится важным условием эффективности учебно–воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Преподаватель стремится улучшить учебу и дисциплину, но выбирает для этого неэффективный путь – борьбу против учеников, подчинение своей воле, дискредитацию личности. В результате – два противоборствующих лагеря: учителя и ученики, борющиеся не во имя общих целей, а в защиту собственных позиций. И следствие – ученики отвергают требования учителя, они не успевают усвоить предложенный материал и к тому же бывают порой задеты бестактными замечаниями.
Не борьба, а поиск сотрудничества, сотворчества, содружества, пронизанных гуманистическими отношениями, определение собственного адекватного стиля общения - основа продуктивного общения в школе. Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Сами учителя, доказывают исследования, не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. При появлении трудностей в общении около 25% из них полагают, что осложнения “исходят от учеников”, являются следствием их невоспитанности. Приходится лишь сожалеть, что наставник не признает своего “вклада”, причем значительного, в создание конфликтной ситуации.[26, c. 137]
В этой главе мы стремились
рассмотреть важные
Первым и самым важнейшим
Много мудрых советов
Педагогическое общение
В.А. Кан-Калик в своей книге
“Учителю о педагогическом
1.
Моделирование предстоящего
общения с классом (учитывая
особенности аудитории,
2.
Коммуникативная атака (
3. Управление общением (необходимо умение поддерживать инициативу учеников, организовывать диалогическое общение).
4.
Анализ общения (соотнесение
Из вышесказанного мы можем
сделать вывод, что именно
Среди многообразия
Исследователи
вычленяют три основных стиля
отношения учителя к классному
коллективу: устойчиво-положительный,
пассивно-положительный и
Главный вывод о роли стиля
отношения учителя к учащимся
делает А.А. Леонтьев, отмечая,
что и “отрицательные”, и ”
Рассмотрим вкратце три
- авторитарный стиль (“разящие стрелы”). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто, где и с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор.
-
демократичный стиль (“