Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 23:40, дипломная работа
Цель: изучить теоретические основы развития самопрезентации учителя и выявить направления деятельности по ее саморазвитию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность феномена «самопрезентация учителя».
2. Показать зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации учителя.
3. Дать характеристику профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения.
4. Описать как выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися влияет на оптимизацию самопрезентации учителя в процессе обучения.
5. Описать возможности невербальных сигналов в совершенствовании самопрезентации учителя.
6. Выявить роль саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей.
7. Провести диагностику профессиональных качеств учителя, способствующих его успешной самопрезентации в процессе обучения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы самопрезентации учителя как фактора оптимизации процесса обучения
1.1. Сущность феномена «самопрезентация учителя» 7
1.2. Зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации
учителя 12
1.3. Характеристика профессиональных качеств учителя, способствующих продуктивной самопрезентации в процессе обучения 18
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Направления деятельности учителя в оптимизации самопрезентации в процессе обучения
2.1. Выбор стиля взаимодействия учителя с учащимися в оптимизации самопрезентации учителя 30
2.2. Невербальные сигналы в совершенствовании самопрезентации 37
2.3 Саморегуляция учителя в развитии его презентативных возможностей 46
2.4. Диагностика профессиональных качеств учителя, способствующих
успешной самопрезентации 55
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Библиография 72
Приложения 76
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы самопрезентации учителя как фактора оптимизации процесса обучения
1.1. Сущность феномена
«самопрезентация учителя»
1.2. Зависимость эффективности процесса обучения от самопрезентации
учителя
1.3. Характеристика
профессиональных качеств учителя, способствующих
продуктивной самопрезентации в процессе
обучения
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Направления деятельности учителя в оптимизации самопрезентации в процессе обучения
2.1. Выбор стиля
взаимодействия учителя с учащимися в
оптимизации самопрезентации учителя
2.2. Невербальные сигналы в совершенствовании самопрезентации 37
2.3 Саморегуляция
учителя в развитии его
2.4. Диагностика профессиональных качеств учителя, способствующих
успешной самопрезентации 55
Выводы по второй главе 68
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Вопросы самопрезентации, формирования социально привлекательного образа вызывают все больший интерес у широкой аудитории, в числе которой менеджеры, политики, журналисты, психологи и конечно же учителя. Действительно, все мы, так или иначе, вовлечены в процесс межличностного взаимодействия, и от того каким образом, с помощью каких средств мы представляем себя другим, от того какое впечатление складывается о нас у окружающих, во многом зависит успех, как в деловых, так и в личных отношениях.
Учитель, осуществляя связь времен, связь поколений, передает и распространяет достижения человеческой культуры, творит личность будущих поколений. Учитель - одна из самых сложных и ответственных профессий. Общество предъявляет к педагогу более высокие требования, чем к людям других профессий. Именно на учителя возлагается ответственная роль по созданию социальной воспитательной среды, а сам педагог должен выступать одновременно организатором, управителем и частью этой среды. Целью учителя должно быть развитие личности ребенка. Современный учитель - это не только передатчик знаний, но, прежде всего личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением. Педагог, в свою очередь, должен воспринимать ученика как индивидуальность, творческую и саморазвивающуюся личность. Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уроке и в общении с одноклассниками, его влияние простираются и на отношения в семье. Очень важно, что личность учителя, его состояние, включенность в обучение школьника полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период обучения, но и в последующие годы.
Период становления проходит новый стиль педагогического труда, основывающийся на идее взаимосвязи управления и самодеятельности, гуманитаризации и гуманизации школы, демократизации педагогических отношений, связи обучения и самообразования.
Одним из важнейших компонентов этого стиля, фундаментальной составляющей педагогического мастерства учителя современной школы является его самопрезентация. Высокий уровень ее развития позволит учителю полноценно реализовать свои знания и способности на практике, даст возможность адекватно реагировать в различных, даже самых сложных ситуациях при решении учебных и воспитательных ситуаций, обеспечит ему базу для успешного профессионального самосовершенствования. Из всего вышесказанного становится ясно, почему личность учителя школы и его общение со школьниками вызывает пристальный интерес исследователей.
Актуальность исследования обусловлена относительной неразработанностью данной проблемы в отечественной психологии и педагогике. Несмотря на то, что отдельные аспекты самопрезентации изучались в рамках исследования проблем социальной перцепции (А.А. Бодалев, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Сластенин, А.П. Ершова, В.П. Трусов и др.), восприятия и формирования имиджа (В.П.Тарантей, Н.В.Кузьмина, М.Н. Ночевник, Г.Г. Почепцов и др.), самопрезентация практически не являлась предметом отдельного, самостоятельного изучения.
Сходная картина (по мнению Б.Шленкера и М.Вейголда, 1992) наблюдалась и на Западе, хотя первая монография Э.Гоффмана «Представление себя в повседневной жизни» появилась еще в 1959 году.
Для
нашего исследования значимым представляется
изучение путей оптимизации
Практическая значимость данной работы заключается в том, чтобы помочь учителям осознать свои личностные особенности, которые выражаются в стиле их педагогического общения. Зная свои сильные и слабые стороны, педагог может развивать свои достоинства, компенсируя недостатки. Тем самым учитель может сделать процесс общения со школьниками более комфортным и полезным.
Объект: феномен «самопрезентация учителя».
Предмет: оптимизация самопрезентации учителя в процессе обучения.
Цель: изучить теоретические основы развития самопрезентации учителя и выявить направления деятельности по ее саморазвитию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить
сущность феномена «
2. Показать зависимость
эффективности процесса
3. Дать характеристику
профессиональных качеств
4. Описать как
выбор стиля взаимодействия
5. Описать возможности
невербальных сигналов в
6. Выявить роль
саморегуляция учителя в
7. Провести диагностику
профессиональных качеств
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: наблюдение, ретроспективный анализ и обобщение педагогической теории и практики; обобщение и систематизация научных фактов; анкетирование с целью выявления уровня сформированности компонентов, влияющих на успешную самопрезентацию, наблюдение за учащимися, беседы с педагогами, с целью анализа их мнения о необходимости целенаправленной работы по развитию самопрезентации, педагогический эксперимент по развитию презентативных способностей в ходе производственной практики; статистическая обработка результатов.
Базой
для экспериментальной работы служила
6-я политехническая гимназия г. Минска.
Глава 1. Теоретические основы самопрезентации учителя как фактора оптимизации процесса обучения
1.1.
Сущность феномена
«самопрезентация
учителя»
С феноменом самопрезентации мы сталкиваемся каждый день. Зачастую, даже не подозревая, что у нас в подсознании существует проект собственной презентации, мы, общаясь с разными людьми, участвуя в различных кампаниях, выбирая себе стиль одежды и поведения, внедряем этот проект в жизнь. Такая стратегия носит название «природная самопрезентация». Существует и осознанно заранее спланированная тактика позиционирования своей персоны, которая именуется «искусственной презентацией».
Приходится констатировать тот факт, что феномен самопрезентации только в последнее время (начиная с 90-х годов) становится предметом самостоятельных исследований работы Н.В. Амяга, Е.В. Зинченко, Ю.П. Кошелевой, Е.П. Никитина и Н.Е. Харламенковой, Е.А. Соколовой-Бауш и др.). Тем не менее, по нашему мнению, в работах отечественных психологов, посвященных изучению ряда общепсихологических и социально-психологических проблем, намечены подходы, позволяющие провести теоретический анализ феномена самопрезентации, его сущности.
Прежде всего, необходимо определиться с самим этим понятием. Так вот, «самопрезентация» происходит от американского слова «презентация» и русского «сам себя», хотя сам феномен выявили американцы (в США данное понятие звучит так: «own presentation»). А чтобы понять значение «новоиспечённого» понятия, тоже не придётся много думать, так как оно вытекает из самого определения презентации.
«Самопрезентация» – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Попросту говоря, это то, как вы выглядите и что представляете собой в глазах всего вашего окружения.
Существует две основных формы «самопрезентации»: «природная» и «искусственная». «Природная самопрезентация» свойственна всем людям без исключения, причём она приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек имеет опредёлённую, так сказать, «окраску» в глазах окружающих: «какой спокойный ребёнок!», «какая темпераментная девочка», «у малыша, видно, семь пядей во лбу». Ещё не подозревая того, человек с ранних лет начинает собирать «головоломку» своего образа. Всё это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований, как говориться, «без масок и увертюр». Я думаю, что здесь не стоит говорить о наследственности и генах, это, скорее, природное распределение, естественный процесс определения человека в структуре общественного сознания.
Главное «антидостоинство» «природной самопрезентации» – это то, что человек не может контролировать и корректировать процесс в рамках именно этой презентации. То есть, индивидуум не выбирает, положительной ли будет его «природная самопрезентация», или же она будет носить негативный окрас. Можно описать этот процесс, как бездумная, неконтролируемая личностью презентация самого себя. И с этим ничего не поделать, правда до тех пор, пока человек не станет способен на реализацию «искусственной самопрезентации».
Главная цель «искусственной самопрезентации» – завоевание лояльности к своей персоне со стороны референтно значимой для «презентуемого» группы людей. По-другому – для того, чтобы завоевать расположение важных для нас людей, и не имеет значение, важны они в данной конкретной ситуации, или же всегда имеют значимость для нас, мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса с, так сказать, «потенциальной аудиторией».
Для плодотворной профессиональной деятельности в направлении сотрудничества учителя с учениками педагогу необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал у учеников. Все это вместе составляет имидж учителя.
Имидж - образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.
Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Наиболее значимые составляющие имиджа: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я».
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем постоянно должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде.