Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 23:40, дипломная работа
Цель: изучить теоретические основы развития самопрезентации учителя и выявить направления деятельности по ее саморазвитию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность феномена «самопрезентация учителя».
2. Показать зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации учителя.
3. Дать характеристику профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения.
4. Описать как выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися влияет на оптимизацию самопрезентации учителя в процессе обучения.
5. Описать возможности невербальных сигналов в совершенствовании самопрезентации учителя.
6. Выявить роль саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей.
7. Провести диагностику профессиональных качеств учителя, способствующих его успешной самопрезентации в процессе обучения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы самопрезентации учителя как фактора оптимизации процесса обучения
1.1. Сущность феномена «самопрезентация учителя» 7
1.2. Зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации
учителя 12
1.3. Характеристика профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения 18
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Направления деятельности учителя в оптимизации самопрезентации в процессе обучения
2.1. Выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися в оптимизации самопрезентации учителя 30
2.2. Невербальные сигналы в совершенствовании самопрезентации 37
2.3 Саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей 46
2.4. Диагностика профессиональных качеств учителя, способствующих
успешной самопрезентации 55
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Библиография 72
Приложения 76
-
либеральный стиль (“плывущий
плот”). Учитель старается не
вмешиваться в жизнь
Наиболее оптимальным стилем руководства, на наш взгляд, является демократичный. В случае его грамотного применения у учащихся повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности, гордость за свой коллектив. Наихудшим стилем является либеральный, при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество хуже.
Мы можем подвести итог: стили
отношений и характер
-
общение на основе
- общение на основе дружеского расположения. А.С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного типа в отношениях педагога с коллективом: “… никогда педагоги не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы учителя в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми”[27].
- общение – дистанция. Суть его в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция: “Слушайте меня – я старше, имею опыт, наши позиции несравнимы”, ”Вы не знаете – я знаю”. Организация деятельности такого педагога ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с учащимися.
-
общение – устрашение. Он соединяет
в себе отрицательное
-
общение – заигрывание.
Итак, педагоги-гуманисты, такие как В.А. Сухомлинский и Я. Корчак, все варианты стилей общения сводят к двум типам: монологическому (исполнительность одной из сторон) и диалогическому. Особенностью общения – диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. Здесь нет места ярлыкам, как раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Оценка не исключается, нужно лишь поменять ее авторство, сделать взаимооценкой и самооценкой.
На основе вышесказанного мы
можем сделать вывод:
Большую
роль, наш взгляд, в создании положительной
атмосферы в классе, в подаче учителем
своего имиджа играют невербальные сигналы
в ходе взаимодействия. Этому аспекту
самопрезентации мы посвящаем следующий
параграф.
2.2. Невербальные сигналы в совершенствовании самопрезентации
Содержанием труда учителя
Речь учителя – основное средство, позволяющее приобщить учеников к культурному наследию, обучить их как способам мышления, так и его содержанию. При этом учитель должен обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию. Как видно из приведенного определения, основной акцент в нем делается на речь, то есть вербальный компонент общения. Вместе с тем, в последнее время появляется все большее количество публикаций, связанных с различными аспектами невербального общения [28, 33, 40].
Как утверждает Л.М.Митина, «взаимодействие
ученика и учителя состоит,
прежде всего, в обмене между
ними информацией
Общаясь с учениками,
учитель значительную часть
информации относительно их
Невербальные аспекты общения
играют существенную роль
и в регулировании
Мимическая сторона общения крайне важна – по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов [13, с. 53].
Мимика
(от греч. mimikos - подражательный) – внешнее
выражение психических
Бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний (Е.А.Петровой отмечается, что их всего более 20000) дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д [40].
А.С.Макаренко писал по этому поводу следующее: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение» [27, с. 171].
Укажем на то, что средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Общепринято, что во взаимодействии учителя с детьми, как впрочем любых субъектов общения, невербальное общение осуществляется по нескольким каналам:
- мимика;
- прикосновение;
- жест;
- дистанция общения;
- визуальное взаимодействие;
- интонация.
Остановимся на рассмотрении
каждой из составляющих
процесса невербального
Мимическая сторона общения
Практически бесконечное
многообразие мимических движений
и их сочетаний (Е.А.Петровой
отмечается, что их всего
более 20000) дает возможность
педагогу выразить свое
Ряд исследований [6, 40] показывают, что
учащиеся отдают предпочтение
учителям с доброжелательным
выражением лица, с высоким
уровнем внешней
Некоторые исследователи [40] отмечают,
что многие учителя считают
необходимым создавать «
Следующий канал невербального
общения – прикосновение,
обозначаемое иногда как
Однако Л.М.Митина
Особое место в системе
Немаловажное значение имеет и дистанция общения (в некоторых источниках-[25] – пространственная организация общения). А.А.Леонтьев, в частности, отмечает, что вопрос о взаимном размещении участников общения в пространстве (в особенности расстоянии) довольно актуален, поскольку в зависимости от этого фактора в общении в различной мере используются другие неречевые компоненты, различной оказывается природа обратной связи от слушателя к говорящему [24].