Самопрезентация учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 23:40, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить теоретические основы развития самопрезентации учителя и выявить направления деятельности по ее саморазвитию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность феномена «самопрезентация учителя».
2. Показать зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации учителя.
3. Дать характеристику профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения.
4. Описать как выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися влияет на оптимизацию самопрезентации учителя в процессе обучения.
5. Описать возможности невербальных сигналов в совершенствовании самопрезентации учителя.
6. Выявить роль саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей.
7. Провести диагностику профессиональных качеств учителя, способствующих его успешной самопрезентации в процессе обучения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы самопрезентации учителя как фактора оптимизации процесса обучения
1.1. Сущность феномена «самопрезентация учителя» 7
1.2. Зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации
учителя 12
1.3. Характеристика профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения 18
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Направления деятельности учителя в оптимизации самопрезентации в процессе обучения
2.1. Выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися в оптимизации самопрезентации учителя 30
2.2. Невербальные сигналы в совершенствовании самопрезентации 37
2.3 Саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей 46
2.4. Диагностика профессиональных качеств учителя, способствующих
успешной самопрезентации 55
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Библиография 72
Приложения 76

Работа содержит 1 файл

самопрезентация учителя.doc

— 516.50 Кб (Скачать)
  1. ФИО______________________________________________
  2. Возраст____________________________________________
  3. Место работы, должность______________________________
  4. Для вас работа это (способ зарабатывания денег, условия творческого роста, возможность общения с людьми, возможность карьерного роста,  другое)____________________________
  5. Ваша отличительная черта_____________________________
  6. Черта, которая вас привлекает в людях___________________
  7. Эмоция, которая вам наиболее присуща__________________
  8. Ваш девиз___________________________________________

     Вторым  пунктом была предложена таблица, направленная на исследование профессиональных характеристик, на отсутствие или присутствие тех или иных профессиональных качеств Учитель оценивает наличие профессиональных характеристик по 10 больной системе. 
 
 
 
 

Самопрезентация профессиональных характеристик педагога и их оценка» 

 п/п Профессиональные

характеристики

Выраженность  в

баллах

Отношение к наличию
1 «Воспитатель»    
2 «Методист»    
3 «Диагност»    
4 «Самодиагност»    
5 «Гуманист»    
6 «Психотерапевт»    
7 «Актер»    
8 «Индивидуалист»    
9 «Творец»    
10 «Исследователь»    
11 «Пропагандист»    
12 «Организатор»    
Вывод: Что приносит удовлетворение в работе и что препятствует достижению лучших результатов
  «Огорчает» - «минус»;               «Безразлично» - «ноль»;                      «Радует» - «плюс».          
 
 
 
 
п/п Профессиональные

характеристики

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ВСЕГО
1 «Воспитатель» 8+ 10+ 8+ 9+ 9+ 9+ 7+ 8+ 9+ 10+ 87
2 «Методист» 7+ 8+ 8+ 8+ 8+ 8+ 9+ 9+ 9+ 9+ 83
3 «Диагност» 7+ 6- 7+ 8+ 8+ 9+ 9+ 9+ 7- 7- 77
4 «Самодиагност» 8+ 8+ 9+ 8+ 9+ 8+ 9+ 9+ 9+ 9+ 86
5 «Гуманист» 7- 8+ 8+ 7- 7+ 7+ 8+ 8+ 8+ 8+ 76
6 «Психотерапевт» 6+ 7+ 8+ 6- 8+ 7+ 5- 6- 7- 6- 66
7 «Актер» 6+ 7- 9- 8+ 4- 6+ 7+ 6+ 7+ 9+ 69
8 «Исследователь» 8+ 6+ 7+ 9+ 4- 5+ 7+ 6+ 6+ 9+ 67
9 «Творец» 8+ 7+ 8+ 6+ 8+ 7+ 8+ 8+ 8+ 7+ 75
10 «Пропагандист» 7+ 8+ 7+ 7+ 7+ 5+ 8+ 7+ 8+ 7+ 71
11 «Организатор» 8+ 9+ 9+ 9+ 8+ 8+ 9+ 6+ 7+ 8+ 81
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
 
 
 
 
 
 
 

Результаты

     Из 100 возможных баллов наибольшее предпочтение учителя отдали таким профессиональным характеристикам как воспитатель (87 баллов), методист (85 баллов), самодиагност (86 баллов), организатор (81 балл).

     На  среднем уровне оказались такие  характеристики как творец (75 баллов), гуманист (76 баллов), диагност (77 баллов).

     Наименьший  балл получили следующие характеристики: пропагандист (71 балл), актер (69 баллов), психотерапевт (66 баллов), исследователь 67 баллов).

     Наивысшая оценка дана только двумя учителями  только одной профессиональной характеристике  «воспитатель».

     Третий  пункт составляет методика В.А. Петровой, по определению наличия или отсутствия жестикуляции. В ходе  наблюдения  выявлялось, с   какой   частотностью употреблялись учителем в ходе урока. Учителям предлагалось ответить на вопросы анкеты. 

     Анкета

     «Самооценка жестикуляции учителя  на уроке» 

     
  1. При подготовке к урокам думали ли Вы об употреблении того    или иного жеста?

           а) конечно, да   б) в целом,  да   в) пожалуй, нет г)  конечно, нет

         2. Встречались ли на занятии жесты, употребленные Вами

              экспромтом?

           а) конечно, да   б) в целом,  да   в) пожалуй, нет г)  конечно, нет

     3. Бывает, что человек выполняет некоторый жест неожиданно  для себя? Встречалось ли такое на уроках?

           а) конечно, да   б) в целом,  да   в) пожалуй, нет г)  конечно, нет

     4. Использовались ли на уроках  типичные для Вас жесты?

           а) конечно, да   б) в целом,  да   в) пожалуй, нет г) конечно, нет

     5. Довольны ли Вы своей жестикуляцией?

           а) конечно, да   б) в целом,  да   в) пожалуй, нет г)  конечно, нет

     6. Не оставалось у Вас ощущения неуместности того или иного  

               жеста?    

           а) конечно, да   б) в целом,  да  в) пожалуй, нет г) конечно, нет

     7. Не бывает ли у Вас ощущения, что Вам мешают Ваши руки?

           а) конечно, да   б) в целом,  да   в) пожалуй, нет г)  конечно, нет

     8.Знаете  ли Вы наиболее часто используемые  Вами в ходе урока 

             жесты?       

             а) конечно, да б) в целом, да в) пожалуй, нет г) конечно, нет 
 

     Для обработки анкеты использовалась следующая  шкала баллов:

     Ответ а) - 3 балла; ответ б) - 2 балла; ответ  в) - 1 балл; ответ г) - 0 баллов.

     Целью беседы и анкетирования было выяснение  того, планируется ли учителем употребление того или иного жеста при подготовке к урокам, осознает ли он особенности своей жестикуляции и как оценивает эффективность употребления каждого из отдельных жестов. Результаты анкетирования зафиксированы в таблице.

     Таблица 1

Варианты  ответов

Баллы

Итого
1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8  
Б В Б Б Б В В Б 2 2 1 2 2 1 1 2 13
В А Б Б В Г В Б 1 3 2 2 1 1 1 2 12
Б Б Б А Б В Г Б 2 2 2 3 2 1 0 2 14
А А А Б Б В Г Б 2 3 3 2 2 1 0 2 16
А В А В В А Б Б 3 1 3 2 1 2 2 2 14
Б А А Б В В В Б 2 3 3 2 1 3 1 2 18
Б А В Б Б В В Б 2 3 1 2 2 1 1 2 14
Б В В Б Б В В Б 1 3 1 2 2 1 1 2 12
В Б Б Б Б Б В Б 1 2 2 2 2 1 3 2 14
Б В В В Б Б В Б 1 2 2 2 1 2 1 2 12
  1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8  
 
 
 
 

     Уровни  представлений:

     Наивысший  - коэффициент 0,91-1,00;

     Высокий   - коэффициент 0,81-0,9;

     Хороший  - коэффициент 0,71-0,8;

     Средний  - коэффициент 0,61-0,7;

     Низкий  - коэффициент 0,51-0,6;

     Низший  - коэффициент ниже 0,5.

     После проведения анкетирования вычисляем  коэффициент представления учителя об уровне использования жестикуляции в собственной деятельности. Определение коэффициента проводилось по формуле: 

                 n1

     Кж =   -------------

                 N

     Кж  – коэффициент представления  учителя об уровне использования собственной жестикуляции.

     n1 – количество баллов, набранных учителем при ответах на вопросы анкеты.

     N – максимально возможное число баллов анкеты, высший уровень представления об особенностях использования жестикуляции на уроке. 
 
 
 
 

     Результаты  вычислений представлены в таблице.

                           Таблица 2 

           КОЭФФИЦИЕНТ ЖЕСТОВОГО ОБЩЕНИЯ УРОВЕНЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖЕСТИКУЛЯЦИИ
  1. й
     К = 13/24 = 0,54      Низкий
     К = 12/24 = 0,5      Низкий
     К = 14/24 = 0,58      Низкий
     К = 16/24 = 0,66      Средний
     К = 14/24 = 0,58      Средний
     К = 18/24 = 0,75      Хороший
     К = 14/24 = 0,58      Низкий
     К = 12/24 = 0,5      Низкий
     К = 14/24 = 0,58      Средний
     К = 12/24 = 0,5      Низкий

Информация о работе Самопрезентация учителя