Роль произведений В.Драгунского в формировании чувства юмора детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 07:30, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Объект исследования: педагогический процесс развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Предмет исследования: содержание, методы и приёмы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.

Содержание

Введение
3
Глава I Теоретические основы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста через произведения детской литературы
5
1.1 Определение чувства юмора
5
1.2 Особенности эмоций у детей младшего школьного возраста
7
1.3 Психологические особенности развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
10
1.4 Произведения Виктора Драгунского как средство развития чувства юмора у детей
14
Глава II Методы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста посредством чтения произведений Виктора Драгунского
21
2.1 Как развить у ребенка чувства юмора
21
2.2 Средства и приемы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
24
Глава III Формирование чувства юмора путем чтения произведения Виктора Юзефовича Драгунского
28
2.1 Констатирующее исследование
28
2.2 Разработка блока уроков внеклассного чтения по развитию у детей чувства юмора
29
2.3 Контрольная диагностика уровня развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста и сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик
33
Заключение
36
Библиография

Работа содержит 1 файл

Дип Роль произв Драгинского на формирование чувства юмора.docx

— 262.63 Кб (Скачать)
6. ...Школа была  за селом у церкви. Когда Филипп  шел по своей слободе, собаки  его не трогали, они его знали.  Но когда он вышел к чужим  дворам, выскочила Жучка, залаяла,  а за Жучкой большая собака  Волчок...
7. Наша преподавательница  литературы Раиса Ивановна заболела. И вместо нее к нам пришла  Елизавета Николаевна. Вообще-то  Елизавета Николаевна занимается  с нами географией и естествознанием,  но сегодня был исключительный  случай, и наш директор упросил  ее заменить захворавшую Раису  Ивановну...
8. Недели две  тому назад у нас в школе  был огромный праздник – встреча  со знаменитым писателем. Мы  давно уже всем классом читали  его смешные рассказы и стихи,  и они нам очень нравились...
2. Эксперты  подсчитывают баллы команд, подводят итоги.

 

 

 

 

Приложение 6

Литературная  викторина

 

Надеемся, вы успели перечитать любимые рассказы о Дениске. Теперь настала пора показать насколько хорошо вы знакомы с  этим героем.

Ответьте  на вопросы литературной викторины, которую составила для вас  учитель начальных классов Светлана Анатольевна Шейкина.

ВНИМАНИЕ!

Каждая команда  отвечает на вопросы один раз.

Викторина по книге В.Ю. Драгунского "Денискины рассказы"

 

Назовите  фамилию Дениски 

 Драгунский

 Кораблёв

 Слонов

Почему Дениска  любит лошадей?

 У них  очень длинные и красивые гривы

 У них  красивые и добрые лица

 На них  можно прокатиться

Что такое " баттерфляй" ?

 дамская  шляпка

 вид хода  лошади

 стиль  плавания

"...Какой  вид! Грудь распахнута, шапка на  затылке! Щеки красные, вся  шея голая! Хороша, нечего сказать!..."

Откуда вернулась  бабушка Дениски?

 с лыжной  прогулки

 из магазина

 с хоккея

С кем подружился Дениска на даче у дяди Володи?

 с соседями

 с собаками

 с Мишкой

Что приключилось с Дениской, когда в зоомагазине  ему не хватило белых мышей?

 у него  разболелась голова

 от расстройства  он потерял аппетит

 от расстройства  он стал худеть

Сколько человек  принимало участие в соревнованиях  по плаванию, в которых Дениска  занял "почётное" третье место?

20

10

18

Почему Алёнка неправильно произносила некоторые  звуки?

 Потому  что Алёнке всего пять лет

 У Алёнки  выпал зуб

 Все звуки  Алёнка произносила абсолютно  правильно

Почему, облегчая труд мамы, Дениска помыл только два столовых прибора?

 один  уже помыл папа

 за обедом  были только Дениска и мама

 один  из приборов Дениска разбил

Как вы думаете, почему Дениска передумал становиться  боксёром?

Подберите подходящие по смыслу пословицы и поговорки  к рассказам В. Драгунского, которые вы прочитали

Напишите  пословицу, а в скобках укажите, к какому рассказу она, на ваш взгляд, подходит. Например: "Битый небитого везёт" (рус. нар.сказка "Лиса и волк")

 

Приложение 7

Урок внеклассного чтения

 

Тема: В.Ю.Драгунский “Денискины рассказы”.

Цели урока:

Расширять литературоведческие  знания (познакомить с термином “герой-рассказчик”).

Развивать умение анализировать содержание литературного  произведения.

Расширять словарный  запас учащихся.

Прививать интерес  и любовь к художественному слову.

Продолжать  работу по формированию навыков чтения.

Оборудование:

Мультимедийные  слайды (с портретом писателя, кроссвордом  и записью определения понятия  “герой-рассказчик”).

Аудио-кассета с плавной, мечтательной музыкой.

Фото-стенд  “Страна нашего детства”.

Выставка  любимых игрушек.

Карточки  для групповой работы с отрывками  текстов из произведений В.Ю.Драгунского.

Ход урока.

1. Организационный  момент.

2. Подготовка  к восприятию нового материала. 

- Мы сегодня  заглянем в страну детства.  Помогут нам в этом наши  любимые герои.

- А сейчас  необычное задание: мы с вами  послушаем музыку и попытаемся  представить себе…закройте глаза… что вы представляете, когда слышите слово “детство”? (Звучит приятная тихая музыка).

- Теперь  поделитесь с нами тем, что  вы представили, только, пожалуйста, будьте кратки, потому что хочется  выслушать больше ваших высказываний. (Звучат короткие рассказы детей).

- Спасибо  за интересные рассказы; все это  частички вашего детства. А  сейчас давайте вспомним произведения  для детей, ведь тема детства  всегда главная для взрослых: и для родителей, и для учителей, и для писателей, и для всей  нашей страны. Сначала предлагаю  разгадать кроссворд и вспомнить  героев ваших любимых детских  книг.

Кроссворд

По вертикали:

В каком городе жил герой, имя которого намекает на то, что он ничего не знал? (Цветочный, герой Незнайка))

По горизонтали:

Кличка котёнка, который спрятался под шляпой и напугал двух мальчиков. (Васька)

Имя героя  рассказа Л.Н.Толстого, который очень хотел учиться, но его не брали в школу, потому что он был ещё маленький. (Филиппок)

Что украли мальчики из колхозного огорода в  рассказе Н.Носова? (Огурцы)

Как звали  главного героя рассказов В.Ю.Драгунского? (Дениска)

3. Проверка  домашнего задания. Групповая  работа (расследование).

(Дети сидят  по 5-6 человек за сдвинутыми вместе  партами).

- А теперь  наступило время расследования.  Знаменитые сыщики Шерлок Холмс  и доктор Ватсон предлагают  нам задание. Один ученик читает  для своей группы отрывки из  рассказов (см. приложение). Ваша  задача – после обсуждения  назвать фамилию автора и название  произведения. Работаем в группах.

На столах учеников имеются рабочие листы, на которых напечатаны отрывки из произведений В.Ю. Драгунского.

Дети после  чтения и обсуждения в группе отвечают по 1 человеку от каждой группы.

- Кто герой  всех этих рассказов? Какой  Дениска в них, как вы думаете?  Кто же автор? (СЛАЙД с портретом  В.Ю.Драгунского)

4. Физминутка (“Гроза”)

Данная физминутка была выбрана потому, что важно было не разрушить воцарившееся в классе лирическое настроение смешными или ритмичными спортивными упражнениями, из которых обычно состоят паузы для отдыха детей на уроке. Обращение к своему опыту общения с природой как нельзя лучше подходило для данного случая, поддерживая положительный эмоциональный настрой; в то же время упражнение давало возможность напрягать и расслаблять разные мышцы: рук, спины, ног, шеи.

- Давайте  сейчас немножко отдохнем, а сделаем  это …в лесу, да-да, не удивляйтесь,  мы попали в лес…(Учитель показывает  движения, не называя их). Над лесом встает солнышко (руки плавно поднимаются вверх и в стороны, голова запрокидывается вверх, плечи расправлены, лицо улыбается), легкий ветерок колышет листочки на деревьях (руки покачиваются вверху из стороны в сторону), но вот на небе показалась тучка (руки опускаются вниз, лицо хмурится, плечи поднимаются вверх), и постепенно, сначала медленно, а потом все быстрее… (дети легко постукивают пальцами по партам) начинается дождик, он усиливается (стук все сильнее), превращается в ливень (стучат всей ладонью), и вдруг слышится раскат грома (не переставая стучать по партам, стучат 3-4 раза ногами по полу), но гроза быстро проходит, и дождь постепенно ослабевает (стучат все тише и реже по партам), падают последние редкие капли (стучат двумя пальцами), вот он совсем закончился (стук прекращается), и снова на небе сияет яркое солнышко (руки снова плавно поднимаются вверх и в стороны, голова запрокидывается вверх, плечи расправлены, на лице улыбка).

- И мы  снова в классе, продолжим нашу  работу?

5. Чтение  рассказа В.Ю. Драгунского “Что  я люблю… И чего не люблю!” 

- Сегодня  мы познакомимся ещё с одним  произведением В.Ю.Драгунского, а название его прочитаем на доске:

На доске  запись: “Что я люблю… И чего не люблю!”

Дети читают произведение.

6. Работа  с текстом: ответы на вопросы  по прочитанному, введение нового литературного термина.

- Понравилось  вам произведение?

- Какой эпизод  понравился больше всего? (Дети  читают небольшие понравившиеся  отрывки).

- Кто знает,  кто такой Канчиль*? (Это олень очень маленького роста). Кто читал про него сказку? Это очень интересная индонезийская сказка об олененке, который обманул множество злобных крокодилов, советую прочесть её.

- Как вы  думаете, от чьего лица ведётся  рассказ?

- А кто  думает иначе? Может быть, от  лица самого автора В.Ю.Драгунского? Чем вы можете это доказать?

Вывод: Любое  произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда  он употребляет местоимение “Я”. Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведет не сам автор, а герой. Кто этот герой? И называется такой герой – герой-рассказчик.

- А как  объясняется это понятие в  словаре литературных слов, прочитаем. (Читает ребенок).

СЛАЙД. На слайде появляется надпись: Герой-рассказчик – неравноценный автору персонаж, от имени которого рассказывается произведение. Он является действующим лицом этого  произведения.

- Начиная  с сегодняшнего дня, мы уже  будем обращать внимание на  то, от чьего лица ведётся повествование.

7. Повторное  чтение произведения.

- Давайте  теперь перечитаем этот рассказ  и выберем, что же именно  любит и чего не любит Дениска. 

Дети читают выбранные отрывки из рассказа, выходят  к доске и прикрепляют к  ней заготовленные учителем карточки в два столбика.

Люблю: 

Не люблю:

читать сказки про Канчиля когда папа с мамой уходят в театр

посмеяться когда у меня выигрывают

строгать  и пилить играть в “каравай”

ходить в  зоопарк мазать палец йодом

ужей, ящериц, лягушек и т.д. когда ребята задаются

играть в  шашки, шахматы и домино 

гостей 

- Посмотрите, пожалуйста, на доску и, глядя  на любимое и нелюбимое Дениски, попробуйте охарактеризовать этого мальчика - нашего героя-рассказчика. Какой он?

(Ответы детей: Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать, любит животных, хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый…)

- Он похож  чем-то на ваших друзей? А на  вас? Конечно, вы тоже любите….., и не любите…

(Обращаю  внимание детей на фотостенд “Страна нашего детства”, где помещены их детские фото и выставку любимых игрушек).

8. Итог урока. 

- О рассказах какого писателя мы говорили сегодня? Какой новый рассказ читали?

- Кто герой  этих рассказов? Нравится он  вам? Чем? (Попробуйте ответить  кратко.)

- Что нового  вы узнали сегодня на уроке?  Кто же такой “герой-рассказчик”?

9. Домашнее  задание. 

- Попробуйте  написать письмо Дениске Кораблёву  о том, что вы любите и  чего не любите. Наверное, ему  будет интересно. 

А это одно из тех писем, которое было написано Дениске:

Привет, Денис!

Меня зовут  Надя. Мне восемь лет. Я учусь в  Прогимназии № 1754. Мы с классом  на уроке внеклассного чтения читали твой рассказ о том, что ты любишь и не любишь. Он мне очень понравился, и теперь я тебе хочу написать о  себе.

Итак, что  я люблю?..

Я люблю своих  родителей. Мама у меня очень красивая, добрая, ласковая, а папа смелый, сильный. Он - выдумщик, сочиняет для меня интересные сказки и стихи. Очень люблю читать, танцевать, играть в разные игры: в компьютерные, настольные, подвижные и другие, люблю выходить в Интернет.

Информация о работе Роль произведений В.Драгунского в формировании чувства юмора детей младшего школьного возраста