Самопрезентация учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 23:40, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить теоретические основы развития самопрезентации учителя и выявить направления деятельности по ее саморазвитию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность феномена «самопрезентация учителя».
2. Показать зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации учителя.
3. Дать характеристику профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения.
4. Описать как выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися влияет на оптимизацию самопрезентации учителя в процессе обучения.
5. Описать возможности невербальных сигналов в совершенствовании самопрезентации учителя.
6. Выявить роль саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей.
7. Провести диагностику профессиональных качеств учителя, способствующих его успешной самопрезентации в процессе обучения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы самопрезентации учителя как фактора оптимизации процесса обучения
1.1. Сущность феномена «самопрезентация учителя» 7
1.2. Зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации
учителя 12
1.3. Характеристика профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения 18
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Направления деятельности учителя в оптимизации самопрезентации в процессе обучения
2.1. Выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися в оптимизации самопрезентации учителя 30
2.2. Невербальные сигналы в совершенствовании самопрезентации 37
2.3 Саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей 46
2.4. Диагностика профессиональных качеств учителя, способствующих
успешной самопрезентации 55
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Библиография 72
Приложения 76

Работа содержит 1 файл

самопрезентация учителя.doc

— 516.50 Кб (Скачать)

     - либеральный стиль (“плывущий  плот”). Учитель старается не  вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, легко  подчиняется другим противоречивым  влияниям, самоустраняется от ответственности  за происходящее. Об авторитете тут не может быть и речи.

           Наиболее оптимальным стилем руководства, на наш взгляд, является демократичный. В случае его грамотного применения у учащихся повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности, гордость за свой коллектив. Наихудшим стилем является либеральный, при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество хуже.

            Мы можем подвести итог: стили  отношений и характер взаимодействий  в процессе руководства воспитанием  детей создают в совокупности стиль педагогического общения. В.А. Канн-Калик выделяет следующие стили общения:

     - общение на основе увлеченности  совместной творческой деятельностью,  в основе которого лежит положительное  отношение педагога к детям,  стремление совместно решать  вопросы организации деятельности. “Чтобы дело шло хорошо, следуя макаренковской традиции, у школьников и у педагогов должны быть общие заботы. Педагоги не управляют школьниками, а вместе с ними заботятся о делах школы, никакого “мы” и  ”вы” ”.[13, c. 144]

     - общение на основе дружеского расположения. А.С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного типа в отношениях педагога с коллективом: “… никогда педагоги не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы учителя в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми”[27].

     - общение – дистанция. Суть  его в том, что в системе  взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция: “Слушайте меня – я старше, имею опыт, наши позиции несравнимы”, ”Вы не знаете – я знаю”. Организация деятельности такого педагога ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с учащимися.

     - общение – устрашение. Он соединяет  в себе отрицательное отношение  к учащимся и авторитарность. Типичные формы проявления такого  общения: “Вы у меня узнаете,  я вам задам”, ”Слушайте внимательно, а то вызову и двойку поставлю”.

     - общение – заигрывание. Причиной  проявления этого стиля является, с одной  стороны, стремление  быстро установить контакт, желание  понравиться классу, а  с другой  – отсутствие навыков профессиональной  деятельности.

          Итак, педагоги-гуманисты, такие как В.А. Сухомлинский и Я. Корчак, все варианты стилей общения сводят к двум типам: монологическому (исполнительность одной из сторон) и диалогическому. Особенностью общения – диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. Здесь нет места ярлыкам, как раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Оценка не исключается, нужно лишь поменять ее авторство, сделать взаимооценкой  и самооценкой.

           На основе вышесказанного мы  можем сделать вывод: продуктивная педагогическая деятельность происходит в атмосфере положительного отношения педагога к детям, демократичной организации дела, увлеченности совместной творческой деятельностью. И этом контексте самопрезентация учителя должна выглядеть адекватной. Его стиль взаимодействия с учащимися необходимо корректировать с таким учетом, чтобы школьники находились в постоянном рабочем тонусе, не расслаблялись, не отвлекались и, в тоже время, испытывали комфорт на уроке, приподнятое настроение, удовольствие от процесса обучения.

     Большую роль, наш взгляд, в создании положительной  атмосферы в классе, в подаче учителем своего имиджа играют невербальные сигналы  в ходе взаимодействия. Этому аспекту  самопрезентации мы посвящаем следующий  параграф. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Невербальные сигналы в совершенствовании самопрезентации 

                

           Содержанием труда учителя является  содействие  психическому  развитию  ученика, а главным «инструментом»  выступает его  психическое   взаимодействие с ребенком, педагогическое  общение. Общение, согласно А.А.Леонтьеву, составляет необходимое и  специальное условие присвоения ребенком достижений исторического развития  человечества [23].

     Речь  учителя – основное средство, позволяющее  приобщить учеников к культурному  наследию,  обучить  их  как способам  мышления,  так   и его содержанию. При этом учитель должен  обладать высокой  языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможностями   и интонационной выразительностью речи,  иметь  четкую дикцию.  Как видно из приведенного определения, основной акцент в нем делается на  речь,  то  есть вербальный компонент общения. Вместе с тем,  в последнее  время  появляется все  большее  количество публикаций, связанных с различными   аспектами невербального общения [28, 33, 40].

           Как утверждает Л.М.Митина, «взаимодействие  ученика и учителя  состоит,  прежде всего, в обмене между  ними информацией познавательного  и  аффективно- оценочного  характера.  И  передача  этой  информации   осуществляется   как вербальным  путем,  так и с   помощью   различных   средств   невербальной коммуникации» [33].

           Общаясь   с   учениками,   учитель   значительную   часть   информации относительно их эмоционального  состояния, намерений, отношения   к  чему-либо получает не  из  слов  учеников,  а из  жестов,  мимики,  интонации,  позы, взгляда, манеры слушать. «Жест,  мимика,  взгляд,  поза  подчас  оказываются более выразительными и действенными, чем слова»,  -  утверждает  Е.А.Петрова [40, с. 10].

           Невербальные  аспекты   общения   играют   существенную   роль   и   в регулировании взаимоотношений,  установлении контактов, во многом  определяют эмоциональную атмосферу  и самочувствие как учителя,  так и ученика. Следует отметить, что данный аспект педагогического общения находился в поле зрения и до исследований выше указанных авторов.  Так,  А.С.Макаренко писал, что для него, в его практике, «как и для многих  опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими:  как стоять,  как сидеть,  как  повысить голос, улыбнуться, как посмотреть».[27,  с. 34]. Однако  только  в последнее время он  стал  все больше  привлекать  внимание  исследователей феномена общения.

     Мимическая  сторона общения крайне важна  – по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов [13, с. 53].

     Мимика (от греч. mimikos - подражательный) – внешнее  выражение психических состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц [10, с. 109].

     Бесконечное многообразие мимических движений и  их сочетаний (Е.А.Петровой отмечается, что их всего более 20000) дает возможность  педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д [40].

     А.С.Макаренко  писал по этому поводу следующее: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение» [27, с. 171].

           Укажем   на   то,   что   средства   невербального   общения    всегда соответствующим   образом   задействованы   в   ходе   учебно-воспитательного процесса,  несмотря  на  то,  что,  как  правило,  педагог  не  осознает  их значения. Общепринято, что во взаимодействии учителя с детьми,  как  впрочем любых субъектов общения, невербальное общение осуществляется  по  нескольким каналам:

           - мимика;

           - прикосновение;

           - жест;

           - дистанция общения;

           - визуальное взаимодействие;

           - интонация.

           Остановимся  на   рассмотрении   каждой   из   составляющих   процесса невербального взаимодействия  в системе «учитель-ученик».

           Мимическая сторона общения крайне  важна  –  по  лицу  человека  можно иногда узнать больше, чем   он  может  или  хочет   сказать,  а  своевременная  улыбка, выражение  уверенности   в  себе,  расположенности   к  общению  могут существенно  помочь в установлении контактов [52, с. 53].

           Практически  бесконечное   многообразие  мимических   движений   и   их сочетаний  (Е.А.Петровой  отмечается,  что  их  всего   более   20000)   дает возможность  педагогу выразить свое эмоциональное   состояние  и  отношение  к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес,  понимание или равнодушие и т.д.. А.С.Макаренко писал по этому  поводу  следующее:  «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой,  не  может  дать своему  лицу  необходимого   выражения   или   сдержать   свое   настроение»[27, с. 171]

           Ряд исследований [6, 40] показывают, что  учащиеся отдают  предпочтение  учителям с доброжелательным  выражением  лица,  с  высоким   уровнем  внешней эмоциональности.  При этом отмечается, что  чрезмерная  подвижность  мускулов глаз  или  лица,  как  и  безжизненная  их  статичность,  создает  серьезные проблемы в общении с детьми.

           Некоторые исследователи [40]  отмечают,  что  многие  учителя  считают  необходимым  создавать  «специальное  выражение  лица»  для  воздействия  на детей. Часто – это  строгое  выражение  лица  с  нахмуренным  лбом,  сжатыми губами, напряженной  нижней  челюстью.  Это  лицо-маска,  надуманный  образ, якобы способствует хорошему поведению  и  успеваемости  учеников,  облегчает руководство,   управление   классом.   Кроме   того,   существует   довольно распространенное явление – «определенное лицо  для  определенного  ученика». Но, как профессионал, учитель должен  владеть  своим  поведением  настолько, чтобы этого избегать.

           Следующий канал невербального  общения  –  прикосновение,  обозначаемое иногда как тактильная  коммуникация. Использование прикосновения  очень  важно при  работе  с  детьми  особенно  младшего  школьного  возраста.  С   помощью прикосновения можно привлечь внимание,  установить  контакт,  выразить  свое отношение к ребенку. Свободное  передвижение  учителя  на  уроке  по  классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть  к работе  отвлекшегося  ученика,  коснувшись  его   руки,   плеча;   успокоить возбужденного; отметить удачный ответ.

           Однако Л.М.Митина предостерегает, что  у  многих  детей   прикосновение может вызвать  настороженность. В первую очередь,  это  бывает  у  детей,  для которых сокращение психологической дистанции создает неудобства  и  окрашено тревогой.  Неприятными  оказываются  «внеурочные»  прикосновения,  так   как оставляют у ребенка неприятный осадок и  в  дальнейшем  заставляют  избегать учителя. Неприятно прикосновение, несущее оттенок давления, силы [32, 33].

           Особое место в системе невербального  общения учителя занимает  взгляд, которым он может выразить  свое отношение к учащемуся,  его поведению,  задать вопрос, дать ответ и т.д.  Воздействие  взгляда  учителя  зависит  от  дистанции  общения.  Взгляд издали, сверху вниз, позволяет учителю увидеть сразу всех  учеников,  но  не дает возможности вглядываться в каждого из них  в  отдельности.  Воздействие взгляда,  как  отмечает  Е.А.Петрова,  тем  сильнее,  чем  ближе  к  учителю находится ребенок. Особенно велико влияние пристального взгляда,  который может быть  и неприятным.  Сопровождение учителем  своего  замечания взглядом  негативно сказывается на состоянии ребенка, мешает поддержанию контакта. Исследования отмечают [16, 40], что  существует  некоторый  оптимальный ритм обмена взглядами с детьми на  уроке,  когда  индивидуальный  зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий  круг внимания.  Чередование,  переключение  взгляда  важно и при   выслушивании ответа. Учитель, взглядывая на  отвечающего,  дает  понять,  что он  слышит ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех  остальных детей к отвечающему. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании  ответа позволяет поддерживать обратную связь.

           Немаловажное  значение  имеет   и  дистанция   общения   (в   некоторых источниках-[25] –  пространственная  организация   общения).  А.А.Леонтьев, в частности,  отмечает, что вопрос о взаимном  размещении участников  общения  в пространстве (в  особенности  расстоянии)  довольно  актуален,  поскольку  в зависимости от этого фактора в общении в различной мере используются  другие неречевые  компоненты,  различной  оказывается  природа  обратной  связи  от слушателя к говорящему [24].

Информация о работе Самопрезентация учителя