Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 07:30, дипломная работа
Цель исследования: изучение развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Объект исследования: педагогический процесс развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Предмет исследования: содержание, методы и приёмы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Введение
3
Глава I Теоретические основы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста через произведения детской литературы
5
1.1 Определение чувства юмора
5
1.2 Особенности эмоций у детей младшего школьного возраста
7
1.3 Психологические особенности развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
10
1.4 Произведения Виктора Драгунского как средство развития чувства юмора у детей
14
Глава II Методы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста посредством чтения произведений Виктора Драгунского
21
2.1 Как развить у ребенка чувства юмора
21
2.2 Средства и приемы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
24
Глава III Формирование чувства юмора путем чтения произведения Виктора Юзефовича Драгунского
28
2.1 Констатирующее исследование
28
2.2 Разработка блока уроков внеклассного чтения по развитию у детей чувства юмора
29
2.3 Контрольная диагностика уровня развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста и сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик
33
Заключение
36
Библиография
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Куртамышский педагогический техникум»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Роль произведений В.Драгунского в формировании чувства юмора детей младшего школьного возраста
Морозкова Зинаида Специальность 050301 – преподавание русского языка и литературы, заочное отделение, 5 курс Научный руководитель Зубова Наталья Александровна
|
Куртамыш, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
Глава I Теоретические основы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста через произведения детской литературы |
5 |
1.1 Определение чувства юмора |
5 |
1.2 Особенности эмоций у детей младшего школьного возраста |
7 |
1.3 Психологические особенности
развития чувства юмора у |
10 |
1.4 Произведения Виктора |
14 |
Глава II Методы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста посредством чтения произведений Виктора Драгунского |
21 |
2.1 Как развить у ребенка чувства юмора |
21 |
2.2 Средства и приемы развития
чувства юмора у детей |
24 |
Глава III Формирование чувства юмора путем чтения произведения Виктора Юзефовича Драгунского |
28 |
2.1 Констатирующее исследование |
28 |
2.2 Разработка блока уроков |
29 |
2.3 Контрольная диагностика |
33 |
Заключение |
36 |
Библиография |
37 |
Приложения |
40 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее
время основным приоритетом образования
выступает личностно-
Актуальность проблемы развития чувства юмора продиктована результатами исследования социальной стороны юмора. Они свидетельствуют о положительном эффекте юмора, ослабляющем стресс, укрепляющем здоровье человека и социальные связи, позволяющем оптимистично воспринимать возникающие проблемы. повышающем удовлетворенность деятельностью и ее результативностью.
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили придавали большое значение юмору, создать установку на веселье, радость, использовать в воспитании и обучении, поощрять удачные шутки, проявление находчивости (А.С.Макаренко); научить ребенка смотреть на мир с улыбкой, здоровой улыбке надо учить с детства, развивать способность смеяться, развивать чувство юмора.
Младший школьный возраст - лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. В.А.Сухомлинский называл юмор оборотной стороной мышления, а его проявление - радостное удивление, которое стимулирует творчество, необычное видение окружающего мира. Потребность ребенка в смехе он видел в существовании юмора, который активизирует умственные способности ребенка. Через добрую улыбку, незлобливый смех входит в сердце ребенка понятие человечности, любви и благородства.
Цель исследования: изучение развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Объект исследования: педагогический процесс развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Предмет исследования: содержание, методы и приёмы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Гипотеза исследования: развитие чувства юмора у детей младшего школьного возраста будет успешным в результате целенаправленных, систематических занятий, включающих чтение произведений В.Драгунского.
База исследования: Куртамышская начальная школа, 3 класс.
Задачи исследования:
1. Изучить
современное состояние
2. Изучить особенности чувства юмора у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать уроки внеклассного чтения с включением произведений В.Драгунского.
4. Проверить на практике эффективность разработанных уроков внеклассного чтения на развитие чувства юмора у детей младшего школьного возраста.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЮМОРА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Определение чувства юмора
Изучением этого до конца не разгаданного феномена занимаются давно и серьезно (Спенсер, Бергсон, Лук и др.). С.Л.Рубинштейн писал, что суть юмора не в том, чтобы видеть и понимать комическое (смешное, забавное) там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным.
А.Н.Лук полагает, что юмор и сопутствующий ему смех вызываются очень резким отклонением реальных событий от ожидавшихся в данной ситуации при наличии сознания превосходства, безопасности и защищенности от этой ситуации смеющихся (их, мол, данная ситуация не задевает, и, вообще, они в ней не могут оказаться). Если с первой половиной данного утверждения можно согласиться, то со второй нет [20,32].
О каком чувстве превосходства (о нем говорят и А.Н.Лук, и индийский теософ Бхагаван Дас - Das, 1921) может идти речь, когда мать смеется над упавшим ребенком, хотя ей его жалко, потому что он ушибся? И как можно испытывать защищенность от ситуации, если я в ней уже оказался и, совершив что-то нелепое, смеюсь сам над собой?
А.Н.Лук подчеркивает, что одно только резкое отклонение реальных событий от ожидавшихся не может вызвать комический эффект; на это могут последовать и такие эмоциональные реакции, как удивление, досада, возмущение, гнев. Но вторым условием, вызывающим комический эффект, будет, с моей точки зрения, не чувство превосходства вследствие обесценивания норм и условностей, а отношение человека к происходящему. Именно здесь и скрывается тот механизм, вследствие которого одна и та же ситуация одним кажется комической, а другим - неприятной, неловкой. Поэтому незапланированное появление животного на сцене у зрителей будет вызывать смех, а у артистов - раздражение. Понимание нелепости происходящего, с моей точки зрения, должно сочетаться с восприятием ситуации как безопасной (либо в физическом, либо в моральном плане) для объекта смеха, а не для того, кто смеется, как полагает Розов. Если же ситуация воспринимается как опасная, то вместо веселости, смеха у наблюдающего ее возникнет страх [20,34].
Способность к пониманию смешного зависит и от интеллектуального развития личности, ее культурного уровня. Культурному человеку не бывает смешно, когда кто-нибудь, идя зимой по улице, поскользнувшись, падает. У англичан, например, есть пословица: «Нельзя жениться на девушке, которая не смеется над тем, что вам смешно». Но эту пословицу можно было бы изложить и по-другому: «Нельзя выходить замуж за парня, который смеется над тем, что вам не смешно», т.е. имеет низкий уровень культурного развития [20,35].
Способность к пониманию смешного может быть врожденной, и тогда говорят о наличии или отсутствии у человека чувства юмора. В словаре-справочнике «Человек - производство - управление» (1982) чувство юмора определяется как способность человека придавать воспринимаемому явлению комическую окраску, способность воспринимать чужой юмор и адекватно на него реагировать. Это особое ультрапарадоксальное видение (восприятие и осмысление) происходящего или воображаемого. По существу, речь идет об особом стиле восприятия происходящего и об эмоциональном типе человека (смешливым, хохотуне), которого легко рассмешить, склонного часто смеяться по самым малейшим поводам, а не о чувстве. Юмор ситуативен, смех кратковременен, чувство же, как будет показано ниже, это устойчивое отношение личности к кому- или чему-нибудь.
Выражение юмора имеет много оттенков, что замечательно изобразил Илья Репин на картине «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану». Но, как полагает К.К.Платонов, юмор за шуткой скрывает серьезное отношение к предмету, а ирония шутку скрывает за серьезной формулой. И шутка, и ирония носят обвиняющий, обличительный, но не злобный характер, в отличие от насмешки, и лишены горького смысла, присущего сарказму. Недаром Н.В.Гоголь характеризовал юмор как «видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы» [23,116].
1.2 Особенности
эмоций у детей младшего
Чувства имеют большое значение в психической жизни учащихся начальных классов. Как правило, у здорового ребенка 7—10 лет преобладают положительные эмоции, жизнерадостное, веселое, бодрое настроение. Дети по самой природе своей — большие оптимисты.
По мнению З.В.Денисовой, многое в окружающей действительности вызывает у них интерес, радостное чувство, доходящее часто до восторженного состояния, ликования, иногда даже по сравнительно незначительному поводу, который не может вызвать соответствующих эмоций у взрослых в даже у старших школьников. Но эта сила переживаний связана у детей младшего школьного возраста с большой неустойчивостью чувств [14,115].
Потерпев какую-либо неудачу или почувствовав обиду, младший школьник может очень расстроиться, но его печаль так же быстро и легко проходит, как и возникла, обычно не оставляя особого следа в памяти ребенка. Однако быстрая сменяемость чувств еще не говорит о полном отсутствии необходимой уравновешенности. Младший школьник нередко проявляет больше спокойствия и выдержки, чем подросток, у которого часто бывает более неустойчивое эмоциональное состояние. Но все-таки характерным для младшего школьного возраста является недостаточное умение управлять своими чувствами, сдерживать или не показывать их. Чувства обычно ярко проявляются в речи ребенка, мимике и пантомимике, в плаче или смехе [14,116].
Большое влияние на развитие эмоциональной жизни детей оказывает школьное обучение. С приходом в школу ребенок получает много новых впечатлений, вызывающих у него немало различных чувств. В первые дни обучения у детей появляется, с одной стороны, чувство удовлетворения, гордости, что и они стали большими, ходят с книжками и тетрадями, выполняют свои обязанности, как взрослые.
С другой
стороны, дети довольно часто испытывают
чувство смущения, а временами
и робости, от незнания новых для
них правил взаимоотношения с
учителем и неумения выполнять его
указания и установленные в школе
порядки. Однако довольно скоро эти
чувства неловкости, а порой и
растерянности проходят, и ребенок
осваивается с условиями
Опытный учитель, опираясь на чувства учащихся, добивается больших успехов в работе: дети лучше понимают, усваивают материал и прочнее сохраняют его в памяти. Проводили следующий эксперимент. В трех параллельных начальных классах рассказывали об Отечественной войне 1812 года. В классе А материал был прочитан по тексту учебника. В классе Б к тексту добавили несколько интересных поговорок и пословиц, в классе В, кроме этого, дали яркий эмоциональный рассказ об исторических личностях, связанных с событиями 1812 года. Знания учащихся проверили сразу же после чтения и беседы, а затем через 35 дней. Оказалось, что усвоение материала в классе В было значительно выше, чем в классе Б. Слабее был усвоен материал в классе А [14,119].