Роль произведений В.Драгунского в формировании чувства юмора детей младшего школьного возраста
Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 07:30, дипломная работа
Описание работы
Цель исследования: изучение развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе. Объект исследования: педагогический процесс развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе. Предмет исследования: содержание, методы и приёмы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Содержание
Введение 3 Глава I Теоретические основы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста через произведения детской литературы 5 1.1 Определение чувства юмора 5 1.2 Особенности эмоций у детей младшего школьного возраста 7 1.3 Психологические особенности развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста 10 1.4 Произведения Виктора Драгунского как средство развития чувства юмора у детей 14 Глава II Методы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста посредством чтения произведений Виктора Драгунского 21 2.1 Как развить у ребенка чувства юмора 21 2.2 Средства и приемы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста 24 Глава III Формирование чувства юмора путем чтения произведения Виктора Юзефовича Драгунского 28 2.1 Констатирующее исследование 28 2.2 Разработка блока уроков внеклассного чтения по развитию у детей чувства юмора 29 2.3 Контрольная диагностика уровня развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста и сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик 33 Заключение 36 Библиография
Математику Какой школьный предмет учил
папа за Васю?
В математике В чем не силен Вася?
Громко Как нужно петь,
по мнению Дениса?
Ю.И.Коваль
III. 1. Учитель
знакомит детей с биографией
Ю.И Коваля. (Слайды 28–35)
Коваль Юрий
Иосифович родился 9 февраля 1938 в
Москве. По окончании Московского
государственной педагогического
института (1960) с дипломом учителя
русского языка и литературы, истории
и рисования работал в сельской
школе в Татарии. Во время учебы
в институте увлекся искусством
фрески, мозаики, скульптуры. Занимался
также рисунком и живописью. Подружился
со многими деятелями искусства.
В начале 1960-х годов Коваль начал
публиковать произведения для детей.
Наиболее известными из них станут
Приключения Васи Куролесова (1974), Кепка
с карасями (1974), Недопесок (1975), Пять похищенных
монахов (1977), Полынные сказки (1987). Во взгляде
автора на мир чувствовалась чистота и
непосредственность, поэтому созданные
им герои – Вася Куролесов, песец Наполеон
Третий, картофельная собака Тузик и др.
были любимы детьми. Увлекательные сюжеты
(например, Приключения Васи Куролесова
написаны в жанре детектива для детей)
усиливали интерес маленьких читателей
к произведениям Коваля.
Писатель был
награжден дипломом А. Гайдара (1983),
стал лауреатом Всесоюзного конкурса
на лучшее произведение для детей (1987).
Произведения,
написанные Ковалем для взрослых,
были менее известны читателям. После
смерти Коваля был опубликован роман
Суер-Выер (1996), над которым он работал
в последние годы жизни (в 1996 роман отмечен
премией «Странник» Международного конгресса
писателей-фантастов).
Произведения
Коваля переведены на все европейские,
а также на японский и китайский
языки.
Умер Юрий Коваль
в Москве 2 августа 1995.
2. – Вспомните,
пожалуйста, рассказ Ю.И. Коваля
«Нулевой класс».
– Понравился
вам рассказ?
– Какой герой
понравился больше? Почему?
– Что хочет
сказать нам автор? Какова главная
мысль рассказа?
3. Теперь – тест.
Командам выдаётся таблица для записи
ответов.
1. Новую учительницу
звали:
а) Марья Антоновна,
б) Марья Семеновна,
в) Марья Ивановна?
2. Старого учителя
звали:
а) Алексей Иванович,
б) Алексей Семёнович.
в) Алексей Степанович.
3. В каком
классе было больше всего детей:
а) в первом,
б) во втором,
в) в третьем.
4. Учительница
напугала ребят тем, что:
а) мыла руки перед
занятиями,
б) мыла бруснику
перед едой,
в) мыла ботинки
перед входом в класс
5. Ванечка Калачев
строил:
а) запруду,
б) башню,
в) куличики
6. Ванечке нравились
буквы:
а) латинские,
б) печатные,
в) прописные
7. Ванечка стал
учиться:
а) дома,
б) в классе,
в) прямо на
дороге.
8. Какую букву
НЕ учили Ванечка и учительница
в первый день?
а) А,
б) В,
в) Д.
9. Новую «Книгу»
на дороге жители деревни:
а) каждый день
ломали,
б) аккуратно
обходили,
в) давили колесами
телег.
10. В осенние
дни Ванечка учился считать:
а) опадающие
листья,
б) падающие
звезды,
в) улетающих
птиц.
11. Ванечка
стал учиться:
а) дома,
б) в классе,
в) прямо на
дороге.
12. Какую
букву НЕ учили Ванечка и
учительница в первый день?
а) А,
б) В,
в) Д.
4. Проводится
цифровой диктант
Если вы согласны
с утверждением, ставьте 1 (единицу),
если не согласны — 0 (ноль).
Действие рассказа
происходит в деревне.
В начальной
школе было всего 4 ученика.
Дети испугались
новую учительницу, потому что она
была очень строгая.
Нового ученика
Марья Семеновна нашла в луже.
Буквы Ваня рисовал
прямо ботинком на дороге.
Вода из лужи
утекала в другую лужу, потом в
овраг, а из него прямо в море.
Марья Семеновна
лепила буквы не только сапогами, но
и руками.
Ваня давно
знал букву «В».
Уроки в нулевом
классе проходили только по утрам, как
в настоящей школе.
Подведение
итогов.
В.В. Медведев
IV.
1. – Интересные
рассказы о школьниках писал
В.В. Медведев. Я расскажу вам о его жизни.
Валерий Владимирович
Медведев (Маринин) родился 16 марта 1923
г. В Тюменской области, в городе
Ишим. В 1940 г. он поступил учиться на
режиссерский факультет Государственного
института театрального искусства
имени А. В. Луначарского, но учебу
прервала Великая Отечественная
война. После демобилизации Медведев
окончил в 1952 г. ГИТИС и работал
в московском театре имени Моссовета,
снимался в кино.
В детскую литературу
он пришел в 1957 г., первой его книгой
в жанре фантастики стала повесть-сказка
«Баранкин, будь человеком!» (1962). Впоследствии
эта очень популярная повесть была переведена
почти на 30 языков и отмечена дипломом
международного конкурса имени Г.-Х.Андерсена.
По ее мотивам созданы мультфильм, спектакль
и даже оперетта. В 1983 г. книга Медведева
«Фантазии Баранкина» была удостоена
Государственной премии РСФСР имени Н.К.Крупской.
– Сегодня мы
вспомним рассказ В.В. Медведева
«Фосфорический мальчик».
2. Командам
выдаются листы для коллективной
работы с тестом.
1. Капитан Соври-голова
имел сокращенное прозвище?
а) Сого,
б) Вриго,
в) Сова.
2. Дима пытался
рассказать ребятам о том, как
он жил.
а) в Африке,
б) в Америке,
в) в Австралии.
3. Новенький
мальчик обыграл всех в:
а) карты,
б) шашки,
в) шахматы.
4. Староста 5 «В»
бросил Диме:
а) вызов,
б) шахматы,
в) портфель.
5. Сорокин готовился
к бою, читая книгу Симагина:
а) «Охота на короля»,
б) «Атака на короля»,
в) «Капкан для
коня».
6. Дима пытался
повысить уровень фосфора поеданием:
а) моркови,
б) гороха,
в) рыбы.
7. Чего НЕ
ел Дима, чтобы увеличить количество
фосфора в организме:
а) рыбу,
б) шоколад,
в) мороженое.
8. Дима и
Семен сыграли:
а) 2 партии,
б) 3 партии,
в) 5 партий.
9. Чтобы выиграть,
Дима попросил перенести игру:
а) на свежий воздух,
б) в свой класс,
в) в буфет.
10. В рассказе
встречается перефразированное
крылатое выражение из басни
И. А. Крылова:
а) «Кукушка и
петух»,
б) «Стрекоза
и муравей»,
в) «Слон и
Моська».
11.Подведём итоги
1. – Вам нужно
узнать произведение по отрывку
и записать автора и название
рассказа.
1. Хотя мне
уже идет девятый год, я только
вчера догадался, что уроки
все-таки надо учить. Любишь не
любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или
не лень, а учить уроки надо. Это закон.
А то можно в такую историю вляпаться,
что своих не узнаешь...
2. На переменке
подбежала ко мне наша октябрятская
вожатая Люся и говорит:
– Дениска, а
ты сможешь выступить в концерте?
Мы решили организовать двух малышей,
чтобы они были сатирики...
3. Приехала
к нам в деревню новая учительница.
Марья Семеновна. А у нас
и старый учитель был – Алексей
Степанович...
4. Новенького
звали Леня, фамилия у него
была Цветков. Он появился в
третьем «Б» в самом начале
декабря. С каждым днем посещения
класса мальчишки относились
к нему
все хуже и хуже,
в то время как девчонки все
болит» и больше обращали на него внимание...
5. ...Там
опять вовсю светило солнце, тропические
тени от плюща трепетали на стене, и солнечный
слон стоял между классной доской и партами.
Дима Колчанов сидел над шахматной доской,
обхватив руками свою фосфорическую голову...