Самопрезентация учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 23:40, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить теоретические основы развития самопрезентации учителя и выявить направления деятельности по ее саморазвитию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность феномена «самопрезентация учителя».
2. Показать зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации учителя.
3. Дать характеристику профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения.
4. Описать как выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися влияет на оптимизацию самопрезентации учителя в процессе обучения.
5. Описать возможности невербальных сигналов в совершенствовании самопрезентации учителя.
6. Выявить роль саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей.
7. Провести диагностику профессиональных качеств учителя, способствующих его успешной самопрезентации в процессе обучения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы самопрезентации учителя как фактора оптимизации процесса обучения
1.1. Сущность феномена «самопрезентация учителя» 7
1.2. Зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации
учителя 12
1.3. Характеристика профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения 18
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Направления деятельности учителя в оптимизации самопрезентации в процессе обучения
2.1. Выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися в оптимизации самопрезентации учителя 30
2.2. Невербальные сигналы в совершенствовании самопрезентации 37
2.3 Саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей 46
2.4. Диагностика профессиональных качеств учителя, способствующих
успешной самопрезентации 55
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Библиография 72
Приложения 76

Работа содержит 1 файл

самопрезентация учителя.doc

— 516.50 Кб (Скачать)

    1.3. Характеристика профессиональных  качеств учителя,  способствующих продуктивной  самопрезентации  в процессе обучения 

     Проблема  педагогического мастерства в условиях совершенствования самопрезентации учителя, а также ускорения и совершенствования процесса обучения и воспитания учащихся  особенно актуальна. К тому же в настоящее время, по существу, надо учить всех и учить хорошо. Этого требует современное общество и стремительный рост научно-технического процесса, который выдвигает необходимость постоянного, систематического самообразования и самовоспитания и самопрезентации.

           Термин профессионального мастерства  учителя не является новым.  Он интересовал ученых-педагогов во все времена и начала изучаться еще в древнем мире. Этому вопросу большое внимание уделяли Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и другие мыслители, педагоги и ораторы.

     Вопросы профессионального мастерства учителя  прослеживаются и в творчестве крупнейших западноевропейских педагогов XVI - XIX вв. Идеи гуманизма эпохи Возрождения были отражены во взглядах Томаса Мора, Франсуа Рабле, Эразма Роттердамского, Мишеля Монтеня и других передовых мыслителей "того времени”.

     Идеи  профессионального мастерства учителя нашли свое отражение и в трудах выдающихся отечественных мыслителей, деятелей просвещения. В русской педагогике родоначальниками демократических взглядов были В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский Н.А.Добролюбов, Н.И.Пирогов. Проблема профессионального педагогического мастерства занимает важное место в системе их педагогических идей.

           Среди вопросов, волновавших выдающегося  деятеля отечественной педагогики - К.Д.Ушинского, также была проблема  профессионального мастерства учителя. Анализируя особенности педагогической деятельности, направленной на развитие личности, К.Д.Ушинский называл ее искусством, указывая на основную задачу - создавать то, чего еще нет. По его мнению, если педагог будет знать законы развития своего предмета - воспитание ребенка, он будет выполнять педагогические правила не автоматически, а творчески, то есть будет творцом своего дела.

            К.Д.Ушинский выделял следующие  пути овладения педагогическим  мастерством: самосовершенствование,  изучение опыта, создание своего стиля преподавания, своей системы педагогической работы [54 , с. 18].

     А.С.Макаренко  говорит о том, что педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом, умении держать паузу, позу, мимику, жест. Воспитатель должен уметь владеть и своим настроением, быть веселым, сердитым, уметь шутить, ходить, организовывать. «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса, И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно», - признался А.С.Макаренко [27, с. 265].

     Педагог подчеркивает: «Воспитатель должен вести  себя так, чтобы каждое движение его  воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?» [27, с. 265].

     Едва  ли не одним из первых в советской  педагогике А.С.Макаренко ввел понятие  «педагогическая техника» как структурный компонент и основа педагогического мастерства и самопрезентации учителя. «Для меня в моей практике, как и для вас, многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть. Нас этому никто не учит, а этому можно и нужно учить, и в этом есть и должно быть большое мастерство» [27, с. 138].

     В.А.Сухомлинский много внимания в мастерстве учителя  уделял культуре педагогического общения. Заботясь о форме и тоне обращения, рассматривая возможности снятия словом эмоционального напряжения учащихся, он предостерегал против излишнего возбуждения психики словом. «Будьте осмотрительны, - обращается В.А.Сухомлинский к учителям, - чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней. Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания «распечь», «проработать»... Слово педагога должно прежде всего успокаивать» [49, с. 64].

            «Учительская профессия, - писал Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве, закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших - отца, матери, учителя, - которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку». [49, с. 19].

           Глубокое знание своего предмета, умение определить трудности в усвоении материала каждым учеником, любовь к детям и педагогическому труду, предельная мобилизованность, заинтересованность в новом, перспективном, отход от установившихся шаблонов в педагогическом процессе - вот качества, необходимые учителю-мастеру для успешной самопрезентации.

     Понятие «педагогическое мастерство» весьма сложное и в различных научно-методических источниках интерпретируется по-разному.

     Педагог - мастер своего дела - это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания» [35, с. 535]

     В современной педагогике профессиональное мастерство учителя как объект педагогической деятельности подвергалось анализу в трудах Ф.Н.Гоноболина, Ю.П.Азарова, А,И.Щербакова, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина и других. В центре внимания ученых находятся вопросы изучения личности учителя, роли его профессиональных свойств и качеств в организации педагогического процесса, проблемы повышения эффективности педагогической деятельности через самопрезентацию и профессионализм. Большое внимание уделяется проблеме развития педагогических умений и навыков, а также способностей к педагогической деятельности.

     Украинские  педагоги И.А.Зязюн, И.Ф.Кривонос, И.Н.Тарасевич  и другие в учебном пособии  «Основы педагогического мастерства»  педагогическое мастерство определяют через комплекс свойств личности, «обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности». К таким важнейшим свойствам они относят гуманистическую направленность личности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику [35, с. 1О].

     Учитель должен обладать необходимыми природными данными, формировать у себя определенные личностные качества, которые обусловливают  высокую результативность его труда.

     Педагогическая  биография учителя индивидуальна. Чтобы стать мастером, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать.

     Профессиональное  мастерство, по мнению В.А.Сластенина, и с этим нельзя не согласиться, приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Оно складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. «Мастерство учителя - это синтез личностно деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса», - пишет педагог [46, с. 262].

     А.К.Маркова  определяет сущность педагогического  мастерства как выполнение «учителем своего труда на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях», и считает, что оно является «хорошим владением основами владением основами профессии, успешным применением известных в науке и практике приемов. В данном определении, на наш взгляд, педагогическое мастерство рассматривается как деятельность, но определение нуждается в уточнении. Мы считаем, что мастерство нельзя сводить только к овладению образцами и эталонами педагогической деятельности, хотя это важно для формирования профессионализма.

     По  мнению Н.В.Кухарева, педагогическое мастерство правомерно рассматривать «как важнейшее  качество личности учителя, которое обусловливается высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи обучения, воспитания и развития школьников» [22, с. З].

           Чтобы определеннее раскрыть  наши подходы к сущности и содержанию интерпретируемого понятия, остановимся на структуре и главных компонентах педагогического мастерства.

     Исходя  из понимания мастерства как комплекса  свойств личности, обеспечивающего  высокий уровень самоорганизации  и профессиональной деятельности и самопрезентации педагога, можно определить его структуру, в которую входят четыре очень значимых компонента. Первый компонент - это, прежде всего гуманистическая направленность личности.

     Педагогическая  направленность личности учителя многогранна  и может быть направлена: на себя - самоутверждение, на средства педагогического  воздействия, на школьника (коллектив), на цели. Объектом обучающей деятельности педагога являются: во-первых, учащийся как личность (субъект и объект воспитания); во-вторых, учебно-познавательная деятельность учащихся; в-третьих, содержание образования (объект).

     Гуманистическая направленность личности учителя включает в себя следующие качества личности: доброта, терпение, уважение личности ребенка, любовь к детям, разумная требовательность, выдержка, уравновешенность и многие другие.

     Наблюдательность  помогает педагогу определить, с каким  учеником он имеет дело. В то же время наблюдательность помогает педагогам увидеть в своем воспитаннике то, что заставляет учащегося учиться лучше. Наблюдательные педагоги по-особому умеют создавать ситуации успеха, что делает процесс обучения и воспитания интересным, притягательным.

     Особая  чувствительность обеспечивает педагогу выбор наиболее целесообразных и  эффективных способов воздействия  на своих питомцев: педагог предвидит  то, как ему поступать с тем  или иным учеником в конкретной ситуации; ему присуще чувство меры в требованиях, он способен выдвигать сверхзадачи, незаметно мобилизуя возможности учащихся, утверждая их. Особая чувствительность позволяет педагогу нейтрализовать негативные и прогнозировать ценностные стремления учащихся, с которыми он имеет дело.

     Гибкость  помогает педагогу выбрать наиболее эффективный способ общения с  учащимися при решении длинного ряда педагогических задач.

     Вторым  компонентом педагогического мастерства являются профессиональные знания учителя. Сюда относятся и специальные знания учителя по предмету, и овладение способами и приемами преподавания, и сама методика преподавания, и психолого-педагогическая эрудиция учителя, и знание общественных дисциплин. Однако кроме специальных знаний этот компонент включает в себя так же и общий кругозор учителя. Важными особенностями профессионального педагогического зрения являются его комплексность (способность учителя синтезировать изучаемые науки) и личностная окрашенность (“Если сам не раскрываешься перед учеником, не даешь ему проникнуть в свой мир ощущуний, мыслей, то тщетно ждать искренних ответов, собственных мыслей от учащихся. Мастерство педагога – в “очеловечивании”, одухотворении знания.”[26, с. 12])

     Третьим элементом структуры педагогического мастерства являются профессиональные педагогические способности, умения и навыки.

     Главная способность учителя, с нашей  точки зрения, наиболее точно определена Н.В.Кузьминой: это чувствительность к формируемой личности.

     Опираясь  на исследования Кузьминой Н.В. и  Кухарева Н.В., можно вычленить  семь ведущих способностей личности учителя, определяющих уровень развития его педагогического мастерства: гностические способности - познавательные способности учителя, т.е. способности совершенствовать свои знания, умения анализировать собственную деятельность учащихся, передовую педагогическую теорию и практику; проектировочные - планирование предстоящей деятельности (собственной и детей) и ее конечных результатов; конструктивные - отбор и композиционное построение учебно-воспитательных занятий и конструирование личности ребенка; организаторские - умение учителя организовать себя и учащихся в различных видах деятельности; перцептивные - умение понимать и чувствовать эмоциональное, психическое состояние другого человека, поставить себя на его место, т.е. способность к сочувствию, сопереживанию, эмпатии; прикладные (практические) - способности, связанные с хобби учителя, проявляются во внеурочной деятельности; коммуникативные - умение общаться с другими людьми.

Информация о работе Самопрезентация учителя