Роль произведений В.Драгунского в формировании чувства юмора детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 07:30, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Объект исследования: педагогический процесс развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Предмет исследования: содержание, методы и приёмы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.

Содержание

Введение
3
Глава I Теоретические основы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста через произведения детской литературы
5
1.1 Определение чувства юмора
5
1.2 Особенности эмоций у детей младшего школьного возраста
7
1.3 Психологические особенности развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
10
1.4 Произведения Виктора Драгунского как средство развития чувства юмора у детей
14
Глава II Методы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста посредством чтения произведений Виктора Драгунского
21
2.1 Как развить у ребенка чувства юмора
21
2.2 Средства и приемы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
24
Глава III Формирование чувства юмора путем чтения произведения Виктора Юзефовича Драгунского
28
2.1 Констатирующее исследование
28
2.2 Разработка блока уроков внеклассного чтения по развитию у детей чувства юмора
29
2.3 Контрольная диагностика уровня развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста и сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик
33
Заключение
36
Библиография

Работа содержит 1 файл

Дип Роль произв Драгинского на формирование чувства юмора.docx

— 262.63 Кб (Скачать)

Методы:

  • Словесные (беседа, чтение юмористической художественной литературы, объяснение).
  • Практические (упражнение, обследование, игровые (дидактические, подвижные, словесные игры).

Приемы:

  • Вопросы, совет, пояснение, напоминание
  • Обыгрывание

Формы:

    • регламентированная деятельность.
    • совместная деятельность.
    • самостоятельная деятельность детей.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Рассмотрим их более подробно:  

Часть 1. Вводная 

Цель: настроить  класс на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми  участниками. Основные процедурные работы – приветствия.

Часть 2. Рабочая 

На эту  часть приходится основная смысловая  нагрузка всего занятия. В нее  входят внеклассные чтения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию чувства юмора, а также эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Часть 3. Завершающая 

Основной  целью этой части занятия является создание у каждого участника  чувства принадлежности к группе и закрепление положительных  эмоций от работы на занятии. Здесь  предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности.

Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 30-40 минут.

После проведения блока занятий, где дети узнали о чувстве юмора через произведения Виктора Драгунского была проведена контрольная диагностика уровня сформированности чувства юмора у детей младшего школьного возраста.

 

2.3 Контрольная диагностика уровня  развития чувства юмора у детей  младшего школьного возраста  и сравнительный анализ первичной  и контрольной диагностик

После разработки и проведения блока  уроков с включением произведений Виктора  Драгунского по развитию чувства  юмора у детей младшего школьного  возраста нами вновь была проведена  диагностика уровня развития чувства  юмора у детей по той же методике, что и первичная диагностика.

Анализ  проведенного исследования показал, что у четырнадцати детей чувство юмора развито на достаточном уровне (высокий уровень) – 70%, у шестерых детей недостаточно развито (средний уровень) – 30%, детей с низким уровнем развития чувства юмора не оказалось (гистограмма 2).

Гистограмма 2

Уровни  развития чувства юмора детей  младшего школьного возраста (первичная  диагностика)

 

Был проведен сравнительный анализ первичной  и контрольной диагностик, который  отразился в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Сравнительный анализ первичной и контрольной  диагностик уровня развития чувства  юмора у детей младшего школьного  возраста

Таким образом, диаграмма 1 наглядно показала эффективность разработанным и  проведенных нами уроков внеклассного чтения по произведениям Виктора  Драгунского. Количество детей с  высоким уровнем развития чувства  юмора увеличилось на 12 человек, со средним уровнем стало на 6 человек меньше, и, наконец, с низким уровнем развития чувства юмора  детей не оказалось.

Следовательно, мы смогли доказать выдвинутую нами в  начале работы гипотезу: развитие чувства юмора у детей младшего школьного возраста будет успешным в результате целенаправленных, систематических занятий, включающих чтение произведений В.Драгунского.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проделанной работы: проведен анализ литературы по теме исследования; рассмотрены  теоретические основы развития чувства  юмора у детей младшего школьного возраста через детские юмористические произведения, в том числе психологические особенности развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста, дано описание произведений Виктора Драгунского, развивающих чувство юмора, использование юмористических произведений в образовательном процессе; проведен качественный и количественный анализ результатов исследования; разработан и проведен блок уроков внеклассного чтения с включением произведений Виктора Юзефовича Драгунского по развитию у детей чувства юмора.

Анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы по проблеме развития у детей младшего школьного возраста чувства юмора через юмористические произведения позволил сделать следующий вывод: Под чувством юмора подразумевается комплекс перцептивных, когнитивных, эмоциональных, физиологических и поведенческих процессов.

Чувство юмора определяют, как способность  человека видеть смешное в рассказе, окружении или ситуации. Выделяют также способность шутить. Это тенденция человека делать юмористические комментарии либо вести себя смешно в каких-то ситуациях. Исследователи полагают, что юмор является физиологической защитной функцией.

Чувство юмора, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом  влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Одним из средств развития чувства юмора  у детей младшего школьного возраста являются произведения Виктора Юзефовича  Драгунского. «Денискины рассказы»  хороши не только потому, что с необыкновенной точностью передают психологию ребёнка: в них отразилось свежее восприятие мира.

Таким образом, цель исследования, заключающаяся в  анализе развития у детей младшего школьного возраста чувства юмора через произведения Виктора Драгунского на примере Куртамышской начальной школы достигнута, задачи выполнены.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учебн. пособие – изд.- 2-е перераб. и доп. / В.А.Аверин - М.: Владос, 2001. – 353 с.
  1. Березин, В.«Он живой и светится…»  //  Книжное обозрение. / В.Березин – М.:Детская литература , 2003. – 1 дек. – С. 7.
  1. Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972)  //  Жили-были. / Под ред К.Драгунской – М.: Детская литература, 2005. – С. 2-3.
  1. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных состояний. / В.К.Вилюнас — М.: Изд-во МГУ, 2006. — 142 с.
  1. Грибовская, А.А. Юмор в творчестве школьников. / А.А.Грибовская – М.: Изд-во: Педагогическое общество России, 2007. – 352 с.
  1. Гриценко, З.А. «Пришли мне чтения доброго…»: Пособие для чтения и рассказывания (с методическими рекомендациями). / З.А.Гриценко – М.: Владос, 2001. – 144 с. – (Из детства в отрочество).
  1. Гостимская, Е.С. «Внеклассное чтение» 4 класс, М.: «5 за знания» / Е.С.Гостимская, М.И.Мишина – СПб: Аврора, 2006.

11. Джежелей, О.В. «Готовимся к урокам внеклассного чтения». // АРКТИ ЛАРГОС / О.В.Джежелей, А.В.Сергеева, Т.В.Игнатьева  - М.: Педагогика, 2007, С - 28-41.

12. Ефросинина, Л. «Как помочь детям войти в мир литературы?». // «Начальная школа» / Л.Ефросинина, 2007 - № 4, С - 6-15.

  1. Додонов, Б. И. Эмоции как ценность. / Б.И.Додонов  — М.: Владос, 2008. — 272 с.
  1. Драгунская, А. О Викторе Драгунском  //  Начальная школа. / А.Драгунская – М.: Владос, 2000. – 7. – С. 136-137.
  1. Драгунская, К. Про папу моего //  Кукумбер. / К.Драгунская – М.: Дрофа, 2003. – 10. – С. 20-21. – (Доска почёта и уважения).
  1. Драгунская, К. Суп с котом: Сказки / Рис. А. Куманькова. / К.Драгунская – М.: Дрофа, 2000. – 95 с. – (Сказки нашего двора; В. 2).
  1. Драгунская, К. Целоваться запрещено!: Рассказы / Худож. Е. Двоскина. / К.Драгунская. – М.: Дрофа, 2000. – 80 с. – (Сказки нашего двора; В. 17).6.
  2. Драгунский Виктор Юзефович (1913-1972)  //  Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. // Под ред. А.Драгунской – М.: Дрофа, 2003. – 11. – С. 65-66.
  3. Денисова, 3.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. / З.В.Денисова – М.: Дрофа, 2001. – 362 с.
  4. Дмитриев, А.В. Социология юмора: Очерки. / А.В.Дмитриев – М.: Академия, 2006. – 321 с.
  5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. / И.А.Зимняя – М.: Психология, 2007. – 275 с.
  6. Изард, К. Е. Психология эмоций. / К.Е.Изард — СПб.: Питер, 2009. — 460 с. — (Мастера психологии).
  7. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984 г. .
  8. Леонтьев, А.Н. Общая психология / А.Н.Леонтьев – М.: Владос, 2005
  9. Лук, А.Н. О чувстве юмора и остроумии. / А.Н.Лук – М.: Искусство, 2000.
  1. Нагибин, Ю. Писатель щедрый и радостный //  Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. / Ю.Нагибин – М.: Дрофа, 2004. – С. 5-12. – (Внеклассное чтение).
  1. Немов, Р.С. Психология. / Р.С.Немов – М.: Владос, 2007. – 432 с.
  2. Немирович-Данченко, В.И. Тайны сценического обаяния Н.В.Гоголя / В.И.Немирович-Данченко – М.: Театр - 1967
  1. Поликовская, Л. Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972)  //  Антология мировой детской литературы: Т. 2. / Л.Поликовская – М.: Аванта+, 2002. – С. 550-552.
  1. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 303 с.
  2. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2-х книгах / Е.И.Рогов - М.:ВЛАДОС, 2008. - кн.1: система работы психолога с детьми разного возраста.-384с.
  3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л.Рубинштейн - СПб: Питер,- 2000. - с.720
  4. Светловская, Н.Н. «Методика внеклассного чтения». / Н.Н.Светловская - М.: Владос - 2009, С - 44-65.
  5. Симонов, П. В. Что такое эмоция. / П.Симонов — М.: Наука, 2006. — 85 с.
  6. Сластенин, В.А. «Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности». / В.А.Сластенин - М.: 2008, С - 56-74.
  7. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. - СПб: "Дельта", -2008. -384с
  8. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. / И.Ф.Харламов – М.: Владос, 2006. – 374 с.
  9. Хрестоматия внеклассного чтения / Под ред. И. А. Бузко. – М.: Детская литература, 2000. – 453 с.
  10. Эльконин, Д.Б. Развитие высших психических функций. Екатеринбург. Деловая книга / Д.Б.Эльконин - 2004. - 346с.

 

Приложение 1

 

Опросник для родителей

1. Случается ли ребенку  находить необычное (смешное)  применение какому-либо предмету?

2. Меняет ли он свои наклонности?

3. Любит ли рисовать карикатуры  и шаржи?

4. Любит ли рассматривать юмористические  книжные иллюстрации?

5. Любит ли рисовать абстрактные  картинки?

6. Любит ли рисовать воображаемые  предметы?

7. Любит ли фантастические истории?

8. Сочиняет ли рассказы или  стихи юмористического характера?

9. Любит ли вырезать затейливые (смешные) фигуры из бумаги?

10. Сделал ли когда-нибудь то чего не знал, или то, чего не существует?

11. Бывает ли у него желание  что-то переделать на свой вкус?

12. Изобрел ли когда-нибудь новое  смешное слово?

13. Считал ли это слово понятным  без разъяснения?

14. Использовал ли когда-нибудь  вещь не по ее назначению?

16. Мог ли ваш ребенок будучи совсем маленьким, с юмором интерпретировать назначение разных предметов?

 

Интерпретация результатов

От 12 до 16 очков – у ребенка развито чувство юмора на достаточном уровне. От 5 до 11 – ребенок проявляет чувство юмора только в том случае, когда чем-либо заинтересован. От 0 до 4 – у ребенка отсутствует чувство юмора

 

Приложение 2

 

Методика  диагностики потенциала дошкольников в области развития чувства юмора

Рассмотрим  систему психических характеристик, сложная сумма которых составляет основу личностного потенциала ребенка в области развития его чувства юмора, для его выявления необходимо оценить уровень развития каждой характеристики, приведенной ниже и сопоставить эти уровни развития между собой и с эталоном. Для оценки используется метод полярных баллов, каждую характеристику нужно оценить по пятибалльной шкале.

5- оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4- свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3- оцениваемое и противоположное свойства личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2-более четко выражено и чаще проявляется свойство личности противоположное оцениваемому;

Информация о работе Роль произведений В.Драгунского в формировании чувства юмора детей младшего школьного возраста