Роль произведений В.Драгунского в формировании чувства юмора детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 07:30, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Объект исследования: педагогический процесс развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Предмет исследования: содержание, методы и приёмы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.

Содержание

Введение
3
Глава I Теоретические основы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста через произведения детской литературы
5
1.1 Определение чувства юмора
5
1.2 Особенности эмоций у детей младшего школьного возраста
7
1.3 Психологические особенности развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
10
1.4 Произведения Виктора Драгунского как средство развития чувства юмора у детей
14
Глава II Методы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста посредством чтения произведений Виктора Драгунского
21
2.1 Как развить у ребенка чувства юмора
21
2.2 Средства и приемы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
24
Глава III Формирование чувства юмора путем чтения произведения Виктора Юзефовича Драгунского
28
2.1 Констатирующее исследование
28
2.2 Разработка блока уроков внеклассного чтения по развитию у детей чувства юмора
29
2.3 Контрольная диагностика уровня развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста и сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик
33
Заключение
36
Библиография

Работа содержит 1 файл

Дип Роль произв Драгинского на формирование чувства юмора.docx

— 262.63 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Куртамышский педагогический техникум»

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Роль произведений В.Драгунского в формировании чувства юмора детей младшего школьного возраста

 

 

 

 

 

 

Морозкова Зинаида

Специальность 050301 – преподавание русского языка и литературы, заочное  отделение,

5 курс

Научный руководитель

Зубова Наталья Александровна

 


 

 

 

 

Куртамыш, 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

Глава I Теоретические основы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста через произведения детской литературы

5

1.1 Определение чувства юмора

5

1.2 Особенности эмоций у детей  младшего школьного возраста

7

1.3 Психологические особенности  развития чувства юмора у детей  младшего школьного возраста

10

1.4 Произведения Виктора Драгунского  как средство развития чувства  юмора у детей

14

Глава II Методы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста посредством чтения произведений Виктора Драгунского

21

2.1 Как развить у ребенка чувства юмора

21

2.2 Средства и приемы развития  чувства юмора у детей младшего  школьного возраста

24

Глава III Формирование чувства юмора путем чтения произведения Виктора Юзефовича Драгунского

28

2.1 Констатирующее исследование

28

2.2 Разработка блока уроков внеклассного  чтения по развитию у детей  чувства юмора

29

2.3 Контрольная диагностика уровня  развития чувства юмора у детей  младшего школьного возраста  и сравнительный анализ первичной  и контрольной диагностик

33

Заключение

36

Библиография

37

Приложения

40


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

В настоящее  время основным приоритетом образования  выступает личностно-ориентированное  взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о  его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребёнка, становится год  от года всё разнообразнее и сложнее  и требует от него не шаблонных, привычных  действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого  подхода к решению больших  и малых задач.

Актуальность  проблемы развития чувства юмора  продиктована результатами исследования социальной стороны юмора. Они свидетельствуют  о положительном эффекте юмора, ослабляющем стресс, укрепляющем  здоровье человека и социальные связи, позволяющем оптимистично воспринимать возникающие проблемы. повышающем удовлетворенность деятельностью и ее результативностью.

А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили придавали большое значение юмору, создать установку на веселье, радость, использовать в воспитании и обучении, поощрять удачные шутки, проявление находчивости (А.С.Макаренко); научить ребенка смотреть на мир с улыбкой, здоровой улыбке надо учить с детства, развивать способность смеяться, развивать чувство юмора.

Младший школьный возраст - лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. В.А.Сухомлинский называл юмор оборотной стороной мышления, а его проявление - радостное удивление, которое стимулирует творчество, необычное видение окружающего мира. Потребность ребенка в смехе он видел в существовании юмора, который активизирует умственные способности ребенка. Через добрую улыбку, незлобливый смех входит в сердце ребенка понятие человечности, любви и благородства.

Цель  исследования: изучение развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.

Объект  исследования: педагогический процесс  развития чувства юмора у детей  младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.

Предмет исследования: содержание, методы и  приёмы развития чувства юмора у  детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.

Гипотеза  исследования: развитие чувства юмора  у детей младшего школьного возраста будет успешным в результате целенаправленных, систематических занятий, включающих чтение произведений В.Драгунского.

База  исследования: Куртамышская начальная школа, 3 класс.

Задачи  исследования:

1. Изучить  современное состояние проблемы  развития чувства юмора у детей  средствами анализа  психолого-педагогической  и методической литературы.

2. Изучить  особенности чувства юмора у  детей младшего школьного возраста.

3. Разработать  уроки внеклассного чтения с включением произведений В.Драгунского.

4. Проверить на практике эффективность разработанных уроков внеклассного чтения на развитие чувства юмора у детей младшего школьного возраста.

 

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЮМОРА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.1 Определение  чувства юмора

Изучением этого до конца не разгаданного феномена занимаются давно и серьезно (Спенсер, Бергсон, Лук и др.). С.Л.Рубинштейн писал, что суть юмора не в том, чтобы видеть и понимать комическое (смешное, забавное) там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным.

А.Н.Лук полагает, что юмор и сопутствующий ему смех вызываются очень резким отклонением реальных событий от ожидавшихся в данной ситуации при наличии сознания превосходства, безопасности и защищенности от этой ситуации смеющихся (их, мол, данная ситуация не задевает, и, вообще, они в ней не могут оказаться). Если с первой половиной данного утверждения можно согласиться, то со второй нет [20,32].

О каком  чувстве превосходства (о нем  говорят и А.Н.Лук, и индийский теософ Бхагаван Дас - Das, 1921) может идти речь, когда мать смеется над упавшим ребенком, хотя ей его жалко, потому что он ушибся? И как можно испытывать защищенность от ситуации, если я в ней уже оказался и, совершив что-то нелепое, смеюсь сам над собой?

А.Н.Лук подчеркивает, что одно только резкое отклонение реальных событий от ожидавшихся не может вызвать комический эффект; на это могут последовать и такие эмоциональные реакции, как удивление, досада, возмущение, гнев. Но вторым условием, вызывающим комический эффект, будет, с моей точки зрения, не чувство превосходства вследствие обесценивания норм и условностей, а отношение человека к происходящему. Именно здесь и скрывается тот механизм, вследствие которого одна и та же ситуация одним кажется комической, а другим - неприятной, неловкой. Поэтому незапланированное появление животного на сцене у зрителей будет вызывать смех, а у артистов - раздражение. Понимание нелепости происходящего, с моей точки зрения, должно сочетаться с восприятием ситуации как безопасной (либо в физическом, либо в моральном плане) для объекта смеха, а не для того, кто смеется, как полагает Розов. Если же ситуация воспринимается как опасная, то вместо веселости, смеха у наблюдающего ее возникнет страх [20,34].

Способность к пониманию смешного зависит  и от интеллектуального развития личности, ее культурного уровня. Культурному  человеку не бывает смешно, когда кто-нибудь, идя зимой по улице, поскользнувшись, падает. У англичан, например, есть пословица: «Нельзя жениться на девушке, которая  не смеется над тем, что вам  смешно». Но эту пословицу можно  было бы изложить и по-другому: «Нельзя  выходить замуж за парня, который  смеется над тем, что вам не смешно», т.е. имеет низкий уровень  культурного развития [20,35].

Способность к пониманию смешного может быть врожденной, и тогда говорят о  наличии или отсутствии у человека чувства юмора. В словаре-справочнике  «Человек - производство - управление» (1982) чувство юмора определяется как способность человека придавать воспринимаемому явлению комическую окраску, способность воспринимать чужой юмор и адекватно на него реагировать. Это особое ультрапарадоксальное видение (восприятие и осмысление) происходящего или воображаемого. По существу, речь идет об особом стиле восприятия происходящего и об эмоциональном типе человека (смешливым, хохотуне), которого легко рассмешить, склонного часто смеяться по самым малейшим поводам, а не о чувстве. Юмор ситуативен, смех кратковременен, чувство же, как будет показано ниже, это устойчивое отношение личности к кому- или чему-нибудь.

Выражение юмора имеет много оттенков, что  замечательно изобразил Илья Репин  на картине «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану». Но, как полагает К.К.Платонов, юмор за шуткой скрывает серьезное отношение к предмету, а ирония шутку скрывает за серьезной формулой. И шутка, и ирония носят обвиняющий, обличительный, но не злобный характер, в отличие от насмешки, и лишены горького смысла, присущего сарказму. Недаром Н.В.Гоголь характеризовал юмор как «видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы» [23,116].

 

1.2 Особенности  эмоций у детей младшего школьного  возраста

Чувства имеют большое значение в психической  жизни учащихся начальных классов. Как правило, у здорового ребенка 7—10 лет преобладают положительные  эмоции, жизнерадостное, веселое, бодрое настроение. Дети по самой природе  своей — большие оптимисты.

По мнению З.В.Денисовой, многое в окружающей действительности вызывает у них интерес, радостное чувство, доходящее часто до восторженного состояния, ликования, иногда даже по сравнительно незначительному поводу, который не может вызвать соответствующих эмоций у взрослых в даже у старших школьников. Но эта сила переживаний связана у детей младшего школьного возраста с большой неустойчивостью чувств [14,115].

Потерпев  какую-либо неудачу или почувствовав обиду, младший школьник может очень  расстроиться, но его печаль так  же быстро и легко проходит, как  и возникла, обычно не оставляя особого  следа в памяти ребенка. Однако быстрая  сменяемость чувств еще не говорит  о полном отсутствии необходимой  уравновешенности. Младший школьник нередко проявляет больше спокойствия  и выдержки, чем подросток, у которого часто бывает более неустойчивое эмоциональное состояние. Но все-таки характерным для младшего школьного  возраста является недостаточное умение управлять своими чувствами, сдерживать или не показывать их. Чувства обычно ярко проявляются в речи ребенка, мимике и пантомимике, в плаче  или смехе [14,116].

Большое влияние на развитие эмоциональной  жизни детей оказывает школьное обучение. С приходом в школу ребенок  получает много новых впечатлений, вызывающих у него немало различных  чувств. В первые дни обучения у  детей появляется, с одной стороны, чувство удовлетворения, гордости, что и они стали большими, ходят с книжками и тетрадями, выполняют свои обязанности, как взрослые.

С другой стороны, дети довольно часто испытывают чувство смущения, а временами  и робости, от незнания новых для  них правил взаимоотношения с  учителем и неумения выполнять его  указания и установленные в школе  порядки. Однако довольно скоро эти  чувства неловкости, а порой и  растерянности проходят, и ребенок  осваивается с условиями школьной жизни. Теперь его переживания связаны  главным образом с успехами или  неуспехами в учебе, с похвалой или  неодобрением учителя. Плохо, если с  первых лет учения у школьника  появляется безразличное отношение  к оценкам, которые он получает. Однако нехорошо и такое положение, когда  сильные эмоции, связанные с отметками, вытесняют все другие положительные  чувства, которые может дать учение. В этих случаях ученик не интересуется знаниями, а думает только о том, как оценивается его успеваемость [14,118].

Опытный учитель, опираясь на чувства учащихся, добивается больших успехов в  работе: дети лучше понимают, усваивают  материал и прочнее сохраняют  его в памяти. Проводили следующий  эксперимент. В трех параллельных начальных  классах рассказывали об Отечественной  войне 1812 года. В классе А материал был прочитан по тексту учебника. В классе Б к тексту добавили несколько интересных поговорок и пословиц, в классе В, кроме этого, дали яркий эмоциональный рассказ об исторических личностях, связанных с событиями 1812 года. Знания учащихся проверили сразу же после чтения и беседы, а затем через 35 дней. Оказалось, что усвоение материала в классе В было значительно выше, чем в классе Б. Слабее был усвоен материал в классе А [14,119].

Информация о работе Роль произведений В.Драгунского в формировании чувства юмора детей младшего школьного возраста