Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 07:30, дипломная работа
Цель исследования: изучение развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Объект исследования: педагогический процесс развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Предмет исследования: содержание, методы и приёмы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по литературе.
Введение
3
Глава I Теоретические основы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста через произведения детской литературы
5
1.1 Определение чувства юмора
5
1.2 Особенности эмоций у детей младшего школьного возраста
7
1.3 Психологические особенности развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
10
1.4 Произведения Виктора Драгунского как средство развития чувства юмора у детей
14
Глава II Методы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста посредством чтения произведений Виктора Драгунского
21
2.1 Как развить у ребенка чувства юмора
21
2.2 Средства и приемы развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста
24
Глава III Формирование чувства юмора путем чтения произведения Виктора Юзефовича Драгунского
28
2.1 Констатирующее исследование
28
2.2 Разработка блока уроков внеклассного чтения по развитию у детей чувства юмора
29
2.3 Контрольная диагностика уровня развития чувства юмора у детей младшего школьного возраста и сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик
33
Заключение
36
Библиография
А чего не люблю, так это когда я болею. Не люблю пить таблетки, они очень горькие. Не люблю лежать на кровати и бездельничать. Мне не нравиться есть мясо, потому что оно невкусное. Терпеть не могу ос, пауков и змей.
Ну вот, Дениска, теперь ты знаешь, что я люблю и чего не люблю.
Пиши мне! До свидания! Надя.
Задание 1. (общее для всех групп): прочитайте отрывок из рассказа.
Назовите фамилию автора и название произведения.
«… Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.
- Что это, - сказал я шёпотом, - что это такое?
- Это светлячок. Что, хорош? Он живой, не думай».
Задание 2.
«… В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошёл милиционер. Он сказал:
- Здравствуйте! – и подошёл к окну, и поглядел вниз. – А ещё интеллигентный человек.
- Что вам нужно? – строго спросила мама.
- Как не стыдно? – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жильё, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!»
Задание 3.
«…- А что, трудный английский язык? – спросил я.
- Ещё бы не трудный, - вмешался папа. – Там у них сам чёрт ногу сломит. Уж очень сложное правописание. Пишется Ливерпуль*, а произносится Манчестер*.
- Ну да! – сказал я.
- Прямо беда! Я совсем измучился от этих занятий, похудел на двести граммов».
Задание 4.
«… Я сказал «большое спасибо» и понёс хвост Мишке.
Мишка, как увидел его, говорит:
- Давай быстренько иголку с ниткой, я тебе пришью. Это чудный хвостик.
И Мишка стал пришивать мне сзади хвост. Он шил довольно ловко, но потом вдруг ка-ак уколет меня!»
Задание 5.
«…А мы остались возле ёлки.
Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли, как дураки, и улыбались. Потом Алёнка взялась за одну веточку и сказала:
- Смотрите, а на ёлке сыски висят».
Приложение 8
Урок внеклассного чтения
Драгунский Виктор Юзефович. Он живой и светится. Литературный час по рассказам
Цель: знакомство с творчеством В. Драгунского; учить понимать юмор; знакомство с творчеством Ксении Драгунской.
Форма занятия: беседа; громкое чтение; викторина, обзор.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Форма работы: коллективная и индивидуальная.
Оборудование: доска, книжная выставка.
Ход урока:
У писателя Виктора Драгунского есть рассказ «Сестра моя Ксения» и есть дочь Ксения Драгунская. Вот Ксения Драгунская и расскажет нам о своём папе:
«Когда я была маленькая, у меня был папа. Виктор Драгунский. Знаменитый детский писатель. Только мне никто не верил, что он мой папа. Все думали, что это дедушка. Потому что он был уже совсем не очень молодой. Я – поздний ребёнок. Младшая. У меня есть два старших брата – Лёня и Денис. Они толстые и довольно лысые. Зато всяких историй про папу знают гораздо больше, чем я. Но раз уж не они стали писателями, а я, то написать чего-нибудь про папу обычно просят меня.
Мой папа родился давным-давно. В 1913 году. И не где-нибудь там он родился, а в Нью-Йорке. Это вот как вышло – его мама и папа были очень молодые, поженились и уехали из белорусского города Гомеля в Америку, за счастьем и богатством. Про счастье – не знаю, но с богатством у них совсем не сложилось. Питались они исключительно бананами, а в доме, где они жили, бегали здоровенные крысы. И они вернулись обратно в Гомель, а через некоторое время переселились в Москву. Там мой папа плохо учился в школе, зато любил читать книжки. Потом он работал на заводе, учился на актёра, и работал в театре Сатиры, а ещё – клоуном в цирке и носил рыжий парик. Наверное, поэтому у меня волосы – рыжие. И в детстве я тоже хотела стать клоуном».(2)
В конце 50-х годов XX века появились первые рассказы В. Драгунского. Драгунский написал для детей немало книг:
«Расскажите мне про Сингапур»
«Человек с голубым лицом»
«Старый мореход»
«Похититель собак»
«Рыцари и ещё 57 историй»
«Зелёнчатые леопарды»
«Девочка на шаре»
«Поют колёса – тра-та-та»
«На Садовой большое движение»
Но не всё было гладко. Очень солидные, очень взрослые люди в детских издательствах решили, что личные дела, шалости, приключения какого-то Дениски никому не интересны. У вас есть что возразить на такое замечание?
/ Размышления детей /
Все рассказы разные: над одним смеешься до слёз; над другим задумываешься, порой грустишь и огорчаешься.
Главным героем всех историй является мальчуган, которого зовут (?) Дениска. Кстати, сына В. Драгунского тоже зовут Дениской. По словам близких, подлинный Дениска был близок литературному.
Кто читал эти рассказы, наверное, мог заметить, что Дениска похож на…вас, ваших друзей. Дениска любознателен, он ищет ответы на многие вопросы и отвечает на них по-своему, что приводит к комическим ситуациям.
Не беда, что многое не получается у Дениски или получается не так, как хотелось бы. В рассказе «Сверху вниз, наискосок» Дениска решил стать маляром и покрасил Алёнку, стенку, чистое бельё и управдома Алексея Акимыча. Да так покрасил, что любо-дорого было смотреть!
/ Громкое чтение /
1. Какое чувство испытали вы, слушая рассказ?
/ Всё сделанное
детьми смешно, смех, юмористическое
отношение к действительности
здесь вызывается
2. А что почувствовали Мишка, Дениска и Алёнка, когда насос заработал и из шланга побежала краска?
/ «Мишка
обрадовался…», «Алёнка
3. Почему ребята так увлеклись этим занятием, и что они успели покрасить?
/ «Люди добрые,
как красиво!». На всё, что
делали дети, им самим «люб0-дорого
смотреть было». Итак, дети «сверху
вниз, наискосок», успели покрасить
Алёнку с ног до головы, Мишкино
бельё, новую дверь на
4. Как автор относится к тому, что натворили дети?
/ Авторский мягкий, беззлобный юмор по отношению к «творчеству» трёх друзей.
В рассказе
«Шляпа гроссмейстера» Дениска проявляет
массу выдумки и
Живой и непосредственный мальчик, никогда не сидит без дела. Он постоянно что-нибудь выдумывает, мастерит, вообразив себя космонавтами, Дениска с друзьями строят ракету («Удивительный день»).
Он обожает мечтать. В мечтах он переплывает моря, летает в космосе, имеет слонёнка, он даже придумал способ, чтобы в сказках всё было хорошо («Не пиф! Не паф!»).
Дениска, (как и сам автор) любит цирк («Не хуже вас, цирковых», «Слониха Лялька», «Девочка на шаре») всё живое.
• Восстановить названия:
Шляпа Ивана Козловского
Арбузный способ
Слава шпиона Гадюкина
Куриный переулок
Смерть гроссмейстера
1. Как разделить на троих 2 яблока?
/ Сварить компот // «Надо иметь чувство юмора».
2. Какой вес
нужно было иметь, чтобы
/ «Ровно 25 кило».
3. На ком
мама предложила Дениске
/ На мишке – игрушке. // «Друг детства».
А у вас есть друг детства?
4. Какой рассказ Драгунского имеет самой короткое название?
/ «Бы».
5. Как двумя словами назвать то, что любит Мишка?
/ Продуктовый магазин.
Что любите вы?
6. На что похожа нога, не достающая до педали велосипеда?
/ На макаронину. // «Мотогонки по отвесной стене».
7. Какой больной похож на зелёнчатого леопарда?
/ Больной ветрянкой.
8. Как можно маме облегчить мытьё посуды?
/ Самим помыть посуду. // «Хитрый способ».
9. Одна из
букв русского алфавита
/ «Ш» // «Заколдованная буква».
10. «Смак»: рецепты
• Соль, сахар, кипяток, хрен. А что в результате?
/ Добавки к манной каше. // «Тайное становиться явным»
Главные строки этого рассказа?
• Взять…состричь, подпалить волоски, Постирать с земляничным мылом. О каком блюде идёт речь?
/ «Куриный бульон».
11. В каком
рассказе герои одновременно
совершают два подвига:
/ «Пожар во флигеле или подвиг во льдах».
Что лучше: говорить правду или получше сговариваться?
Если помните, мы начинали нашу встречу со слов Ксении Драгунской о своём отце. Пришло время познакомиться с ней поближе.
Итак, Ксения Драгунская – писательница, чьи пьесы идут во многих театрах страны. Она – весёлый, жизнерадостный человек. Умеет сочинять всякие истории – смешные, прикольные, странные, грустные. Это у неё от папы. В свободное от работы время больше всего любит побеситься и поколбаситься, а также различные экстремальные игры. С котом и сыном играют в Титаник. Титаник – это кот. А блохи, прыгающие в воду во время купания кота, гибнущие пассажиры.
Ксения Драгунская выпустила уже несколько книг, среди них две, вышедшие в издательстве «Дрофа» в серии «Сказки нашего двора»: «Суп с котом» и «Целоваться запрещено!» . Почитаем?
/Громкое чтение одного из рассказов К. Драгунской/.
Библиотечный компонент:
• Жанр литературы: юмористический рассказ.
• Лексика:
~ родовые и видовые признаки предметов (продуктовый магазин);
~ словарные слова (арбуз, посуда).
• Текст: восстановить названия рассказов, пересказ.
• Элементы книги: абзац, заглавие, оглавление.