Роль произведений В.Драгунского в формировании чувства юмора детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 07:30, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Объект исследования: педагогический процесс развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Предмет исследования: содержание, методы и приёмы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.

Содержание

Введение
3
Глава I Теоретические основы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста через произведения детской литературы
5
1.1 Определение чувства юмора
5
1.2 Особенности эмоций у детей младшего школьного возраста
7
1.3 Психологические особенности развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
10
1.4 Произведения Виктора Драгунского как средство развития чувства юмора у детей
14
Глава II Методы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста посредством чтения произведений Виктора Драгунского
21
2.1 Как развить у ребенка чувства юмора
21
2.2 Средства и приемы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
24
Глава III Формирование чувства юмора путем чтения произведения Виктора Юзефовича Драгунского
28
2.1 Констатирующее исследование
28
2.2 Разработка блока уроков внеклассного чтения по развитию у детей чувства юмора
29
2.3 Контрольная диагностика уровня развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста и сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик
33
Заключение
36
Библиография

Работа содержит 1 файл

Дип Роль произв Драгинского на формирование чувства юмора.docx

— 262.63 Кб (Скачать)
- Что произошло с Дениской, когда они пришли с папой в цирк на представление, на которое Дениска так мечтал попасть ещё раз? (Во время второго посещения цирка Дениской и его папой номера Девочки на шаре не оказалось, поэтому Дениска ушёл с представления после антракта, его не интересовало ничего больше, он был очень расстроен тем, что не смог увидеть ещё раз и показать папе понравившуюся ему Девочку на шаре.)
- Почему, когда Дениска шли с папой из цирка, у отца было «очень серьезное и грустное лицо»? (папа не выполнил своего обещания сходит в цирк вовремя, и Дениска не смог показать отцу ту девочку на шаре, которая ему очень понравилась,  п.ч. она уехала с родителями на выступление в другой город. Он не смог в полной мере поделиться с папой своим восхищением, радостью. Отец это понял и был расстроен, что не смог оправдать ожидания сына)
- О чем же этот рассказ? (о том, что дети вырастают и у них начинается другая, более полная переживаний жизнь, что, взрослея, ребёнок начинает испытывать новые, ещё незнакомые ему чувства. О взаимопонимании между родителями и детьми.)
Запись на доске  и в тетради:
Рассказ «Девочка на шаре»:
О новом незнакомом чувстве, которое зародилось у мальчика.
О взаимопонимании  между родителями и детьми.
- Какой эпизод вам наиболее понравился и почему? Прочитайте его выразительно.
VI. Работа в  парах (5 мин.)
Ответьте на вопросы:
- Почему писатель сделал концовку рассказа грустной? Может ли она быть другой? (Именно печальный поворот сюжета рассказа помогает раскрыт характер главного героя, показывает то, что Дениска повзрослел, он уже не маленький ребёнок, он способен на глубокие личные переживания)
- Чем обогатил вас этот рассказ?
VII. Итоги (5 мин.)
О чем хотел  рассказать автор в этом серьёзном  рассказе? (о взаимоотношениях родителей  и детей, о взаимопонимании, о  глубине чувств взрослеющих детей).
Прочитайте  строки из текста, доказывающие, что  отец понимает сына, а Дениска чувствует  поддержку отца и очень ему  за это благодарен, (конец рассказа, стр. 95)
Как вы понимаете  слова: «Счастье – это когда тебя понимают...» 
Вывод: Денис  назвал Девочку на шаре особенной. Раньше для Дениски все девочки были обыкновенными. А потом он подрос и вдруг заметил, что одна девочка  – необыкновенная, особенная, потому что понравилась ему. Мы видим   главного героя  повзрослевшим,   серьёзным,     способным  на  глубокие переживания. Вот об этом рассказ Драгунского – замечательного детского писателя, который говорит  нам, что каждый случай в жизни  взрослеющего человека, на первый взгляд, не значимый, оказывается очень важным. А взрослые должны уметь понимать своих детей и помогать им «взрослеть»  правильно.
Счастлив тот  человек, который знает, что близкие его всегда поймут и поддержат в любую минуту!
VIII. Домашнее  задание (2 мин.)
Всем: подумайте, в чем изменился Дениска на протяжении этого рассказа.  Составьте  письменный рассказ о Дениске  Кораблеве по плану (план рассказа на листках).

План рассказа о главном герое  рассказа.

  1. Кто он.
  2. Каким показан в рассказе? Что он за человек?
  3. Речь героя. Что и как он говорит?
  4. Как относится к этому герою автор. Из чего это видно.
  5. Твоё отношение к герою рассказа.

 

Приложение 5
Урок внеклассного чтения
в начальной  школе по теме "Веселые рассказы о школе"
Тема урока: «Весёлые рассказы о школе».
Цели урока:
Систематизировать знания учащихся  о прочитанных  произведениях.
Расширить литературное образование, углубить читательскую культуру учеников, развить творческие способности  и эстетический вкус.
Воспитать интерес  к чтению, чувство прекрасного, укрепить гражданские и нравственные позиции.
К уроку дети прочитали произведения В.Ю.Драгунского, Ю.И.Коваля, В.В.Медведева.
ХОД УРОКА
I. Выбираем  экспертов. Это наше жюри на  сегодняшний урок.
Дети называют произведения, прочитанные ими при  подготовке к этому уроку. Три  ученика, которые прочли большее  количество произведений, становятся экспертами.
Они, в свою очередь, задают три «каверзных»  вопроса классу и, таким образом, выбирают трёх капитанов команд.
– Где учительница  Марья Семёновна росла и получила образование? Докажите словами текста.
– Денис сравнивает Андрюшу со знаменитым поэтом? С  каким?
– У Димы Колчанова была любимая фраза. Какая?
Капитаны по очереди выбирают себе членов команд.
Команда садится  в круг, чтобы иметь возможность  работать вместе и придумывают себе название. Названия вывешиваются на доске, под ними эксперты в ходе урока  подписывают баллы.
II. Выполнив  первое задание, вы узнаете,  о каком писателе мы сейчас  будем говорить. 
В.Ю.Драгунский
1. Вычеркните  повторяющиеся буквы,  а из  оставшихся сложите фамилию детского писателя.               Д Б Р А
                   В Г Е У
                   Н С К Ж
                  Е И В  Й
                 Ж 3 Б 3
Дети определяют, что речь пойдёт о В.Ю. Драгунском.
2. Учитель демонстрирует  портрет писателя, называет годы  его жизни, показывает книги автора.
3. Учитель знакомит  детей с биографией В.Ю. Драгунского.
Драгунский  Виктор Юзефович родился 30 ноября 1913 в  Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках  лучшей жизни. Однако уже в 1914, незадолго  до начала Первой мировой войны, семья  вернулась обратно и осела  в Гомеле, где и прошло детство  Драгунского. На становление его  личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько  два отчима – И. Войцехович, погибший в 1920 красный комиссар, и актер еврейского театра М. Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России.  В Москву они перебрались в 1925, но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод, откуда вскоре был уволен за трудовую провинность. Учился актерскому ремеслу в «Литературно-театральных мастерских». После окончания курса был принят в Театр транспорта. Позднее выступавший на смотре молодых талантов актер был приглашен в Театр сатиры. В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы. Драгунский был очень талантливым человеком, но вряд ли кто-то предполагал, что он станет прозаиком – это произошло как бы в одночасье. Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное. Он ходил по городу и впитывал краски, звуки, запахи. Все это отразилось в Денискиных рассказах, которые хороши не  только потому, что там с необыкновенной точностью передана психология ребенка: в них отразилось свежее, не искаженное восприятие мира – те самые звуки, запахи, ощущения, увиденные и почувствованные словно впервые.
Умер Драгунский в Москве 6 мая 1972.
Теперь –  первое задание командам. (Слайд 14) Соедините  слово и его значение:
Слово
Его толкование
Сатирик
Афиша
Партнер
Дуэт 
Вывешиваемое  объявление о спектакле.
Компаньон, соучастник игры, второй артист на сцене.
Музыкальное произведение для двух инструментов, пение в  два голоса.
Человек, высмеивающий в литературном произведении отрицательные  явления действительности.

 

5. Команде выдаётся  лист с заданием. После окончания  работы лист передаётся экспертам  для проверки и выставления  баллов.
6. Проверка  задания экспертами. Правильные  ответы –  на доске
7. Объявление  результатов. 
8. К какому  рассказу В.Ю. Драгунского относится это задание? («Где это видано, где это слыхано…»)
9. По этому же рассказу составлен кроссворд, который вам предстоит разгадать.
10. Второе задание  для команд. Кроссворд.
 Команде  выдаётся лист с кроссвордом.
По горизонтали: 1. Дорожное покрытие, упоминаемое в  сатирических стихах. 3. Денис по отношению  к Мишке в дуэте. 7. Вася из сатирических куплетов. 9. Синоним к слову ДРУГ. 10. Герой сатирических куплетов. 11. Девочка-прогульщица.
По вертикали: 2. Колбасное изделие, продаваемое  в буфете. 3. Андрей Шестаков по призванию. 4. Музыкальный инструмент, в сопровождении  которого исполнялись куплеты. 5. Человек, высмеивающий пороки общества. 6. Люся по профессии. 8. Автор припева и  размера куплетов.
Ответы –  на доске, эксперты подводят итоги.
По горизонтали:  1. Асфальт 3. Партнер 7. Лентяй 9. Товарищ. 10. Вася. 11. Манечка (или Танечка)
По вертикали: 1. Сарделька 3. Поэт 4. Рояль 5. Сатирик 6. Вожатая  8. Маршак 11. Аналогичная  работа проводится с заданиями «Найдите лишнее» (Слайд 20)
11. Найдите лишнее, объясните, почему вы так считаете
1. Танечка, Манечка, Оленька.
2. Денис, Миша, Борис.
3.  Сатира, юмор, метафора.
12. «Допишите  четвёртое» 
Допишите четвертое»
Миша – четыре                                 Миша – первый
Денис –  * * *                                    Денис – * * *
Миша – первое                                 Миша – вторая
Денис – * * *                                     Денис  – * * *
13.  «Вопрос  к ответу». 
Задайте вопрос по тексту рассказа, чтобы ответом  было  данное слово или выражение
Денис                        Как зовут главного героя, от лица которого ведется рассказ?
Учитель пения        Кто сидел за роялем во время концерта?
В  буфет                   Куда побежал Денис за Мишкой?
В малый  зал       Куда надо было прийти на репетицию?
На переменке     Когда Люся подошла к ребятам с просьбой выступить на
                                     концерте?
Пять          Сколько раз принимались петь один и тот же куплет ребята?
В пятый        В который раз пропел куплет Денис, оставшись один на сцене?
В кармане       Где лежал листок со стихами у поэта?
Школьным поэтом  Кем был Андрей Шестаков?

Информация о работе Роль произведений В.Драгунского в формировании чувства юмора детей младшего школьного возраста