Роль произведений В.Драгунского в формировании чувства юмора детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 07:30, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Объект исследования: педагогический процесс развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Предмет исследования: содержание, методы и приёмы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.

Содержание

Введение
3
Глава I Теоретические основы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста через произведения детской литературы
5
1.1 Определение чувства юмора
5
1.2 Особенности эмоций у детей младшего школьного возраста
7
1.3 Психологические особенности развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
10
1.4 Произведения Виктора Драгунского как средство развития чувства юмора у детей
14
Глава II Методы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста посредством чтения произведений Виктора Драгунского
21
2.1 Как развить у ребенка чувства юмора
21
2.2 Средства и приемы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
24
Глава III Формирование чувства юмора путем чтения произведения Виктора Юзефовича Драгунского
28
2.1 Констатирующее исследование
28
2.2 Разработка блока уроков внеклассного чтения по развитию у детей чувства юмора
29
2.3 Контрольная диагностика уровня развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста и сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик
33
Заключение
36
Библиография

Работа содержит 1 файл

Дип Роль произв Драгинского на формирование чувства юмора.docx

— 262.63 Кб (Скачать)

Среди чувств, возникающих у школьников младших  классов в процессе обучения, важное место занимают чувства, выражающие его отношение к учителю. Чаще всего это бывает любовь, связанная  с глубоким уважением. Чувство, испытываемое ребенком к своему первому наставнику, нередко сохраняется на долгие годы и после окончания школы, а  иногда а в течение всей жизни. Конечно, не всегда учителю удается заслужить такую любовь своих маленьких воспитанников, но психология детей младшего школьного возраста такова, что каждый учитель, любящий свое дело, вправе рассчитывать на их глубокую привязанность. Это дает большое удовлетворение и намного облегчает весь процесс учебно-воспитательной работы.

В процессе обучения у младших школьников все  более и более развиваются  высшие чувства. Яркий, красочный рассказ  учителя, желание узнать, о чем  пойдет речь дальше, впечатление, какое  производят наглядные пособия, опыты, проводимые в классе, наблюдения во время экскурсии — все это  вызывает у ребенка радость, представляющую определенный вид интеллектуального  чувства [29,17].

Значительно развиваются у школьника и  моральные чувства, которые в  дошкольном возрасте были еще недостаточно глубоки и сильны. В первые годы обучения у детей формируется такое чувство, как любовь к Родине. Еще до школы это переживание возникает как чувство близости к людям, к тому, что окружает ребенка, что радует его, является для него родным, делает жизнь счастливой (любовь к родителям, к своей семье, к товарищам по играм, к животным и растениям: деревьям, цветам и др.).

В процессе учения расширяется понятие о родном, близком. Ребенок начинает понимать, что такое Родина. Он узнает, что он живет в большой стране, где особенно заботятся о детях, о трудящихся. Узнавая многое о своей Родине из рассказов учителя, из книг, наблюдая жизнь, ребенок постепенно становится патриотом, чувство любви к Отчизне в доступной для него форме растет и становится более сознательным [29.22].

В тесной связи с этим чувством возникает  и растет сочувствие к угнетенным, любовь к трудящимся и ненависть  к угнетателям, поработителям, развивается  острое чувство справедливости, свойственное вообще нашим детям.

У младших  школьников быстро развивается также  чувство дружбы. В I и II классах это  чувство еще имеет малоустойчивый характер. Симпатии ребят быстро меняются иногда из-за незначительного повода.

В дневнике одной матери записана следующая  беседа с сыном, которому 7 лет 11 месяцев: «Сегодня говорит: «Я больше с Борей  не вожусь» (4 дня назад называл  его другом), «Почему?» — спрашиваю. «Я его звал к себе играть, а он не пришел,—отвечает Саша и продолжает:— мой самый большой друг— Саня...» [29,24].

Через 2 дня в дневнике такая запись: «Опять говорит о том, что он дружит с  Саней, просит его позвать на свой день рождения.

Еще через 4 дня спрашиваю Сашу, дружит ли он с Саней. Слышу ответ «Нет, уже  не дружу. Он меня толкнул, я упал в  снег, я ему дал сдачи, он мне сказал: «Я с тобой не вожусь» [29,25].

Но постепенно такая неустойчивость в чувстве  дружбы исчезает. Благодаря совместной учебе у детей возникают более  прочные взаимоотношения с товарищами, появляется желание помогать им в  учебных занятиях, проявлять о  них заботу. У детей вырабатывается ценное чувство коллективизма, развитию которого очень способствует то обстоятельство, что они становятся октябрятами, а затем вступают в пионерскую организацию.

В школьном возрасте развиваются и эстетические чувства детей. Они с интересом  рассматривают картины, любят слушать  музыку, декламировать стихи. В I классе у них возникают чувства, вызванные  содержанием произведения. Форма  как художественная сторона творчества им еще мало доступна.

 

1.3 Психологические  особенности развития чувства  юмора у детей младшего школьного  возраста

С.Л.Рубинштейн выделял три вида эмоциональной чувствительности. Первый – уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, когда чувство выражает состояние организма, находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью. Более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. На этом уровне чувство является не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Ценность, качественный уровень этих чувств зависят от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Наконец, над предметными чувствами поднимаются более обобщенные чувства, как-то: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.д. [27, 89]

Под чувством юмора подразумевается  комплекс перцептивных, когнитивных, эмоциональных, физиологических и поведенческих  процессов. Отсутствие чувства юмора  может выступать объектом иронии [20, 134].

Чувство юмора дается человеку при  рождении, но начинает проявляться  и развивается в раннем детстве  под влиянием окружающей среды, анекдотов и т. п. Отсутствие предпосылок для его развития приводит к формированию прямолинейного характера, человек с таким крайним типом личности может иметь проблемы в социальной адаптации [25,116].

Существуют исследования, в которых  была предпринята попытка измерить чувство юмора у разных людей  и связать его с другими  характеристиками человека. Оценки чувства  юмора производятся с точки зрения различных научных дисциплин, таких  как лингвистика, социология, психология, антропология. Существует порядка сотни теорий юмора. Многие теории утверждают, что назначение юмора в том, чтобы разряжать напряженность и стресс, а также в том, чтобы побуждать к поиску новых интерпретаций ситуаций. Согласно этим теориям, каждая шутка сопровождается нарастающим вниманием по мере ее изложения с последующей разрядкой, когда шутка высказана. Новые интерпретации возникают потому, что шутка показывает неожиданную ассоциацию несвязанных или даже конфликтующих обстоятельств. Некоторые теории утверждают, что юмор позволяет разрядиться агрессии. Однако во многих сообществах людей (солдаты на войне, милиция, уголовники, врачи) процветает особый юмор, иногда называемый чёрным [25,115].

Чувство юмора определяют, как способность  человека видеть смешное в рассказе, окружении или ситуации. Выделяют также способность шутить. Это тенденция человека делать юмористические комментарии либо вести себя смешно в каких-то ситуациях. Исследователи полагают, что юмор является физиологической защитной функцией [4,25].

Младший школьный возраст – совершенно особенный период развития ребенка. А.Н.Леонтьев дает следующую общую характеристику младшего школьника: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В эти годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» [19,76].

В этом возрасте перестраиваются вся  психическая жизнь ребенка и  его отношение к окружающему  миру. Суть этой перестройки заключается  в том, что в младшем школьном возрасте возникает внутренняя регуляция  поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается  и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в  младшем школьном возрасте сам ребенок  начинает определять собственное поведение.

Чувство юмора, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом  влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Отличительной особенностью поведения ребенка  младшего школьного возраста является то, что он действует под влиянием возникающих у него в данный момент чувств и желаний. Они переменчивы, поэтому можно легко привлечь его внимание к какому-то действию, зачастую даже просто «загадочной» интонацией: «А что мы сейчас увидим...!». Но удержать интерес детей к какому-либо делу длительное время в силу тех же причин трудно. Чувства и желания ребенка, несмотря на их неустойчивость, очень сильны, поэтому выражение чувств носит непосредственный, яркий характер: плач, смех, крик, хлопанье в ладоши, визг, агрессивные жесты, прыжки – то есть ребенок всем существом выражает свое переживание [20, 256].

В конце 3-го года жизни можно отметить и  понимание комического детьми –  в этот период у них появляется чувство юмора. Происходит это в  результате возникновения необычной  комбинации знакомых ребенку предметов  и явлений. Например, ребенок громко смеется, видя наряженную в платье танцующую  дрессированную собачку или увидев на картинке изображение кошки со шляпой на голове.

Однако  у ребенка очень мал жизненный  опыт, он не всегда правильно понимает смысл происходящего и часто  видит во всем только внешнюю сторону. Например, дети могут смеяться при  виде упавшего пожилого человека, оказавшегося в необычном, несколько смешном  положении. Задача взрослых должна заключаться  не только в том, чтобы развивать  у ребенка радостные эмоции. Помимо этого, необходимо так воспитывать  ребенка, чтобы ему были доступны и такие эмоции, как сострадание  и огорчение при виде чужого несчастья, чувство стыда и вины за свой плохой поступок.

Дети  младшего школьного возраста часто  находятся «в плену эмоций», поскольку  еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить  к импульсивности поведения, осложнениям  в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется  способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное  состояние других людей, развивается  произвольность поведения, чувства  становятся более устойчивыми и  глубокими [30,56].

Не каждый взрослый человек способен разобраться  во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые  эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром [30, 74].

 

1.4 Произведения  Виктора Драгунского как средство развивития чувство юмора у детей

Родился в Нью-Йорке, где поселились его  родители, эмигрировавшие из России. Однако уже в 1914 семья вернулась обратно  и поселилась в Гомеле, где и  прошло детство будущего писателя. На становление его личности повлиял  не столько рано умерший отец, сколько  два отчима — И. Войцехович погибший в 1920 красный комиссар, и актёр еврейского театра М. Рубин, с которым семья ездила по юго-западу России. После школы Виктор поступил учеником токаря на завод «Самоточка», откуда его уволили за трудовую провинность. Устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930). Работал бакенщиком, лодочником [10,20].

В 1931-1936 учился актёрскому ремеслу в «Литературно-театральных  мастерских» студии А. Дикого (1889-1955). После окончания курса был принят в Театр транспорта (ныне Театр имени Н. В. Гоголя). После выступления на смотре молодых талантов был приглашен в Театр сатиры.

Во время  Великой Отечественной войны  был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим более года работал в  цирке клоуном, потом вернулся в  театр. Назначенный во вновь созданный Театр-студию киноактёра, Дикий пригласил туда и Драгунского, который удачно сыграл в нескольких спектаклях, снялся у М. Ромма (1901-1971) в фильме «Русский вопрос» (1948) [10,23].

В 1948 Драгунский создал пародийный «театр в театре»  — придуманная им «Синяя птичка» (1948-1958) разыгрывала нечто вроде  забавных капустников. Мгновенно прославившийся коллектив приглашали в Дом актёра, в научно-исследовательские институты. По предложению руководства Мосэстрады организовал ансамбль, который также назывался «Синяя птичка», ставил концертные программы. Придумывал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады. В соавторстве написал несколько популярных песен («Чудо-песенка», «Теплоход», «Звезда моих полей», «Берёзонька»). Прославился как автор слов песни на музыку А. Цфасмана «Три вальса», известной в исполнении Клавдии Шульженко [9,136].

В 1959 выпустил сборник рассказов «Он живой  и светится...». Отец в этих рассказах  — сам Виктор Юзефович, а Дениска  — это его сын, который, повзрослев, стал преуспевающим литератором, и  в нём трудно найти черты прежнего мальчишки, способного самозабвенно полюбить «Девочку на шаре» и врать про  «Пожар во флигеле...».

«Денискины  рассказы» хороши не только потому, что с необыкновенной точностью  передают психологию ребёнка: в них  отразилось свежее восприятие мира. В  центре большинства рассказов стоят  антиподы: пытливый и деятельный Дениска и его друг мечтательный, медлительный Мишка. Рассказы привязаны к конкретному времени (первые появились в 1959), и хотя самих примет времени не так много, здесь передан дух 1950-1960-х. Читатели могут не знать, кто такой М.М.Ботвинник (знаменитый гроссмейстер) или что за клоун Карандаш (М.Н.Румянцев): они воспринимают атмосферу, воссозданную в рассказах [9,137].

Так же Драгунский написал повесть о тяжёлых  днях начала Великой Отечественной  войны «Он упал на траву» (1961). Будням цирка и неудачной личной судьбе талантливого клоуна посвящена книга  «Сегодня и ежедневно» (1964). Клоун  Николай Ветров, замечательный ковёрный, способный спасти любую программу, сделать сборы даже в провинциальном цирке, не в ладу с самим собой  — и в жизни ему неуютно, неловко. Повесть экранизировалась дважды, в 1980 и 1993. Виктор Драгунский часто  выступал по радио, в детских домах, интернатах, школах, библиотеках. По его  сценарию в 1962 был поставлен кинофильм  «Весёлые истории».

Виктор Драгунский был талантлив вглубь и вширь. Если представить себе, сколько он успел сделать за короткии срок – всего пятьдесят девять лет отмерила ему судьба, – то кажется, что он прожил несколько жизней. В одной жизни он был шорником, лодочником, токарем, в другой – цирковым клоуном, актёром кино и театра, руководителем замечательного сатирического ансамбля “Синяя Птичка”, в третьей – одним из лучших детских писателей и превосходным, нежным и добрым писателем для взрослых.

Информация о работе Роль произведений В.Драгунского в формировании чувства юмора детей младшего школьного возраста