Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 07:30, дипломная работа
Цель исследования: изучение развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Объект исследования: педагогический процесс развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Предмет исследования: содержание, методы и приёмы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Введение
3
Глава I Теоретические основы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста через произведения детской литературы
5
1.1 Определение чувства юмора
5
1.2 Особенности эмоций у детей младшего школьного возраста
7
1.3 Психологические особенности развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
10
1.4 Произведения Виктора Драгунского как средство развития чувства юмора у детей
14
Глава II Методы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста посредством чтения произведений Виктора Драгунского
21
2.1 Как развить у ребенка чувства юмора
21
2.2 Средства и приемы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
24
Глава III Формирование чувства юмора путем чтения произведения Виктора Юзефовича Драгунского
28
2.1 Констатирующее исследование
28
2.2 Разработка блока уроков внеклассного чтения по развитию у детей чувства юмора
29
2.3 Контрольная диагностика уровня развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста и сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик
33
Заключение
36
Библиография
Методы:
Приемы:
Формы:
Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Рассмотрим их более подробно:
Часть 1. Вводная
Цель: настроить класс на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедурные работы – приветствия.
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят внеклассные чтения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию чувства юмора, а также эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
Часть 3. Завершающая
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности.
Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 30-40 минут.
После проведения блока занятий, где дети узнали о чувстве юмора через произведения Виктора Драгунского была проведена контрольная диагностика уровня сформированности чувства юмора у детей младшего школьного возраста.
2.3
Контрольная диагностика
После разработки и проведения блока уроков с включением произведений Виктора Драгунского по развитию чувства юмора у детей младшего школьного возраста нами вновь была проведена диагностика уровня развития чувства юмора у детей по той же методике, что и первичная диагностика.
Анализ проведенного исследования показал, что у четырнадцати детей чувство юмора развито на достаточном уровне (высокий уровень) – 70%, у шестерых детей недостаточно развито (средний уровень) – 30%, детей с низким уровнем развития чувства юмора не оказалось (гистограмма 2).
Гистограмма 2
Уровни развития чувства юмора детей младшего школьного возраста (первичная диагностика)
Был проведен сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик, который отразился в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик уровня развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
Таким образом, диаграмма 1 наглядно показала эффективность разработанным и проведенных нами уроков внеклассного чтения по произведениям Виктора Драгунского. Количество детей с высоким уровнем развития чувства юмора увеличилось на 12 человек, со средним уровнем стало на 6 человек меньше, и, наконец, с низким уровнем развития чувства юмора детей не оказалось.
Следовательно, мы смогли доказать выдвинутую нами в начале работы гипотезу: развитие чувства юмора у детей младшего школьного возраста будет успешным в результате целенаправленных, систематических занятий, включающих чтение произведений В.Драгунского.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы: проведен анализ литературы по теме исследования; рассмотрены теоретические основы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста через детские юмористические произведения, в том числе психологические особенности развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста, дано описание произведений Виктора Драгунского, развивающих чувство юмора, использование юмористических произведений в образовательном процессе; проведен качественный и количественный анализ результатов исследования; разработан и проведен блок уроков внеклассного чтения с включением произведений Виктора Юзефовича Драгунского по развитию у детей чувства юмора.
Анализ психолого-
Чувство юмора определяют, как способность человека видеть смешное в рассказе, окружении или ситуации. Выделяют также способность шутить. Это тенденция человека делать юмористические комментарии либо вести себя смешно в каких-то ситуациях. Исследователи полагают, что юмор является физиологической защитной функцией.
Чувство
юмора, с одной стороны, являются
«индикатором» состояния
Одним из средств развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста являются произведения Виктора Юзефовича Драгунского. «Денискины рассказы» хороши не только потому, что с необыкновенной точностью передают психологию ребёнка: в них отразилось свежее восприятие мира.
Таким образом, цель исследования, заключающаяся в анализе развития у детей младшего школьного возраста чувства юмора через произведения Виктора Драгунского на примере Куртамышской начальной школы достигнута, задачи выполнены.
БИБЛИОГРАФИЯ
11. Джежелей, О.В. «Готовимся к урокам внеклассного чтения». // АРКТИ ЛАРГОС / О.В.Джежелей, А.В.Сергеева, Т.В.Игнатьева - М.: Педагогика, 2007, С - 28-41.
12. Ефросинина, Л. «Как помочь детям войти в мир литературы?». // «Начальная школа» / Л.Ефросинина, 2007 - № 4, С - 6-15.
Опросник для родителей
1. Случается ли ребенку
находить необычное (смешное)
применение какому-либо
2. Меняет ли он свои наклонности?
3. Любит ли рисовать карикатуры и шаржи?
4. Любит ли рассматривать
5. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
6. Любит ли рисовать
7. Любит ли фантастические
8. Сочиняет ли рассказы или
стихи юмористического
9. Любит ли вырезать затейливые (смешные) фигуры из бумаги?
10. Сделал ли когда-нибудь то чего не знал, или то, чего не существует?
11. Бывает ли у него желание
что-то переделать на свой
12. Изобрел ли когда-нибудь новое смешное слово?
13. Считал ли это слово понятным без разъяснения?
14. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
16. Мог ли ваш ребенок будучи совсем маленьким, с юмором интерпретировать назначение разных предметов?
Интерпретация результатов
От 12 до 16 очков – у ребенка развито чувство юмора на достаточном уровне. От 5 до 11 – ребенок проявляет чувство юмора только в том случае, когда чем-либо заинтересован. От 0 до 4 – у ребенка отсутствует чувство юмора
Методика диагностики потенциала дошкольников в области развития чувства юмора
Рассмотрим
систему психических
5- оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4- свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3- оцениваемое и противоположное свойства личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2-более четко выражено и чаще проявляется свойство личности противоположное оцениваемому;