Роль произведений В.Драгунского в формировании чувства юмора детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 07:30, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Объект исследования: педагогический процесс развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Предмет исследования: содержание, методы и приёмы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.

Содержание

Введение
3
Глава I Теоретические основы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста через произведения детской литературы
5
1.1 Определение чувства юмора
5
1.2 Особенности эмоций у детей младшего школьного возраста
7
1.3 Психологические особенности развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
10
1.4 Произведения Виктора Драгунского как средство развития чувства юмора у детей
14
Глава II Методы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста посредством чтения произведений Виктора Драгунского
21
2.1 Как развить у ребенка чувства юмора
21
2.2 Средства и приемы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
24
Глава III Формирование чувства юмора путем чтения произведения Виктора Юзефовича Драгунского
28
2.1 Констатирующее исследование
28
2.2 Разработка блока уроков внеклассного чтения по развитию у детей чувства юмора
29
2.3 Контрольная диагностика уровня развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста и сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик
33
Заключение
36
Библиография

Работа содержит 1 файл

Дип Роль произв Драгинского на формирование чувства юмора.docx

— 262.63 Кб (Скачать)

 

2.2  Средства  и приемы развития чувства  юмора у детей младшего школьного  возраста

В процессе уроков внеклассного чтения по литературе должен учитываться  юмористический компонент учебного процесса, формирующий у детей  младшего школьного возраста чувство  юмора, художественные чувства и  вкус [28,17].

Юмористические произведения – особенно сильное и незаменимое  средство развития чувства юмора детей младшего школьного возраста. Волнуя и радуя ребенка, они заставляют его более пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на сатирическое и прекрасное в жизни.

Любое художественное произведение требует от того, кто его воспринимает, соответствующей «сенсорной готовности», т.е. определенного уровня развития процессов восприятия [6,65].

Постепенно воспринимая  «нотки» юмора в юмористических произведениях, впитывая от них разнообразные  ощущения, ребенок приучается улавливать некоторые зависимости средств  художественной выразительности от содержания произведения.

Так, например, он отмечает, что веселой шутке в рассказе или веселому изображению в книжке соответствует смех, приподнятое  настроение.

Дети начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, ее отражающим. Для  них это уже открытие, радостное  и необыкновенное. Читая юмористические произведения, они оживленно вспоминают, что и с ними случались подобные события, они видели или слышали это же в жизни.

Отбирая для уроков чтения в младших классах юмористические произведения, необходимо опираться на народное творчество, классику и современные произведения. Каждый источник этого «золотого фонда» выполняет свое незаменимое назначение.

На наш взгляд, целесообразно использовать в учебном процессе начальной школы с целью развития чувства юмора детей младшего школьного возраста произведения детских писателей юмористического характера.

Художественная иллюстрация –  важнейший элемент книги для  детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в  процессе развития чувства юмора. С  иллюстрации начинается процесс  выбора ребенком книги для чтения [7, 24].

Педагогическое  руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным  средствами книжной графики, значительно  повышает уровень художественного  восприятия детей, способствует появлению  интереса и желания рассматривать  иллюстрации, а поэтому возникает желание прочесть о том, что нарисовано, развитию чувства юмора, вызывает эмоциональный отклик.  Их можно использовать и после наблюдения с целью развития чувства юмора, оживления, уточнения, обогащения сатирических представлений. [28,47].

Прежде  всего, педагог воспитывает у  детей интерес к юмористическим произведениям, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность сатирического восприятия. Развивая чувство юмора у детей, следует направлять их внимание не только на содержание произведения, но и на описание персонажа, его характеристику, на то, что делает образ выразительным.

Направленность  внимания на юмористическую выразительность  в описании событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их сатиризм. Оценочное отношение у детей выражается, прежде всего, в предпочтении одних юмористических произведений другим: часто дети читают еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения,  вызывающие смех, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от прочитанного [18, 45].

На уроках чтения, стараясь развить чувство  юмора у детей младшего дошкольного  возраста, прежде всего, нужно привлечь их внимание к юмористическим рассказам. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием юмористического произведения, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в произведении. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. Учитель должен поддерживать разговоры детей, помогая лучше понять юмористическое содержание произведения.

Очень важно  практиковать повторное прочтение юмористических рассказов: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в произведении: дети не только рассказывают о том, что описано, но и как описано. Этому педагог учит детей с помощью образца внеклассного чтения [32,115].

Учитель подводит детей к умению сравнивать одно юмористическое произведения с другим. Дети младшего школьного возраста способны к некоторому сравнительному анализу. Беседа может начаться с рассказа самого учителя о произведении. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих юмористических впечатлений. В других случаях, когда у детей развито чувство юмора на достаточном уровне, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по юмористическому рассказу, учитель в заключение высказывает свое суждение о нем в понятной и интересной для детей форме, обобщая их высказывания. Книжная иллюстрация, которую показывает учитель в процессе чтения, позволяет подвести детей к углубленному восприятию юмористического содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы учителя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом.

В результате таких занятий у детей развивается  юмористический интерес к прочтению произведений какого-то определенного писателя (в нашем случае В.Драгунского). Они начинают сами искать его произведения вне школы, рассказывают об их содержании учителю. Интерес этот поддерживается тем, что детям предоставляется возможность самостоятельно приносить свои книжки этого писателя. Можно, например, организовать игру в «магазин», где продаются книжки с юмористическими произведениями и дети будут сами выбирать их [25,167].

После того как в классе систематически проводилось чтение юмористических произведений, хорошо устроить в классе или в школе выставку. Все книжки, которые дети видели в течение года, вставляются под стекло или на книжных полках. К ним прибавляется несколько новых произведений.

Когда выставка готова, учитель предлагает посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной книжки к другой и делятся впечатлениями. Учитель прислушивается к высказываниям детей, проверяет, помнят ли они ранее прочитанные произведения, замечают ли то, что для них ново. Затем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку. Дети говорят, какие книжки они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно рассматривают новые книжки, высказываются об их юмористическом содержании.

 

 

Глава III ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ЮМОРА ПУТЕМ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВИКТОРА ЮЗЕФОВИЧА ДРАГУНСКОГО

 

2.1 Констатирующее  исследование

Исследование  проводилось на базе Куртамышской начальной школы. В нем принимали участие 20 детей III класса.

Задачи:

  1. Выявить уровень развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста.
  2. Разработать блок уроков внеклассного чтения с включением произведений В.Драгунского по развитию у детей чувства юмора.

Исследование  проводилось в следующей последовательности:

1. Анкетирование  родителей по опроснику Дж.Гилфорда (Приложение 1) [2,134].

Цель: определение  родителями уровня развития чувства  юмора у своих детей.

2. Письменный  опрос педагога по методике  А.И.Савенкова (Приложение 2) [26,87].

Цель: определение  педагогом потенциала ребенка в  области развития у него чувства  юмора.

3. Диагностирование  детей при помощи теста «Незаконченные  рисунки» Я.Л.Коломенского и Е.А.Панько (Приложение 3) [18, 43].

Цель: выявить  развитость чувства юмора, активность процесса воображения.

4. Метод наблюдения – главный в данном исследовании, поэтому он присутствует во всех вышеперечисленных действиях.

Анализ  проведенного исследования показал, что  только у двух детей чувство юмора развито на достаточном уровне (высокий уровень) – 10%, у шестерых детей данное чувство отсутствует (низкий уровень) – 30%, а у остальных двенадцати человек недостаточно развито (средний уровень) – 60% (гистограмма 1).

Гистограмма 1

Уровни  развития чувства юмора детей  младшего школьного возраста (первичная  диагностика)

 

После сбора  всего необходимого материала и  информации, его глубокого анализа, был разработан блок уроков по развитию у детей чувства юмора через юмористические произведения Виктора Юзефовича Драгунского.

 

2.2 Разработка блока уроков внеклассного чтения по развитию у детей чувства юмора

В данном пункте главы представим разработанный  блок уроков внеклассного чтения по развитию у детей младшего школьного возраста чувства юмора через произведения Виктора Драгунского. Данный блок уроков направлен на работу с «обобщенными чувствами», в том числе и с чувством юмора.

Реформирование и модернизация системы школьного образования  привели к изменению ее целей. Если раньше мы считали целью воспитание гармонически развитой личности, то сейчас личность должна быть компетентной и приспособленной к условиям среды [17,167].

Эта цель реализуется также через  задачи детских юмористических произведений. Они направлены на развитие творческого мышления детей, их воображения, эстетического чувства, ценностных критериев а также развитие чувства юмора через практическую деятельность.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

блока уроков внеклассного чтения по произведениям Виктора Юзефовича  Драгунского

Тема

Цели

Приложение

1.Первичная диагностика уровня  развития чувства юмора у детей  младшего школьного возраста

Определение уровня развития чувства  юмора у детей младшего школьного  возраста

1-3

2.По рассказу В.Драгунского «Девочка на шаре» и «Счастье – это когда тебя понимают»

Развивать чувство юмора.

Учить пониманию того, чтто не сказано словами, а выражено совокупностью художественных средств

4

3.Веселые рассказы о школе

Развивать чувство юмора.

Развивать творческие способности  и эстетический вкус.

5

4.Урок-литературная викторина по  книге В.Драгунского «Денискины рассказы»

Развивать чувство юмора.

Систематизировать знания учащихся о  произведениях В.Драгунского

6

5.В.Ю.Драгунский «Денискины рассказы»

Развивать чувство юмора.

Прививать интерес к художественному  слову.

7

6. Литературный час по рассказам.  Драгунский Викттор Юзефович. Он живой и светится.

Развивать чувство юмора.

Знакомство с творчеством Ксении Драгунской.

8

7.Контрольная диагностика уровня  развития чувства юмора у детей  младшего школьного возраста.

Определение уровня развития чувства  юмора у детей младшего дошкольного  возраста после проведения блока  уроков

1-3


 

Данный блок уроков составлен с учетом возрастных особенностей детей – 7-8 лет.

Цель: способствовать развитию у детей младшего школьного возраста чувства юмора через произведения Виктора Юзефовича Драгунского, ввести его в сложный мир юмора, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает.

Задачи программы:

- научить  детей младшего школьного возраста понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свое чувство юмора и распознавать чувство юмора других людей через произведения Виктора Драгунского;

- развить   фантазию, инициативность, творческую  активность;

- развить  мышление, восприятие, расширить кругозор;

- развить  навыки коллективного общения,  эмпатию, сплоченность класса;

- сформировать  умение работать в группе, подчинять  свои действия и желания общим  правилам ради достижения лучшего  результата, умение договариваться.

Принципы:

  • Систематичность и последовательность.
  • Доступность.
  • Индивидуальный подход к детям.
  • Игровая подача материала.
  • Учет уровня развития детей, индивидуальных характеристик.
  • Развивающего обучения.
  • Наглядности. 

Условия:

  • Создание развивающей среды, способствующей развитию чувства юмора через использование юмористических произведений Виктора Драгунского.
  • Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.
  • Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы в юмористическом плане. Широкий подход к решению проблемы.
  • Сочетание программного содержания и требований с проявлением юмористической инициативы самого ребенка.

Средства:

  • Юмористические произведения Виктора Драгунского.
  • Художественное слово.

Направления:

  • Развитие чувства юмора.
  • Развитие творческой активности.
  • Развитие  технических умений в изобразительной деятельности.
  • Развитие познавательных процессов.
  • Совершенствование навыков коллективного общения. 

Информация о работе Роль произведений В.Драгунского в формировании чувства юмора детей младшего школьного возраста