Роль произведений В.Драгунского в формировании чувства юмора детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 07:30, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Объект исследования: педагогический процесс развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Предмет исследования: содержание, методы и приёмы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.

Содержание

Введение
3
Глава I Теоретические основы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста через произведения детской литературы
5
1.1 Определение чувства юмора
5
1.2 Особенности эмоций у детей младшего школьного возраста
7
1.3 Психологические особенности развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
10
1.4 Произведения Виктора Драгунского как средство развития чувства юмора у детей
14
Глава II Методы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста посредством чтения произведений Виктора Драгунского
21
2.1 Как развить у ребенка чувства юмора
21
2.2 Средства и приемы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
24
Глава III Формирование чувства юмора путем чтения произведения Виктора Юзефовича Драгунского
28
2.1 Констатирующее исследование
28
2.2 Разработка блока уроков внеклассного чтения по развитию у детей чувства юмора
29
2.3 Контрольная диагностика уровня развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста и сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик
33
Заключение
36
Библиография

Работа содержит 1 файл

Дип Роль произв Драгинского на формирование чувства юмора.docx

— 262.63 Кб (Скачать)

1-четко выражено и часто проявляется свойство личности противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0- сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Интегративные личностные характеристики

  • Любопытство. Проявляется в поиске новой информации, постоянном стремлении задавать много вопросов, неугасающей исследовательской и творческой активности.
  • Словарный запас. Проявляется не только в большом количестве слов, но и стремлении строить сложные синтаксические конструкции, придумывании новых слов для обозначения придуманных понятий и явлений.
  • Способность к оценке. Проявляется в способности объективно характеризовать поступки людей, события и явления, собственную деятельность.

Характеристики  сферы умственного развития

  • Оригинальность мышления. Проявляется во всех видах деятельности (конструировании, рисовании, сочинении историй), в поведении, в общении со взрослыми и сверстниками.
  • Гибкость мышления. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.
  • Продуктивность. Оценивается по количеству идей и продуктов деятельности: чем больше идей, тем больше возможности выбрать наиболее оригинальные.
  • Высокая концентрация внимания. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям.
  • Память. Способность ребенка запоминать факты, события; но преимущество имеет тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию, а не тот , у кого больше объем памяти.

Характеристики  сферы личностного развития

  • Увлеченность  содержанием задачи.
  • Лидерство. Проявляется в совместных играх детей, проявляет инициативу, берет на себя ответственность.
  • Соревновательность. Нежелание участвовать в конкурентных видах взаимодействия.
  • Широта интересов. Разнообразные и устойчивые интересы ребенка, желание попробовать свои силы во всех видах деятельности.
  • Юмор. Способность обнаруживать смешное, несуразное в разных ситуациях.

 

Приложение 3

 

Тест «Незаконченный рисунок»

Коломенский Я.Л. и Панько Е.А. предлагают в качестве исходного шаблона  использовать 10 окружностей, расположенных  в два ряда друг под другом на листе А4.

Материалы: лист А4 с шаблонами; карандаши цветные и простой, ластик.

Инструкция: «Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок. Давайте поможем ему дорисовать его смешными деталями, когда закончите, придумаете рисунку название, я его подпишу»

Оценивание: задание оценивается по следующим показателям:

Степень юмористичности рисунка.

Беглость – количество задействованных элементов.

Разработанность – количество значимых деталей.

Название

Оригинальность 

 

Приложение 4
Урок внеклассного чтения
по рассказу В.Драгунского "Девочка на шаре" "Счастье – это когда тебя понимают" (тема взросления в рассказе В.Драгунского)
Цели:
Воспитательные  цели:
Приобщить учеников к непростому и нелегкому разговору  о взаимоотношениях девочек и  мальчиков.
Учить умению видеть в простом и обыденном что-то особенное.
Постараться проникнуть в мысли рассказа и понять, что  же хотел сказать автор своим  рассказом.
Образовательные цели:
Учить глубокому  прочтению прозаического произведения.
Добиваться  полноценного эстетического восприятия текста.
Учить пониманию  того, что не сказано словами, а  выражено совокупностью художественных средств.
Учить работать над художественными средствами передачи авторского отношения к  герою, событиям.
Развивающие цели:
Развивать воссоздающее воображение и образное мышление учащихся, используя их представление  о героях рассказа как о живых  людях.
Учить и развивать  переход от анализа к синтезу, художественному целому.
Развивать понимание  характера человека, мотивов поступков, мыслей, чувств Дениса по внутренним проявлениям 
Развивать у  учащихся умение понимать себя, свой мир, поступки.
Тип урока: изучение нового, урок внеклассного чтения
Основной метод: частично-поисковый
Оборудование:  выставка ученических рисунков по рассказу «Девочка на шаре», выставка книг В.Драгунского
ХОД УРОКА
Всё было как  в сказке!
В.Драгунский.
I. Организационный  момент (2 мин.)
– Сегодня мы познакомимся, а некоторые из ребят, может, и вспомнят один из рассказов  Виктора Юзефовича Драгунского  «Девочка на шаре».
Разговор у  нас сегодня с вами не простой, и нам будет нелегко, потому что  речь пойдет о взаимоотношениях мальчиков  и девочек. Мы с вами прочитали  замечательную книжку Виктора Драгунского  «Денискины рассказы». Это 46 удивительных и забавных историй, рассказанных от лица главного героя – Дениса Кораблева. В первых рассказах он еще дошкольник, а в последних – ваш ровесник. Первые истории – действительно  забавные, смешные, а последние –  уже нет, потому что Дениска вырос, повзрослел. Потому что у него появилась  своя, особая внутренняя жизнь, глубокие переживания.
- Ребята, а что обозначают слова РОВЕСНИК и СВЕРСТНИК? (Ровесник – человек, одинаковый по возрасту с кем-либо. Сверстник – то же, что и ровесник. Следовательно, это слова-синонимы)
- А кто такой Дениска Кораблёв? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами должны вспомнить биографию автора этих рассказов.
II. Знакомство  с автором – Виктором Юзефовичем  Драгунским (5 мин.)

Небольшое   сообщение   ученика   о   жизни    и   творчестве В.Ю.Драгунского. Виктор Юзефович Драгунский родился в Нью-Йорке в 1913 году, где его родители получали образование. Вскоре после рождения сына семья вернулась в Россию. Трудовую деятельность Драгунский начал в 16 лет, работал шорником (мастером по изготовлению шор и др. элементов упряжи для лошадей), лодочником, потом актером в театре и цирке.

Начиная с 1940 года начал пробовать свои силы в литературном творчестве, создавая эстрадные монологи, тексты для клоунов.

В детской литературе известен как  автор серии замечательных произведений под общим названием «Денискины рассказы». Известно, что прототипом главного героя стал сын писателя Дениска. Первые рассказы были опубликованы в журнале «Мурзилка» в 1959г.

В 1961 г. вышла первая книга из серии  «Он живой и светится», в которую  включены 16 рассказов. Однако, на этом приключения Дениски, его друга Мишки и др. ребят не заканчиваются - в разные годы издаются рассказы «Расскажите мне про Сингапур», «Заколдованная буква», «Сражение у Чистой речки», «Тайное становится явным», «Куриный бульон», «Третье место в стиле баттерфляй», «Человек с голубым лицом», всего около 100 рассказов.

Виктор  Драгунский умер в 1972 г. Он внес огромный вклад в развитие юмористической литературы для детей.

Итак, прототипом главного героя рассказов  является сын Драгунского Дениска, а также его друзья.

III. Теория литературы (2 мин.)
– Но прежде, чем  мы обратимся рассказу, вспомним, что  такое рассказ. (Рассказ – это  эпическое произведение, в нём  одна сюжетная линия и не больше двух главных героев).
- Подходит ли определение рассказа к нашему произведению? (Да, здесь одна сюжетная линия – Дениска в цирке, 1 главный герой – Дениска)
IV. Словарная  работа (1 мин.)
Так как действие рассказа происходит в цирке, нам  встречаются некоторые слова, связанные  с цирковой тематикой.  Дайте толкование этих слов.
БРАВО – выражение  чувства восхищения.
ЭКВИЛИБРИСТКА – цирковая артистка, удерживающая равновесие на шаре, канате и др. предметах.
АНТРАКТ – перерыв  между выступлением.
V. Работа с  текстом (15 мин.)
– Обратимся   к  самому  тексту.   Вспомним   основное содержание рассказа «Девочка на шаре».
- С какими чувствами шел Дениска в цирк? («Я очень радовался, когда шел туда...Мне сразу понравилось, что он пахнет чем-то особенным, и что на степах висят яркие картины, и кругом светло, и в середине лежит красивый ковёр, а потолок высокий, и там привязаны разные блестящие качели... » стр. 86 )
А  теперь  прослушаем этот ответ  в  исполнении художественного чтеца рассказов  Драгунского – народного артиста  Евгения Вестника и посмотрим, как  должно звучать чтение художественных произведений. (Прослушивание отрывка  – 3 мин.)
Итак, Дениска  на долгожданном цирковом представлении.
- Что хотел увидеть Дениска в цирке в первую очередь? (Только что-то смешное).
- Что знали Дениска и его друзья о цирке? (Цирк – это смешное зрелище).
– А теперь обратимся к сцене выступления  девочки на шаре. (Подробный анализ)
- Что почувствовал и понял Дениска, смотря необычный цирковой номер? Какие эпитеты, определения он использует, рассказывая о номере и его участнице? Вспомним, что эпитетами в художественных произведениях являются,  как правило,  имена прилагательные,  несущие образное определение того или иного предмета или лица. (Маленькая красивая девочка, длинные ресницы, особенная, в серебряном платье с воздушным плащом, огромный голубой шар, она маленькая, милая и необыкновенная, колокольчатые браслеты на девочкиных руках, стр. 88)
- Как Дениска называл про себя девочку на шаре? (Дюймовочка)
- А почему? в каких словах мы видим отношение Дениски к девочке? (такая она была маленькая, милая и необыкновенная; красивая, особенная)
- Почему Дениске захотелось кинуться на сцену и спасти девочку? Работаем с текстом рассказа. («..мне показалось, что вот она сейчас разобьется о барьер, и я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел бежать к ней, чтобы подхватить её и спасти, но девочка вдруг остановилась, как вкопанная, раскинула свои длинные руки, стояла и улыбалась...» стр. 88. Дениска хотел защитить девочку от любой опасности, п.ч. был восхищен и очарован ею)
– Давайте прочитаем  эпиграф к сегодняшнему уроку  и попробуем выбрать другие из текста рассказа. («Она мне улыбнулась/», «Это было так удивительно!»)
Дениска вернулся из цирка восторженный, полный радостных  впечатлений, которыми спешил поделиться с родителями.
- А как отнеслась мама Дениса к его рассказу о девочке из Цирка? («..мама посмотрела на нас обоих так, как будто увидела в первый раз». Она не поняла восторга, восхищения девочкой у своего сына, потому что считала его ещё маленьким, не способным на восхищение противоположным полом)
- Вспомним, каковы были взаимоотношения Дениски с отцом. Случайно ли то, что именно с папой Дениска мечтал пойти в цирк и показать ему свою Девочку на шаре? (Папа всегда понимал Д. и вёл себя с ним, как с равным себе, а не как с маленьким ребёнком. Дениска мечтал показать свою девочку на шаре папе, веря, что папа поймет его восхищение и будет радоваться так же, как сам Дениска.)

Информация о работе Роль произведений В.Драгунского в формировании чувства юмора детей младшего школьного возраста